Онтогенез речевого дыхания. Особенности речевого дыхания у детей с речевой патологией

Светлана Русанова
Развитие речевого дыхания у детей с нарушениями речи

Русанова С. П.

Учитель-логопед ЧДОУ «Православный д/с «Покровский» .

г. Белгород, Белгородский район.

Важнейшие условия правильной речи - это длительный выдох, чёткая и ненапряжённая артикуляция.

Многим из нас приходилось слышать, как малыш разговаривает, что называется, просто взахлёб. Слова льющиеся из маленького ротика, мало понятны, окончания проглатываются, сложно вообще разобрать, что ребёнок пытается рассказать.

Как же рождаются звуки речи ? Чтобы мы могли произносить звуки, а наш голос звучал, нужен воздух. Вы замечали : прежде чем заговорить, необходимо глубоко вдохнуть. Слова выговариваются на выдохе. Это значит, что звуки речи рождаются под действием воздушной струи, проходящей через все дыхательные пути : от лёгких через трахею, гортань глотку до ротовой и носовой полости. Что случается, когда у нас заканчивается воздух на выдохе? Правильно, нам приходится сделать паузу, чтобы вновь вдохнуть. А далее- всё повторяется.

Речевое дыхание- основа звучащей речи , источник образования звуков, голоса. Оно отличается от неречевого (физиологического дыхания ) . Цель тренировки речевого дыхания – выработка именно плавного длительного выдоха, а не умение вдохнуть побольше воздуха.

Обычное дыхание существенно отличается от речевого . Жизненное дыхание непроизвольное . Вдох и выдох производятся через нос. После выдоха возникает небольшая пауза перед последующим вдохом.

Речевое дыхание - это во многом управляемый процесс, количество выдыхаемого воздуха и сила выдоха зависят от цели и условий общения. Если говорящий ребёнок обращается к человеку, стоящему далеко от него, то он «посылая звук» , удлиняет выдох и тем самым усиливает работу голосовых связок. Речевое дыхание осуществляется произвольно, неречевое автоматически .

Установлено, что наиболее правильным, удобным для речи является диафрагмально-рёберное дыхание , когда вдох и выдох совершается при участии диафрагмы и подвижности рёбер. Активна нижняя часть лёгких, плечи же остаются неподвижными. При речи вдох делается и носом и ртом. Вначале высказывания говорящий ещё может вдохнуть носом, при длительном же высказывании он делает добор воздуха только через рот, т. к. быстро и бесшумно вдохнуть через узкие носовые ходы невозможно. Поэтому при постоянном речевом дыхании целесообразно приучать детей всегда делать вдох ртом через немного приоткрытые губы (лёгкая улыбка) – она помогает снимать мышечное напряжение и является естественным началом свободной речи . Контролировать правильное речевое дыхание помогает собственная ладонь, если положить её на область диафрагмы

(между грудной клеткой и животом) . При вдохе грудная клетка расширяется, при выдохе - сокращается. Вдох при речи короткий , выдох длительный, плавный.

Зачем же нужно обучать детей правильно дышать ? Малышам в раннем возрасте, когда они учатся произносить первые слова, приходится познавать, что такое дышать и говорить одновременно. Из–за некоторых заболеваний (аденоиды, болезни сердца, ослабленность организма) им не удаётся говорить длительными фразами, достаточно чётко, с логическими паузами. Создаётся впечатление, что ребёнок задыхается . А всего-навсего ему не достаёт в данный момент воздуха. Во время разговора у него слабенький вдох и короткий выдох.

У 80% детей с нарушением речи не сформировано речевое дыхание . Речевое дыхание отличается от физиологического дыхания тем , что в процессе речи вдох и выдох осуществляется через рот (при физиологическом дыхании вдох и выдох – через нос) . Воздушная струя является энергетической основой звука, слога, слова, фразы. Без сильной длительной воздушной струи нарушается не только звукопроизношение, но и общее звучание речи : речь «взахлёб» , не проговаривание окончаний слов, «смазанность» конца фразы.

Часто бывает так : системой специальных упражнений артикуляционный аппарат подготовлен, звукообразующие артикулемы сформированы, а вызвать звук не удается особенно, при исправлении горловых звуков. Почему? Дело в том, что в этих случаях основная воздушная струя на выдохе проходит не через рот, а через нос. Т. е. в процессе речи ребенок использует физиологическое дыхание .

Чтобы проверить сформировано ли у ребенка речевое дыхание рекомендуется провести два теста.

Предложите ребенку выполнить упражнение «Парашютик» .

Для этого ребенок должен улыбнуться, приоткрыть рот, положить передний широкий край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине был небольшой желобок. Затем плавно подуть вверх на нос, произнося звук [ф]. Если , ребенок будет пытаться сделать носовой выдох, вместо ротового, или воздушная струя будет выходить из глотки с призвуком [х], не попадая на кончик языка.

Попросите ребенка выполнить упражнение «Барабанчик» .

Для этого ему следует улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка за верхними зубами, звонко, отчетливо и многократно повторяя звук д-д-д-д-д, затем да-да-да-да-да с открытым и закрытым носом. Если речевое дыхание не сформировано , при закрытом носовом проходе звук [д] будет звучать с носовым оттенком. Это объясняется тем, что ребенок производит озвученный выдох через нос, а не через рот.

Работу по воспитанию речевого дыхания следует проводить поэтапно :

I этап. Выработка ротового вдоха с озвученным выдохом.

Цель : развитие координации движений органов дыхания : диафрагмы и передней стенки живота с озвученным выдохом.

Дети получают знания о том, что :

Вдох осуществляется через рот,

При вдохе нельзя поднимать плечи,

В дыхании должен активно участвовать живот (при вдохе через рот – живот поднимается (надувается, при выдохе – опускается) . Такое упражнение называется «Шарик – ямка» .

Ребенок должен освоить вышеуказанное упражнение, в положении лежа, сидя и стоя. На начальном этапе необходимо препятствовать выдоху воздушной струи через нос легким сжатием крыльев носа пальцами (сначала взрослым, в дальнейшем самим ребенком) . Для контроля над работой по опусканию и подниманию диафрагмы на живот ребенку кладется игрушка, наблюдая за которой, он сможет оценить правильность выполнения упражнения. После того, как ребенок освоит это упражнение, игрушку заменяет рука ребенка. Данный этап можно считать завершенным только в том случае, если ребенок совершает ротовой вдох с одновременным поднятием живота и делает плавный озвученный выдох, произнося гласные звуки, свистящие или шипящие звуки.

II этап. Развитие озвученного выдоха .

Цель : развитие озвученного выдоха с разной силой, высотой, интонацией.

В процессе занятий на 2 этапе дети закрепляют полученные знания и узнают о том, что :

Звуки можно пропевать громко, тихо, высоко, низко, а также с интонацией удивления, радости, жалобы;

В процессе пропевания звука воздух добирать нельзя. Это делается на одном длительном выдохе.

III этап. Развитие речевого дыхания .

Цель : развитие речевого дыхания на фоне слога , слова, фразы.

В процессе занятий на 3-ем этапе дети обучаются на одном выдохе произносить сначала слоги, отдельные слова, затем фразы из двух, а далее трех-четырех слов, короткие стихотворные тексты.

IV этап. Развитие речевого дыхания в процессе произнесения прозаического текста.

Цель : тренировка речевого дыхания в процесс воспроизведения прозаического текста (короткого рассказа, сказки) .

Следует обращать внимание на глубокий вдох через рот перед началом фразы. На одном выдохе проговаривается 3-4 слова фразы, затем делается добор воздуха через рот.

Практика показывает, что применение данной системы работы является неотъемлемой частью коррекционного процесса по преодолению нарушений звукопроизношения и способствует улучшению общему звучанию речи .

Вниманию читателей предлагаю план удобных игр на развитие речевого дыхания . Заниматься можно 1 раз в неделю, по одной игре.

«Цветочек» -вдохнуть и задержать дыхание – «понюхать цветочек» .

«Пёрышко» - сдуть пёрышко с ладони.

«Листья летят» - вдохнуть через нос, сдуть листок с ладошки.

«Платочек» - подуть на цветной носовой платочек.

«Жук полетел» - сдуть бумажного жука со.

«Покатай карандаш» - вдохнуть через нос и, выдыхая через рот , прокатить каран-

даш по столу.

«Рыбаки плавают» - подуть на модуль «Рыбки» (вырезать из цветной бумаги рыбку и подвесить её за ниточку, например к люстре).

«Вертушки» - подуть на вертушку (как бы «имитируя «сильный ветер» ).

«Дудочка» - учить извлекать звук из дудочки (или другого музыкального инструмента, в который надо дуть) .

