Проект по самоуправлению в школе. Социальный проект школьного ученического самоуправления "школьный двор"


Гармоничное развитие человека невозможно без тесной связи с природой. Родная природа- это источник, из которого человек черпает многие знания и впечатления. Природа - вечный храм, первоисточник красоты и величия. Человек не может представить свою жизнь без растений, поэтому очень важно научить его с раннего детства понимать, беречь и создавать живую красоту своими руками. Благосостояние природы, а значит и человека, зависит от экологической воспитанности людей. Экологически грамотный человек- это залог процветающего будущего нашей планеты. Во внешнем облике любого населенного пункта, будь то большой город или маленькое село, особую роль играют зелёные насаждения. Они необходимы и полезны со всех точек зрения: оздоровительной, агрохозяйственной, эстетической.


Характеристика микрорайона МОУ СОШ 21 г. Сальска. Климатические условия: температура января - - 4,8, июля - +23,8, количество осадков мм в год, увлажнение недостаточное. Почвы: черноземы обыкновенные карбонатные. Растительность: обеднённые разнотравно-дерновинно-злаковые степи. Ландшафты: степные засушливые. Выброс вредных веществ в атмосферу - от 10 до 50 тыс.т./ год. Экологическая обстановка: напряженная. Проживает жителей, из них примерно 40 % учащиеся школ, ПТУ, техникумов, вузов. Территория микрорайона МОУ СОШ 21 находится в районе Новосальска, включает частный и многоэтажный секторы. В пределах м/р находятся предприятия: текстильная фабрика, ОАО «Авторемонтник», ЗАО «Юг Руси», на западе м/р граничит с предприятиями ж.д. транспорта. Школа расположена на главной автомагистрали (ул. Островского), рядом находится рынок. Все это осложняет экологическую ситуацию в м/р, способствует загрязнению воздуха, воды, почвы промышленными отходами. Оставляет желать лучшего и общий уровень экологической культуры населения, который порождает одну из самых острых проблем проблему мусорных отходов. Выводы: по данным ГСЭН экологическая ситуация в микрорайоне удовлетворительная, по данным областного уровня (атлас Ростовской области) экологическая ситуация в г. Сальске и соответственно в микрорайоне МОУ СОШ 21 - напряженная!!!


Актуальность проекта Наша школа расположена в микрорайоне, на территории которого работают заводы, ухудшающие экологическую обстановку, рядом со школой проходит оживленная автодорога. Кроме того в микрорайоне нет парка, где можно было гулять и отдыхать детям, людям пожилого возраста, поэтому большинство жителей используют территорию школы, в качестве парка отдыха. Поэтому проблема благоустройства школьной территории актуальна с первых дней существования школы. Сад – парк создаст наиболее благоприятные санитарно-гигиенические условия. Зелёные насаждения позволят изолировать друг от друга различные по назначению территории и отгородить пришкольный участок от прилегающей загазованной автотранспортом центральной трассы города.


Цель: Создание на пришкольном участке сада-парка с оригинальными фитокомпозициями древесных, кустарниковых, травянистых растений, радующих глаз, оздоравливающих среду обитания детского организма, улучшающих экологическую обстановку и микроклимат школы, и условий для повседневного отдыха учащихся и населения микрорайона.


Задачи: 4. Формирование чувства гражданской ответственности в решении актуальных проблем социума. 1. Разработка и осуществление плана озеленения и благоустройства территории школьного двора 2. Распространение среди учащихся знаний о ландшафтном дизайне 3. Развитие коммуникативной культуры, навыков работы в коллективе


Содержание проекта В апреле 2005 года был дан старт конкурсу «Школьный двор» на лучший мини - проект по благоустройству и озеленению школьного двора, в которой приняли участие учащихся 1 – 11 классов. Представленные мини-проекты определили основные этапы направления по благоустройству школьного двора: создание цветников с использованием современных фитокомпозиций, элементов ландшафтного дизайна; оборудование мест отдыха; создание экологической тропы на пришкольном участке; обновление спортивной площадки, транспортной площадки; облагораживание школьного сада: Посадка по периметру школы, таких хвойных деревьев, как туя, ель, можжевельник, которые не только накапливают пыль, тяжелые металлы и токсины, но и улучшают состав воздуха, снижая количество патогенов на 40 – 60 % и увеличивая его полезную ионизацию. Посадка 50 кустов сирени вдоль забора школы Проведение общешкольной акции по сбору и посадке луковичных растений, хризантем, сентябрин и др. Проведение общешкольных субботников. Работа по нестандартному озеленению классов, школьных рекреаций. Итогом предшествующей работы стало создание пришкольного лечебного сада-парка с последовательной сменой видов растений, способствующий оздоровлению среды и улучшению микроклимата в районе школы.


Социальные основы озеленения пришкольного участка. Зеленые насаждения играют значительную роль в архитектуре школы. Существует прямая взаимосвязь между состоянием здоровья населения и степенью озеленения микрорайонов города, поэтому как в генеральном плане города предусмотрена посадка зеленых насаждений, так и мы, ученики школы, увеличиваем количество зеленых насаждений на территории школы.




