Самоанализ логопеда на высшую категорию по фгос. Самоанализ учителя-логопеда

Я имею высшее педагогическое образование, в 2010 году закончила переподготовку в НИПКиПРО по специальности олигофренопедагогика, общий стаж педагогической деятельности - 11 лет. В данном учреждении работаю в должности учителя-логопеда 1 год. Имею первую квалификационную категорию (аттестована 28 февраля 2006 года).

Актуальность проблемы обозначена тем что, чем раньше начинается логопедическая коррекция, тем выше результативность устранения собственно речевых недостатков, не осложненных вторич-ными последствиями, а также и сопутствующей им педагогической за-пущенности. Своевременное выявление среди них учащихся с речевой патологией, правильная квалификация имеющихся дефектов устной речи и орга-низация адекватного дефекту коррекционного обучения позволяют не только предупредить появление у этих детей нарушений письма и чте-ния, вторичных по отношению к устной речи, но и не допустить отста-вания в усвоении программного материала по русскому языку.

Необходимым условием гармоничного развития психики ребенка является полноценность речевой деятельности. Умственное и речевое развитие ребёнка тесно связаны между собой, но вместе с тем развитие речи и познавательной деятельности характеризуются определенными особенностями.

Преодоление и предупреждение речевых нарушений способ-ствуют развертыванию творческих сил личности ребёнка, устраняют препят-ствия к реализации ее общественной направленности, к приобрете-нию знаний.

При разработке путей специального воздействия особое внима-ние уделяется тем сторонам овладения речью, которые связаны не только с механическим подражанием, но и, прежде всего, с позна-вательной деятельностью ребенка, с сознательным овладением пре-подносимым материалом.

Повышение эффективности и качества обучения учащихся школы предполагает своевременное выявление, предуп-реждение и устранение имеющихся у некоторых из них недостатков устной и письменной речи.

Основная цель моей педагогической деятельности - максимальная коррекция отклонений в развитии речи учащихся. Для реализации поставленной цели в ходе работы я решаю следующие задачи:

Обследование речи учащихся (сентябрь - стартовая диагностика, январь - промежуточная, май - итоговая);

Разработка и реализация системы работы по коррекции нарушений речи у учащихся;

Проведение подгрупповых и индивидуальных занятий по исправлению отклонений в речевом развитии, восстановлению нарушенных функций (проводимые мной подгрупповые занятия направлены преимущественно на совершенствование лексико-грамматического строя речи детей и развитие связной речи, на индивидуальных занятиях я решаю задачи по воспитанию звуковой культуры речи детей);

Консультирую педагогических работников и родителей по применению специальных методов и приемов оказания помощи детям, имеющим отклонения в речевом развитии.

Мною выбрана тема для самообразования: «Индивидуальный и дифференцированный подход при коррекции отклонений в развитии речи учащихся».

Составляя воспитательно-образовательные, коррекционные программы для своих учеников я ориентируюсь на их индивидуальные особенности и потенциальные возможности, ежегодно внося коррективы в содержание программы.

Учитывая особенности детей, в ходе занятий использую игровые технологии и разные формы организации: подгрупповые и индивидуальные занятия, широко применяю дифференцированный подход в обучении. Конспект занятия по коррекции звукопроизношения представлен в Приложении №2. Большое внимание уделяю индивидуальной работе с детьми, так как считаю, что для детей эта форма организации является наиболее эффективной. С этой целью ежегодно составляю план индивидуальной работы с детьми на каждое полугодие.

Особенностью логопедической работы в МОУ «СОШ с.Завьялово» является индивидуализация коррекционно-логопедического воздействия. Это связано с тем, что ученики одного и того же класса резко различаются по уровню развития речи, по сформированности фонематического анализа и синтеза, по степени выраженности и патогенезу нарушений звукопроизношения. У одних детей звук поставлен и автоматизирован, у других имеется изолированное произношение звука, но он не закреплён в речи.

Специфика логопедической работы проявляется и в планировании. Фронтальные логопедические занятия строятся с учётом постепенного введения трудностей.

В начале учебного проводится логопедическое обследование обучающихся начальных и средних классов с целью выявления детей, имеющих нарушения устной и письменной речи.

Для проведения диагностического исследования устной речи школьников используется методика, разработанная Т.А.Фотековой совместно с Л.И.Переслени. Данные обследования представлены в Приложении №1. Получив такой профиль, можно сразу вычленить как наиболее сформированные, так и наиболее благополучные компоненты речевой системы ребёнка и, основываясь на этом, разработать коррекционную программу для каждого учащегося.

Представленные данные позволяют оценить масштаб необходимой логопедической помощи детям в нашей школе в 2009-2010 учебном году.

На всех учащихся оформляются речевые карты. Учащиеся распределяются по группам соответственно речевым дефектам.

С 15 сентября по 15 мая с обучающимися, зачисленными на логопункт, проводится систематическая коррекционная работа.

Логопедическая работа в школе проводилась по следующим направлениям:

I. Коррекция нарушений звукопроизношения

1. Предварительный этап

· развитие ручной моторики;

· развитие дыхания;

· развитие речевого дыхания и голоса;

· развитие артикуляторной моторики.

2. Этап постановки звука

3. Этап автоматизации звука

4. Этап дифференциации звуков речи

II. Коррекция нарушений лексико-грамматической стороны речи

1. Развитие лексики

В конце учебного года проводится контрольное исследование. Результаты исследования в конце 2009-2010 учебного года представлены в Приложении №1 . В конце учебного года были выпущены из логопедической группы 11 учащихся, что составило 34%.

Данные сведения показывают, что логопедическая работа проводилась эффективно, у учащихся наблюдается значительное улучшение всех компонентов речевой системы.

В 2009-2010 учебном году мною подготовлены и проведены консультации для педагогов, выступила на МО

Самоанализ деятельности

учителя-логопеда за учебный год

«Родной язык является

средством общения, выражения

и формирования мыслей и,

таким образом, служит

активным могучим средством

всестороннего развития

личности ребёнка»

А.И.Сорокина

Полноценное гармоничное развитие личности ребёнка невозможно без воспитания у него правильной речи. Однако, в настоящее время наблюдается рост числа детей с речевыми нарушениями и усложнением структуры речевого дефекта. Органические нарушения, обусловленные поражением центральной нервной системы, или аномальным анатомическим строением органов артикуляции, стали преобладать над функциональными, когда при нормальном строении и сохранной иннервации нарушена только деятельность речевого аппарата. Это серьёзно осложняет коррекционный процесс в условиях детского сада и удлиняет сроки коррекции, снижая показатели динамики. В связи с этим чрезвычайно актуальна высокая профессиональная компетентность учителя-логопеда.

Основное направление в моей логопедической работе – коррекция речи старших дошкольников и подготовка их к обучению в школе.

В основе работы лежат программы Г.В. Чиркиной и Т.Б.Филичевой: «Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием» и «Коррекционное обучение и воспитание детей с общим недоразвитием речи».

На базе этих программ мною систематизирован и обобщён научно-теоретический и личный практический опыт и составлено учебно-методическое пособие для логопедов – «Коррекция общего недоразвития речи старших дошкольников», которое успешно апробировано и используется в практике.

За время работы в МАДОУ «Детский сад №12 «Счастливый островок» создала прочную учебно-методическую базу. Логопедический пункт оформлен в соответствии с нормативными и санитарно-гигиеническими требованиями, отмечен председателем городской ПМП комиссии, как один из лучших в городе; оснащён современной методической литературой, разработаны и систематизированы по разделам серии дидактических игр для работы над всеми компонентами речи: фонетикой, лексикой, грамматикой и связной речью. В соответствии с задачами моего учебно-методического пособия, выделены два больших блока:

1 блок – фонетико-фонематические игры;

2 блок – лексико-грамматические игры.

Это создаёт удобство в подборе и вариативности использования дидактических игр при реализации разных разделов программы. Их многообразие помогает поддерживать мотивацию к учению, осуществляя многократное повторение на разном дидактическом материале.

При выработке тех или иных речевых навыков придерживаюсь последовательности в реализации основных этапов коррекционно-развивающих технологических процессов:

создание чувственной основы ассоциативные связи → усвоение понятий → приобретение знаний → умений → навыков.

