Битва при Айн-Джалуте – переломный момент в борьбе с монголами. Монгольские посланники в Египет

Мамлюки(648-922гг Хиждры)
Сер-й дирхем Бей-Барса(658-676); 660г.Х
(аль- Захир Рукн аль Дин)

Из интернета
http://saba34.narod.ru/manluki-2.html

Битва при Айн- Джалуте(Сирия)

В 1251 году Великим ханом стал Монгке. Он поставил перед своим братом Хулагу задачу вернуть под власть Великого хана завоеванные монголами территории Западной Азии, так как после смерти Чингиз-хана прямой контроль над большей частью мусульманского мира к югу от Аму-Дарьи все более и более ослабевал. В 1253 году Хулагу двинулся на запад, объявив, что идет освобождать мусульман от исмаилитов. И действительно, первый удар он направил против их крепостей. В 1256 году сопротивление исмаилитов было сломлено, их глава отдал приказ сдаться на милость победителя. Аламут ("Орлиное гнездо") - неприступная в течение ста семидесяти лет цитадель Хасана ибн ас-Саббаха и его преемников - была разрушена до основания. После этого Хулагу стал готовиться к походу на Багдад. Семнадцатого января 1258 года армия халифа была разбита, 10 февраля халиф ал-Мустасим попал в плен, а 20 февраля казнен. Его дворец был разграблен и предан огню. Оставшиеся в живых наследники Аббасидов спаслись бегством в Египет. Следующей своей целью монголы поставили завоевание Сирии. После победы над халифом Хулагу получил от Великого хана титул Ильхан ("Повелитель народов"), перешедший затем к его потомкам, которых называют еще ильханами. В 1260 году Хулагу был готов напасть на Сирию, но его остановила весть о смерти Монгке. Как наследник высшей власти, Хулагу поспешил на восток, но в Тебризе узнал, что Великим ханом избран его брат Хубилай. Хулагу повернул назад, и тут на его пути встал двоюродный брат Берекай, принявший ислам и посчитавший своим долгом отговорить Хулагу от вторжения в Сирию, однако тот не стал его слушать и выступил в поход. Победы следовали одна за другой, поскольку страх перед монголами был так велик, что никакая сила не могла противостоять панике, начинавшейся всякий раз при их приближении. Сопротивление Хулагу оказали только мамлюки Египта - монгольские послы, прибывшие в Каир, были казнены. К власти в Египте мамлюки (букв, "принадлежащие") пришли в 1250 году, сменив наместников Айюбидов. Это была власть военных со строгой дисциплиной и иерархией. На вершине ее находился султан, затем - личные мамлюки султана, его гвардия, эмиры, командиры отрядов. Гражданские лица не имели права участвовать во властных структурах. Различают две линии мамлюкских султанов - Бахритов и Бурджитов, названные так в соответствии сместами расположения их главных казарм в ал-Бахре и в ал-Бурдже. Этнически Бахриты были кипчаками из южнорусских степей, чьими предками считаются также тюрки и курды. Бурджиты в основном были черкесами с Кавказа. Третьего сентября 1260 года в битве при Айн Джалуте сошлись армия ильхана и армия мамлюкских эмиров Кутуза и Бейбарса. Сначала монголы, внушающие ужас, начали было одерживать верх, но мамлюкская гвардия выдержала первый натиск и пошла вперед. Монголы дрогнули, потеряли строй, и Кутуз, воспользовавшись их замешательством, ударил по центру где сражался главнокомандующий Кетбога. Монголы оставили свои позиции и обратились в бегство. Кетбога попытался скрыться, но был схвачен и казнен по приказу Кутуза. Монгольская армия отступила за Евфрат, Сирия была освобождена. На поражение своей армии Хулагу ответил казнью заложников в Багдаде. Но после этой победы эмиры не поделили власть, и Бейбарс убил Кутуза, когда узнал, что тот замыслил обойти его и присвоить себе одному всю славу победителя монголов. Бейбарс стал первым мамлюкским султаном. Этот титул он получил от халифа ал-Мустансира, который также даровал Бейбарсу титул Малик аз-Захир ("Победитель"). С этого времени успех перестает сопутствовать Хулагу. Бейбарс отбросил его от границ Египта, а в Малой Азии возросло сопротивление Османов. На следующий год халиф ал-Мустансир сам возглавил поход на Багдад, но потерпел поражение и погиб. Его преемником стал ал-Хаким I. В течение десятилетий мамлюки успешно отражали нападения монголов. Бейбарс, вел с ними непрекращающиеся войны в Сирии и Анатолии, но еще больше он воевал с крестоносцами и христианами Дамаска, которые в свое время призвали монголов в союзники против мусульман. В итоге под властью франков остались лишь Триполи и Акка.

25 числа месяца рамадан 658 года хиджры (3 сентября 1260 г.) произошла знаменитая битва при Айн-Джалуте (Палестина) между армией мусульман под командованием султана Египта Кутуза и монгольскими войсками под командованием наймана Китбука. Монгольский корпус армии Хулагу был разгромлен, Китбука попал в плен и казнен, а монголы изгнаны из Шама. Это была первая значительная победа над монголами с самого начала их завоевательных походов, и заслуга в этом принадлежит воинама Ислама. Сражение при Айн-Джалуте по праву считается одним из самых важных в истории. Благодаря его победному исходу мусульманский мир избежал уничтожения, был развеян миф о непобедимости монгол, а Египет превратился в форпост джихада против монгол и их союзников - крестоносцев.

В 1253 г. на курултае в Монголии был решён вопрос о походе против иранских исмаилитов-низаритов, халифата Аббасидов, сирийских Айюбидов и мамелюков Египта. Это был один из крупнейших завоевательных походов монгольской армии. Ее командующим великий хан Мунке назначил своего брата — Хулагу. Численность войска достигла 150-170 тысяч человек. Большую роль в походе монгол против мусульман Ближнего Востока сыграли центральноазиатские христиане. Старшая жена Хулагу, влиятельная Докуз-хатун, была христианкой и покровительницей христиан. Найман Китбука был несторианином. Наконец, в союз с монголами вступил царь Малой Армении Хетум I, который смог привлечь к союзу с монголами антиохийского князя Боэмунда, выдав за него замуж свою дочь.