«Узнай по запаху» - узнавать по запаху яблоко среди наборов фруктов.

«Пускание мыльных пузырей» - учить делать длительный выдох через рот.

«Птичка летает» - подуть на бумажную птичку. Прикреплённую за ниточку.

«Свистулька» - учить извлекать звук из свистульки.

«Воздушный шарик летит» - подуть на воздушный шарик.

«Самолёт» - подуть на бумажный самолёт, подвешенный на ниточке.

«Прокати шарик» - вдохнуть через нос и дуть на шарик, лежащий на столе 9любой лёгкий шарик, например теннисный).

«Ёлочный дождик» - подуть на дождик. Посмотреть, как он искрится.

«Сдуй снежинку» - (можно использовать на прогулке) –сдувать снег с варежки. \

«Погрей руки» -вдыхать через нос и дуть на «озябшие руки» .

«Снежок тает» - подуть на снег, выдыхая ртом , чтобы снег растаял.

«Согрей игрушку» - вдохнуть через нос и дуть на «замёршую» игрушку.

«Трубочка» - покатать шарики на столе, дуя в короткую трубочку (трубочка из –под сока. а вместо шариков можно использовать вату, шарики из пенопласта).

«Бурлящая вода» - подуть на воду через трубочку.

«Морские гонки» - через короткую трубочку дуть на бумажные кораблики в воде.

«Султанчики» - подуть на султанчики из бумаги (кончик карандаша обмотать

«ёлочным дождиком» .

«Флажок» - подуть на цветной флажок, сделанный из цветной бумаги и зубочистки.

«Бабочка» - сдуть бабочку с цветка, вырезанного из цветной бумаги и приклеенного на неё.

«Одуванчик» - сдуть пушинки с первого- третьего раза (на прогулке) .

Упражнения должны выполняться последовательно с использованием наглядности, постепенно переходя от простого к более сложному. Сначала проводится тренировка длительного речевого выдоха на отдельных звуках, потом- словах, затем- в коротких фразах, в стихах и т. д. Например, когда ребёнку читают сказку, упоминая в ней ветер, поучите его дуть, дуйте ему в лицо. Потом предложите кусочек ватки, объясните, что это снежинка- она летает. Когда ветер дует; дуть на неё нужно ртом плавно. А вдыхать через нос .

Данные упражнения хорошо проводить с детьми с заиканием, ринолалией, дизартрией. Они оказывают эффективное воздействие на просодическую сторону речи , влияют на чёткость дикции и в целом на речь детей .

Нужно так же отметить, что правильное речевое дыхание :

Обеспечивает нормальное звукообразование;

Создаёт условия для поддержания нормальной громкости речи , чёткого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности;

Статья "Особенности формирования речевого дыхания у младших школьников с нарушенным слухом"

Описание работы : данный материал будет полезен логопедам, учителям и родителям. Подходит для дошкольного и младшего школьного возраста.
Цель дыхательных упражнений – формирование и закрепление навыков правильного диафрагмального дыхания у младших школьников, выработка продолжительного выдоха, тренировка его силы и постепенности.
Задачи:
Умение обучающихся в момент речи делать глубокий вдох и постепенный плавный выдох.
Формирование диафрагмального, фонационного, речевого дыхания.
Формирование умений и навыков правильно распределять дыхательные паузы.

Дыхание входит в сложную функциональную систему. Периферические органы слуха, дыхания, голоса, артикуляции неразрывно связаны и взаимодействуют между собой на разных уровнях под контролем центральной нервной системы. Роль дыхания очень важна, она как «пусковой механизм», в начале постановки звукопроизношения и голосоподачи.
Обучающиеся с нарушенным слухом обладают обычно вполне или почти нормально развитым витальным (внеречевым) дыханием.
Проведённая мной проверка показала, что необученные глухие школьники младшего школьного возраста привыкли свободно выдыхать воздух из лёгких тотчас после вдоха – так как это бывает при обычном покойном дыхании.
Я пришла к выводу, что усвоение длительного, экономного выдоха, характерного для нормальной речи, представляет для обучающихся определённые трудности, что связано не только с тем, что глухие учащиеся плохо управляют работой мышц, но и с тем, что они неплотно смыкают голосовые связки при фонации, образуя недостаточно узкие щели или чрезмерно напряжённые смычки речевыми органами при артикуляции. Всё это приводит к нарушению нормального расходования воздуха во время речи.
Обследование речевого дыхания младших школьников подготовительного класса показало, что они говорят от 1 до 4 слогов на выдохе. Некоторые младшие школьники не могли произнести ряд слогов или изолированный гласный звук продолжительно, без дополнительного вдоха, у отдельных обучающихся речь приобретала «всхлипывающий» характер.
Бывали случаи, когда голосообразование происходило на вдохе. Обучающиеся не дифференцировали ротовой и носовой выдох. Всё это отрицательно сказывается на внятности произношения и здоровье детей с нарушенным слухом.
Понимая важность вышеизложенной проблемы, в своей работе на уроках формирования произношения использую следующие этапы:
На 1 этапе создаю фундамент для формирования правильного дыхания на основе сохранных функциональных систем детского организма. Опираюсь на имеющиеся у ребёнка дыхательные и двигательные навыки, учу направлять внимание на работу того органа, который подвергается коррекции.
На 2 этапе – приоритетной является тренировка дыхательных мышц с целью увеличения дыхательного объёма и улучшения качественных характеристик движений дыхательной мускулатуры. Формирование качественных характеристик движений происходит на контрасте напряжения и расслабления.
На 3 этапе – создание активного вдоха с акцентом на качественные характеристики (силу, скорость и объём воздушного потока); регуляция дыхательного ритма. Учу детей контролировать и регулировать длительность и глубину вдоха, выдоха, и пауз между ними.
На 4 этапе – ведётся работа над автоматизацией диафрагмального типа дыхания; формирование речевого дыхания.
На занятиях для формирования длительного, определённой силы выдоха я использовала специальные игровые дыхательные упражнения, не связанные с речью:
сдувание со стола комочков ваты, бумаги - игра «Футбол»,
задувание свечи струёй выдыхаемого воздуха – игра «Пожарник»,
продувание шариков через трубочку – игра «Снегопад»;
выдувание мыльных пузырей;
игры «Мельница», «Бабочка», «Насос», «Шарик»;
катание по столу карандашей и мелких игрушек.
При этом постоянно увеличиваю расстояние, с которого дети должны, например, скатить катушку со стола, увеличиваю длину трубочки; задания усложняются, например, струёй выдыхаемого воздуха докатить ручку до определённого места на столе.
Подобные упражнения проводятся в течение всего первого года обучения. Однако с детьми, у которых выполнение этих упражнений вызывает трудности, работа продолжается.
Для развития способности делать плавный выдох и регулировать его силу использую следующие упражнения:
поддувание в воде пластмассовых или бумажных корабликов,
пускание пузырей через трубочку.
В качестве примера остановлюсь на некоторых упражнениях:
“Поем песенку”. Вдохнуть воздух через рот, постепенно и медленно выдыхать воздух, произнося звук “а” (сочетания звуков ау, ауи).
Выдох контролируется ладонью.
“Немое кино”. Учитель показывает беззвучную артикуляцию гласного звука (сочетаний двух-трех гласных звуков). Обучающемуся предлагается озвучить немую артикуляцию, произнести звук на длительном выдохе.
“Топор”. Ребенку предлагается поставить ноги на ширину плеч, сцепить пальцы рук “замком” и опустить руки вниз. Быстро поднять руки - вдохнуть, наклониться вперед, медленно опуская руки, произнести “ух!” на длительном выдохе.
“Зоопарк”. Обучающийся исполняет роль какого-либо животного. Педагог, называет животное, ребенок в ответ делает соответствующее звукоподражание на длительном выдохе. Выдох контролируется ладонью.
“Ворона”. Ребенку предлагается быстро поднять руки через стороны вверх - сделать вдох, медленно опустить руки - длительный выдох с произнесением звукоподражания “кар”. Аналогичным образом можно использовать другие звукоподражания (например: гуси - произнести на выдохе “га га га” (го, гы), корова - произнести на выдохе “му”, кошка - “мяу”).
“В лесу”. Учитель ищет “потерявшихся в лесу” детей, называя их по имени. Обучающемуся предлагается, услышав свое имя, сложить руки рупором и длительно, звучно произнести “ay”. Затем речевой материал усложняется: для произнесения предлагаются фразы “Оля, ау!”, “Миша, где ты?”, “Я здесь!”, которые должны быть произнесены ребенком на одном выдохе.
В связи с тем, что произношение значительного количества звуков требует правильного выхода воздушной струи через середину ротовой полости и в образовании ее участвуют щеки, губы и язык, параллельно с работой по развитию артикуляторной моторики мной проводится работа по формированию направленной воздушной струи.