Название этапаЦельСрок выполнения 1.ОрганизационныйЦелеполагание проекта. Построение дальнейшей ориентировочной схемы деятельности. С сентября 2010 г. 2.ПодготовительныйПроведение анализа экологического состояния школьной территории С марта 2011г. 3.ПрактическийРеализация проектаМарт-сентябрь 2011г. 4.ЗаключительныйАнализ результатов работы и внесение изменений. Переход на следующий уровень развития. Октябрь 2011 г.


План мероприятий организационного этапа МероприятиеОтветственный 1.Проведение анализа экологического состояния школьной территории Учитель биологии 2. Старт конкурса « Аукцион идей » на лучший мини- проект по благоустройству школьного двора » Классные руководители, уч - ся 3. Конкурс рисунков « Школьный двор моей мечты » Классные руководители, уч - ся 4.Разработка коллективного проекта школьного двора: -создание проектной группы; - составление плана озеленения и благоустройства школьного двора Зам. директора


План мероприятий подготовительного этапа МероприятиеОтветственный 1.Приобретение семян и выращивание рассады.учитель трудового обучения 2.Трудовой десант «Школа – парк» по благоустройству школьного двора. классные руководители 3.Обработка почвы и посадка рассады цветочных культур на школьном дворе. учитель трудового обучения 4.Обновление транспортной площадкиотряд ЮИД 5. Обновление спортивной площадкиучитель физической культуры


План мероприятий практического этапа МероприятиеОтветственный 1.Уход за посаженными цветочными культурами. Классные коллективы 5 – 8 кл. 2.Осенние работы: - подготовка семян к хранению; - осенняя обработка почвы. Ответственный за участками, учитель трудового обучения


План мероприятий заключительного этапа МероприятиеОтветственный 1.Анализ результатов работы и внесение изменений. Переход на следующий уровень развития. ответственный за участками, учитель трудового обучения 2.Планирование участка с использованием севооборота учитель трудового обучения


Предполагаемые результаты, их социальная значимость. Создание на пришкольном участке сада-парка с оригинальными фитокомпозициями древесных, кустарниковых, травянистых растений, радующих глаз, оздоравливающих детский организм, улучшающих экологическую обстановку, условия для повседневного отдыха учащихся и населения микрорайона. Организация социально-значимой общественной деятельности школьников, вовлечение обучающихся из асоциальных семей в общественно-полезную деятельность. Создание условий для возможной организации процесса совместно времяпрепровождения, способствующего духовному сближению детей и взрослых, рождению общих интересов и увлечений. Приобщение школьников к здоровому образу жизни. Развитие гражданственности, патриотизма, экологической культуры, привитие трудовых навыков у школьников.

« Средняя общеобразовательная школа № 148 г.Челябинска»

Модель ученического

Самоуправления «Форсайт»

Кодекс чести старшеклассников……………………………………………3

Положение об ученическом самоуправлении ……­­­­­4

Положение о выборах Президента и Совет Старшеклассников ученического самоуправления …………. 5

Пояснительная записка ………………………………………………………7

Правовая основа ………………………………………………………………8

Описание модели ученического самоуправления………………………… 8

Модель становления и развития детского самоуправления ………………11

Система школьного самоуправления ………………………………………13

Организация деятельности ученического самоуправления ………………17

Взаимодействие ученического самоуправления с другими органами

школьного самоуправления …………………………………………………19

Основная форма работы - КТД ………………………………………………20

Основная форма работы - метод проектов.......………...…………………..21

Заключение ……………………………………………………………………23

Кодекс чести старшеклассника

Утверждаю: _______/Демчук Л.А./
«_____» _____________20____год

Директор МАОУ «СОШ №148

г.Челябинска»

Положение

об ученическом самоуправлении в МАОУ СОШ №148.

1. Общие положения

Деятельность ученического самоуправления осуществляется в соответствии с Законом РФ «Об образовании», Конвенцией о защите прав ребёнка, Положением об образовательном учреждении, соответствующими локальными актами учреждения и настоящим Положением.
2. Идея

Школьник должен являться реальным действующим лицом в построении гражданского общества.
3. Цель ученического самоуправления


  • Создание стиля и тона дружеских отношений подлинного сотрудничества и сотворчества.

  • Отработка средств педагогического взаимодействия, влияющего на развитие социально ценных интересов и потребностей детей и подростков.

  • Расширение их лидерского и гуманитарного опыта.

4. Эти цели решаются через реализацию следующего ряда задач

5. Основные принципы самоуправления

6. Функции самоуправления


  • Интегративная (сочетание коллективных и индивидуальных видов деятельности; объединение учащихся, педагогов и родителей; объединение школьных клубов, служб).

  • Адаптационная (адаптация к социальным условиям).

  • Защиты прав и свобод каждого.

  • Коммуникативная

  • Регулятивная

  • Воспитательная.

7. Основные законы коллектива

8. Критерии оценки работы школьного самоуправления


  • Практическая значимость принятых законов

  • Активная позиция каждого члена коллектива

  • Удовлетворённость школьной жизнью

  • Комфортность для каждого члена школьного коллектива

  • Осознанность учения

  • Системность работы

9. Состав Совета старшеклассников и регламент деятельности

Положение

о выборах Президента школьного самоуправления и кабинета министров ученического самоуправления
Общие положения


  1. Положение о выборах совета старшеклассников ученического самоуправления и Президента ученического самоуправления принято в соответствии с Уставом общеобразовательного учреждения МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 148» и Положением об ученическом самоуправлении.