Для оптимизации учебного процесса использую в практике современные и инновационные коррекционно-образовательные технологии:

    прогнозирование сроков коррекции;

    целенаправленное создание условий;

    опытно-экспериментальные технологии;

    технологические приёмы наглядного моделирования при коррекции общего недоразвития речи старших дошкольников;

    использую модели артикуляции гласных и согласных звуков, жестовые символы при коррекции звукопроизношения любого генеза;

    применяю приёмы зондового логопедического массажа органов артикуляции для коррекции грубых органических расстройств (все формы дизартрии, алалия, ринолалия), а так же для постановки звуков при функциональных речевых расстройствах;

    приёмы комплексной дыхательной гимнастики, в том числе использую нетрадиционные приёмы парадоксальной гимнастики по

А.Н. Стрельниковой, адаптированные для детей дошкольного возраста;

    приёмы музыкотерапии использую для релаксации при работе с детьми-дизартриками;

    приёмы сказкотерапии – на зтапе автоматизации звуков и для развития связной речи;

    технологические приёмы использования на занятиях клавишных музыкальных инструментов – для пропевания звукоряда и попевок с изучаемым звуком и упражнений по логоритмике;

    нетрадиционные игровые приёмы с использованием массажного шарика Су-Джок – для массажа ладоней и пальцев рук;

    информационно-коммуникационные – компьютерные технологии, предоставляя возможность самому ребёнку работать за компьютером – это развивает моторику пальцев рук, координацию движений, сосредотачивает внимание, воспитывает быстроту реакции, вырабатывает самоконтроль;

Являюсь пользователем персонального компьютера с 2004 года. Использование современных компьютерных технологий позволяет повысить заинтересованность детей, помогает проводить занятия в занимательной игровой форме, ускоряет и облегчает процесс речевой коррекции; в целом, оказывает положительное влияние на результат.

Умение владеть компьютерными технологиями даёт возможность мне самой печатать и распространять среди логопедов и воспитателей научно-методические публикации и памятки для профилактики и коррекции речевых расстройств.

В своей логопедической практике при диагностике и коррекции нарушений речи у детей большое внимание уделяю индивидуальному подходу. Это позволяет глубже исследовать структуру речевого дефекта и степень его выраженности, поставить точный диагноз, определить зону ближайшего развития обучающегося воспитанника и сделать правильный выбор коррекционных методик.

В основе планирования коррекционно-логопедической работы лежат принципы «Педагогики Успеха», составленные мной на базе общедидактических и специальных принципов логопедии, сформированных Р.Е.Левиной, которые рассчитанны на эмоциональный контакт между логопедом и ребёнком и на успех в конечном результате. Это помогает при составлении плана делать правильный выбор технологических приёмов, максимально используя резервные возможности ребёнка.

Одним из основных критериев успеха считаю взаимодействие в работе логопеда, воспитателей и родителей, которое осуществляю через индивидуальные беседы, консультации, семинары-практикумы, мастер-классы, выступления на педсоветах, родительских собраниях (по организационным, информационным и тематическим вопросам).

Провожу открытые занятия, анкетирование, индивидуальную работу по тетрадям для домашних заданий, оформление в группах речевых уголков и папок-передвижек на тему: «Учим детей говорить правильно», беседы за «Круглым столом» в форме вопросов и ответов. Это даёт высокую продуктивность, показателем которой является хорошая динамика в развитии речи детей, высокий процент выпуска детей школу с чистой исправленной речью (свыше 85%) и отсутствие детей без динамики в развитии речи.

Являюсь ведущим специалистом ПМП консилиума МАДОУ «Детский сад №12 «Счастливый островок».

На заседаниях ПМПк отработали вопросы организации взаимодействия между всеми педагогами и специалистами ДОУ на примере модели единого коррекционно-речевого пространства.

С воспитателями провела семинар-практикум на тему: «Организация коррекционно-речевой среды», дала консультацию по оформлению речевых центров во всех возрастных группах, раздала памятки, намечен конкурс «Лучший речевой центр группы»

С целью правильного оформления документации переработала материалы Кемеровского выездного семинара по организации работы ПМПк, адаптировала их под свой детский сад и составила пакет нормативных документов с конкретными образцами правильного заполнения на примере одного ребёнка.

Свой опыт в данном направлении распространила и в другие детские сады.

Все документы согласованы с председателем ПМПК и утверждены

начальником УО Мариинского района.

В начале учебного года мы заключаем договор с родителями (законными представителями) на детей с отклонением в развитии и договор с городской ПМП комиссией. После диагностики все специалисты на каждого ребёнка пишут представление, составляют программу индивидуального сопровождения и согласовывают комплексную программу образовательного маршрута. В течение учебного года проводим 3 плановых заседания ПМПк ежеквартально, где уточняем вопросы диагностики, проводим мониторинг, выявляем резервные возможности ребёнка, обсуждаем и согласовываем выбор путей индивидуального маршрута коррекционного сопровождения. В конце учебного года делаем анализ динамики развития и движения обучающихся воспитанников, заполняем документ «Заключение ПМПк» и даём рекомендации.

Эффективность работы консилиума заключается в следующем:

    ПМПк позволяет наладить взаимосвязь в работе всех специалистов и педагогов ДОУ, повышает их ответственность и отчётность;

    делает диагностико-коррекционный процесс прозрачным и результативным;

    консилиум активизирует и повышает ответственность родителей (законных представителей), заключая с ними договор;

    договор с ПМП комиссией даёт возможность своевременно направлять ребёнка в лечебно-профилактические, оздоровительные, реабилитационные и другие учреждения;

    повышается ответственность и воспитателя: он координирует, продолжает и закрепляет работу всех специалистов во взаимосвязи с родителями, осуществляя индивидуальный подход к проблемному ребёнку во всех видах деятельности. В целом, согласованная диагностико-коррекционная работа консилиума позволяет улучшить качество и ускорить сроки коррекции.

С 1998 года по настоящее время являюсь руководителем МО логопедов Мариинского муниципального района. Организовываю и контролирую деятельность логопедов города и района. Активизирую обобщение опыта логопедов по диагностике и коррекции речевых расстройств. Обсуждение вопросов дифференциальной диагностики и специальных методов коррекции провожу в форме докладов, содокладов, семинаров-практикумов, дискуссий, диспутов, тренингов, беседы за «Круглым столом», через просмотр и анализ открытых занятий и разбор трудных случаев. Знакомлю с новинками в области логопедии посредством изучения материалов новых пособий и статей периодической литературы: журналов «Логопед», «Логопед в детском саду», «Дошкольная педагогика», «Дошкольное воспитание», «Развитие и коррекция» и др.

Это побуждает логопедов привнести что-то новое в профессиональную деятельность и помогает проявить собственное творчество

Свой опыт работы распространяю и передаю молодым начинающим логопедам, являясь для них наставником. Оказываю им методическую помощь в форме индивидуальных консультаций, помогаю в оформлении логопунктов согласно нормативным требованиям, в ведении документации, в изготовлении дидактических игр в соответствии с внедрением новых технологий, готовиться к открытым занятиям и выступлениям на МО с докладами, даю рекомендации при подготовке к лицензированию ДОУ и аттестации. Так же провожу обмен опытом в сети Интернет

При просмотре и анализе открытых занятий оказываю методическую помощь на рабочем месте, что является эффективным средством в исправлении собственных недочётов и пробелов в логопедической практике учителей- логопедов.

Это помогает логопедам повышать их педагогическое мастерство.

Отслеживание результатов динамики развития речи детей провожу

2 раза в год: в декабре – промежуточный мониторинг, в мае – итоговый,

по результатам годовых отчётов логопедов составляю сводную «Аналитическую таблицу динамики развития речи детей за учебный год».

Считаю, что МО – это эффективная форма повышения квалификации логопедов, действенное средство обмена опытом, разрешения профессиональных проблем, методической помощи на рабочем месте.

Коррекционно-логопедическая работа с ребёнком строится с учётом его образовательных потребностей, индивидуальных и возрастных особенностей, которые определяются прежде всего в результате комплексного обследования, проводимого в первой половине сентября. Результаты его заносятся в речевую карту установленного образца, что позволяет выстроить маршрут индивидуальной логопедической работы, построить определённый прогноз, разделить на подгруппы в зависимости от структуры и сложности речевого дефекта, проследить за динамикой речевого процесса.

Учёт образовательных потребностей детей реализую в рамках следующих направлений:

    работа по развитию понимания речи;

    создание мотивации для развития речевых коммуникаций;

    формирование пространственных представлений и сенсо-моторных навыков;

    развитие фонематического слуха и фонематического восприятия;

    уточнение и расширение словарного запаса;

    усвоение грамматических категорий;

    развитие психологической базы речи;

    воспитание осознанной и активной мотивации к учению;

    подготовка к обучению в школе.

Вся работа идёт с опорой на сохранные анализаторы, с учётом компенсаторных возможностей ребёнка, его творческих способностей и синзитивных периодов развития.

Уровень профессионального мастерства регулярно повышаю как на специально организованных курсах повышения квалификации, так и путём участия в семинарах различного уровня, вебинарах и методобъединениях.

Список использованной литературы

1.Программы Филичевой Т.Б., Чиркиной Г.В., Тумановой Т.В. Коррекция нарушений речи. М., 2010.

2. Авторская рабочая программа учителя-логопеда 2016, составленная в соответствии с ФГОС и основными нормативными документами, имеющая экспертное заключение на региональном уровне: рекомендовать «Рабочую программу учителя-логопеда» к использованию в образовательной практике.