С целью воспитания направленной воздушной струи можно использовать следующие упражнения:

“Толстяк” (картинка-образ - мальчик с надутыми щеками). Надуть щеки и удержать воздух в течение 15 секунд.
“Худенький” (картинка-образ - худенький мальчик с впалыми щеками). Рот приоткрыть, губы сомкнуть, втягивать щеки внутрь.
“Снежок” (картинка-образ - падающие снежинки). Губы сблизить и слегка выдвинуть вперед трубочкой, выдувать воздух, стараясь направить его на бумажную (ватную) снежинку так, чтобы она слетела с ладони. Щеки при этом не надувать.
“Дудочка” (картинка-образ - дудочка). Высунуть узкий язык вперед, слегка касаясь кончиком языка стеклянного пузырька. Выдувать воздух на кончик языка так, чтобы пузырек засвистел, как дудочка.
“Пропеллер” (картинка-образ - самолет с пропеллером). Слегка растянуть губы в улыбке, указательный палец ребенка двигается из стороны в сторону перед губами. Сильно выдувать воздух таким образом, чтобы слышался “звук пропеллера” от рассекаемого пальцем воздуха.
Также на занятиях с младшими школьниками с депривацией слуха использую упражнения, связанные с протяжным произнесением гласных и многократное повторение слогов на одном выдохе, например: папапапа, тататата. Учу обучающихся произносить слитно, на одном выдохе слова и небольшие фразы, затем предложения. Включаю в работу прямой и обратный счёт, перечисление дней недели, месяцев, времён года, имён мальчиков и девочек.
Регулярные занятия дыхательной гимнастикой способствуют воспитанию правильного речевого дыхания с удлиненным постепенным вдохом, профилактике болезней верхних дыхательных путей. Правильное носовое дыхание способствует тренировке дыхательной мускулатуры, улучшает местное и мозговое кровообращение, предохраняет от переохлаждения. Выполнение дыхательных упражнений в игровой форме вызывает у обучающихся положительный эмоциональный настрой, снимает напряжение и способствует формированию практических умений.

1. Боскис Р.М. учителю о детях с нарушениями слуха. М. Просвещение,1988.
2. Пелымская Т.В., Шматко Н.Д. Формирование устной речи дошкольников с нарушенным слухом. Институт коррекционной педагогики. М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2008.
3. А.А.Гуськова «Развитие речевого дыхания детей 3-7 лет». Москва «Творческий центр Сфера» 2011.

Типы упражнений для дыхания:

Дыхательные упражнения (выработка диафрагмального дыхания)
а) положить руки на область диафрагмы. Сделать вдох носом (брюшная стенка при этом выпячивается вперед), затем выдохнуть через рот (область диафрагмы при этом втягивается). Повторить несколько раз.
б) фонационное дыхание.
Вдох носом, передняя стенка живота выпячивается вперед.
Вдох – на выдохе ф__;
Вдох – толчкообразный выдох ф__ ф__ф__ф;
Вдох – на выдохе говорим с __, ф __ с;
Вдох – толчкообразный выдох с_с_с_с_с;
Вдох – на выдохе говорить два звука кс_ _ _;
вдох - с_____;
вдох - з_____;
вдох - ш____; ф____;
вдох – кс____ ф ф в;
в) дыхательные упражнения в динамике.
Используется музыкальное сопровождение, характер музыки: плавное, замедленное звучание. Движения, помогающие закрепить навыки диафрагмального дыхания также плавные и замедленные.
вдох – у_______________
вдох – у_______________ф______________
вдох – ф_______________
вдох – ф__ф__ф__ф_ Ф ф ф ф
вдох – в ________
вдох – ф____в____
вдох делать носом.
Прерывистый выдох: ф__ф__ф__ («гасим свечку»)
Длительный выдох: ф__________(выдохнуть весь воздух)
Вдох – сказать на одном выдохе: у_________ ф___________
Вдох – на длительном выдохе сказать: ф___в___с___, ф___ с___

Речевое дыхание:

Положить руки на область диафрагмы. Вдох – носом, на выдохе произносить слог: па_________
Чередовать краткое и длительное произнесение слогов (с элементами двигательных упражнений)
Сделать глубокий вдох, на выдохе произносить порядковые числительные, постепенно наращивая количество слов, произносимых на выдохе.
Руки опущены вниз. Поднять их через стороны вверх, говоря ряд слогов. Затем опустить руки через стороны вниз, произнося один слог длительно.
татата… та___________
тотото… то___________
тутуту… ту___________
титити ти___________
тэтэтэ… тэ___________
Наращивание слогов на одном выдохе: та__ту__ти__тэ__
папа___попо___пупу___пипи___пэпэ
Произносить фразы на одном выдохе синхронно с учителем.
Какой сегодня день недели? Сегодня _______.
Какой день недели был вчера? Какой день недели будет завтра?
Полезно наращивать предложения:
(светит солнце)
(сегодня светит солнце)
(ярко сегодня светит солнце).
Наращивание фраз по вопросам:
(мы были в кино (когда?))
(вчера мы были в кино (с кем?)).
Упражнения в произнесении слова (словосочетания) короткой фразы много раз на 1 выдохе:
(зима,зима,зима)
(морозная зима)
(настоящая морозная зима)

РАЗВИТИЕ ФИЗИОЛОГИЧЕСКОГО И РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ

Развитие дыхания – один из первых и очень важных этапов коррекционного воздействия на детей независимо от вида их речевого дефекта.
У большинства детей с речевыми нарушениями наблюдается слабое поверхностное дыхание. А для произнесения целого ряда звуков, таких, как свистящие, шипящие, сонорные, необходимо наличие сильной направленной воздушной струи, поэтому перед педагогом встает задача формирования у детей сначала физиологического, а затем на его основе речевого дыхания.

Речевое дыхание существенно отличается от неречевого дыхания. В отличие от физиологического дыхания, происходящего автоматически, речевое дыхание является произвольным. При физиологическом дыхании вдох и выдох осуществляются через нос, причем вдох равен по продолжительности выдоху. При речевом дыхании после короткого глубокого вдоха следует пауза и лишь затем длительный выдох, в момент которого и осуществляется речевой акт.
Развитие дыхания, работа над силой и продолжительностью выдоха, темпом и ритмом дыхания, осуществляется на занятиях в процессе двигательных упражнений сначала без речи (формируется физиологическое дыхание), а затем с речью (воспитывается речевое дыхание).
В данном комплексе используется сочетание дыхательных и физических упражнений, при выполнении которых возрастают:
- объем и глубина дыхания,
- сила и выносливость дыхательных мышц,
- координация и ритм общих и дыхательных движений.
В начале обучения логопед является ведущим при проговаривании текста, дети произносят только отдельные звуки, звуковые сочетания. В дальнейшем дети могут произносить текст самостоятельно.
Упражнения дыхательной гимнастики проводятся ежедневно в течении 5-10 минут в хорошо проветриваемом помещении. Их можно использовать как физкультминутки в процессе логопедического занятия или как часть логопедического занятия, направленную на развитие речевого дыхания.
В предложенном комплексе упражнений использованы:
- элементы парадоксальной дыхательной гимнастики (А. Н. Стрельникова),
- системы развития дыхания (В. В. Васильева, Ю. С. Василенко, В. П. Морозов);
- методики развития речевого дыхания у детей с речевой патологией (М. Ф. Фомичева, Е. С. Алмазова, В. И. Рождественская, В. И. Селиверстов);
- стихотворный материал для развития речи детей дошкольного возраста (Н. В. Новотворцева, Н. А. Маранова).