  2. Настоящее Положение определяет порядок назначения, организации и проведения выборов совета старшеклассников ученического самоуправления и Президента ученического самоуправления.

  3. Действие настоящего Положения распространяется исключительно в МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 148».

  4. В настоящем Положении используются следующие понятия и определения: Выборы совета сташеклассников ученического самоуправления МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 148». (далее - выборы).

  5. Действия учащихся МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 148», избирательных объединений, избирательной комиссии, администрации и педагогического коллектива МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 148» по составлению списков избирателей, выдвижению и регистрации кандидатов совет старшеклассников и Президента ученического самоуправления, проведение голосования и подведение итогов.

  6. Избиратель - учащийся 5 - 11 классов

  7. Кандидат на должность Президента ученической ассоциации МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 148», выдвинутый избирательным объединением или непосредственно избирателями (независимый кандидат) и зарегистрированный избирательной комиссией МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 148» в соответствии с настоящим Положением.

  8. Предвыборная агитация - деятельность избирателей и кандидатов по подготовке и распространению информации, имеющей целью побудить избирателей принять участие в голосовании.

  9. Наблюдатель - имеющий право присутствовать в помещении избирательной комиссии во время голосования и подведения итогов голосования.

  10. Доверенное лицо кандидата в совет старшеклассников самоуправления (далее - доверенное лицо) - избиратель, администратор школы или учитель, зарегистрированный в избирательной комиссии и ведущий предвыборную агитацию и организационную деятельность, способствующую избранию кандидата.

  11. Основные принципы выборов совета старшеклассников ученического самоуправления:
    а) выборы осуществляются избирателями на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании
б) участие избирателей в выборах является добровольным

в) никто не вправе оказывать воздействие на избирателей или кандидатов с целью принудить их к участию или неучастию в выборах, а также воздействовать на свободное волеизъявление


  1. Периодичность проведения выборов - выборы совета старшеклассников и Президента ученического самоуправления проводятся один раз в год.

Выдвижение и регистрация кандидатов в Совет Старшеклассников ученического самоуправления и Президента ученического самоуправления.
Порядок выдвижения кандидатов.


  1. Кандидаты в совет старшеклассников ученического самоуправления и на должность Президента ученического самоуправления выдвигаются от избирательных округов и избирателей (независимый кандидат).

  2. Решение о выдвижении кандидатов в совет старшеклассников ученического самоуправления принимается на общем собрании избирателей избирательного округа.

  3. Выдвижение независимого кандидата производится путём сбора подписей избирателей в своём избирательном округе в количестве не менее 15 на одного кандидата в совет старшеклассников ученического самоуправления среди избирателей 5- 11 классов; не менее 50 подписей на кандидата на должность Президента ученического самоуправления. Сбор подписей производится под заявлением соответствующего лица о его согласии баллотироваться на должность в совет старшеклассников ученического самоуправления или на должность Президента ученического самоуправления. До начала сбора подписей за независимого кандидата инициаторы (инициатор) сообщают в избирательную комиссию о своём решении провести сбор подписей с указанием своей фамилии, имени и класса.

  4. Сбор подписей производится в следующем порядке: на каждом подписном листе указывается фамилия, имя, отчество, дата рождения, класс, в котором обучается кандидат в совет старшеклассников ученического самоуправления или на должность Президента ученического самоуправления. Избиратель, ставя свою подпись в подписном листе, указывает свою фамилию, имя, класс. Подпись может ставиться в поддержку разных кандидатов, но один раз в поддержку одного и того же кандидата. Подписной лист подписывается лицом, проводящим сбор подписей, и самим кандидатом. Внизу подписного листа ставится дата окончания сбора подписей.

Регистрация кандидатов.

Кандидаты в совет старшеклассников ученического самоуправления или на должность Президента ученического самоуправления регистрируются избирательной комиссией. Представители избирательного округа или сам кандидат вносят в избирательную комиссию:


  1. Протокол общего собрания избирательного округа о выдвижении кандидата с указанием его фамилии, имени, отчества, даты рождения, класса.

  2. Список доверенных лиц с указанием их фамилий, имён, отчеств, дат рождения, заверенный подписью кандидата.

  3. Заявление кандидата о его согласии на выдвижение.

Статус кандидата в совет старшеклассников ученического самоуправления и на должность Президента ученического самоуправления.


  1. Удостоверение кандидата. Документом, подтверждающим личность и полномочия кандидата, является удостоверение кандидата, которым он пользуется в течение срока полномочий.

  2. Права и полномочия кандидата.
а) кандидат может иметь до трёх доверенных лиц, регистрируемых избирательной комиссией (доверенные лица также получают удостоверения избирательной комиссии)
б) выборы кандидата на должность Президента ученического самоуправления проводятся на альтернативной основе.

  1. Содействие и помощь кандидату. Избирательная комиссия
    оказывает равноценную поддержку кандидатам в организации встреч с избирателями, а также гарантирует равный доступ к школьной множительной технике для изготовления агитационных печатных материалов.

Предвыборная агитация.


    1. Любой избиратель вправе вести предвыборную агитацию.

    2. Предвыборная агитация может производиться:
а) в форме предвыборных встреч с избирателями

б) через школьную газету

в) через школьную настенную печать

г) методом выпуска и распространения листовок.


  1. Сроки проведения предвыборной агитации. Предвыборная агитация начинается в день регистрации кандидата и заканчивается накануне дня выборов. В день выборов любая предвыборная агитация запрещается.