Самоанализ профессиональных достижений учителя-логопеда

Евсеевой Татьяны Анатольевны

учителя-логопеда

БОУ «Городской психологический оздоровительно-образовательный центр» города Омска

Информация об учителе-логопеде:

Стаж общий – 13 лет, в должности учителя-логопеда – 3 года

2010 – 2011 учебный год – 20 часов

2011 – 2012 учебный год – 20 часов

2012 – 2013 учебный год – 20 часов

2013 – 2014 учебный год – 20 часов

1. Динамика результатов развития обучающихся (воспитанников) за период с предыдущей аттестации

    1. Успешность освоения обучающимися (воспитанниками) программ,

реализуемых (составленных) учителем-логопедом

Год

Общее количество

обучаемых (воспитанников), зачисленных в логопедические группы

Количество детей, освоивших

программу (или выпущенных из логопедической группы/ пункта)

чел.

2010-2011

10 воспитанников:

8 детей с ОНР III уровня. Дизартрия

2 ребенка с ФФН. Дизартрия

8 детей

2 ребенка

100%

100%

2011-2012

10 воспитанников:

9 детей с ОНР III уровня. Дизартрия

1 ребенок с ФФН. Дизартрия

9 детей

1 ребенок

100%

100%

2012-2013

12 воспитанников:

1 ребенок с ОНР I уровня. Моторная алалия

10 детей с ОНР II уровня. Дизартрия

1 ребенок с ОНР II уровня. Ринолалия

1 ребенок

10 детей

1 ребенок

100%

100%

100%

Коррекционная логопедическая работа проводилась согласно Закона РФ «Об образовании» и Устава БОУ «ГПООЦ» г. Омска. Цель работы – коррекция речевых нарушений у детей с ОВЗ. Работаю с детьми дошкольного возраста с тяжелой речевой патологией по дополнительным образовательным программам «Логоритмика» и «Логочас».

Коррекционно-развивающая работа проводилась на основе разработанного мною календарно-тематического планирования и осуществлялась по следующим направлениям:

Уточнение, обогащение и систематизация словаря на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающего мира;

Развитие фонематического слуха и восприятия,

Развитие артикуляционной моторики и звукопроизношения;

Формирование и развитие навыков, необходимых для успешного общения;

Развитие высших психических функций (памяти, внимания, мышления), общей и мелкой моторики.

В 2010-2011 учебном году в образовательной деятельности участвовало 10 человек: 2 воспитанника (20%) с ФФН, обусловленным дизартрией; 8 детей (80%) с ОНР III уровня, обусловленным дизартрией. За период обучения сохранность контингента составила 100%. Все дети освоили образовательную программу. В конце 2011 учебного года 10 детей (100%) были зачислены в первый класс общеобразовательной школы.

В 2011-2012 учебном году в логопедической группе было 10 детей предшкольного возраста: из них 9 воспитанников с ОНР III уровня, обусловленным дизартрией. 1 ребенок с ФФН, обусловленным дизартрией. Сохранность контингента составила 100%. Все дети усвоили учебный материал.

В 2012- 2013 учебном году в логопедическую группу было зачислено 12 детей среднего дошкольного возраста. Из них 10 детей с ОНР II уровня, обусловленного дизартрией, 1 ребенок с ОНР II уровня, обусловленного моторной алалией, 1 ребенок с ОНР III уровня, обусловленного ринолалией. Сохранность контингента составила 100%. Все дети усвоили учебный материал.

В процессе организации логопедической работы формы, методы и приемы коррекционного воздействия отбирались исходя из структуры речевого дефекта. При планировании занятий обязательно учитывались индивидуальные особенности детей. Коррекционная работа осуществлялась с учетом ведущей деятельности ребенка (игровой).

1.2. Результативность диагностической работы с обучающимися (воспитанниками), выраженная через различные показатели речевого и интеллектуального развития (например, развитие психических процессов; речевых функций, коммуникативных умений и т.д.)

В течение учебного года совместно с педагогом-психологом Медянцевой Н.Л. провожу комплексную всестороннюю диагностику детей с целью выявления проблем в их речевом и психическом развитии. Диагностическая работа начинается в начале учебного года с 01 по 15 сентября, промежуточные результаты осуществляются в январе, заключительная диагностика проводится в конце года с 15 по 30 мая.

Логопедическое обследование позволяет выявить не только негативную симптоматику в отношении речевого и психического развития ребёнка, но и его потенциальные возможности.

Достигать положительных результатов в логопедической работе мне помогает использование различных методик:

Дидактический материал по обследованию речи детей О.Б. Иншаковой «Альбом для логопеда»;

Смирнова И. «Логопедический альбом для обследования звукопроизношения»;

Бессонова Т.П., Грибова О.Е. «Дидактический материал по обследованию речи детей»;

Волкова Г.Н. «Методика психолого-педагогического обследования детей с нарушениями речи»

Карта логопедического обследования школьников с проблемами в развитии

(по Н.М. Трубниковой);

Н.В. Микляева «Диагностика языковой способности у детей дошкольного возраста ».

В 2012-2013 учебном году на основании проведенной диагностики по параметрам речевая коммуникация, мышление, внимание, память, восприятие можно сделать следующие выводы. На начало учебного года 6 воспитанников (50%) имели низкий уровень речевой коммуникации, 6 детей (50%) – средний уровень. Высокого уровня не было ни у одного ребёнка. Исследование внимания показало, что 4 ребенка (33,2%) имели низкий уровень развития, 7 детей (58,1%) находились на среднем уровне, и только 1 ребенок (8,3%) имел высокий уровень. В результате коррекционной работы в конце года при обследовании показатели речевой коммуникации и внимания значительно выросли. В сравнении с началом года повысился уровень развития памяти, мышления, восприятия. Результаты начала учебного года и конца года представлены в виде диаграмм:

В рамках работы Городской психолого-медико-педагогической комиссии за 2012-2013 учебный год провела педагогическую диагностику 1585 детей с отклонениями в речевом и психическом развитии с целью определения профиля обучения и воспитания. Из них 1471 (94.9%) – дети дошкольного возраста, 61 (3,9%) дети младшего школьного возраста, 8 (0,5%) дети среднего школьного возраста, 10 (0,6%) дети старшего школьного возраста.

Диагностическая работа способствует более глубокому и детальному изучению речевого и психического развития каждого ребёнка, что позволяет намечать наиболее эффективные пути коррекции.

1.3. Результативность коррекционной работы с обучающимися (воспитанниками).

Учебный год

Показатели позитивной динамики речевого развития обучающихся (воспитанников)

Развитие звукопроизношения

Развитие словаря

Развитие грамматического строя языка

Развитие связной речи

Развитие коммуникативных умений и навыков

Чел.

Чел.

Чел.

Чел.

Чел.

2010-

2011

2011-

2012

2012-

2013

58,3

66,6

66,6

В 2010-2011 учебном году на начало года звукопроизношение было нарушено у 10 человек (100%), к концу года у 8 детей (80%) звукопроизношение было полностью сформировано, у 2 воспитанников (20%) остались не резко выраженные речевые дефекты. Значительно улучшились показатели развития словарного запаса: на начало года 2 ребенка (20%) находились на низком уровне, 7 детей (70%) имели средний уровень развития словаря, к концу года этот показатель улучшился у 9 воспитанников (90%). Позитивная динамика наблюдается в развитии связной речи и коммуникативных умений и навыков: низкий уровень уменьшился с 20% до 0%, высокого уровня достигли 6 воспитанников (60%). На начало года грамматический строй речи был грубо нарушен у 2 человек (20%), в результате коррекционной работы к концу года данный показатель снизился до 0%, а 5 человек (50%) достигли высокого уровня развития грамматического строя языка.

В 2012 – 2013 году диагностика на начало учебного года показала, что у детей на момент поступления в группу резко ограничен словарный запас, фонематические процессы не сформированы, грубо нарушено звукопроизношение, грамматический строй речи, в связной речи дети испытывают значительные затруднения при составлении рассказов. Всё это говорит о нарушении всех структурных компонентах речи. В результате образовательной деятельности по всем показателям диагностических параметров наблюдается положительная динамика.

2. Результаты деятельности учителя-логопеда с педагогами, узкими специалистами и родителями (законными представителями) обучающихся (воспитанников)

2.1. Информация о консультациях для педагогов, специалистов и родителей (законных представителей)

Кол-во

обращений

Год

Педагогов и специалистов ОУ

Родителей или законных представителей

чел.

чел.