Основная армия монгол перешла Амударью в начале 1256 г. и в течение года ликвидировала расположенные в Западном Иране крепости исмаилитов. Затем Хулагу двинулся на столицу Аббасидского халифата — Багдад. После предательства шиитского визиря Ибн аль-Алками, который был на службе у халифа Мустасима, город пал в феврале 1258 г. Хулагу отдал Багдад на разграбление своим ордам. Столица была сожжена дотла, халиф казнен, а свыше одного миллиона мусульман убито. По просьбе несторианки Докуз-хатун из жителей города были пощажены лишь христиане и иудеи, которых монголы рассматривали как своих союзников. Как сказал Всевышний Аллах: «Воистину, беззаконники являются помощниками и друзьями друг другу » (сура «аль-Джасийа», аят 19). Падение Багдада произвело угнетающее воздействие на мусульман. Некоторые невежественные люди, считавшиеся учеными, распространяли среди простонародья мысли, что монголы — это племена Йаджудж и Маджудж (Гог и Магог), которые прийдут с Востока перед Концом Света, поэтому сражаться с ними бесполезно.

Следующей целью монгол был Шам. Осенью 1259 г. они разгромили курдов, захватили несколько важных городов. В январе 1260 г. монголы вместе с христианскими союзниками из числа армян и крестоносцев овладели Алеппо, вырезав всех мусульман. Узнав о падении Алеппо, айюбидский султан ан-Насир Юсуф отступил с войском из Дамаска к Газе. Дамаск был сдан монголам без боя. В середине февраля Китбука вступил в город, назначив там монгольского управляющего. Нависла угроза монгольского вторжения в последний оплот исламского мира — Египет. Мусульмане денно и нощно молили Всевышнего Аллаха избавить их от страшного врага, который нес с собой смерть и опустошение, разоряя всякий город, отказывающийся подчиниться. И помощь эта пришла оттуда, откуда ее не ждали. Во время осады китайского рыбацкого города Хэчжоу неожиданно умер великий хан Мунке, смерть которого вынудила его брата Хулагу уйти с основной частью армии из Шама.

Хулагу оставил Китбуку сравнительно малые силы численностью до 20 тысяч человек, включая подкрепления от союзных армян и грузин. Хулагу был вынужден забрать львиную долю войска, понимая, что вскоре после смерти Мунке неизбежно вспыхнет борьба за управление Монгольской империей. Китбуку было поручено закрепиться на завоеванных территориях. Однако вопреки приказу монголы двинулись на юг, в Палестину, где они захватили ряд крепостей. После этого они вышли на приграничную с Египтом территорию.

Отступая из Шама, Хулагу отправил монгольского гонца с сорока нукерами к мамелюкскому султану Кутузу в Каир со следующим ультиматумом: «Великий Господь избрал Чингиз-хана и его род и [все] страны на земле разом пожаловал нам. Каждый, кто отвернулся от повиновения нам, перестал существовать вместе с жёнами, детьми, родичами, рабами и городами, как всем должно быть известно, а молва о нашей безграничной рати разнеслась подобно сказаниям о Рустеме и Исфендияре. Так что, ежели ты покорен нашему величеству, то пришли дань, явись сам и проси [к себе] воеводу, а иначе — готовься к войне».

Зачитав послание военачальникам, Кутуз сказал: «Хулагу-хан с огромной ратью устремился из Турана в Иран и ни одна душа из халифов, султанов и правителей не нашла силы сопротивляться. Завоевав все страны, он дошел до Дамаска, и ежели бы к нему не подоспело известие о кончине брата, то и Египет тоже был бы присоединен к прочим странам. Поэтому он в этих краях оставил наймана Китбука…Ежели он покусится на Египет, то ни у кого не окажется силы сопротивления более чем на то, чтобы совсем потерять власть. Надобно придумать, как помочь делу».

После совещания с военачальниками Кутуз сказал: «В настоящее время Диарбакыр, Диярраби’а и Сирия полны плача, и от Багдада до Византии области и земли опустошены, не возделываются и не засеваются. Ежели мы не опередим монголов и не подымемся их отразить, то вскоре Египет будет опустошен, как и прочие страны. С этими людьми, которые покушаются на нашу страну, надо избрать одно из трех: либо примирение, либо вражду, либо покинуть родину…Мнение мое таково: давайте вместе обратимся к войне. Ежели обретем победу, то это и будет как раз то, к чему мы стремимся, а не то как бы нас не укорил народ». После этого эмиры разъехались, и Кутуз держал совет с Бундукдаром, который был главным эмиром. Бундукдар сказал: «Мнение мое таково, убьем гонцов и сообща воссядем на коней против Китбука. Ежели мы разобъем его и ежели умрем, то в обоих случаях мы будем достойны извинения и благодарности». Кутуз одобрил эти слова, и ночью гонцов распяли. Тем самым был отрезан путь к примирению с монголами и были устрашены их сторонники и шпионы, наводнившие страну.

Кутуз объявил джихад против монгол, и мусульмане под его руководством вышли на пути Аллаха из Египта 26 июля 1260 г. 12-тысячный мамелюкский корпус прошел через Синайскую пустыню и сбил монгольский заслон у Газы. Далее лежали владения крестоносцев. Кутуз обратился к ним с просьбой пропустить его войско через их территории и закупить продовольствие. У крестоносцев не было выбора, тем более после того, как граф Сидона, ограбив Марж Айюн, напал на небольшой монгольский отряд, что испортило отношения крестоносцев и монгол. Через территорию Иерусалимского королевства мусульмане вышли в Галилею, в тыл монгольской армии.

На рассвете в пятницу 25 рамадана 658 года хиджры близ города Айн-Джалут в судьбоносном для мусульманского мира сражении сошлись две рати.