  2. Организацию предвыборных агитационных встреч обеспечивает избирательная комиссия при участии классных руководителей.

  3. В школьной печати предвыборная агитация проводится через школьный пресс-сектор

  4. Выпуск и распространение печатных агитационных материалов осуществляется с использованием школьной множительной техники.

  5. Встречи с избирателями проводятся на классных часах, на переменах и во внеурочное время.

  6. Агитационные печатные материалы могут быть вывешены на специальных школьных стендах, а также по классам - в классных уголках.

  7. Ответственность за содержание агитационных печатных материалов возлагается на избирательную комиссию.

Джарты Елена Антоновна

Проект – исследование «Школьное самоуправление как средство формирования активной гражданской позиции школьника»

Актуальность проекта

Одним из основных принципов образования является сочетание государственного управления и общественного самоуправления.

Самоуправление учебных заведений предусматривает их право на самостоятельное планирование работы, решение вопросов учебно-воспитательной, научно-исследовательской, методической и хозяйственной деятельности.

Как неотъемлемая составная часть системы самоуправления в образовании, ученическое самоуправление является одним из важнейших факторов формирования у учащихся умений и навыков руководства демократическими процессами, происходящими в государстве. Формирование инициативной, способной принимать нестандартные решения личности невозможно без широкого привлечения учащихся к участию в управлении школьными делами через деятельность в органах ученического самоуправления.

Новизна и теоретическое обеспечение проекта заключается в создании современной модели ученического самоуправления, создании в школе инновационного опыта проектной деятельности, обеспечивающей сотрудничество коллектива учащихся школы, педагогов, родителей и общественности села.
Проектная деятельность позволяет:

    Привлечь максимальное количество учащихся в проектную деятельность;

    Стимулировать инициативу, самостоятельность, ответственность, гражданственность, как самые востребованные качества личности в условиях современного общества;

    Обогатить учащихся опытом социализации и создать ресурс их становления в будущем;

    Проявить учащимся и педагогам лидерские качества.

Практическая значимость исследования заключается в возможности применения созданной модели в учебно-воспитательных заведениях.

Цель проекта:

    Воспитание национально сознательного гражданина страны, способного реализовать свои способности, найти свое место в жизни, занимать в нем активную общественную позицию, быть гуманным, принципиальным, с чувством чести и достоинства, справедливой личностью.

Задачи:

    формирование чувства патриотизма, национального достоинства;

    создание условий для приобретения социального опыта благодаря системе обучения и воспитания умений и действий;

    воспитание личности на основе нравственных традиций;

    развитие деловой инициативы;

    формирование чувства ответственности, сознательного отношения к участию каждого в решении важных дел школьной жизни, овладение наукой управления;

    содействие реализации интересов, возможностей и желаний детей.

Участники проекта:

    управление образования администрации Старобешевского района;

    ученики, учителя, родители;

    муниципальное учреждение дополнительного образования администрации Старобешевского района «Старобешевский районный дом детского и юношеского творчества»;

    районная станция юных натуралистов;

    музыкальная школа г. Комсомольское/п. Старобешево;

    спортивный комплекс «Атлант» г. Комсомольское;

    ДЮСШ «Колос»;

    Дворец культуры филиала № 8 «Внешторгсервис ОАО Комсомольское

рудоуправление»;

    администрация села Раздольное;

    совет ветеранов;

    общество греков села Раздольное;

    Донецкий национальный университет;

    Библиотеки и музеи района и Республики;

    общественность села Раздольное.
    Стратегия и механизм достижения цели

Проект направлен на формирование гражданского сознания школьников, умений и навыков управления, способствует созданию единого воспитательного пространства образовательного учреждения. Обеспечивает успешное взаимодействие с различными субъектами социума и позволяет выстраиванию партнерских отношений между ними.

Координацию деятельности по реализации проекта осуществляет группа по реализации проекта: организационный комитет, органы ученического самоуправления. Организационный комитет определяет содержание конкретных мероприятий по реализации проекта, организует их выполнение, обсуждает предложения, направленные на повышение эффективности в работе. Основными исполнителями мероприятий проекта являются педагоги, обучающиеся и их родители.

ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

І этап – поисково-теоретический

Цель: организация работы по сосредоточению внимания на проблемах ученического самоуправления: изучение научно-методической литературы, проведения соответствующих заседаний педагогического совета, совещаний, ученических собраний по проблемам организации ученического самоуправления.

Задачи:

    получить согласие администрации на проведение проекта;

    определить круг участников проектной деятельности, создать творческие группы, конкретизировать задания их деятельности;

    согласовать вопросы по проектной деятельности с учителями, родителями, представителями общественности, которые могут помочь в решении задач проекта;

    изучить научно-методическую литературу по проблеме организации ученического самоуправления;

    изучить и проанализировать педагогический опыт по данной проблеме;

    наладить контакты с общественными организациями;

    провести соцопрос учеников и родителей о необходимости реализации проекта;

    подобрать диагностические методики по основным направлениям проекта.

IІ этап – практический

Цель: организация практической деятельности органов ученического самоуправления, проведение систематического обучения актива по вопросам планирования, проведения заседаний, рейдов, дежурств и тому подобное.

Задачи:

    Отработать содержание деятельности, наиболее эффективные формы и методы.