2010-2011

83,3

2011-2012

2012-2013

86.3

Чтобы осуществить комплексный подход к выявлению и коррекции речевых нарушений, с целью оказания своевременной действенной помощи и обеспечения преемственности в работе, активно взаимодействую с психологами, дефектологами и педагогами дополнительного образования нашего учреждения. Разработала памятки для педагогов: «Психолого-педагогическая характеристика детей с ТНР», «Особенности речевого развития младших школьников», мультимедийную презентацию «Психолого-педагогическое сопровождение детей дошкольного возраста с ТНР», практическое пособие «Коррекция нарушений звукопроизношения», комплекс упражнений на развитие и активизацию различных психических функций. Провожу тематические консультации для молодых специалистов по вопросам развития и коррекции нарушений речи у детей с ОВЗ, организации речевой игротеки, составления логопедической характеристики на детей.

В течение учебного года провожу систематические консультации для родителей логопедической группы,которые нуждаются в практическом освоении программного материала, даю рекомендации для более успешной работы по автоматизации, дифференциации звуков речи в домашних условиях. Также провожу индивидуальные консультации для родителей по запросу, на которых знакомлю их с видами речевых нарушений, формами их проявления, приемами правильного речевого воспитания в семье.

2.2. Разнообразие направлений и форм просвещения и профилактической работы учителя-логопеда со взрослыми (педагогами, студентами, родителями)

Год

Направление

деятельности

2010-2011

2011-2012

2012-2013

Просвещение в области речевого развития детей

Памятка для педагогов: «Особенности речевого развития младших школьников»

Консультация для родителей «Профилактика речевых нарушений у детей раннего возраста»

Персональный сайт учителя – логопеда с рубриками: «Для родителей» и

«Методические материалы».

Просвещение в области обучения и воспитания детей с нарушениями речи

Практическое пособие для педагогов «Коррекция нарушений звукопроизношения»

Памятка для педагогов: «Психолого-педагогическая характеристика детей с ТНР»

Методическая разработка «Логопедические рекомендации для родителей»

Родительское собрание «Как организовать логопедические занятия дома»

Взаимодействие с другими специалистами ОУ (например, консилиумы, ШПМПК и др.)

Консультация для молодых специалистов «Написание психолого-педагогической характеристики»

Методическая разработка «Формирование связной речи у младших школьников с ТНР»

Другие направления профилактической работы и просвещения (в том числе, работа со студентами)

Мастер-класс для родителей «Пальчики учат говорить»

Комплекс упражнений на развитие основных психических функций

3. Результат деятельности учителя-логопеда по созданию и апробации программно-методических, дидактических, учебных и других материалов.

В 2010 году разработала дополнительную образовательную программу «Логочас» для детей дошкольного возраста с тяжелой речевой патологией. Цель программы: коррекция речевых дефектов у детей с тяжелыми нарушениями речи.Задачи:

Развитие фонематического слуха и восприятия;

Формирование навыков произнесения слов различной звуко-слоговой структуры;

Подготовка к усвоению элементарных навыков звукового анализа и синтеза;

Развитие звуковой стороны речи, артикуляционной моторики, дикции;

Обогащение словарного запаса, знакомство с обобщающими понятиями;

Развитие грамматического строя и связной речи.

Программа получила положительную рецензию старшего преподавателя кафедры педагогики и психологии общего и специального образования БОУДПО «ИРООО» О.С. Кузьминой.

В 2011 году на городском методическом объединении педагогов дополнительного образования, работающих с детьми ОВЗ, ОУ г. Омска представила опыт работы по программе «Логочас» на тему «Психолого-педагогическое сопровождение детей с тяжёлыми нарушениями речи». Справка, директор МОУ ГПООЦ.

В 2012 году дополнительная образовательная программа «Логочас» для детей дошкольного возраста с тяжелой речевой патологией была представлена на III городском фестивале профессиональных объединений педагогических работников образовательных учреждений г. Омска «Педагогический меридиан». Справка, директор БОУ ГПООЦ Кислова О.В., 10.10.2012 г. В настоящее время успешно осуществляю коррекционную работу по данной программе.

В 2010-2011 учебном году приняла участие в Областном конкурсе программ и методических разработок, направленных на работу с детьми особой заботы для педагогов образовательных учреждений всех видов и типов. Разработала методическое пособие по теме «Формирование лексико-грамматического строя речи у детей предшкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи».

Цель методического пособия:разработать и апробировать систему специальных упражнений, направленных на формирование лексико-грамматического строя речи у детей предшкольного возраста (6-7 лет) с тяжелой речевой патологией. Задачи:

Уточнение и расширение словарного запаса;

Формирование практических навыков словоизменения и словообразования;

Формирование умения употреблять и составлять простые и сложные предложения;

Развитие связной речи.

Методическое пособие получило рецензию старшего преподавателя кафедры педагогики и психологии общего и специального образования БОУДПО «ИРООО» Н.Э. Логиновой.

В 2012 году представила на III городском фестивале профессиональных объединений педагогических работников образовательных учреждений г. Омска «Педагогический меридиан» методическую разработку «Логопедические рекомендации для родителей». Справка, директор БОУ ГПООЦ Кислова О.В., 10.10.2012 г. Цель - оказание методической помощи родителям детей с речевыми нарушениями. Методические рекомендации реализации заданий позволяют родителям самостоятельно оказывать помощь ребенку при выполнении игр и упражнений, раскрывают приемы индивидуальной коррекционной работы с дошкольниками.

4. Обеспечение качества организации коррекционно-образовательного процесса на основе эффективного использования современных технологий (логопедических методик), в том числе информационных технологий

Использую оптимальное сочетание традиционных технологий коррекционно-развивающего обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и современных образовательных технологий: личностно-ориентированного обучения, игрового моделирования, «ТРИЗ», активных методов обучения, ИКТ-технологий.

В своей работе применяю технологию комплексной диагностики речевых нарушений Н. Н. Трубниковой, О.Б. Иншаковой Цель её использования – выявить все имеющиеся нарушения у детей и спланировать коррекционную работу с каждым ребёнком на год. Работа по данной технологии позволяет дифференцировать детей с ОНР по подгруппам с определенным речевым диагнозом и составить индивидуальную программу коррекции.

Особое внимание уделяю здоровьесберегающим технологиям. Использую психолого-педагогические приёмы, методы, подходы для сохранения и укрепления здоровья детей непосредственно в образовательной деятельности. Применяю при индивидуальной, фронтальной, подгрупповой формах организации занятий упражнения для дыхания (по методике Стрельниковой), релаксации, физкультминутки, логоритмику, артикуляционную и мимическую гимнастику, гимнастику для глаз, пальчиков, Су Джок терапию, кинезеологические упражнения, направленные на формирование и развитие межполушарного взаимодействия.

Использование технологии дифференцированного обучения приводит к созданию оптимальных условий для выявления и коррекции речевых нарушений, расширению словарного запаса детей с ограниченными возможностями здоровья, формированию грамматического строя речи. К концу учебного года у детей наблюдается улучшение всех компонентов речевой системы.

Игровые технологии способствуют развитию воображения, внимания, памяти, речи, мышления, умения сравнивать, сопоставлять, находить аналогии. Использую дидактические и словесные игры, игры на развитие психических процессов, слухового внимания, фонематического анализа и синтеза, что повышает познавательную и речевую активность детей.

Технологию организованной коммуникации применяю для развития диалогической речи, умения работать в команде. На занятиях используются модели взаимодействия: «педагог-ребёнок», «ребёнок-ребёнок», «ребёнок-группа», «ребёнок-учебный материал», в результате формируются коммуникативные умения.

Использование ИКТ повышает мотивацию, формирует умение работать с информацией, качественно меняет контроль над деятельностью детей. Использую развивающие логопедические программы и тренажёры: «Игры для Тигры», «Учимся говорить правильно», «Весёлая азбука», «Занимательная логика». Составляю презентации к тематическим занятиям с помощью программы Power Point. В результате повышается индивидуализация обучения, расширяется объём предъявляемой информации, обеспечивается гибкость в управлении учебным процессом. С помощью программ Adobe Photoshop и Corel DRAW создаю красочные буклеты, сертификаты, дипломы для детей. Это делает обучение ярким, запоминающимся, формирует эмоционально положительное отношение к занятиям.

5. Наличие методической системы учителя-логопеда, апробированной в профессиональном сообществе

Дети с речевыми нарушениями имеют и отклонения со стороны психофизического развития. У них наблюдаются недостаточно сформированные двигательные умения и навыки, общая моторная неловкость, нарушена координация движений, их темп, ритм и переключаемость, наблюдаются нарушения со стороны эмоционально-волевой сферы. Поэтому проблема сохранения и укрепления здоровья детей с речевыми нарушениями является актуальной.

Решение проблемы видится мне во внедрении здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс.

Тема опыта: особенности коррекционно-развивающего обучения детей с речевыми нарушениями с использованием здоровьесберегающих технологий.

Цель: повышение эффективности работы по коррекции речи детей, формированию основ культуры здоровья и обеспечение успешного усвоения программ «Логочас» и «Логоритмика».