Перед битвой Кутуз решил устроить монголам засаду. Значительную часть своей конницы султан укрыл на холмах вокруг долины, а сам направил навстречу монголам Бейбарса с передовым отрядом, желая спровоцировать атаку со стороны монгол. Битва началась с атаки монгольской кавалерии, которая выпустила море стрел. Бейбарс уклонился от прямого столкновения и совершил отступающий маневр, заманивая врага. Так повторилось несколько раз. Наконец, попавшись на уловку, Китбука ринулся преследовать отряд Бейбарса с основными силами, решив, что перед ним находится вся мамелюкская армия. Когда они поравнялись с холмами, ожидавшие в засаде конные отряды на полном скаку атаковали монголов с флангов. Это явилось полной неожиданностью для монгол и поддерживавших их грузинских и армянских отрядов. Завязалась жестокая рукопашная схватка, которая длилась с раннего утра до полудня. Особенно усердствовала тяжелая кавалерия мусульман, которая впервые в истории сокрушила монгол в ближнем бою. Китбука всеми силами пытался вырваться из окружения и направил свой удар на левый фланг исламской армии.

Увидев, что противник почти смял левый фланг, Кутуз, наблюдавший за боем с возвышенности, отбросил свой шлем в сторону, чтобы воины могли узнать его. Для придания мусульманам стойкости и решимости султан стал взывать к ним с боевым кличем: «За Ислам! За Ислам!» После этого он ринулся в гущу событий со своим отрядом на выручку левого фланга. Наконец, монголы не выдержали и обратились в бегство. Они бросили своего командира Китбука на поле боя, который храбро сражался, но в конце концов попал в плен. Султану сообщили, что неподалеку от поля боя в зарослях камыша укрылся отряд монгольских всадников. Кутуз приказал поджечь заросли и всех сожгли.

Затем к Кутузу привели связанного Китбука. Увидев его, султан сказал ему: «О вероломный человек, много ты крови пролил несправедливо, лишил жизни витязей и великих людей, нарушением обещания и лживым словом ниспроверг древние рода. Наконец-то и ты попался в сети». Китбука стал угрожать нападением многочисленного войска Хулагу, на что Кутуз ответил: «Не хвастай так всадниками Турана, ибо они ведь дела вершат хитростью да увертками, а не по-мужски, как Рустем, сын Дастана». После этого султан приказал казнить главнокомандующего монгол.

Так завершилась эта славная битва, о которой на протяжении многих веков помнят мусульмане. Несмотря на последующие вторжения монгол в Шам, для Египта они уже не представляли угрозы. После этой победы Египет стал признанным центром мусульманского мира. Мамелюкское государство превратилось в мощную и процветающую державу, которая просуществовала два с половиной столетия. В течение этих 250 лет мамелюки окончательно разбили монгол, изгнали из Ближнего Востока крестоносцев, наладили торговлю и производство, построили больницы, мечети и школы, а также содействовали развитию искусств и ремесел. Значение битвы при Айн-Джалуте признают и европейские историки. Они отмечают, что это поражение монгол не только изменило Ближний Восток, но и повлияло на дальнейшее развитие европейской цивилизации, ибо к тому времени монголы уже продвинулись далеко на Запад. Многие специалисты полагают, что в случае победы монгол над мусульманами в Европе не наступила бы великая эпоха Возрождения. Так что не будет преувеличением сказать, что современная христианская цивилизация выжила благодаря исламскому миру, принявшему на себя главный удар монгольских полчищ и разгромившему их.

Великие битвы. 100 сражений, изменивших ход истории Доманин Александр Анатольевич

Битва при Айн-Джалуте 1260 год

Битва при Айн-Джалуте

К 1260 году исламский мир казался обреченным на гибель. После завоевания в 1258 году Багдада, непобедимые тумены Хулагу обрушили свой следующий удар на мусульманскую Сирию. Под их натиском пал неприступный Халеб, а древний Дамаск, в ужасе перед страшными завоевателями, сам открыл им ворота. Война подошла к самому порогу Египта – единственного на тот момент достаточно сильного исламского государства. Разгром Египта – а армия Хулагу была очевидно сильнее мамлюкского войска – означал бы и конец организованного и по-настоящему серьезного сопротивления ислама. Путь «к последнему морю» был бы открыт, поскольку держава Альмохадов, получившая сокрушительный удар при Лас-Навас-де-Толоса, уже доживала свои последние дни. Однако история выбрала свой путь…

В разгар всех этих событий далеко на востоке, в Каракоруме, умирает великий хан монголов Мунке, и Хулагу, забрав большую часть войска, спешит на великий курултай – собрание монгольской знати – где должны состояться выборы нового великого хана, вождя всех монголов. В Палестине он оставляет свой авангард из двух или трех туменов под командованием Китбуги-нойона, а чтобы не рисковать, приказывает тому воздержаться от активных военных действий и ограничиться необходимой обороной. Всё, казалось бы, достаточно продумано, но действия Хулагу привели к очень тяжелым последствиям для монголов и спасли почти уже обреченный мусульманский мир.

Засевшие в Египте воинственные мамлюки чрезвычайно воодушевились уходом большей части армии Хулагу и рискнули воспользоваться внезапно представившимся им шансом. И тут у них обнаружились совершенно неожиданные союзники. Своих заклятых врагов вдруг решили поддержать базирующиеся в Палестине духовно-рыцарские монашеские ордена тамплиеров и иоаннитов. Вообще, от позиции христиан зависело многое, а сейчас, когда силы противников стали примерно равны, их помощь одной из сторон могла иметь в этот момент решающее значение. Китбуга, отлично ориентируясь в ситуации, отправляет в Акру дружественное посольство, ведь христиане потенциальные сторонники монголов, а князь Антиохии Боэмунд вообще заключил с Хулагу союз. И тут группа тамплиеров – давних противников союза с монголами – убивает послов. После этого выбора уже не оставалось: с точки зрения монголов, убийство послов – одно из самых страшных преступлений.