    Расширять и укреплять связи и отношения учреждений образования, культуры и спорта.

    Вовлекать в систему школьного самоуправления представителей всех субъектов образовательной деятельности.

    Проводить мониторинг реализации.

    Принимать участие в различных мероприятиях.
    IIІ этап – аналитический

Цель: анализ итогов реализации.

Задачи:

    Обобщить результаты работы.

    Провести коррекцию затруднений в реализации.

    Провести итоговый мониторинг реализации проекта.

    Выявить наиболее эффективные формы и методы работы.

    Подготовить итоговый отчет по реализации проекта.

    Провести итоговую конференцию участников проекта.

    Выпустить брошюру по итогам реализации проекта.

    Продолжать работу по организации деятельности органов ученического самоуправления.

В наши дни, в процессе коренного преобразования работы образовательного учреждения, ученическое самоуправление выходит на качественно новый этап своего развития. Ключевая проблема – воспитать ребенка активным участником, субъектом образовательного процесса в школе. Участвуя в деятельности органов детского самоуправления, школьники включаются в разностороннюю внеурочную деятельность, деловое общение с взрослыми на равноправной основе, вовлекаются в практику гражданского поведения и социальной деятельности. В рамках школьного самоуправления дети получают возможность влиять на содержание образования, на процесс разработки, принятие и реализацию локальных нормативно-правовых актов школы, отстаивать свои права и интересы в ней, раскрыть творческие способности и реализовать себя. Самоуправление делает учебную жизнь полноценной и насыщенной. Перед организаторами воспитательного процесса современного образовательного учреждения встает вопрос – какая модель школьного самоуправления наиболее приемлема, какие классические принципы необходимо пересмотреть, что взять за основу.

Целью ученического самоуправления МОУ Раздольненская школа является развитие социальной и организационной активности учащейся молодежи путем привлечения ее к участию в демократическом управлении; защита прав и интересов своих членов; разработка и внедрение проектов, направленных на улучшение учебно-воспитательного процесса в школе.

Проект отражает необходимый обществу и государству социальный заказ на воспитание инициативной, ответственной, креативной молодежи, настоящих патриотов с активной жизненной позицией.

Благодаря развитию школьного самоуправления, в школе решаются следующие задачи:

    Развитие, сплоченность и координация ученического коллектива;

    Формирование культуры деловых отношений, навыков ведения деловой документации;

    Самораскрытие и самореализация личности;

    Умение планировать трудовую деятельность, рационально использовать рабочее время;

    Повышение требовательности к себе и товарищам;

    Разноуровневый подход в организации самоуправления;

    Адаптация выпускников к жизненным условиям, которые постоянно меняются.

Ожидаемые результаты:

    Участвуя в работе органов ученического самоуправления, молодые люди смогут не только углубить свое понимание демократии, но и выяснить роль, которую выполняет каждый гражданин в развитии демократических идеалов, своими поступками действуя на пользу общества.

    привлечение родителей к процессу воспитания детей;

    совершенствование форм и методов, внедрение интерактивных технологий;

    рост уровня духовности, нравственности, толерантности, гражданственности и патриотизма, национального сознания учащихся, воспитанности;

    повышение социальной активности и уровня социализации и самореализации;

    увеличение количества детей, охваченных школьными и внешкольными мероприятиями;

    минимизация негативных проявлений;

    повышение правовой грамотности и уровня информированности подростков;

Оценка эффективности реализации проекта

Оценка результативности реализации осуществляется на основе использования системы объективных критериев, представленных нравственно-духовными и количественными параметрами.

Нравственно-духовные параметры:

Умение работать и действовать индивидуально и в коллективе;

Знание своих прав и обязанностей и умение их использовать;

Умение принимать и защищать свои решения;

Готовность к участию в общественных делах;

Готовность к образованию.

Количественные параметры:

Вовлечение каждого школьника в процесс управления;

Качество отношений (отношения детей к реалиям жизни школы, к самой школе, к педагогу, совместным делам);

Участие в различных конкурсах;

Проведение мероприятий.

Механизм системы контроля и оценки результатов

    средствами общественного контроля через конференции, круглые столы, семинары;

    регулярным обсуждением хода реализации на заседаниях штаба самоуправления, методическом объединении классных руководителей школы, на совещаниях;

    проведением диагностической работы в ходе внедрения мероприятий в практику;

    разработкой методических материалов, направленных на совершенствование системы школьного самоуправления в образовательном учреждении;

    подготовкой и информационным обеспечением кадров, ведущих работу по реализации проекта;

    через коммуникативные средства общения: Интернет;

    участием и победами школьников в конкурсах.

Перспективы дальнейшего развития проекта

Анализ промежуточных результатов позволяет определить перспективные направления дальнейшей деятельности:

    Внедрение новых технологий в процесс формирования гражданских ценностей обучающихся школы;

    Расширение круга участников проекта;

    Продолжение работы над проектом.

Воспитание – это творчество, наивысшая ценность, о которой должен постоянно заботиться учитель. А его труд – тропинка, по которой человек поднимается к вершинам морального благородства.

Социальный проект «Школьный двор»

Актуальность и важность проекта.

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 7» расположена в селе Пелагиада Шпаковского района Ставропольского края. Общая площадь школьной территории – 5 га. Поэтому проблема благоустройства территории актуальной с первых дней её существования. Каждый год ученики школы, вместе с учителями, добавляют на школьные клумбы цветы, но единой композицией это пока не выглядит.