Использую здоровьесберегающие технологии, развиваемые учеными Г.К. Зайцевым, В.В. Колбановым, В.П. Петленко, Л.Г. Тараниковой, которые выдвигают в качестве основной задачи – сохранение и укрепление здоровья детей.

Задачи:

Сохранение и укрепление здоровья детей;

Развитие общей и мелкой моторики, координации движений;

Нормализация мышечного тонуса артикуляционной мускулатуры;

Обучение детей расслаблению, снятию мышечного напряжения;

Снижение патологических двигательных проявлений, коррекция гиперактивности;

Формирование физиологического и речевого дыхания.

Для решения поставленных задач созданы следующие условия:

Организация здоровьесберегающего пространства;

Соответствие заданий возрастным и индивидуальным особенностям детей;

Организация оптимального двигательного режима;

Создание благоприятного эмоционально-психологического климата.

Организую развивающую среду со специально подобранным дидактическим оборудованием и пособиями. На занятиях использую дыхательные упражнения, речевые и речедвигательные игры и упражнения, ролевые стихи, игровой массаж, самомассаж кистей и пальцев рук, пальчиковые игры, элементы зрительной и психогимнастики, игро-гимнастику, игро-ритмику, эмоционально-волевой и креативный тренинги.

Отобран материал по организации здоровьесберегающего пространства в группах кратковременного пребывания детей:

Картотека игр для развития речевого дыхания;

Картотека для развития общей и мелкой моторики;

Наглядно-дидактические материалы для речевых игр и зрительной гимнастики.

Для тренировки дыхательных мышц и регулировки работы дыхательного центра используются стандартное и нетрадиционное оборудование (подвесные конструкции, разноцветные султанчики, пособия из бумаги, ткани). С целью формирования правильного неречевого дыхания используются игровые упражнения и дидактические игры: «Послушный ветерок», «Футболисты», «Султанчики», «Кулиска», «Пёрышко» и т.д.

Динамические паузы в виде речевых игр с импровизацией движений помогают:

Активизировать моторные функции;

Развивать переключаемость движений;

Тренировать мимическую мускулатуру;

Развивать позитивные эмоции

В процессе игры происходит отработка грамматических, словообразовательных, произносительных навыков.

Массаж и самомассаж рук и пальцев необходим для развития функциональных возможностей пальцев рук. При стимуляции рецепторных зон кистей обеих рук усиливаются тактильно-кинестетические ощущения, что помогает коррекции речи. На занятиях дети выполняют упражнения с применением различных предметов:

Круговые движения с постепенным увеличением нажима и темпа;

Растирание;

Удерживание предметов ладонями и пальцами;

Перекатывание;

Перебирание;

Надавливание пальцами и ладонями.

Для самомассажа используются: карандаши, массажные мячи, круглые массажные щётки, массажный шарик Су-Джок, грецкие орехи, шишки.

Применение пальчиковых игр и упражнений различной степени сложности, позволяет установить тесную взаимосвязь между речевой и двигательной функцией, что способствует снятию напряженности и формированию правильного произношения. Используются тренажеры, схемы со зрительными метками, способствующие укреплению глазодвигательных мышц.

В результате использования здоровьесберегающих технологий в образовательной деятельности у детей формируются умения:

Согласовывать работу речедвигательного, дыхательного, слухового и зрительного анализаторов с развитием моторных функций;

Ориентироваться в строении своего организма;

Выполнять согласованные движения разных частей тела, плавно переключаться с одного движения на другое;

Выполнять плавный длительный выдох и глубокий вдох, владеть диафрагмальным дыханием;

Устранять беспокойство, возбуждение, скованность;

Снимать зрительное напряжение и утомление.

Правильная организация коррекционного воздействия с применением здоровьесберегающих технологий, а именно: дозировка нагрузки, построение занятий с учётом работоспособности детей, соблюдение гигиенических требований, благоприятный эмоциональный настрой на занятиях по программам «Логочас и «Логоритмика», помогает повысить эффективность коррекционно-развивающей работы по сохранению и укреплению здоровья детей с речевыми нарушениями.

Представление методической системы

Муниципальный

Программа «Психолого-педагогического сопровождения детей с ЗПР и ТНР предшкольного возраста (6-7 лет)» в рамках городского методического объединения педагогов психологов ОУ. Свидетельство, директор МОУ ГПООЦ Кислова О.В.

Участие в работе секции «Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в условиях модернизации образования» в рамках Городской августовской конференции работников образования «Муниципальная система образования г. Омска в условиях реализации федерального проекта модернизации образования». Справка, департамент образования Администрации города Омска, заведующий отделом учебно-методического обеспечения И.В. Мишуткина, 28.08.2012 г.

III городской фестиваль профессиональных объединений педагогических работников образовательных учреждений г. Омска «Педагогический меридиан». Представила опыт работы по теме «Формирование связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР», дополнительную образовательную программу «Логочас» для детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи и методическую разработку «Логопедические рекомендации для родителей». Справка, директор БОУ ГПООЦ Кислова О.В., 10.10.2012 г.

IV городской фестиваль профессиональных объединений педагогических работников образовательных учреждений г. Омска «Педагогический меридиан». Представила опыт работы по теме «Развитие общей и мелкой моторики, как основа формирования графомоторных навыков у детей дошкольного возраста с ОНР»,

Справка, директор БОУ ГПООЦ Кислова О.В

Участие в работе городского методического сообщества педагогических работников «Инновационные технологии в обучении, воспитании и оздоровлении детей дошкольного возраста», в рамках которого представила опыт работы по теме «Методика использования логоритмики с детьми старшего дошкольного возраста с нарушениями речи в условиях ДОУ». Справка, департамент образования администрации г. Омска, заместитель заведующего отделом развития образования Н.А. Мозжерова., 28.05.2010 г.

НПК «Инновационные процессы в муниципальной системе образования города Омска: дети «особой педагогической заботы»», участие в работе секции «Социально психолого-педагогическая поддержка детей с ЗПР в условиях общеобразовательного учреждения». Сертификат департамента образования администрации г. Омска, первый зам. директора департамента Т.В. Дернова.

Фестиваль городских методических объединений «Педагогический меридиан». Опыт работы на тему «Использование логоритмики для детей дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи в группах дополнительного пребывания. Справка, директор МОУ ГПООЦ Кислова О.В., 28.09.2010 г.

Участие в городском методическом объединении педагогов дополнительного образования, работающих с детьми ОВЗ, ОУ г. Омска. Представила опыт работы по авторской программе «Логочас» на тему «Психолого-педагогическое сопровождение детей с тяжёлыми нарушениями речи». Справка, директор МОУ ГПООЦ Кислова О.В., 22.04.2011 г.

Публикация в сборнике «Инновационные технологии в обучении, воспитании и оздоровлении детей дошкольного возраста» под общей редакцией канд. пед. наук, доцента М.П. Мухиной, канд. пед. наук и. о. доцента Л.Ю. Гущиной, Омск, из-во СибГУФК, 2010. Статья: «Психолого-педагогическое сопровождение инновационной деятельности в ДОУ».

Региональный

Мастер-класс по теме «Использование логоритмики на занятиях с детьми дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи в группах кратковременного пребывания» в рамках работы областного семинара «Психолого-педагогическое сопровождение детей особой заботы в условиях дополнительного образования». Справка, директор МОУ ГПООЦ Кислова О.В., 21.05.2010 г.

Федеральный

Представление своего педагогического опыта на Всероссийском фестивале «Открытый урок». Программа «Логочас», образовательная программа по профилактике злоупотребления психоактивных веществ (ПАВ) «Линия жизни», программа «Я и моё здоровье». Диплом, сертификат к диплому №221-616-756/ОУ-7, издательский дом «Первое сентября», председатель оргкомитета А.С. Соловейчик.

Участие в семинаре «Развитие инклюзивного образования – включение детей с ОВЗ в дошкольные образовательные учреждения» в рамках совместного пилотного проекта г. Москвы и ЮНЕСКО – «Московское образование от младенчества до школы». Сертификат участника, председатель ОРООИ «Даун Синдром Омск» Мишенина Н.Л., 14-15.10.2011 г.

Ассоциация творческих педагогов России. Всероссийский интернет-конкурс педагогического творчества. В рамках номинации «Дополнительное образование детей и школьников» представила методическую разработку «Формирование связной речи у младших школьников с ТНР».

Диплом, свидетельство о публикации, председатель организационного комитета Иванко М.А., июль,2013г

Участие во всероссийском конкурсе «Росточек: мир спасут дети». Инновационных идей и проектов обучения, воспитания и развития детей дошкольного возраста под эгидой Международной славянской академии наук, образования, искусств и культуры. Сертификат участника.

План-конспект урока «Прогулка в зимний лес» для детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (web -адрес публикации: http ://nsportal .ru /node /648239), 12.04. 2013 г.