Мамлюк-кавалерист. С картины XIX века

Это деяние тамплиеров, как и последующие их действия – тамплиеры предоставляют мамлюкам возможность провести войска через Иерусалимское королевство крестоносцев и, тем самым, выйти в тыл не ожидающим этого монголам Китбуги – по сей день вызывают серьезные споры историков. Сторонники идеи «желтого крестового похода» прямо называют тамплиеров предателями некоего «общего дела». Учитывая переход на сторону Хулагу одного из лидеров крестоносцев – князя Боэмунда – союз левантийских христиан с монголами нельзя считать чем-то немыслимым. Но вот стало ли бы это тем самым «общим делом» – большой вопрос. Целью монголов, целью Хулагу был не разгром ислама, а завоевание новых земель. Христиане в этом походе могли быть только временными союзниками монголов. Так что для христиан Святой Земли присоединиться к монголам значило то же, что взять в союзники тигра: трудно предугадать, разорвет ли он твоих врагов или набросится на тебя. Старый же враг – Египет – был давно и хорошо известен и, хотя представлял собой серьезную угрозу но угрозу по крайней мере, знакомую и, на взгляд большинства крестоносцев, не столь опасную, как непобедимые монголы. В конце концов, европейцы не забыли еще Лигниц и Шайо. В общем, понять тамплиеров можно, но нужно понять и то, что союз с монголами был последним шансом сохранить христианское присутствие в Святой Земле – другой вопрос, надолго ли.

Тридцатитысячной армией мамлюков, вышедшей из Египта 26 июля 1260 года, командовал султан Кутуз, командующим авангардом был кипчак (половец) Бейбарс. Как уже говорилось, мамлюки прошли через Иерусалимское королевство и в начале сентября вышли в Галилею, в тыл монголам Китбуги. Здесь 3 сентября у небольшого селения Айн-Джалут и состоялась битва, спасшая исламский мир от уничтожения.

Силы противников были, по-видимому, численно примерно равны. Помимо собственно монгольских войск, в армии Китбуги были также армянские и грузинские отряды, но их боеспособность была низка, как и у любых подневольных воинов. Войско мамлюков состояло только из профессиональных воинов, притом воинов, у которых были особые причины ненавидеть монголов: ведь значительную часть мамлюков, начиная с самого Бейбарса, составляли бывшие монгольские пленники, захваченные в Великом Западном походе 1236–1242 годов. Проданные на невольничьих рынках, они попали в Египет, где и пополнили эту необычную рабскую гвардию. И стремление к мести было не последним чувством, ведущим мамлюков в бой.

Битва началась с атаки монголов. Тумены Китбуги врезались в авангард Бейбарса и после чрезвычайно ожесточенного боя мамлюки стали отступать. Возможно, именно это первоначальное ожесточение застило ум природного кочевника Китбуги. Он бросился преследовать отступающих, даже не предположив, что это отступление может быть ложным – а ведь тактика ложного отступления составляла одну из основ монгольской военной науки. Китбуга не учел, что ему противостоят, по сути, такие же кочевники, только бывшие – и попался. Когда его тумены достаточно втянулись в преследование, из-за невысоких холмов монгольскую армию с обоих флангов атаковали мамлюки Кутуза. Авангард Бейбарса развернулся и тоже ударил по растерявшимся монголам.

Поражение монгольской армии было полным. Почти никто не смог вырваться из адского кольца смерти. Был захвачен в плен и сам командующий монголов Китбуга: позднее его казнили по приказу Кутуза. Лишь очень небольшой части монгольского войска удалось спастись, но, преследуемые мамлюками, они бежали далеко на север. Интересно также, что в этой битве, как и при Шайо, использовалось необычное оружие, только теперь не монголами, а их противниками. В битве при Айн-Джалуте была применена целая серия хитроумных средств, чтобы напугать монгольских лошадей и внести беспорядок во вражеские ряды: зажигательные стрелы, ракеты, маленькие пушки-мидфа, «искрометалки», привязанные к копьям, связки пороховых петард на шестах. Чтобы самим не обжечься, их носители одевались в толстые шерстяные одежды и покрывали открытые части тела тальком. Это одно из самых ранних использований пороха, известных нам в истории.

Победа под Айн-Джалутом чрезвычайно воодушевила мамлюков. После нее мамлюки ринулись вперед, захватили Иерусалим, Дамаск, Халеб и большую часть Сирии. Во главе их шел теперь уже сам Бейбарс, в октябре 1260 года убивший Кутуза и провозгласивший себя новым султаном Египта и Сирии. Лишь у Евфрата мамлюкские войска были остановлены спешно переброшенной из Монголии армией Хулагу. Но тут монгольского ильхана поджидает новый удар: против него с огромной армией движется брат Батыя Берке, заявивший претензии Джучидов на Арран и Азербайджан, завещанный им еще Чингисханом. Хулагу двинул свою армию навстречу, и на берегах Терека состоялось исключительно кровопролитное сражение двух монгольских армий. Хулагу потерпел в этой битве тяжелое поражение, а громадные потери, понесенные его армией, не позволили ему вновь перехватить инициативу на исламском фронте. В Передней Азии сложилось достаточно устойчивое status-quo. Исламский мир устоял, а мамлюки получили возможность справиться со своим старинным врагом – крестоносцами Леванта.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Великие битвы [фрагмент] автора

Битва при Левктрах 371 год до н. э. Битва при Левктрах – сражение, которое произошло в ходе Беотийской войны между фиванцами и их беотийскими союзниками во главе с беотархом Эпаминондом, с одной стороны, и спартанцами и их пелопоннесскими союзниками во главе с царем

Из книги Первый блицкриг. Август 1914 [сост. С. Переслегин] автора Такман Барбара

Битва при Херонее 338 год до н. э. В IV веке до н. э. к северу от Эллады находилась небольшая горная страна Македония. Отделенная от эллинских полисов обширной Фессалией, Македония среди самих греков считалась варварской страной, хотя уже к середине IV века до н. э. македонская

Из книги Вена, 1683 автора Подхородецкий Лешек

Битва при Гавгамелах 331 год до н. э. В 336 году до н. э. царем Македонской державы становится сын Филиппа II, двадцатилетний Александр. Не менее талантливый и еще более честолюбивый, чем отец, он продолжает подготовку к великой войне с Персией. Подавив робкие попытки

Из книги Сталин и бомба: Советский Союз и атомная энергия. 1939-1956 автора Холловэй Дэвид

Битва при Ипсе 301 год до н. э. После великого восточного похода Александр Македонский прожил недолго. В 323 году до н. э. великий завоеватель, создавший самую грандиозную империю античной эпохи, умирает в возрасте тридцати трех лет. Огромную державу он завещал своему еще не