Школа - это одна из самых важных моментов жизни, ведь в ней проходит самая значимая часть жизни - ДЕТСТВО!

«Визитная карточка» школы - это школьный двор. Он должен быть благоустроенным, чистым и красивым. Чтобы каждый знал - что наша школа самая лучшая, самая красивая.

Вдохновленные этой мыслью школьники, на собрании старшеклассников, решили создать единый комплекс, где можно было бы реализовать все свои способности, запросы, интересы, идеальную модель маленького мира цветов – таков был замысел авторов данного проекта. Двор для нас – это мир, где каждый чувствует себя комфортно, имеет широкие возможности для самореализации на пользу себе и другим, обретение опыта жизненного созидательного успеха. Было принято решение в 2014 году разработать и воплотить в жизнь новый проект «Школьный двор».

Одним из направлений деятельности школы является экологическое и трудовое воспитание школьников. Школьный двор и школьная территория стали эффективным средством формирования экологической культуры учащихся, становления их нового гражданского сознания. Эту работу мы рассматриваем, как часть системы социального становления личности.

Таким образом, наш школьный двор – это универсальное средство, которое одновременно выполняет ряд функций: познавательную, развивающую, духовно-нравственную, функцию социального закаливания, гражданского становления личности, функцию проектирования собственной деятельности.

Целостное восприятие природы, а именно такое восприятие развивает школьная территория, открывает путь к новому мировоззрению, осознанию роли и места своего Я.

Становясь участниками проекта, школьники пробуют себя в различных социальных ролях, что содействует их успешной социализации в обществе. Проект «Школьный двор» является эффективным средством формирования активной гражданской позиции школьников и их экологической культуры.

Цели и задачи проекта.

Цель проекта «Школьный двор»:

    создание условий для осуществления гражданско-патриотического воспитания молодежи через организацию патриотической деятельности школьников по благоустройству и озеленению школьной территории;

Задачи:

    разработка и осуществление плана озеленения и благоустройства территории школьного двора;

    распространение среди учащихся знаний о ландшафтном дизайне;

    освоение навыков коммуникативной культуры, работы в коллективе;

    развитие аналитических навыков и навыков критического мышления;

    формирование чувства гражданской ответственности в решении актуальных проблем местного сообщества.

Приступая к работе, мы провели анализ ситуации на данный момент с целью определения наиболее важных проблем, которые требуют оперативного решения.

После того как были определены проблемы, была проведена работа по выявлению наиболее важной из них - художественное оформление школьного двора.

В апреле 2016 года будет дан старт проекту «Школьный двор»:

    создание цветников с использованием современных элементов ландшафтного дизайна;

    оборудование мест отдыха;

    обновление спортивной площадки;

    облагораживание школьного сада;

Практическая реализация проекта должна осуществляться летом классными коллективами. Летние работы завершат первый этап реализации проекта.

Осенью 2016 года будут подведены итоги первого этапа и определены задачи на будущее.

Этапы реализации проекта «Школьный двор»

№ п/п

Название этапа

Цель

Срок выполнения

Подготовительный

Мотивация, целеполагание проекта

Апрель 2016

Проектировочный

Построение ориентировочной схемы деятельности

Апрель 2016

Практический

Реализация проекта

Май-сентябрь 2016

Аналитико-коррекционный

Анализ промежуточных результатов работы, внесение изменений

Май-сентябрь 2016

Заключительный

Сопоставление действительных и желаемых результатов работы. Переход на следующий уровень развития

Октябрь-ноябрь 2016

План мероприятий по реализации проекта «Школьный двор»

№ п/п

Мероприятие

Ответственный

Проведение анализа состояния школьной территории.

ШУС, старшая вожатая, зам. директора по УВР

Разработка коллективного проекта школьного двора:

    создание проектной группы;

    составление плана озеленения и благоустройства школьного двора.

ШУС, старшая вожатая, зам. директора по УВР.

Приобретение семян и выращивание рассады.

Ответственный за УОУ, учитель трудового обучения.

Трудовой десант по благоустройству школьного двора.

Оформление клумб, обработка почвы, посадка рассады цветочных культур на школьных клумбах.

Ответственный за УОУ,

классные руководители, учащиеся.

Обновление спортивной площадки.

Учитель физ. культуры, юноши старших классов.

Уход за посаженными цветочными культурами.

Классные руководители, учащиеся.

Строительство беседки для отдыха.

Учитель трудового обучения, юноши старших классов.

Разработка школьных клумб у входа в школьный двор.

Классные руководители, учащиеся 6 и 7 классов.

Разработка и создание ландшафтного дизайна.

Учитель технологии, учитель ИЗО, инициативная группа.

Осенние работы.

Классные руководители, учащиеся.

Регулярная уборка территории

Классные руководители, учащиеся.

Смета расходов.

Направление расходов

Сумма (руб.)

1. Приобретение посадочного материала

2000

2. Пиломатериалы для строительства беседки

5000

3. Краска для оформления

4. Удобрения

Итого:

7900

Предполагаемые результаты, их социальная значимость.