Международный

Опыт используют педагоги Горланова Н.В., Шихатова В.В., БОУ СОШ № 32, Гримайло Т.В., БОУ СОШ № 21, Цыценко Н.И., Центр раннего развития «Ладушки», Овсянникова Е.Е., МДОУ «Детский сад №116 комбинированного вида»; учителя-логопеды Десятова Н.В., МБДОУ «Детский сад № 8 комбинированного вида», Огородникова Е.С., Кузнецова Е.И., Батоева Ю.А. БОУ «ГПООЦ», педагог дополнительного образования БОУ «ГПООЦ», Никитина О.Н.

6. Обеспечение непрерывности собственного профессионального развития

Задачи по развитию

профессиональных

качеств

Что делает педагог

(КПК, семинары, тренинги, конкурсы и т.п.)

Полученные результаты

и эффекты

2010-2011

1. Повышение профессионального мастерства и педагогической компетентности.

Обучающий семинар «Использование педагогических технологий в коррекционно-развивающей работе в современных условиях».

Сертификат. Директор МОУ ГПООЦ О.В. Кислова, 27-28.01.2010 г. (16 часов).

Расширила знания о направлениях и технологиях коррекционного воздействия при различных нарушениях речевого развития; о возможностях применения комплексного подхода в коррекционно-образовательном процессе. Разработала план-конспект комплексной коррекции речевых и неречевых нарушений на тему «Прогулка в зимний лес».

2. Развитие творческой инициативы, способности презентовать свои профессиональные достижения.

Областной конкурс программ и методических разработок, направленных на работу с детьми особой заботы для педагогов образовательных учреждений всех видов и типов. Номинация «Методическое пособие», Сертификат участника, ректор БОУ ДПО «ИРОО» Т.С. Горбунова, 8.12.2010 г.

Разработала методическое пособие на тему: «Формирование лексико-грамматического строя речи у детей предшкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи». Успешно использую его в своей деятельности.

3.Повышение компетентности в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Курсы повышения квалификации в БОУ ДПО Институт развития образования Омской области по теме «Современные образовательные технологии в деятельности педагога ДОУ» Удостоверение о повышении квалификации, ректор «ИРОО» Т.С. Горбунова, 17-28.01.2011 г. (72 часа).

Расширила знания о направлениях и современных образовательных технологиях, успешно применяю их в своей деятельности. Составила план-конспект комплексной коррекции речевых и неречевых нарушений на тему «Одежда».

4. Повышение профессиональной компетенции.

Участие в работе городского методического сообщества педагогических работников «Инновационные технологии в обучении, воспитании и оздоровлении детей дошкольного возраста».

Справка, департамент образования Администрации Г. Омска, заместитель заведующего отделом развития образования Н.А. Мозжерова, 28.05.2010 г.

Изучила инновационные технологии в обучении, воспитании и оздоровлении дошкольников.

2011-2012

1. Формирование компетентности в области реализации идеи ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья.

Обучение по программе повышения профессиональной компетенции педагогических работников образовательных учреждений города по теме «Ранняя помощь детям с ограниченными возможностями здоровья».

Сертификат участника, директор БОУ ГПООЦ Центр дополнительно профессионального образования О.В. Кислова, 27.02.2012-2.03.2012 г. (24 часа).

Благодарность департамента образования Администрации г. Омска за проведение городского детского праздника «Детство – это я и ты!», организованного в рамках празднования Дня города Омска в 2012 г.

2. Повышение профессиональной компетенции в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Обучение по программе повышения профессиональной компетенции педагогических работников образовательных учреждений города по теме «Коррекция речевых нарушений у детей с ОВЗ средствами логопедического массажа».

Сертификат участника, директор БОУ ГПООЦ Центр дополнительно профессионального образования О.В. Кислова, 02-03.05.2012 г. (16 часов).

Изучение особенностей логопедического массажа для коррекции речи у детей с ограниченными возможностями здоровья.

2012 -2013

1. Повышение профессиональной компетентности в области изучения оптимальных средств реабилитации людей с нарушением слуха.

Участие в обучающем семинаре «Кохлеарная имплантация как современное средство реабилитации детей и взрослых с нарушенным слухом» Сертификат участника, координатор проекта «Я слышу мир» Попова Е.Е., представитель компании «MED-EL» Изосимов А.А., 2012 г..

Познакомилась с особенностями организации обучения и коррекционной работы с детьми и взрослыми с нарушениями слуха после кохлеарной имплантации.

2. Использование возможностей сети Интернет для самообразования и распространения собственного опыта.

Web-адрес: (http://nsportal.ru/user/98908).

Создание своего сайта и электронного портфолио.

2013-2014

3. Повышение профессиональной компетентности в условиях модернизации образования.

Курсы повышения квалификации в БОУ ДПО Институт развития образования Омской области по теме «Обновление деятельности педагога в условиях модернизации образования».

Удостоверение о повышении квалификации, ректор «ИРОО» Т.С. Горбунова, 14-25.10.2013 г. (72 часа).

Внедрение в практику коррекционной работы современных технологий, учитывающих возрастные, индивидуально-типологические особенности воспитанников, структуру речевого дефекта, уровень психологического и социального развития.

Составление программы саморазвития профессиональной компетентности.

«Тот, кто не смотрит вперед, оказывается позади» – мой девиз, поэтому повышение профессиональной компетентности считаю одной из важнейших траекторий профессионального развития. Для того, чтобы идти в ногу со временем, быть в курсе событий постоянно занимаюсь самообразованием и повышением профессионального уровня. Профессиональный уровень повышаю через участие в методических семинарах, конференциях, творческих и профессиональных конкурсах. Изучаю передовой логопедический опыт (печатные издания, электронные ресурсы) и его внедрение в практику работы учителя-логопеда. Пополняю методическую копилку инновационными средствами, приёмами и формами для оптимальной организации коррекционно-развивающей работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Директор БОУ «ГПООЦ» г. Омска ____________О.В. Кислова

Как вы считаете, легко ли исправить дефекты дикции у ребенка? Я неспроста спрашиваю, ведь некоторые родители всерьез считают, что логопеды просто для «красоты» в садике, как и психологи. Что вы думаете по этому поводу? Может, кто-то считает, что ребенок сам выговорится, без помощи специалиста?

Я принимаю любые обвинения, звучащие в адрес работников образования близко к сердцу. Кто не работал в нашей сфере, не представляет себе, с какими трудностями мы сталкиваемся ежедневно, и какой огромный груз ответственности на нас лежит. Поговорка «Солдат спит – служба идет» не относится к педагогам.

Вот я решила копнуть поглубже и приоткрыть завесу тайны некоторых педагогических профессий. Думаю, ни что так удачно не охарактеризует какую-либо деятельность, как самоанализ профессионала. Если мою статью прочтут учителя-логопеды, надеюсь, они оставят свои отклики. А может молодой специалист не знает, как пишется самоанализ, то я дам основные наметки. Как раз кстати будет методическая литература для логопедов и заманчивые предложения.

Сокровища Интернета

«УчМаг» подготовил сюрприз: если вы пополните личный счет в магазине, то получите возможность бесплатно получить доступ к материалам вебинара «Карта результативности педагога ДО: требования и содержание» . Вы получите подробные профессиональные инструкции по составлению портфолио и карты результативности.

Уникальная методика занятий с собственными детьми, разработанная Т. Федотовой, теперь доступна всем: есть возможность пройти онлайн-курс «Разговори молчуна» . Оформить оплату несложно, а взамен вы получите подробные инструкции, как проводить занятия с детьми, как тестировать свое дитя. Вы сможете стать участником закрытого сообщества и получать постоянную поддержку специалиста.

Также можно принять участие в офлайн-семинаре «Использование инновационных логопедических технологий в практической деятельности учителя-логопеда» – это ценные материалы, которые помогут применить принципы здоровьесберегающих технологий для повседневной работы.

Полезным будет, по моему мнению, работникам ДОУ пособие «Аттестация педагогических работников: как составить профессиональное портфолио учителя-логопеда» . Если вы готовитесь к аттестации на первую категорию в первый раз, трудно обойтись без таких подсказок и инструкций.

Кроме того, у кого возникли трудности с комплектацией портфолио, тому определенно пригодится обучающий диск «Карта результативности профессиональной деятельности педагогического работника. Самоанализ» .

Зачем нужен самоанализ педагогическому работнику?


Разберемся, что вообще такое самоанализ педагога вообще и логопеда в частности. Это исследовательская деятельность, направленная на изучение собственной продуктивности как специалиста. Логопед анализирует проведенную лично работу в таких направлениях:

  • Профилактика;
  • Диагностика;
  • Коррекция;
  • Развитие детей;
  • Консультационные мероприятия с детьми, родителями, воспитателями;
  • Перспективный план деятельности;
  • Исследования;
  • Самообразование.

По требованиям сегодняшнего дня мы обязаны формировать единое образовательное пространство «детсад – начальная школа», где поставленные задачи выполняются с учетом стоящих перед детьми перспектив на каждом этапе образования. Ценность и конкурентоспособность педагога определяется его умением искать новые пути решений этих задач.