Комплекс упражнений по развитию физиологического дыхания.
Начинают тренировки с 30-45 секунд за прием, постепенно увеличивая нагрузку в течение двух недель до 2 минут. Упражнения выполняют 5-6 раз.
В дальнейшем число тренировок может быть доведено до 3 раз в день по 2 минуты за прием.
Если упражнение вызывает головокружение, то продолжительность сокращается до 15-20 секунд.
Формирование диафрагмального дыхания
1. Упражнение «Животик»
В положении лежа на спине, дети кладут руки на живот, глубоко вдыхают – при этом животик надувается, затем выдыхают – животик втягивается. Чтобы упражнение стало еще интереснее, можно положить на живот какую-либо игрушку. Когда ребенок вдохнет, игрушка вместе с животом поднимется вверх, а на выдохе, наоборот, опустится вниз - как будто она качается на качелях.
2. Упражнение «Солдатик»
В положении стоя дети выполняют глубокий вдох, не поднимая плеч, а затем выдох, контролируя движения живота руками.
Упражнение выполняется под счет: вдох – 1, 2, 3 и выдох – 1, 2, 3
От трех до семи раз подряд.
Возможные варианты изображаемых действий:
надувание и выпускание воздуха из шаров;
разжигание, а затем раздувание костра;
сбор на лугу одуванчиков, а затем дутье на них;
игра в снежинки, а потом согревание замерзших рук (со звуком Х)
сдувание корабликов
ветряные мельницы, вертушки, бабочки.
3.Упражнение. «Надуй шарик»
Выбрать удобную позу (сидя, стоя), положить одну руку на живот, другую - сбоку на нижнюю часть грудной клетки.
Сделать глубокий вдох через нос (живот при этом немного выпячивается вперед и расширяется нижняя часть грудной клетки, что контролируется той или другой рукой).
После вдоха сразу же произвести свободный, плавный выдох, живот и нижняя часть грудной клетки принимают прежнее положение.
Вот мы шарик надуваем,
А рукою проверяем.
Шарик лопнул - выдыхаем,
Наши мышцы расслабляем.
Стихотворный текст произносит логопед, а дети выполняют нужные действия.
4.Упражнение. «Часики»
Сидеть на стуле, ноги на ширине плеч, руки опущены.
Отвести левую руку в сторону и положить на затылок: медленно наклоняясь вправо, легко похлопать правой рукой по левому боку - вдох.
Вернуться в исходное положение - полный выдох (живот втянуть, расслабиться). То же в другую сторону.
Тик-так, тик- так,
Ходят часики вот так:
Наклон влево, наклон вправо,
Наклон влево, наклон вправо.
5.Упражнение «Щука»
Сидеть на стуле, ноги на ширине плеч, руки ладонями на ребрах.
Вдох - легко надавливаем руками на ребра, в конце вдоха - руки в стороны. Выдох - надавливаем руками на ребра.
Щука в омуте жила,
Щеткой воду мела.
Щи готовила гостям,
Угощение лещам.
6.Упражнение «Наклоны»
Стоять, ноги вместе, руки опущены.
Поднять руки вперед - вверх - глубокий вдох (надуть живот).
Опустить руки вниз и, отведя их назад, наклониться вперед - полный выдох (живот втягивается).
Долго дятел дуб долбит. (Руки вперед -вверх,)
Клювом дятел дуб долбит. (Руки вниз -назад.)
Тук, тук, тук, тук, (Руки вперед - вверх,)
Пауков найдет он тут. (Руки вниз - назад,)

7.Упражнение «Шагают ножки»
Во время ходьбы на месте руки поднимаем вверх - вдох,
опускаем руки - выдох.
По ровненькой дорожке,
По ровненькой дорожке
Шагают наши ножки,
Шагают наши ножки,
По пням, по кочкам,
По камушкам, по камушкам.
В ямку - бух! (Присесть)

Динамические дыхательные упражнения
1. Упражнение «Ныряльщики»
Глубоко вдохнуть, задержать выдох, «нырнуть в воду» - присесть.
Встать («вынырнуть») - выдох.
2. Упражнение «Насос»
накачивание насосом колеса (со звуком С);
3. Упражнение «Электричка»
поездка в электричке с показом открывания и закрывания автоматических дверей (со звуком Ш)
4. Упражнение «Пилка дров»
дети становятся парами, берутся за руки и имитируют соответствующие движения: руки на себя - вдох, руки от себя – выдох.
5. Упражнение «Рубка дров»
дети поднимают и сцепляют руки над головой – вдох, наклоняются вперед – выдох.

Дифференциация ротового и носового выдохов
В результате выполнения упражнений на дифференциацию ротового и носового выдохов ребенок должен научиться ощущать разницу в направлении воздушной струи.
Для работы над дыханием на этом этапе рекомендуется выполнять три комплекса упражнений.
Первый комплекс направлен на формирование фиксированного (плавного) выдоха через нос или рот, чередования ротового и носового выдохов. Фиксированный выдох необходим для произнесения фрикативных (щелевых) согласных звуков ([ф], [в], [с], [з], [ш], [ж], [щ], й], х).

Комплекс 1. Формирование фиксированного выдоха
1.Упражнение «Вдох-выдох»
Широко открыть рот и спокойно подышать носом.
Закрыть одну ноздрю средним пальцем - вдох. Плавно выдохнуть через другую ноздрю. Попеременно закрывать и открыть ноздри.
Вдохнуть через слегка сомкнутые губы, плавно выдохнуть через нос с голосом (м).
Вдохнуть широко открытым ртом, плавно выдохнуть носом (рот не закрывать).
Вдохнуть носом, плавно выдохнуть ртом (рот широко открыт) сначала без голоса, затем с голосом (а_______).
Вдохнуть носом, плавно выдохнуть через неплотно сомкнутые губы (ф__________).
Вдохнуть через нос, плавно выдохнуть через углы рта, сначала через правый, затем через левый.
Вдох через нос, выдох - высунуть широкий язык, поднять к верхней губе, подуть на нос (сдувать ватку с носа).
2.Упражнение. «Ветер дует»
И.п. - стоя. Спокойно вдохнуть через нос и также спокойно выдохнуть через рот.
Я подую высоко, (Руки поднять вверх, встать на носки, подуть,)
Я подую низко, (Руки вытянуты перед собой, наклон вперед и подуть,)
Я подую далеко, (Руки вытянуты перед собой, подуть,)
Я подую близко. (Ладони поднести к губам и подуть на них,)
Развитие силы диафрагмального выдоха.
1.Упражнение. «Деревце качается»
Стоять, наклоняя туловище и делая движения руками под чтение текста.
Ветер дует нам в лицо,
(Выдох через рот, воздушная струя сильная, машем кистями рук на лицо).
Закачалось деревцо. (Наклоны туловища вправо, влево)
Ветер тише, тише, тише, (Дуть, махи руками в лицо, слабая воздушная струя)
Деревцо все выше, выше. (Потянуться, руки вверх).
2.Упражнение. «Снежинки»
Стоя, держать на ладонях кусочки ваты.
Произвести вдох и подуть на кусочки ваты. Струя длительная и холодная.
С неба падают зимою
И кружатся над землею
Легкие пушинки,
Белые снежинки.
3.Упражнение. «Повороты»
Стоя, держать руки на поясе.
Повороты туловища в стороны, влево поворот - вдох, вправо - выдох.
Боком -боком,
боком - боком
Ходит галка мимо окон.
Ветром вся взъерошена,
Снегом запорошена.
4.Упражнение. «Перекаты»
И.п. - стоя, держать руки на поясе.
Подниматься на носки - вдох, опускаться на пятки - выдох («перекатываться»). Корпус держать прямо.
Ты носочки поднимай,
Ты носочки опускай.
Чики-чики-чикалочки!
Едет гусь на палочке,
Уточка - на дудочке,
Петушок - на будочке,
Зайчик - на тачке,
Мальчик - на собачке.
5.Упражнение. «Стирка»
И.п. - стоя, опустить руки вдоль туловища.
Поднять руки вверх - вдох.
Наклонить туловище вперед, опустить руки, потрясти кистями - выдох.
Маму я свою люблю,
Я всегда ей помогу.
Я стираю, полоскаю,
С ручек воду отряхаю.
6.Упражнение «Ищем землянику»
И.п. - руки на поясе. Ноги на ширине плеч.
Произвести вдох.
Наклоняясь, левой рукой коснуться пальчиками пальцев правой ноги, правая рука остается на поясе - выдох.
Выпрямиться - вдох.
Наклоняясь, правой рукой коснуться пальчиками пальцев левой ноги, левая рука остается на поясе - выдох.
Мы шли, шли, шли,
Землянику нашли.
Раз, два, три, четыре, пять
Ищем ягодку опять.
7.Упражнение. «Зайка скачет»
Стоя, держать руки на поясе.
Делать прыжки на месте, ритмичные, легкие. Дыхание свободное, темп средний.
Прыг-скок, прыг-скок,
Зайки скачут, скок-поскок,
На зелененький лужок.
Прыг-скок, прыг-скок,
Прыг-зайчонок под кусток.
8.Упражнение. «Зарядка»
Выполнение соответствующих движений под чтение текста. Дыхание свободное.
Все выходят на зарядку, (Ходьба на месте.)
Дружно делают зарядку.
Влево-вправо! Влево-вправо! (Наклоны.)
Получается на славу! (Присесть.)
Встали! Выдохнуть! Вдохнуть! (Потрясти руками.)
Теперь можно отдохнуть. (Встряхнуть ступни ног.)
Раз - два! Раз - два! (Наклоны туловища.)
Замелькали пятки, (Бег на месте.)
Как чудесно босиком (Бег на носках.)
Бегать на зарядке! (Бег на пятках.)
Умеют все ребятки
С носочков встать на пятки. (Соответствующие движения.)
Вдохнуть и потянуться,
Присесть и разогнуться.
Встали! Выдохнуть! Вдохнуть!
Теперь можно отдохнуть.