    Организация социально-значимой общественной деятельности школьников;

    Комплексный подход к воспитанию гражданственности, патриотизма, экологической культуры, трудовому воспитанию;

    Создание условий для возможной организации процесса совместного времяпрепровождения, способствующему духовному сближению детей и взрослых, рождению общих интересов и увлечений;

    Приобщение к здоровому образу жизни как важной составляющей экологической культуры;

    Создание гуманистической развивающей среды жизнедеятельности учащихся, представление им дополнительных возможностей для саморазвития, самоутверждения, самовыражения;

    Создание благоприятных условий жизни.

САМОУПРАВЛЕНИЕ В ШКОЛЕ КАК НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ ДЛЯ ЛИЧНОСТНОГО РОСТА

Собраться вместе –это начало.

Остаться вместе – это прогресс.

Работать вместе – это успех.

Если звёзды зажигают –

значит – это кому-то нужно?»

В.В. Маяковский

Вот уже много лет в нашей школе есть школьное самоуправление.

Вообще, известно, что наиболее полное раскрытие способностей человека возможно лишь в общественно значимой деятельности. Л.Н. Толстой говорил: «Если ученик не научится в школе сам ничего творить, то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать».

Для нас важность создания органов ученического самоуправления была бесспорна с самого начала работы школы. Но встал вопрос о форме организации этих органов.
Нам очень хотелось с самого первого дня создать особый морально-психологический климат в нашей школьной семье, где бы складывались гуманные отношения между учениками, где бы дети могли проявить свои способности, творчество, инициативу. Мы обратились к ребятам с вопросом о самоуправлении. Так был создан Школьный Парламент

В нашей школе создаются условия, чтобы каждое организуемое дело, любая деятельность пробуждали бы активность детей.

Мы очень часто сталкиваемся с проблемами, для решения которых необходимо находить рациональное решение, изучать и использовать новые методы работы

Для нашей команды подлинное самоуправление это:

Во-первых , это участие в нем большинства ребят, а не узкого круга актива и группы учителей.

Во-вторых , самоуправление не мыслится без поддержки педагогов, без сотрудничества со взрослыми.

Но классный руководитель - не наставник, а друг и помощник, способный проникнуться идеями ребят, поддержать и способствовать их осуществлению, понимать, что нужно детям. Это тот же член коллектива, только старше по возрасту и, соответственно, обладающий большими знаниями и опытом.

В-третьих , оно должно быть с таким опытом общественной деятельности, где можно увидеть ее результат.(в школе проводятся различные мероприятия, где ребята могут попробовать свои: это и музыкальные конкурсы: «Танцы со звёздами» «Голос» и интеллектуальные «Дебаты», балы, тематические вечера.

И, наконец, в-четвертых , самоуправление не должно ограничиваться одним днем – ведь жизнь не останавливается ни до, ни после дня самоуправления.(поэтому план воспитательной работы составляется совместно с членами Школьного Парламента)

Вся деятельность Парламента основывается на следующих принципах

Принципы деятельности Школьного парламента.


Смысл ученического самоуправления средней общеобразовательной школы № 79 заключается не в правлении одних детей другими, а в обучении всех детей основам демократических отношений в обществе, развитию самостоятельности.

- Принцип равноправия . Все участники школьного самоуправления должны иметь равные права субъекта школьной жизни, право решающего голоса при принятии того или иного решения; (на собраниях Школьного Парламента все решения принимаются сообща, каждый имеет право голоса)

- Принцип выборности , в соответствии с которым органы школьного самоуправления приобретают свои полномочия в результате соответствующих выборов; (предвыборная кампания проходит в сентябре и включает в себя: предвыборную агитацию кандидатов (от каждого класса 8-11 -1 человек), пресс-конференцию, где каждый кандидат рассказывает свою программу развития школы на год) выборы, распределение обязанностей)

Выборы! Совсем недавно это была незнакомая ситуация для учащихся школы даже с точки зрения избирателя. Наверное, поэтому среди них распространялось мнение: "А зачем выбирать? За нас выберут!" Что не скажешь о сегодняшней ситуации. Сегодня наши дети активно участвуют в деловых играх «Выборы!», серьёзно задумываются над вопросами различных Референдумов.

Но! проблемы страны - они немного далеки и мы практически никогда не получаем итоговой информации (картина в районе или в области) о прошедшем Референдуме с каким-либо решением. А вот школьные проблемы рядом! Как их решить? Может ли Выбор президента школьного самоуправления помочь решить хотя бы некоторые из них?

В выборах школьного самоуправления принимают учащиеся 5-11 классов.

Кандидаты на пост Председателя Школьного Парламента подают заявление об участии в выборах в избирательную комиссию. На стенде школьного самоуправления вывешивается закон о проведении выборов, с которым избиратели могут познакомиться в течении предвыборной кампании, которая проходит за 2 недели до выборов.

Учащиеся, кандидаты в органы ученического самоуправления, выпускают газету, в свободной, творческой форме, в которой рассказывают о себе, своих интересах, увлечениях, помещают фотографии, высказывают свой личностный взгляд на проблемы школьной жизни, пути их решения. Газеты вывешиваются на 2-м этаже в фойе, где каждый ученик может познакомиться с кандидатами, и остановить свой выбор на самом достойном. Проходит агитация избирателей.

Членами ученической конференции проводится социологические опросы, которые позволяют оценить уровень вовлеченности учащихся в процесс выборов, увидеть кому из кандидатов отдается наибольшее предпочтение.