Самоанализ является своеобразным инструментом для специалиста, который стремится к самосовершенствованию. Никаким другим образом не докажешь свою компетентность, кроме как реальными результатами, которые отражены именно в самоанализе.

Кроме того, на аттестацию не стоит даже подавать заявление, если вы не составили самоанализ, не подготовили портфолио. Это ваш паспорт, документ специалиста.


Особенно серьезные требования предъявляются к аттестации на высшую категорию, здесь мало просто прилежно трудиться, нужно продемонстрировать свои поиски, результаты исследований, показать свой потенциал.

В общем, логопед обязан построить свою работу так, чтобы обеспечить организацию содержательного логопедического и развивающего процесса в едином образовательном пространстве ДОУ так, чтобы каждый ребенок имел возможность развиваться и устранять речевые патологии. И обязательным элементом в этом процессе является саморефлексия и самоанализ.

Как конкретно составить самоанализ логопеда?

Лучше просто постараться ответить на примерные вопросы:

  • Цель учителя-логопеда в конкретном дошкольном учреждении;
  • Насколько цель согласуется с общими целями профессиональной деятельности дошкольного учреждения?
  • Какие важные задачи удалось решить за конкретный период (например, между аттестациями)?
  • Каких результатов достиг логопед и дети?
  • Какова объективная роль учителя-логопеда в реализации общеобразовательных задач ДОУ?
  • Как реализуются потребности детей во время совместной деятельности с логопедом?
  • Как ведется учет достижений детей?
  • Какие технологии, методики, которые используются в работе?
  • Назовите формы взаимодействия с родителями детей;
  • Как складываются взаимоотношения с коллегами?
  • Какие трудности испытали в трудовой деятельности?
  • Какие результаты анкетирования родителей в вопросе отношения к логопеду?
  • Опишите направление будущей деятельности с учетом ошибок.


Самоанализ деятельности

учителя-логопеда МДОУ № 26 «Колосок»

Кузьминой Татьяны Вячеславовны

В 1980 году я окончила филологический факультет Мичуринского государственного педагогического института по специальности учитель русского языка и литературы. Педагогический стаж 28 лет. Все эти годы работаю учителем-логопедом в МДОУ № 26«Колосок». Имею высшую квалификационную категорию (Приказ № 371 УО области от 28.04.2004г.)

В своей деятельности руководствуюсьТиповым положением о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии (Постановление Правительства РФ № 212 от 03.03.2000г.), Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении (в ред. Постановления Правительства РФ № 179 от 14.02.1997г).

Работаю в группе для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. В соответствии с речевым нарушением мною выбраны следующие программы:

Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Программа обучения и воспитания детей с ФФН (старшая группа). – 1993 г.;

Каше Г.А., Филичева Т.Б. Программа обучения детей с недоразвитием фонематического строя речи (подготовительная группа). – 1978 г.;

Каше Г.А.. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Проект программы воспитания и обучения детей с ФФНР (седьмой год жизни). -1986г.

Девизом моей работы являются слова Е.Щукиной:

Прекрасна речь, когда она, как ручеек

Бежит среди камней чиста, нетороплива

И ты готов внимать ее поток

И восклицать: «О, как же ты красива!»

Ведущими целями считаю:

1. создание оптимальных условий для преодоления проблем, связанных с нарушением речи;

2. подготовка детей к полноценному овладению устной и письменной речью, в конечном итоге – к успешному обучению в школе.

Поскольку речевые недостатки являются препятствием к полноценному общению со сверстниками, взрослыми, способствуют развитию у них чувства неуверенности и повышенной тревожности, основными задачами моей деятельности являются:

а) обследование детей ДОУ и выявление среди них нуждающихся в коррекционно-речевой помощи;

б) изучение уровня речевого развития и определение основных направлений и содержания работы;

в) систематическая работа в соответствии с индивидуальным планом речевого развития;

г) оценка результатов помощи детям и определение степени их речевой готовности к школьному обучению;

д) формирование у педагогического коллектива ДОУ и родителей готовности к логопедической работе и оказание импомощи в организации полноценной речевой среды;

е) диагностика результативности речевой работы.

На протяжении многих лет наше учреждение сотрудничает с Мичуринским лицеем. Требования, предъявляемые к поступающим в первый класс, достаточно высоки: дети должны уметь читать, писать, понимать содержание прочитанного, уметь пересказать то, что прочитали. Тогда и возникла потребность знакомить детей со всеми буквами алфавита. Мною было составлено планирование по разделу «Обучение грамоте». Эта тема стала основной в моей педагогической деятельности. К тому же она является частью большой программы «Подготовка детей к школе», над которой работает коллектив нашего учреждения. Учителя города отмечают высокий уровень подготовки к школе наших воспитанников.

Анализируя результаты диагностики по разделу «Обучение грамоте», можно заметить, что в начале года несколько человек знали буквы, умели сливать буквы в слоги. Хотелось бы отметить, что в результате работы по обучению грамоте мои дети: читают по слогам, понимая смысл прочитанного, пишут под диктовку слова и короткие предложения, умеют списывать с доски и с книги. Умеют определять количество и последовательность слогов, находить ударный слог, определять количество и последовательность слов в предложении, составлять схему слова и предложения, владеют анализом и синтезом слов, успешно работают с кассами.

Несмотря на большое количество дидактического материала по данному разделу, нет пособия которое бы в полной мере отвечало всем требованиям выбранной программы. Поэтому, используя накопленный за много лет работы опыт, мною был подготовлен дидактический материал с учетом рекомендаций известных педагогов Р.И. Бунеева, Е.В. Бунеевой,Н.А. Жуковой, Т.А. Ткаченко. В основу легли теоретические положенияД.Б, Эльконина и В.В. Давыдова. При разработке и апробировании материала учитывались возрастные и индивидуальные особенности дошкольников. Работа по ознакомлению с буквами строится по доступной увлекательной технологии. Наряду с заданиями по формирования фонематического слуха представлены упражнения по обучению навыкам звуко-буквенного анализа. Существенное место отводится развитию логического мышления, внимания, памяти, воображения, мелкой моторики. Материал получил одобрение коллег на городском методическом объединении, был представлен для участия в конкурсе творческих работ, который проводился методическим центром, где получил высокую оценку и сертификат. Также пособие одобрено кафедрой педагогики и методики начального обучения МГПИ. Данный материал успешно используется логопедами города.

Учитывая, что с каждым годом увеличивается количество детей, нуждающихся в логопедической помощи, значительное внимание уделяю созданию условий для коррекционной деятельности. Стараюсь разнообразить занятия за счет нового дидактического материала: Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. «Автоматизация звуков у детей», «Антонимы», «Пишем и читаем», «Количественные числители»; Теремкова Н.Э. «Логопедические домашние задания для детей 5-6 лет», Бобылева З.Т. «Игры с парными карточками», Цуканова С.П., Бетц Л.Л. «Я учусь говорить и читать» и др.

В кабинете, где провожу занятия, есть все необходимое, чтобы вызвать у ребенка желание заниматься. Дети с удовольствием идут на контакт, так как я принимаю их такими, какие есть с их достоинствами и недостатками. Каждый ребенок индивидуален и к каждому свой ключик. Работу строю строго на доверии, во взаимоотношениях использую демократический стиль общения. К негативным моментам стараюсь относиться с юмором.

Дошкольный возраст – самое благоприятное время для коррекции недостатков, в том числе и речевых, поскольку психика детей этого возраста восприимчива к разным педагогическим воздействиям.

Оцениваю деятельность ребенка не только по конечному результату, но и процессу его достижения. Очень трудно научить ребенка чему-то, что не вызывает у него интерес. Стараюсь не употреблять слова: надо, обязательно , заменив их на: давай поиграем . Стараюсь создать ситуацию успеха, отмечаю малейшие продвижения ребенка в процессе становления правильной речи, тем самым стимулирую его желание двигаться дальше. Все это вместе взятое создает положительную мотивацию у ребенка в отношении к занятиям. Это можно видеть из таблицы.

Отношение к занятиям

Кол-во человек

Проценты

Очень нравятся

83,3 %

Все равно

16,7 %

Совсем не нравятся

Не знаю

Я четко определила для себя, что основой любых достижений и успехов является системный подход во всех начинаниях, посильная нагрузка на каждого ребенка, учет его психофизического состояния.

Информационное обеспечение моей деятельности находится на высоком уровне. В кабинете собрано большое количество книг, пособий, дидактического материала, журналов «Логопед», «Воспитание и обучение детей с нарушениями в развитии», «Дошкольная педагогика». Регулярно знакомлюсь с материалами, имеющимися в Интернете. Являюсь членом компьютерного клуба логопедов «Логобург». Оформлена картотека по всем разделам программы, а также паспорт кабинета. Постоянно слежу за новинками литературы по каталогам издательств «Сфера», «Гном и Д».