После того как отработаны упражнения первого комплекса, необходимо последовательно переходить к следующему комплексу.
Второй комплекс предназначен для формирования форсированного (толчкообразного) выдоха через нос или рот, чередования ротового и носового выдохов. Форсированный выдох необходим для произнесения взрывных (смычных) согласных звуков ([п], [б], [т], [д], [к], [г]).

Комплекс 2. Формирование форсированного выдоха
1. Вдохнуть носом, выдохнуть через нос толчками.
2. Вдохнуть носом, выдохнуть через неплотно сомкнутые губы толчкообразно, прерывисто, делая короткие промежутки (ф! ф! ф!).
3. Рот широко открыть, высунуть язык, вдохнуть и выдохнуть ртом толчкообразно, прерывисто (как дышит собака).
4. Вдохнуть широко открытым ртом, толчкообразно выдохнуть носом (рот не закрывать).
5. Вдохнуть через слегка сомкнутые губы, толчкообразно выдохнуть через нос сначала без голоса, затем с голосом (м! м! м!).
6. Вдохнуть через нос, толчкообразно выдохнуть через углы рта, сначала через правый, затем через левый.
7. Губы трубочкой вытянуть вперед. Вдохнуть носом, толчкообразно выдохнуть через «трубочку» (у! у! у!).

Третий комплекс направлен на формирование умения сочетать фиксированный и форсированный выдохи. Это умение необходимо для произнесения аффрикативных звуков ([ц], [ч]) и групп согласных звуков разного способа образования ([тс], [пл], [вр], тр, др и т.д.)

Комплекс 3. Формирование умения сочетать фиксированный и форсированный выдох
1. Вдохнуть носом, толчкообразно выдохнуть, в конце переходя в плавный выдох (ф! ф! ф).
2. Губы трубочкой вытянуть вперед. Вдохнуть носом, удлиненно выдохнуть через «трубочку» с усилением в конце (У________у! у!).
3. Губы трубочкой вытянуть вперед. Вдохнуть носом, толчкообразно выдохнуть, в конце переходящий в плавный выдох (у! У! У_________).
4. Вдохнуть через слегка сомкнутые губы, удлиненно выдох¬нуть через нос с усилением в конце с голосом (м м! м!).
5. Вдохнуть через слегка сомкнутые губы, толчкообразно выдохнуть, в конце переходя в плавный выдох (м! м! м).
6. Губы в улыбке. Вдохнуть носом, удлиненно выдохнуть через рот с усилением в конце (с _______с! с!).
7. Губы в улыбке. Вдохнуть носом, толчкообразно выдохнуть, в конце переходя в плавный выдох (с! с! с).
8. Вдохнуть носом. Длительно произносить звук [ш] с усилением в конце (ш_______ш! ш!).
9. Вдохнуть носом. Кратко произносить звук [ш], удлинить выдох в конце произнесения (ш! ш! ш).
Главной особенностью работы над дыханием в этот период является сочетание дыхательных упражнений с работой артикуляционного и голосового аппаратов, что способствует развитию координации между дыханием, голосом и артикуляцией.

РЕЧЕВОЕ ДЫХАНИЕ.
Правильное речевое дыхание является основой звучащей речи. Оно обеспечивает нормальное голосо- и звукообразование, сохраняет плавность и музыкальность речи. Особенности речевого дыхания связаны с тем, что дыхание в момент речи зависит от речевого звена, которое может быть длинным или коротким, громким или тихим, спокойным или эмоционально окрашенным. Очень часто у детей возникают сложности с речевым дыханием. Это обусловлено рядом причин:
Поверхностное и частое дыхание ребенка (грудное);
Слабый вдох и выдох;
Неправильный толчкообразный вдох;
Неравномерное распределение воздуха на фразу, добор воздуха в середине слова;
Торопливое произнесение фраз на вдохе с захлебыванием.
Дыхательные упражнения в сочетании с речью способствуют развитию речевого дыхания. Речевое дыхание, в отличие от физиологического, характеризуется коротким глубоким вдохом и длительным выдохом, во время которого происходит речевой акт.
В работу включаются голосовые упражнения. После вдоха через нос следует медленный выдох с одновременным произнесением согласных, гласных звуков, слогов. В качестве речевого материала на занятиях сначала используются отдельные гласные, согласные, затем слоги, слова, фразы. По мере выполнения упражнений по развитию речевого дыхания, продолжительность речевого выдоха будет возрастать.

Комплекс упражнений по развитию речевого дыхания.
1.Звуковая ниточка (дорожка)
Цель: воспитание правильного речевого дыхания, автоматизация изолированного звука.
Описание упражнения
Дети соединяют пальцы рук, собранные в щепоть, перед грудью (как будто держат за концы короткую ниточку), а затем начинают разводить руки в стороны, одновременно пропевая какой – либо
Гласный звук (тянут длинную нить). Вдох производится до начала движения рук.
Для вызывания большего интереса к упражнению можно предложить детям сначала вытянуть короткую ниточку (спеть короткую песенку «А» в течении 1 секунды) лишь слегка разведя руки в стороны, а затем вытянуть длинную звуковую нить (пропев звук «А» в течении 3-6 секунд).
В следующий раз предложите детям пропеть гласные звуки У, О, И, Э.
В процессе автоматизации звуков можно предложить ребенку тянуть и некоторые согласные звуки, например, С, З, Ш, Ж, Щ, Л, Р.

2.Намотай клубочек
Цель: формирование длительного речевого выдоха, автоматизация изолированного звука.
Описание упражнения
Дети вращают кисти рук одну вокруг другой перед грудью и в это время длительно произносят гласный звук – как будто наматывают на клубок длинную звуковую ниточку. Можно посоревноваться, чья ниточка окажется длиннее.
В процессе автоматизации звуков можно предложить ребенку, наматывая «ниточку на клубочек», тянуть и некоторые согласные звуки, например: С, З, Ш, Ж, Щ, Л, Р.

3. Ручки поднимаем – звуки распеваем
Цель: воспитание правильного речевого дыхания, умение произнести на одном выдохе два гласных звука, автоматизация
изолированных звуков.
Описание упражнения
После короткого глубокого вдоха дети поднимают руки вверх, одновременно произнося звук «А», а затем опускают руки вниз, произнося звук «У».
В процессе автоматизации звуков можно предложить ребенку делать движения руками и одновременно длительно произносить и некоторые согласные звуки, например, пары: С-З; Ш-Ж; Л-Р.

4.. Звуковая зарядка
Цель: воспитание правильного речевого дыхания, умение произнести на одном выдохе три и более гласных звуков.
Описание упражнения
ВАРИАНТ 1. (для детей с 3-х лет)
Дети поднимают руки вверх, а затем опускают их через стороны вниз, одновременно произнося на одном дыхании цепочку их трех гласных звуков. Во время движения рук из нижнего положения в положение «вперед» - поется звук «А», при движении из положения «вперед» в положение «вверх» - произносится звук «У», а при опускании рук через стороны вниз произносится звук «И».
ВАРИАНТ 2. (для детей с 4-х лет)
Дети поднимают руки через стороны вверх и так же их опускают, одновременно произнося цепочку из четырех гласных звуков. Во время движения рук из нижнего положения в положение «в стороны» - поется «А», при движении из положения « в стороны» в положение «вверх» - произноситься звук «О», затем при движении рук из положения «вверх» в положение «в стороны» произносится звук «У», а из положения «в стороны» в нижнее положение - звук «И».
КОММЕНТАРИЙ: у дошкольников длительность пения на одном выдохе в секундах соответствует количеству полных лет. Так, двухлетний ребенок может тянуть звук в течение двух секунд, или пропеть подряд два гласных звука, трехлетний – три секунды или три звука и т. д. Для сравнения: взрослый человек может пропевать один звук в среднем 12-16 секунд, а вот оперный певец – 32 секунды.