Счетная комиссия формируется из 7 человек, представителей различных классов и подводит итоги выборов, которые заносятся в протокол.

В конце сентября проходят выборы, а после проводится праздник “Содружество юных”, на котором происходит представление школьного самоуправления Избранный Президент произнес клятву и обратился к своим избирателям со словами благодарности за поддержку на выборах и оказанное доверие.

- Принцип обновляемости и преемственности требует периодического обновления состава органов самоуправления и их руководителей. В то же время должна обеспечиваться преемственность в работе между предыдущим и следующим составом того или иного органа самоуправления; В школе наравне со Школьным Парламентом действует Школьный Актив, состоящий из учащихся 5-7 классов. На заседаниях Школьного Актива ребята учатся быт самостоятельными, активными, креативными. Школьный Парламент курирует Актив и передают свой опыт.

- Принцип открытости и гласности , в соответствии с которым вся работа органов самоуправления открыта для каждого члена коллектива и обеспечивается получение каждым необходимой оперативной и достоверной информации;

- Принцип демократии , предполагающий вовлечение в самоуправленческую деятельность всех участников школьной жизни. При этом непосредственная демократия имеет приоритет перед демократией представительной;

- Принцип законности , под которым мы понимаем неукоснительное следование органов самоуправления Уставу школы и ее локальным нормативным документам;

В Школьном Парламенте свой Устав, принятый ребятами 4 года назад и, который корректируется из года в год; приняты положения о рейтинге, о выборах, о Школьном Парламенте. И здесь хочется заметить, что все документы самостоятельно составлялись членами Школьного Парламента

- Принцип представительства , в соответствии с которым каждый класс

(с5 – 11) должен иметь своих представителей в Ученическом активе школы;

- Принцип гуманности , ученический совет школы принимает решения и реализует их в интересах личности ученика, родителя, школьного работника. Даже меры ответственности и наказания строгие, но гуманные, не унижают достоинство ребенка;

- Принцип подотчетности , требующий регулярной отчетности органов самоуправления перед своими избирателями;

-
Принцип совета и согласия , в соответствии с которым перед принятием решения следует непременно посоветоваться, выслушать мнение друг друга и принимать решение на основе согласия всех или большинства членов органов самоуправления.

Огромное значение для школьного самоуправления играет КТД., где ребят могут проявить свою инициативу, самостоятельность. Одним из ставшим уже традиционным КТД является бал .Балы организуют сами ребята. Когда только-только балы стали организовывать в нашей школе, приглашали студентов- наших выпускников, а также инструкторов ЦВР «Крылатого». Сейчас же многие прекрасно самостоятельно организовывают бал на 30 танцев. А в этом году впервые организовали бал ля 4-5 классов.

Ещё одним традиционным праздником у нас является День открытых дверей . Проходит он в конце ноября в День матери и включат в себя:

    Представление творческих мастерских (наше допобразование, подростковые клуб)

    «Час директора» (встреча с администрацией школы)

    Дебаты (для старшеклассников)

    Спортивные соревнования по волейболу, мини-футболу

    Концерт ко Дню матери.

Всю программу ребята готовят сами: разрабатывают мероприятия, устанавливают дежурства, организовывают сопровождение начальной школы Большое внимание мы уделяем патриотическому воспитанию. Праздник 9 мая и в школе праздновался с большим размахом.

    Это и конкурс плакатов о войне.

    Конкурс Уголков Героя в каждом классе.

    Музыкально-литературные композиции «Молодая Гвардия» и «Улицы в небо»

    Бал Победы.(танцевальная программа для жителей микрорайона)

    Акция флеш-моб «День Победы»

В Школе в течении всего года ведётся рейтинг классов, а в Парламенте – рейтинг членов Парламента.

Смотр-конкурс “Лучший класс года” является основной формой внеурочной общешкольной работы и включает в различные виды деятельности 5– 11 классы на принципе состязания. В рамках этого конкурса в школе всегда проводится большое количество мероприятий: конкурс классных уголков, рейды “Сменная обувь”, “Школьная форма”, “Мой учебник”, “Школьный двор”, конкурс поздравительных плакатов ко Дню учителя, интеллектуальный марафон, спортивные соревнования и многое другое. Все мероприятия имеют конкурсную основу, имеется Положение о проведении и начислении баллов. Баллы заносятся в специальную рейтинговую экран-таблицу, которая отражает текущие результаты каждого класса и вывешивается на стенде. Набравший наибольшее количество баллов класс становится победителем – “Лучший класс года” и награждается грамотой на празднике «Зажги свою звезду»”.

Уже это само по себе является стимулом к участию в общешкольных делах. Кроме того, воспитывается чувство ответственности за свой класс, что усиливает мотивацию и дает установку на качество.

Выводы:

-Самоуправление в школе – необходимый компонент современного воспитания.

-Его цель в современных условиях – адаптация выпускников к непрерывно изменяющимся жизненным условиям.

-Самоуправление способствует личностному росту школьников, развитию их ответственности и самостоятельности.

-Наиболее успешным является разноуровневый подход в организации самоуправления, когда учитываются личностные потребности школьников определяющие их цели и профессиональную ориентацию.

-Самоуправление способствует раскрытию школьников как мыслителей, способных прогнозировать не только свою жизнь, но и страны.

-Самоуправление формирует готовность участвовать в различных проектах.