Одним из важнейших условий эффективной деятельности логопеда считаю повышение профессионализма. Это самообразование, посещение курсов повышения квалификации, работа ГМО. На протяжении всех лет работы занимаюсь самообразованием. Материалы таких авторов как З.Е. Агранович,Т.А. Ткаченко, Е.В. Новикова использую в своей работе. Заслуживает внимания новая работа «Учусь говорить и читать» авторов С.П. Цуканова, Л.Л. Бетц.

На протяжении 4 лет (2003-2007 гг.) руководила методическим объединением учителей-логопедов города. Составляя план работы на учебный год, учитывала такие задачи как:

1) повышение профессионального мастерства;

2) овладение современными навыками и приемами диагностики и коррекции;

3) изучение, обобщение и внедрение в практику опыта работы коллег;

4) развитие творческой инициативы.

В эти годы работала «Школа молодого специалиста, на заседаниях которой начинающие логопеды не только слушали выступления опытных коллег и наблюдали их работу, но и имели возможность обсудить возникшие вопросы и найти пути их решения.

Старалась разнообразить работу ГПО конкурсами конспектов, выставками пособий, дидактического материала, обобщением опыта работы творческих педагогов, отмечая в каждом его индивидуальность. Постоянно делюсь опытом работы с коллегами по теме «Обучение грамоте».

В межаттестационный период показала 2 открытых занятия для логопедов города. В 2004 году – «Использование занятий по обучению грамоте для профилактики дислексии». 2006 год - «В гостях у цыпленка» на основе мнемотаблиц, так как тема очень заинтересовала. Была изучена соответствующая литература, изготовлены пособия (таблицы, карточки). В основу работы положен материал Большаковой «Учимся по сказке».

Разработала диагностическую карту по определению уровня речевого развития детей, а также диагностический инструментарий и критерии оценки. Провожу обследования в начале и в конце года, результаты оформляю графиками и диаграммами, анализирую полученные данные.

Анализ диаграмм показал, что уровень речевого развития детей существенно повысился. Если на начало учебного года по результатам обследования преобладающим был средний уровень, доля которого составлялаоколо77 %, а высокого уровня не было совсем, то в конце года детей с низким уровнем вообще не наблюдалось. Количество детей с высоким уровнем речевого развития составило около 50 %.

Одним из важнейших направлений в коррекционной деятельности логопеда является взаимодействие с родителями.Считаю, что одно из основных условий успешной работы с ребенком – установление доверительных отношений, психологический контакт с родителями. В начале учебного года провожу дни знакомств, пытаюсь, как можно больше узнать о ребенке, его речевом развитии. Никогда не даю никаких гарантий и не делаю дальних прогнозов, так как из многолетней практики знаю, что могут возникнуть самые непредвиденные ситуации. С самого начала работыпытаюсь настроить родителей на то, что их помощь просто необходима. Стремлюсь стать для нихсоветчиком и помощником, стараюсь, чтобы родители поверили, что я сделаю все необходимое, чтобы помочь ребенку. В последние годы многие родители недостаточно серьезно относятся к проблемам своих детей, считая это издержками возраста, приводятмножество оправданий речевым недостаткам своих детей «он балуется», «не хочет», «к школе научится», «я в его возрасте тоже плохо говорила». А многие родители сами имеют дефекты речи, в таких случаях приходится оказывать максимальную помощь без поддержки родственников. Родители в известной мере привыкают к речи своих детей, не замечают недостатков, а потому не помогают им усваивать правильную речь. Свою задачу вижу в том, чтобы учить родителей правильно формировать речь, разъяснять, показывать им, в чем состоит логопедическая работа.

Итогом первого этапа работы является родительское собрание, на котором я «рисую» общий портрет группы, рассказываю о том, чем будем заниматься в течение учебного года. Конкретно о каждом ребенке говорю в индивидуальной беседе. В перспективномплане выделена отдельной графой работа с родителями на учебный год. Цель – повысить интерес родителей к коррекции речи детей.

Формы и методы работы с родителями в своей деятельности использую следующие: индивидуальные и групповые консультации, тематические выставки, информационные стенды, открытые занятия, папки-передвижки. В этом учебном году изготовила новый логопедический уголок «Речецветик», из материалов которого родители могут почерпнуть много полезной информации по рубрикам:

o О чем говорить с ребенком в семье;

o Обогащение словаря в домашних условиях;

o Организация работы по исправлению нарушенного произношения;

o Памятка по разделу«Обучение грамоте».

Вот некоторые темы консультаций для родителей:

ü Правила работы в домашней тетради;

ü Речевые нарушения и причины их возникновения;

ü Советы родителям, имеющих детей с нарушениями речи;

ü Игра - лучший помощник в занятиях;

ü Нужно ли спешить с обучением в чтении?

Изготовлены папки-передвижки: «Учимся писать», «Знакомимся с буквами», «Леворукий ребенок»; информационный стенд: «Как говорит ваш ребенок». Родители, используя материал, могут проверить речевые навыки своего ребенка по следующим разделам: понимание речи, связная речь, оценка речи по звучанию, фонематический слух, лексико-грамматический строй речи, состояние голоса, темп речи, оценить уровень речевого развития. Оформлена папка «Работа с родителями».

Привлекаю родителей к изготовлению пособий и дидактического материла, которые используются на занятиях.

Ежегодно провожу открытые занятия для родителей, на которых они имеют возможность видеть трудности и следить за успехами детей. В конце года совместно проводятся открытые мероприятия, такие как «Поле чудес», «КНВ», «Что?Где?Когда?», «В стране правильной речи».

Таким образом, участвуя в образовательно-воспитательном процессе родители постепенно становятся более активными, начинают ответственней относиться к выполнению заданий.

Опрос, проведенный среди родителей, показал, что:

ü практически все они читают, что в детском саду созданы все условия для успешной работы по формированию правильной речи;

ü отмечают, что занятия приносят реальный результат;

ü замечают значительные улучшения в речи детей;

ü не видят необходимости что-либо менять в работе логопеда.

Как бы я не стремилась помочь ребенку, но если при этом не будет встречной активности воспитателей, логопедическая работа окажется мало продуктивной, поскольку именно они закрепляют навыки и умения, полученные на коррекционных занятиях.

Коллектив нашей группы постоянен. Работаем в тесном контакте, в обстановке взаимопонимания и творчества. В начале учебного года знакомлю воспитателей с результатами обследования, объясняю цели и задачи программы работы с каждым ребенком. Воспитатели проводят предшествующие логопедическим занятия по накоплению и расширению словаря. Также применяем такой вариант взаимодействия, при котором воспитатели закрепляют материал логопедических занятий. Важным моментом являются вечерние занятия по заданию логопеда. В группе организован логопедический уголок, в котором подобранны настольные игры по закреплению правильного произношения для развития дыхания, неречевых процессов. Материал обновляется по мере прохождения.

Мною оформлена папка «Взаимосвязь логопеда и воспитателей». Материал консультаций различен:

ü Упражнения для развития анализа и синтеза;

ü Комплексы артикуляционных упражнений;

ü Формирования графических навыков;

ü Развитие слухового внимания;

ü Развитие мелкой моторики;

ü Нетрадиционные формы работы с детьми, имеющими дефекты речи.

Анализ результатов диагностики за последние три года выявил наличие у большинства детей минимальных проявлений дизартрии.Это речевое нарушение достаточно трудно поддается логопедическому воздействию, поэтому проблема коррекции становится все более актуальной. Изучение данной проблемы считаю для себя профессиональной потребностью. Надеюсь, что, изучив эту тему более основательно, смогу решить ряд трудностей, возникающих в работе с данной категорией детей. Мною составлен план изучения проблемы, подготовлен список необходимой литературы; планирую подготовить рекомендации для родителей, консультации для воспитателей по проблеме «Профилактика и коррекция стертой формы дизартрии у детей».

Последнее время много внимания уделяется ранней диагностикеречевых нарушений. Имеется большое количество методик и практического материала по работе с малышами.Считаю, что в нашем учреждении также назрела необходимость уделить внимание ранней диагностике, выявлять детей группы риска, направлять их на заседания консилиума, а также больше внимания уделять изучению медицинских карт детей, поступающих в детский сад.

Начиная заниматься с ребенком, начинаешь эксперимент, но не в лаборатории, а в реальной жизни. У меня живой материал, и здесь не может быть ошибок, так как дети, повзрослев, никогда не станут детьми для того, чтобы можно было все исправить. Считаю уместными слова древневосточного мудреца: «Господи, дай мне силы изменить то, что возможно изменить; дай мне терпение принять то, что изменить невозможно; и дай мне Великую мудрость отличить одно от другого!» Эти слова для меня очень важны и актуальны в настоящее время, так как желание помочь детям справиться с речевыми проблемами огромно.