5. Слоговая зарядка
Цель: развитие речевого дыхания, умения произносить на одном выдохе несколько слогов; автоматизация звуков в слогах.
Описание упражнения
ВАРИАНТ 1 (для детей с 3-х лет)
Дети поднимают руки вверх, а затем опускают их через стороны вниз, одновременно произнося на одном дыхании цепочку из трех слогов. Во время движения рук из нижнего положения в положение «вперед» проговаривается слог ТА, при движении из положения «вперед» в положение «вверх» произносится слог ТО, а при опускании рук через стороны вниз – ТУ.
ВАРИАНТ 2 (для детей с 4–х лет)
Дети поднимают руки через стороны вверх и так же их опускают, одновременно проговаривая цепочку из четырех слогов.
Во время движения рук из нижнего положения в положение « в стороны» - произносится слог ГА.
При движении из положения «в стороны» в положение «вверх» - ГО.
При движении рук из положения «вверх» в положение « в стороны» проговаривается слог ГУ,
Из положения «в стороны» в нижнее положение произносится слог ГЫ.
В период работы над автоматизацией в слогах свистящих звуков рекомендуется делать слоговую зарядку со следующим слоговым материалом:
СА-СО-СУ-СЫ;
ЗА-ЗО-ЗУ-ЗЫ;
ЦА-ЦО-ЦУ-ЦЫ
Отрабатывая с детьми произнесение шипящих звуков, можно предложить для проговаривания слоги:
ША-ШО-ШУ-ШИ
ЖА-ЖО-ЖУ-ЖЫ
ЩА-ЩО-ЩУ-ЩИ
ЧА-ЧО-ЧУ-ЧИ
Аналогично закрепляются в слогах звуки «Л» и «Р».
С детьми, у которых нарушена слоговая структура слов (пропускают или переставляют в словах звуки и слоги), полезно проговаривать слоги с сочетанием согласных такие, как
МНА-МНО-МНУ-МНЫ
ПТА-ПТО-ПТУ-ПТЫ
СТА-СТО-СТУ-СТЫ

6.Пальчиковая зарядка
Цель: развитие речевого дыхания, умения произносить на одном выдохе несколько слогов.
Автоматизация звуков в слогах. Развитие мелкой моторики пальцев рук.
Описание упражнения
ВАРИАНТ 1
Дети произносят цепочку из четырех слогов, например,
ЛА-ЛО-ЛУ-ЛЫ, одновременно совершая следующие движения пальцами правой руки:
ЛА- соединяются кончики большого и указательного пальцев, ЛО- большой и средний, ЛУ- большой и безымянный, ЛЫ- большой палец и мизинец.
В следующий раз упражнение проводится так же, но движения совершают пальцы левой руки, В заключении следует повторить пальчиковую зарядку, проговаривая слоги и работая обеими руками одновременно. Постепенно навыки слитного произнесения слогов переносятся на слова, словосочетания и предложения, при произношении которых может меняться ритм и темп речи.
ВАРИАНТ 2
К упражнению «Пальчиковая зарядка» можно вернуться на этапе отработки произнесения на одном выдохе целой фразы. В этом случае ребенок одновременно с произнесением каждого слова совершает движения пальцами по схеме, описанной в варианте 1.
Например, чтение стихотворения Агнии Барто «Слон» с синхронными движениями пальцев рук будет выглядеть следующим образом: (1- большой палец; 2- указательный палец; 3- средний палец; 4-безымянный палец; 5-мизинец).
Спать пора! Уснул бычок,
1+2 1+3 1+4 1+5
Лег в коробку на бочок.
1+2 1+3 1+4 1+5
Сонный мишка лег в кровать,
1+2 1+3 1+4 1+5
Только слон не хочет спать.
1+2 1+3 1+4 1+5
Голо – вой кивает слон,
1+2 1+3 1+4 1+5
Он слонихе шлет поклон.
1+2 1+3 1+4 1+5
Используя этот прием, можно читать и другие, хорошо знакомые детям стихи, например, стихотворения А. Барто «Кораблик», «Грузовик», «Барабан».

7.Назови по порядку
Цель: развитие речевого дыхания, умения произносить на одном выдохе несколько слов.
Закрепление в памяти детей название чисел, времен года, дней, недели, месяцев.
Описание упражнения
Детям младшего и среднего возраста предлагается сосчитать свои пальчики, игрушки или предметы на картинке - «один, два, три, четыре, пять……» (количество названных на одном дыхании чисел не должно превышать количества лет ребенка). Дошкольникам среднего и старшего возраста, кроме того, дается задание перечислить по порядку времена года, дни недели, месяцы.

8.Выставка
Цель: развитие речевого дыхания, умения произносить на одном выдохе фразу из двух слов.
Формирование слитности произнесения, расширение словаря.
Оборудование: игрушки или предметные картинки по различным лексическим темам.
Описание упражнения
Взрослый показывает ребенку какую-либо игрушку или картинку и спрашивает: «Что это?». Ребенок отвечает, например: «Это машинка» или «Это собачка». Целесообразно проводить игру по отрабатываемым лексическим темам.

Просвет трахеи непостоянен: у новорожденного несколько уплощен, в дальнейшем имеет продолговатую форму и у взрослого – округлую. У новорожденного с еще не вполне развитыми хрящами задняя стенка, лишенная хрящей, составляет значительно большую часть, чем у взрослого. Длина правого главного бронха у новорожденного составляет 1,17 см, левого – 1,6 см, окружность правого- 1,4 см, левого – 1,2 см; в дальнейшем к 15-16 годам длина правого – 3,28 см, левого – 3,05 см, окружность правого – 3,6 см, левого – 3,16 см. Легкие у новорожденного после первых дыхательных движений в сравнении с легкими недышавшего новорожденного значительно больше по размерам. Они более удлинены, полностью заполняют (вместе с сердцем и вилочковой железой) полость грудной клетки. Их нижняя граница сзади на уровне Х и XI ребра, по подмышечной линии их нижняя граница проходит на уровне VIII ребра; верхушки легких лежат на уровне I ребра. В дальнейшем с возрастом верхушки, как и все органы грудной полости, опускаются. Только в начале второго года жизни соотношения размеров долей и легких в целом становятся теми же, что и у взрослого. Рост бронхиального и альвеолярного дерева (увеличение количества порядков бронхов и бронхиол) продолжается до 7 лет.

Типы дыхания

Верхнее дыхание известно также под названием «ключичного»; или «клавикулярного». Участвует только верхняя часть легких, при вдохе поднимаются ребра, ключицы и плечи. Люди, страдающие астмой, одышкой, носящие тугие пояса, обычно прибегают к верхнему дыханию. Его можно преднамеренно вызвать, втянув живот внутрь и послав его содержимое к диафрагме. При этом только верхняя половина легких наполняется воздухом. Большая же его часть не достигает альвеол и не вступает в полезный газообмен. У людей с закрепившимся верхним дыханием вырабатывается привычка дышать ртом. Воздух при этом как следует не очищается и не согревается.

Среднее дыхание называют еще межреберным или грудным. Воздухом наполняется в основном средняя часть легких. Включает черты верхнего дыхания (ребра поднимаются, а грудь немного расширяется) и нижнего (диафрагма движется вверх и вниз, а живот немного вперед и назад). Это дыхание зачастую также остается поверхностным.

Нижнее дыхание называют еще «брюшным», или «глубоким». Характерно для нижней части груди и легких. Состоит в основном из движения живота вперед и назад и в изменении положения диафрагмы. Как только опускаются плечи и ослабевают грудные мышцы, человек естественно принимает нижнее дыхание. Оно часто возникает также и во время сна.

Смешанное дыхание объединяет в себе все вышеуказанные типы дыхания, равномерно вентилируя все части легких.

Особенности речевого дыхания

Речевое дыхание представляет сбой высококоординированный акт, во время которого дыхание и артикуляция строго соотносятся в процессе речевого высказывания.

В процессе речи существенно увеличивается функциональное значение фазы выдоха. Перед началом речи обычно делается быстрый и более глубокий, чем в покое, вдох. Речевой вдох осуществляется через нос и рот, а в процессе речевого выдоха поток воздуха идет только через рот. “Речевой” вдох характеризуется наличием определенного объема воздуха, способного обеспечить поддержание под связочного давления. Большое значение для озвучивания высказывания имеет рациональный способ расходования воздушной струи. Время выдоха удлиняется настолько, насколько необходимо звучание голоса при непрерывном произнесении интонационно-логически завершенного отрезка высказывания (т.е. синтагмы).

При нормальной фонации во время произнесения всех звуков речи, у человека происходит отделение носоглоточной и носовой полости от глоточной и ротовой.

При нормальном произнесении назальных звуков м, м’, н, н’ воздушная струя свободно проникает в пространство носового резонатора.

В процессе устной речи периодически появляется необходимость сделать вдох для удовлетворения биологических потребностей и для поддержания оптимального подсвязочного давления в процессе речи. Это происходит в момент так называемых “дыхательных пауз”. Их частота и длительность зависит от общего темпа речи и границ синтагм. Эти паузы несут на себе также и смысловую нагрузку, так как членят текст на смысловые отрезки. Продолжительность этих пауз составляет в среднем 0,5-1,5 сек.