Из книги Великие битвы. 100 сражений, изменивших ход истории автора Доманин Александр Анатольевич

Битва при Каннах 216 год до н. э. Среди сотен сражений античной эпохи особое место занимает битва при Каннах, ставшая крупнейшим сражением Второй Пунической войны – войны за господство в Средиземноморье между двумя великими державами того времени, Римской и Карфагенской

Из книги Крупнейшее танковое сражение Великой Отечественной. Битва за Орел автора Щекотихин Егор

Битва при Заме 202 год до н. э. Десятилетие после битвы при Каннах стало временем тяжелого противостояния Рима и Карфагена. Чаша весов Второй Пунической войны колебалась. Непобедимый Ганнибал по-прежнему уверенно вел войну в Италии, но не имел достаточно сил для

Из книги Жуков. Взлеты, падения и неизвестные страницы жизни великого маршала автора Громов Алекс

Битва при Пидне 168 год до н. э. В конце III века до н. э. начинается борьба между Римом и Македонией за гегемонию в Греции и эллинистических странах. Это привело к трем войнам, которые называют Македонскими. В первой римско-македонской войне (215–205 годов до н. э.) в роли

Из книги У истоков Черноморского флота России. Азовская флотилия Екатерины II в борьбе за Крым и в создании Черноморского флота (1768 - 1783 гг.) автора Лебедев Алексей Анатольевич

Из книги Разделяй и властвуй. Нацистская оккупационная политика автора Синицын Федор Леонидович

Из книги автора

1260 Ibid. См. также: Condit K. W. The History of the Joint Chiefs of Staff: The Joint Chiefs of Staff and National Policy. Vol. 2: 1947–1949. Washington, DC: Historical Division. Joint Secretariat. Joint Chiefs of Staff (declassified March 1978). P.

Из книги автора

Битва при Адрианополе (I) 378 год В конце II века в Европе начинается эпоха Великого переселения народов. Германское племя готов начинает свое движение на равнины Восточной Европы. К середине IV века готы покорили большую часть Русской равнины, а на юге и западе дошли до

Из книги автора

Битва на реке Лех (Битва под Аугсбургом) 955 год Тяжелыми выдались VIII–X века для народов Западной Европы. VIII век – борьба с арабскими нашествиями, отразить которые удалось лишь ценой огромного напряжения сил. Почти весь IX век прошел в борьбе с жестокими и победоносными

Из книги автора

БИТВА ЗА ОРЕЛ - РЕШАЮЩАЯ БИТВА ЛЕТА 1943 ГОДА Вторая мировая война - крупнейший конфликт в истории, величайшая трагедия, поставленная человеком на ее сцене. В громадных масштабах войны отдельные драмы, которые составляют целое, легко могут затеряться. Долг историка и его

Из книги автора

Битва за Сталинград. Ржевская битва как прикрытие и отвлекающий фактор 12 июля 1942 года решением Ставки Верховного Главнокомандования был сформирован Сталинградский фронт под командованием маршала С. К. Тимошенко, перед которым была поставлена задача не допустить

Из книги автора

Из книги автора

1260 РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 125. Д. 136. Л. 144,162.

Падение столицы Халифата - Багдада и Шама

Прежде чем приступить к описанию битвы при Айн-Джалуте, считаем уместным коротко рассмотреть социально-политическую обстановку на Ближнем Востоке в то время. В частности, после падения столицы Исламского Халифата – Багдада.

В 1250 году четвертым Великим ханом монголов был избран Мунке. Он поставил перед собой две основные цели: уничтожить исмаилитов в Иране и распространить свою власть на оставшуюся часть исламского мира вплоть до самых отдалённых точек Египта.

Исполнение этой задачи Мунке поручил своему брату Хулагу, которому он пожертвовал регион Персии и западные вилайеты. После того как справились с первой задачей, в феврале 1258 года монгольские армии осадили столицу Халифата – Багдад, затем штурмовали и разрушили её. Халиф вышел из города и безоговорочно отдался в руки монгольскому вождю после того, как Хулагу гарантировал ему безопасность. Эти трагические события окончились убийством халифа аль-Мустасыма. Затем капитулировали и города Хилла, Куфа, Васит и Мосул. С падением Багдада и убийством халифа аль-Мустасыма завершился период существования государства Аббасидского Халифата, который продлился более пяти столетий.

Падение Багдада нанесло сильный удар по мусульманской цивилизации и культуре. Он был центром наук, литературы и искусств, богатым своими учёными-богословами, литераторами, философами и поэтами. В Багдаде были убиты тысячи учёных-богословов, писателей и поэтов, а те же из них, кому удалось спастись, сбежали в Шам и Египет. Были сожжены библиотеки, разрушены медресе и институты, уничтожены исламские исторические и другие памятники. Единство исламского мира подверглось жестокому удару, и сплочение мусульман стало невозможным после подчинения многих мусульманских правителей монголам.

Христиане же в различных уголках земли ликовали и приветствовали Хулагу и его жену Тукуз-хатун, которая исповедовала христианство несторианского толка.

Естественно, за завоеванием Ирака должно было следовать наступление на Шам. Шам в то время находился под господством трёх сил: мусульман в лице айюбидских правителей и эмиров, крестоносцев и армян в Киликии.

Мусульмане правили городами Маяфарикин, Карак, Алеппо, Хомс, Хама, Дамаск, крепостью Кайфа. Однако они ощущали потребность в объединении своих сил, ибо каждый эмир действовал самостоятельно, что ослабляло их силу перед лицом монголов.

Что касается западных крестоносцев, то они занимали позицию колеблющихся в отношении монголов и со склонностью в сторону мусульман. Боэмунд VI, князь Антиохии, примкнул к монгольскому движению, поддерживал его и принимал участие в нем. Так же поступил и Хетум, царь Малой Армении в Киликии. Однако Боэмунд VI решился на этот шаг лишь в качестве мужа дочери Хетума и его союзника.

Армяне в Киликии вступили в союз с монголами и подталкивали их на уничтожение Аббасидского Халифата и айюбидов в Шаме. Они с монголами принимали участие в войне против мусульман. Хетум считал, что настал удобный случай для избавления Шама, и в частности Иерусалима, от мусульман.

В те времена ан-Насир Юсуф, правитель Дамаска и Алеппо, был наиболее сильным айюбидским эмиром. Он испытывал страх перед монгольским наступлением и предполагал, что рано или поздно Хулагу и его войско захватят Шам и что эта страна не найдёт того, кто защитил бы её от монголов и мамлюков Египта. С последними ан-Насыр враждовал, считая, что власть в Египте и Шаме, как потомкам Салахуддина аль-Аюби, принадлежит аюбидам. Поэтому ан-Насир Юсуф отказал в помощи аль-Ашрафу, сыну аль-Малика аль-Гази – правителя Маяфарикин, который просил помочь ему в противостоянии монголам. Также он отправил своего сына аль-Азиза Мухаммада к Хулагу с подарками для него, выражая свою покорность ему и дружелюбие и прося его оказать военную помощь для возвращения Египта из рук мамлюков.

Вероятно, что Хулагу засомневался в искренности ан-Насыра, потому что последний не прибыл к нему сам, чтобы демонстрировать свою дружбу и покорность ему и затем попросить его союза против мамлюков в Египте. Поэтому Хулагу отправил письмо, в котором повелевал ему прибыть к нему и выразить свою покорность безо всяких условий и оговорок. Ан-Насир не был готов наладить тесные связи с монголами в то время, ибо он подвергся сильному порицанию со стороны мусульманских эмиров по причине его сближения с монголами. Поэтому он проявил вражду к Хулагу и отправился из Дамаска в Карак и Шубак.

В 1259 году Хулагу повёл свои войска для захвата северо-западной части Шама. Под его натиском пали города Маяфарикин, Нусайбин, Харран, Эдесса, аль-Бира и Харим. Затем он направился в сторону Алеппо и окружил его со всех сторон. Гарнизон города под руководством аль-Малика Тураншаха ибн Салахуддина отказался сдаться монгольским войскам, и поэтому в январе 1260 года было решено штурмовать его. Вследствие этого Алеппо перешло под власть монголов.

В результате этих быстрых и решительных побед монголов, убийств, изгнаний и разрушений, сопровождавших эти успехи, страх охватил весь Шам. Тогда ан-Насир Юсуф осознал, что он один не сможет противостоять силам монголов, и решил попросить помощи у мамлюков Египта.

Опасность ситуации заставила правителя Египта аль-Малика аль-Музаффара Сайфуддина Кутуза (1259–1260) забыть злобу и ненависть, исходившую из закоренелой вражды между ним и аль-Маликом ан-Насиром, и принять его просьбу относительно оказания ему военной помощи в скорейшее время.

Кутуза настораживало быстрое наступление монгольских войск. Поэтому он захотел создать союз, посредством которого укрепил бы исламский фронт, однако, вероятно, что он желал и обмануть ан-Насыра Юсуфа, дабы захватить и его владения. В пользу этого говорит тот факт, что он не поспешил с оказанием ему помощи и попытался склонить его приверженцев на свою сторону, когда они направились в Египет. Хитроумие Кутуза обнаруживается и в содержании его письма, которое он отправил ан-Насиру Юсуфу. В письме Кутуз сообщает ему о принятии его предложения, и даже считает ан-Насира, как потомка Салахуддина, правителем всех владений, которые ранее подчинялись айюбидам, в том числе и Египта. Ещё он добавил, что для него существует лишь один предводитель, и обещал передать власть над Египтом ан-Насыру, если он возжелает прибыть в Каир. Даже предложил отправить войско в Дамаск, чтобы избавить его от трудностей прибытия в Каир самому, если он сомневается в искренности его намерений.

Когда монголы приблизились к Дамаску, защитники города уже покинули его. Также ан-Насир Юсуф не пытался защитить город, он оставил его и отправился в Газу вместе со своими мамлюками из числа насиритов и азизитов и некоторым количеством мамлюков-бахритов, среди которых был и знаменитый полководец Бейбарс аль-Бундукдари. Ан-Насыр хотел быть ближе к помощи, которую ему обещал Кутуз. Дамаск он оставил под руководством своего визиря Зайнуддина аль-Хафизи.

Знатные люди Дамаска, учитывая разрушения и уничтожение населения, случившиеся в городах, которые оказывали сопротивление монголам, решили сдать город Хулагу. И в действительности монгольская армия вошла в город в феврале 1260 года без пролития крови. Однако цитадель оказала им сопротивление. Тогда монголы силой штурмовали её и разрушили. Случилось это в мае 1260 года от рождества Христова.

Таким образом Хулагу готовился к дальнейшему покорению исламского мира, в том числе и Египта.

Продолжение следует.

Героический конец Кит Бука стал последней песней монгольского величия Так пусть сегодня эта песнь будет призывом, который пробудит погасшую в нас отвагу, воодушевит наш разум, восстановит растерянную веру и разбудит дремлющую в нас силу.

За этот исторический очерк журналист и писатель Баасангийн Номинчимид в 2010 году был удостоен премии имени Балдоржа, присуждаемой в Монголии за лучшие журналистские произведения. Впервые на русском языке – в переводе С.Эрдэмбилега специально для АРД.

Окончательный выбор тюрков-мамлюков

В это время Мисирское государство, получившее письмо Хулагу хаана находилось в смятении. Пишущий, преисполненный уверенности в правоте и могуществе, требовал беспрекословного подчинения. Хулагу хаан писал: “По велению Всевышнего Неба мы - монголы - вступаем в ваши земли. Любой, кто будет противостоять нам, будет беспощадно предан смерти. У вас у всех есть лишь два пути. Или погибнуть, сопротивляясь, или сдаться, сохраняя жизнь. Не будет иной судьбы, так повелевает Небо».

В том же письме султан Кутуз был назван рабом-мамлюком, имеющим рабское происхождение, который, убив своего господина, путём предательства завладел престолом. Повелевалось султану Кутузу, как рабу, немедленно явиться перед великим ханом для искупления своей вины.

Монгольский правитель с супругой восходит на престол. Одна из немногих средневековых миниатюр Персии где изображены 100% монголы. Иллюстрация к Джами "аль-Таварик ("Всеобщая история") Рашида ад-дина. Ил-Ханид Тебриз, 1330. Hazine 1653, фолио 23а. Фото swordmaster.org .