Особенности речевого дыхания у детей с речевой патологией

Речевое дыхание ринолаликов неправильно. Их произношение строится на толчкообразных движениях воздушной струи через нос. Расходуется при этом очень много воздуха и ребенку приходится набирать снова воздух в легкие. Вдох у ринолалика достаточно глубокий и полный, но выдох, в связи с дефектом, очень неэкономный.

Наиболее типичные лепетные звуки артикулируются ребенком беззвучно и тихо в связи с утечкой воздуха через носовые проходы.

С первых занятий надо приучать ринолалика к правильному экономному выдоху. Для развития постепенного выдоха используются упражнения на различные виды вдоха и выдоха (вдыхать и выдыхать через нос; вдыхать носом, выдыхать ртом; вдыхать ртом, выдыхать носом; вдыхать и выдыхать ртом). Затем все четыре варианта вдоха и выдоха тренируются с паузами между вдохом и выдохом от 1 до 5 секунд.

Тонкая координированная работа всех дыхательных мышц имеет особо большое значение при производстве активного речевого выдоха. У детей с дизартрией определенную роль в нарушении дыхания может играть патология реципрокной иннервации, одновременная спастическая ко-контракция мышц-антагонистов. Так, для активного речевого выдоха необходимо напряжение мышц, осуществляющих вдох, всех за исключением диафрагмы, которая, хотя и участвует во вдохе, в момент выдоха расслабляется и постепенно перемещается вверх, т.е. функционирует вместе с выдыхательными мышцами. Одновременное напряжение диафрагмы вместе с другими мышцами, осуществляющими вдох, будет резко нарушать речевой выдох.

Большое значение в нарушении активного выдоха у детей с дизартрией (ДЦП) может иметь общий недостаточный объем их дыхания, который в значительной степени может зависеть от вынужденного неподвижного положения ребенка. Работами И.А. Аршавского (1961) было показано, что более совершенное функционирование дыхательного центра возникает у детей после реализации позы сидения. У детей с церебральными параличами «дозревание» дыхательного центра часто бывает нарушенным.

Приёмы развития речевого дыхания

Работа по формированию речевого дыхания включает в себя следующие этапы:

1) Расширение физиологических возможностей дыхательного аппарата (постановка диафрагмально-реберного дыхания и формирование длительного выдоха через рот).

2) Формирование длительного фонационного выдоха.

3) Формирование речевого выдоха.

Формирование речевого выдоха имеет принципиальное значение для организации плавной речи. Известно, что плавность речи – это целостное непрерывное артикулирование интонационно-логически завершенного отрезка высказывания в процессе одного непрерывного выдоха.

Постановку диафрагмально-реберного дыхания начинают в положении лежа. Оптимально, чтобы постановка диафрагмального дыхания проводилась на фоне мышечного расслабления.

В дошкольном возрасте формирование диафрагмального дыхания необходимо проводить на начальном этапе в положении лежа. В этом положении мышцы всего тела слегка расслабляются, и диафрагмальное дыхание без дополнительных инструкций устанавливается автоматически.

В дальнейшем для тренировки диафрагмального дыхания, его силы и длительности используют различные игровые приемы. При этом должны быть учтены следующие методические указания.

1. Дыхательные упражнения должны быть организованы таким образом, чтобы ребенок не фиксировал внимание на процессе вдоха и выдоха.

2. Для детей дошкольного возраста дыхательные упражнения организуются в виде игры так, чтобы ребенок непроизвольно мог сделать более глубокий вдох и более длительный выдох.

3. Все упражнения на тренировку речевого дыхания связаны с выполнением двух основных движений: руки из положения “в стороны” движутся “кпереди” с обхватом грудной клетки, или из положения “вверху” движутся вниз. Движения корпусом, как правило, связаны с наклоном вниз или в стороны.

4. Большинство упражнений для детей дошкольного возраста включают выдох с артикуляцией согласных (в основном щелевых) или фонацией гласных звуков, что позволяет логопеду на слух контролировать длительность и непрерывность выдоха, а в дальнейшем формирует у ребенка обратную биологическую связь.

Ребенок находится в положении лежа на спине. Рука ребенка лежит на верхней части живота (диафрагмальная область). Внимание ребенка обращается на то, что его живот “хорошо дышит”. Можно положить на живот игрушку для привлечения внимания. Это упражнение длится в среднем 2-3 минуты. Упражнение должно выполняться без усилий, чтобы избежать гипервентиляции и повышения мышечного тонуса.

Задуй свечку

Дети держат полоски бумаги на расстоянии около 10 см от губ. Детям предлагается медленно и тихо подуть на “свечу” так, чтобы пламя “свечи” отклонилось. Логопед отмечает тех детей, кто дольше всех дул на “свечу”.

Лопнула шина

Исходное положение: дети разводят руки перед собой, изображая круг – “шину”. На выдохе дети произносят медленно звук “ш-ш-ш”. Руки при этом медленно скрещиваются, так что правая рука ложится на левое плечо и наоборот. Грудная клетка в момент выдоха легко сжимается. Занимая исходное положение, дети делают непроизвольно вдох.

Накачать шину

Детям предлагают накачать “лопнувшую шину”. Дети “сжимают” перед грудью руки в кулаки, взяв воображаемую ручку “насоса”. Медленный наклон вперед сопровождается выдохом на звук “с-с-с”. При выпрямлении вдох производится непроизвольно.

Разделы: Логопедия

Особенности речевого дыхания и приемы его формирования у детей с заиканием.

Одним из постоянных признаков заикания является нарушение речевого дыхания. Помимо возможности появления судорожной активности в мышцах дыхательного аппарата, нарушение речевого дыхания у детей с заиканием выражается в следующих показателях:

  • недостаточный объем выдыхаемого воздуха перед началом речевого высказывания;
  • укороченный речевой выдох;
  • несформированность координаторных механизмов между речевым дыханием и фонацией.

Нарушение речевого дыхания порождает прерывистость, судорожность речи. Вдох может быть слишком коротким, как и выдох. У детей с заиканием в момент эмоционального возбуждения речевое дыхание становится аритмичным. Часто объема выдыхаемого воздуха не хватает на произношение целой фразы, речь прерывается, а в середине слова делается судорожный вдох. Часто заикающиеся вообще говорят на вдохе или на задержанном дыхании. Бывает "утечка воздуха" - речевой вдох делается носом, сразу же следует выдох, и речь становится "задавленной", так как используется только остаточный воздух.

Неправильным считается дыхание, в процессе которого происходит подъем грудной клетки и втягивание живота на вдохе. Плохая осанка также играет серьезную роль в затруднении дыхания. Устранить эти затруднения помогает регулярное выполнение дыхательных упражнений.

Работа по формированию речевого дыхания включает в себя следующие этапы:

  • расширение физиологических возможностей дыхательного аппарата (постановка диафрагмально-реберного дыхания и формирование длительного выдоха через рот),
  • формирование длительного фонационного выдоха,
  • формирование речевого выдоха.

Формирование речевого выдоха имеет принципиальное значение для организации плавной речи. Известно, что плавность речи - это целостное непрерывное артикулирование интонационно-логически завершенного отрезка высказывания в процессе одного непрерывного выдоха.

Учитывая то, что у заикающихся отмечается поверхностное, недостаточно регулярное дыхание, при котором мышцы грудной клетки, особенно мышцы верхнего плечевого пояса, находятся в состоянии излишнего напряжения, большинство практиков использует в коррекции заикания постановку диафрагмально-реберного дыхания, которое часто называют диафрагмальным. При этом типе дыхания особое значение имеет работа мышц брюшного пресса.

Постановку диафрагмально-реберного дыхания начинают в положении лежа. Оптимально, чтобы постановка диафрагмального дыхания проводилась на фоне мышечного расслабления .

В дальнейшем для тренировки диафрагмального дыхания, его силы и длительности используют различные игровые приемы.

При этом должны быть учтены следующие методические указания :

Дыхательные упражнения должны быть организованы таким образом, чтобы ребенок не фиксировал внимание на процессе вдоха и выдоха.

Все упражнения организуются в виде игры так, чтобы ребенок непроизвольно мог сделать более глубокий вдох и более длительный выдох.

Все упражнения на тренировку речевого дыхания связаны с выполнением двух основных движений: руки из положения "в стороны" движутся "к переду" с обхватом грудной клетки, или из положения "вверху" движутся вниз. Движения корпусом, как правило, связаны с наклоном вниз или в стороны.

Большинство упражнений для детей дошкольного возраста включают выдох с артикуляцией согласных (в основном щелевых) или фонацией гласных звуков, что позволяет логопеду на слух контролировать длительность и непрерывность выдоха, а в дальнейшем формирует у ребенка обратную биологическую связь.

Следует соблюдать основные требования для эффективного проведения занятий.

Во-первых, воздух в помещении должен быть чистым, средней влажности.