Военный совет при султане целых семь дней провёл в спорах, решая - сдаться на милость врагу или сразиться с ним. Султан Кутуз, причислявший себя к потомкам Хорезм шаха, поверженного когда-то монголами, и Бейбарс, вкусивший все невзгоды судьбы, ибо раньше сражался с монголами, терпел от них поражение, был пленён и даже воевал в их рядах, но потом был продан в рабство в Ливант - были полны решимости сразиться или погибнуть. Печальный опыт некоторых истреблённых сирийских городов, сдавшихся, но не получивших милосердия, склонили чашу весов в пользу сражения. Лучше погибнуть с саблей в руках, чем умереть, сдаваясь в плен.

На такое решение также повлияло и послание от рыцарей Акры. Крестоносцы, не говоря уж о том, что были крайне недовольны новым порядком установленным монголами в Сирии, жаждали мщения за поражение Жюльена и падение крестоносного Сидона. Посланец Акры известил мамлюков, что: “Верные слуги Христа готовы присоединиться к ним в совместной борьбе против монголов”.

Большинство мамлюков** были кипчаками, принадлежавшими к тюркским племенам. В их жилах текла горячая кровь, они были воинственны и горды. Среди них было немало монголов, по разным причинам прибывших из Золотой Орды. Последняя ханша, Шаграт из династии Айюбидов Мисира, имела монголо-тюркское происхождение.

** Мамлюки - это военная каста в средневековом Египте. Первоначально возникла из числа специально привезёных в рабство юношей и мальчиков из тюрок, кипчаков и народностей Кавказа, которые обучались военному делу, для формирования армии.

Кутуз, усилив своё основное войско воинами-беженцами из Сирии и Палестины, выступил из Каира - он решил сразиться с врагом не на своей земле, а идти к нему навстречу. Его войско перешло Синайскую пустыню, вступило в полосу Газы, где наткнулось на передовой дозорный отряд Кит Бука во главе с Байдар нойоном. Силы были чересчур неравны, отряд Байдара за короткое время был накрыт и смят. Несмотря на победу над малочисленным врагом, успех подбодрил воинский дух мамлюков.

Кит Бука, находившийся в Баалбеке, на расстоянии 260 километров от Газы, узнав от Байдара, что тюрки-мамлюки переходят Синайскую пустыню и приближаются к Газе, поспешил со своим войском к нему навстречу. Он привёл войско до Назарета, выбрал местность Айн Джалут, с прозрачными ручьями и хорошими пастбищами для откорма лошадей. Там он решил выждать мамлюков и дать им бой.

Кит Бука нойон рассчитывал, что мамлюки никак не пойдут к западному берегу Газы, где хозяйничали крестоносцы, а напрямик пересекут пустыню и направятся к этому месту, богатой водой и лугами. Кони мамлюков должны быть утомлены переходом через пустыню. Любой другой рассчитывал бы на то же. Это была эпоха, когда выносливость боевых коней во многом решала судьбу битвы. Для монгольской конницы Айн Джалут был удобен тем, что с левого крыла она защищалась горами. Центр и правое крыло располагались на местности с невысокими холмами, удобной для маневрирования.

В это самое время рыцари приветствовали Кутуза у крепостных стен Акры, предоставили отдых его воинам, а султанов и военачальников пригласили к застолью и продали им те самые украденные резервные табуны лошадей Кит Бука. Этим рыцари не ограничились, а даже будто бы договорились выкупить обратно лошадей в случае победы над монголами.

Действия начали разворачиваться по другому сценарию, нежели задумали монголы. Циничный поступок рыцарей, что не укладывалось в голове монголов, оказал роковое влияние на историческое событие. Л. Н. Гумилев с большой неприязнью писал об этом вероломстве баронов Акры и Тира. Прошло почти столетие с тех пор, как монголы, перенявшие понятие о чести от своего великого Чингис-хаана, забыли, что такое предательство. Когда мамлюки, достаточно отдохнув и освежив лошадей, подошли к Айн Джалут, там находился Хит Бука, который прошёл 130 км от Баалбека без сменных лошадей и ещё не успел как следует дать отдохнуть ни воинам, ни лошадям.

Битва насмерть, без пощады

Сражение началось на рассвете 3 сентября 1260-го года. Некоторые историки считают, что первым атаковал Кутуз. Может быть, это была заранее задуманная ложная атака. Но это ему дорого обошлось - его войско значительно потрёпали. Мисирийский султан понёс ощутимые потери.

Порубленные монгольской саблей, пронзённые монгольскими стрелами бездыханные тела воинов неприятеля не могли быть притворством. Это лишило монголов осторожности, и они устремились добивать противника. А Кутуз, как, наверное, намечалось с самого начала, отступая, вовлёк преследователей в засаду, где находился Бейбарс со своими воинами. Монголы были зажаты с двух сторон и побеждены.

Монголы осаждают город. Из миниатюр нач. 14 в., монгольский Иран. Иллюстрации к Джами ат-таварих Рашид-ад-дина. Фото culturelandshaft.wordpress.com

Во время походов в Азию и Европу, монголы неоднократно применяли тактику вовлечения противника в ловушку, нападая из засады. Так сделали Джэбэ-нойон в 1217 в долине Ферганы против Хореземского шаха, Джэбэ и Субэдэй в 1221 году на реке Кура против грузинских джигитов, в 1223 году на реке Калка против объединённых дружин русских княжеств, в 1241 году Байдар и Хадан против совместных войск Европы под командованием герцога Генриха II, при Лигнице, на реке Шайо Бату хан и Субэдэй против короля Венгрии Бела IV. Поэтому считается, что тюрки-мамлюки впервые успешно применили эту тактику против самих же монголов.

Ясно, что тактика монгольских всадников, которые на протяжении целого столетия сотрясали Азию и Европу, была достаточно изучена. И талантливый Бейбарс, когда-то служивший в монгольской армии, отлично усвоил это дело.

Как бы то ни было, монголы, несмотря на то, что противник значительно превосходил их численностью - может быть, и в два раза - уверенно приняли бой. Во время военных походов Чингис-хаан и его последователи не раз сталкивались с преобладающими силами противника, иногда многократно превосходящими их - и одерживали верх. Так что для Кит Бука численность тюрков-мамлюков не представлялось особо значимым обстоятельством.

В первый момент Бейбарс едва не попал в плен к монголам. Правое крыло монгольской конницы смяло левое крыло мамлюков, вынудив их к отступлению. Больших трудов стоило Кутузу и Бейбарсу снова сомкнуть рассеянные ряды своих воинов, перестроить их и перейти в контратаку. Ожесточённая сечь между противниками возобновилась. Отразив натиск мамлюков, монголы, в свою очередь, перешли в контрнаступление.

Битва при Айн-Джалут. Мамлюки и монголы.

Наступал момент, когда казалось, что поражение мамлюков уж совсем близко. Кутуз громко молился Аллаху, призывал его на помощь. Заклинал начавших поддаваться растерянности своих воинов сражаться до конца, заверяя, что при бегстве всё равно они все погибнут, оттого-то лучше умереть с честью на поле брани. Он не думал о победе, а собирался достойно умереть в сражении.

Но в затянувшейся битве ослабли кони под монгольскими всадниками, не было у них резервных лошадей. А мамлюки пересели на украденных свежих коней, им удалось снова перестроиться. Ситуация теперь становилось опасной для самих монголов. В этот критический момент сражавшийся на левом крыле монголов султан Муса из династии Аюбидов Сирии, который ранее примкнул к монголам, обратился в бегство, увлекая за собой своё войско. Некоторые исследователи не без основания считают, что султан Муса накануне сражения тайком встречался с Кутузом и договорился, что в решающий момент покинет поле битвы, нарушая замыслы и боевой строй монголов. Это вполне похоже на правду потому, что после Айн Джалут Кутуз щедро одарил султана Мусу.

Бегство Мусы стало для монголов вторым, на этот раз погибельным ударом кинжала в спину. Бейбарс со своими лучшими солдатами опрокинул и окружил поредевшее левое крыло монгольских всадников на утомленных лошадях.

Гордый конец Кит Бука нойона

Исход сражения уже не вызывал сомнений. Ближайшее окружение Кит Бука убеждало его покинуть поле битвы, ещё оставался шанс сохранить ему жизнь. Но Кит Бука отказался наотрез.

В последний раз он обратился к своему хану и своим воинам со словами:

“Спасаться бегством, показывая спину врагам - такого не будет. Не хочу так позориться перед потомками. Не буду срамить доблесть монгольского воина. Хотя и побеждённый, он не будет убегать как побитая собака с поджатым хвостом. Как воин, присягнувший своему господину, буду биться до конца. Если кому доведётся остаться в живых в этой сечи, пускай донесет до моего хана, что не обращался я в бегство, посрамляя честь Великого Хан. Пусть мой Великий Хан не гневается, думая, что имел удирающего воина. Пусть мой Хозяин не печалится тому, что его воины полегли здесь. Пусть мой Хан думает, что жены его воинов один раз не забеременели, что кобылы из его табунов один раз не ожеребились. Да будет славиться наш Хулагу хан во все времена”.

Монгольское знамя было близко к захвату врагами. Благородный батыр сочтёт за честь погибнуть под своими знамёнами, и Кит Бука, прорубаясь через ряды неприятеля, устремился к своим знаменосцам, но конь под ним пал поражённый стрелой. Тогда он и пеший продолжал сражаться. Сравнивали его с затравленным тигром, осаждённым гиенами, никто не мог подступиться к нему, его разящая сабля вращалась в гуще врагов, словно смерч.

Много тюрок-мамлюков, жаждущих славы зарубить монгольского батыра, нашли свою смерть от его сабли. Летописец писал, что Кит Бука один сражался как тысяча воинов. Кутуз и Бейбарс, достаточно повидавшие разные кровавые битвы, не раз скрестившие мечи с искусными бойцами, наблюдали бесстрашие и поразительное умение сабельного боя Кит Бука. Они непременно жаждали взять живым батыра.

Только тогда, когда мамлюки-лучники пронзили его в бедро стрелой, и он упал на колени, врагам удалось навалиться на него и пленить.

Когда-то учеником средней школы, любопытный до всего, я прочитал про Кит Бука, рассказ о его героическом и трагическом конце глубоко запал мне в душу. Потом часто вставал предо мной образ старого воина, стоящего на коленях, но не сгибая спины, как до предела натянутая струна. Его седые волосы развеваются на ветру, в руках крепко держит он сверкающий меч из хуралж-стали, орлинный взор его пронзает окружающих мамлюков. Будь я сносным художником,написал бы его образ, как Репин в свое время написал впечатляющий образ Тараса Бульбы.

Н.В.Гоголь написал прекрасную повесть “Тарас Бульба”, вдохновившую меня - много лет я вынашивал идею написать подобную повесть и о Кит Бука, считал, что потомки должны увековечить память о нём…

Образ нойона Кит Бука - рядового военачальника, темника Великой Монгольской империи, ничем не уступает образу того удалого запорожского казака.

Кит Бука в то время было не менее 60-ти лет, может быть, и больше - ведь в Сидон за угнанными лошадьми он посылал своего внука.

В то время как Кит Бука нойон отбивался от врага, подобно раненому тигру окруженному гиенами, его воины стремились выручить военачальника. Несколько батыров во главе с Байдар нойоном - того самого, кто был во главе дозорного отряда в Газе и первым сразился с мамлюками и кому удалось ускользнуть от них - собрал из рассеявшихся воинов вблизи местности Байсан группу и предпринял безрассудную атаку для спасения своего полководца.

Хотя силы были слишком не равны, и люди и лошади были крайне измождены, эта последняя отчаянная атака монголов изрядно побеспокоила Кутуза. Но не удалось монголам опрокинуть ряды мамлюков, имевших явное численное преимущество и окрылённых предвкушением скорой победы. Почти все монголы поголовно полегли на поле брани. Немногие воины укрылись в тростниковых зарослях реки Иордан, но Бейбарс приказал поджечь тростник, не оставляя им шансов выжить.

Связанного Кит Бука приволокли к шатру Кутуза, поставленному на вершине холма.