Во-вторых, одежда не должна стеснять движений.

В-четвертых, лучше заниматься, когда эмоциональное состояние ребенка является уравновешенным и ребенок не утомлен.

Работа над дыханием строится по принципу перехода от беззвучной тренировки к усложнению ее за счет введения звуков, слогов, слов, фраз.

Постановка диафрагмального дыхания - одна из важных задач в режиме ограничения речи. Необходимо научить ребенка делать глубокий ровный вдох и длительный выдох, не заостряя внимания на моментах вдоха и выдоха.

Движение должно стать произвольным. Вдыхать нужно бесшумно. Целесообразно приучать детей делать вдох ртом, через немного приоткрытые губы (легкая улыбка). При этом язык спокойно лежит на дне рта, открывая доступ воздушной струе. Легкая улыбка позволяет снять мышечное напряжение и является естественным началом свободной речи. Контролировать правильное речевое дыхание поможет собственная ладонь, если положить ее на область диафрагмы, т.е. между грудной клеткой и животом. При вдохе стенка живота приподнимается, нижняя часть грудной клетки расширяется. При выдохе мышцы живота и грудной клетки сокращаются. Вдох короткий, легкий. Выдох длительный, плавный (1:10, 1:15).

И.Г. Выгодская, Е.Л. Пеллингер, Л.П. Успенская обращают внимание на то, что очень важно приучить заикающихся детей не задерживать дыхание, а сразу же после речевого вдоха начинать говорить на длительном плавном выдохе, чтобы избежать "утечки воздуха". Паузу в 2 секунды необходимо выдерживать перед следующим вдохом. Необходимо следить, чтобы при вдохе поза была свободной, плечи опущены.

И.П. Козлянинова, Э.М. Чарели выделяют следующие принципы гигиены занятий по формированию речевого дыхания:

  • осознанность выполнения упражнений;
  • постепенность, систематичность (основа принципа - переход от простого к сложному, от легкого к трудному);
  • повторность (упражнение, выполненное один раз, не вызывает каких-либо устойчивых и существенных изменений. При постоянной тренировке развивается автоматизм);
  • индивидуальный подход (в работе над речевым дыханием следует учитывать возраст ребенка, состояние дыхательного аппарата, общее состояние здоровья);

В качестве более дифференцированной методики, рассчитанной на подростков и взрослых, можно также использовать элементы парадоксальной дыхательной гимнастики А.Н. Стрельниковой.

В 1972 году ВНИИ Государственной патентной экспертизы впервые в истории отечественной музыки выдал А.Н. Стрельниковой свидетельство на право исключительного пользования лечебной дыхательной гимнастикой, зарегистрировав ее официальное авторское название: "Способ лечения болезней, связанных с потерей голоса".

Справедливости ради надо отметить, что дыхательная гимнастика - детище двух поколений семьи Стрельниковых - матери, Александры Северовны, и дочери, Александры Николаевны.

В последнее время положение дел решительно изменилось, и в современную терапевтическую практику уверенно входит все больше и больше дыхательных гимнастик - от индийской хатха-йоги и китайского цигуна до реабилитационных дыхательных комплексов западных медицинских школ, волевой ликвидации глубокого дыхания по Бутейко и методике дыхания через аппарат Фролова. Каждый из перечисленных методов - а это далеко не полный перечень дыхательных упражнений - по-своему хорош, правда, бытует мнение, что избыток дыхательных методик и реабилитационных программ свидетельствует... об отсутствии надежного и эффективного метода диагностики нарушений функции дыхания.

Критерии выбора дыхательных упражнений так и не разработаны, и вплоть до сегодняшнего дня медики действуют вслепую, руководствуясь не столько объективными показаниями пациента, сколько интуицией и клиническим опытом. Например, та же дыхательная гимнастика йогов дает потрясающие результаты, однако этот комплекс упражнений в свое время был разработан в расчете на годы и годы ежедневных многочасовых занятий, поскольку йога - это не физкультура, а образ жизни и мысли.

Дыхательная гимнастика, созданная Александрой Северовной и Александрой Николаевной Стрельниковыми, выделяется на фоне упомянутых выше методик, во-первых, простотой; во-вторых, доступностью; в-третьих, эффективностью. Иными словами, гимнастика Стрельниковых дает максимальный результат при минимальных вложениях и за рекордно короткий срок! И сторонники, и противники метода Стрельниковой признают: комплекс дыхательных упражнений, разработанный в свое время для реабилитации певцов, безусловно помогает избавиться от целого ряда заболеваний: от астмы и неврозов до диатеза и заикания.

Гимнастику Стрельниковой нередко называют парадоксальной. Само слово происходит от греческого paradoxos и применительно к науке обозначает неожиданное, непривычное явление, в корне не соответствующее общепринятым представлениям. И это действительно так! Сама Александра Николаевна неоднократно повторяла: "Да, наша гимнастика парадоксальна, потому что мы делаем в момент движений, сжимающих грудную клетку!"

Мы часто употребляем в речи фразеологические выражения, общее значение которого не определяется суммой значений входящих в него слов. Судя по всему, Александра Николаевна задумалась над тем, что может означать применительно к ее разработкам широко известное выражение "затаить дыхание" и пришла к выводу, что затаенный вдох, свойственный нам в минуты душевного волнения, напряжения и даже испуга, собственно говоря, и должен лечь в основу всех ее дыхательных упражнений. Попутно была выведена феноменальная закономерность: тренировки шли легко и свободно только в том случае, если затаенные вдохи выполнялись на счет "4" и (или) "8". Совершенно иная картина складывалась при выполнении упражнений, например, на счет "5" и "10". Вот почему Александра Николаевна считала этот счет физиологичным, утверждая, что именно поэтому все музыкальные фразы песен и танцев идут на счет "8", "16", "32"...

Еще одним ноу-хау Стрельниковых стал так называемый эмоциональный вдох, понимаемый ими как активное действие - то самое действие, которое приносило ценнейшую информацию нашим древним предкам, "внюхивавшимся" в окружающий их мир. Гимнастика Стрельниковой - это возврат к дыханию перволюдей, дыханию с естественным, предельно активным, "взволнованным" вдохом!

Как дышать? Ртом или носом? Этот вопрос решается в индивидуальном порядке, однако есть и свои особенности. Нужно иметь в виду, что вдох ртом предполагает занятия только в специально подготовленном для выполнения дыхательных упражнений помещении, при вдохе носом требования к внешним условиям менее жесткие. Сама Александра Николаевна считала, что "...вдох ртом можно тренировать только в чистом и сухом помещении. Делать его надо точно, иначе горло сохнет. И еще вдох ртом более поверхностный и идет шире, чем вдох носом. Вдох же носом идет глубже, не боится холода и пыли и к тому же отлично избавляет от насморка. Поэтому мы начали тренировать вдох носом. И он получился такой же эмоциональный, как вдох ртом:"

Занимайтесь дыхательной гимнастикой систематически и соблюдайте простые рекомендации разработчиков методики.

  1. Никогда не занимайтесь гимнастикой мимоходом!
  2. Идеально, если вы выполняете упражнения за час до сна!
  3. Делая упражнения, думайте только о вдохе и не стесняйтесь шумных звуков!
  4. Проявляйте максимальную заинтересованность и эмоциональность!
  5. Движение, движение и еще раз - движение!
  6. Соблюдайте одновременность вдохов и движений!
  7. Главный принцип дыхательной гимнастики: " Активный вдох - пассивный выдох!"
  8. Следите за тем, чтобы вдох всегда был несколько громче выдоха!
  9. Норма движений-вдохов определяется индивидуально, однако их общее число должно быть кратным 2, 4, 8, 16, 32!
  10. Делайте именно столько вдохов, сколько даются вам без труда, то есть свободно, комфортно и легко!

Идеальная продолжительность дыхательной гимнастики 35-37 минут! Сокращать время занятий не рекомендуется, однако при его хронической нехватке можно дышать по Стрельниковой хотя бы полчаса в день (даже четверть часа ежедневных занятий благотворно скажется на вашем здоровье)!

Учитесь в игре и приобщайте к упражнениям малышей! Дети с превеликим удовольствием играют в дикарей, танцующих вокруг костра, особенно если упражнения идут в музыкальном сопровождении. Не торопите малышей, следите за темпом выполнения упражнений, который должен быть гораздо более медленным, чем для взрослых. Изобразите им котенка, показывающего коготки и пытающегося поймать воробышка!

Парадоксальная дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой активно используется в лечении заикания, будучи адаптирована для различных возрастов. Для детей она рекомендует несколько замедлить темп выполнения упражнений и по возможности выполнять их под музыку. Лучше всего использовать эту методику в групповых занятиях. Важное значение приобретают приемы внушения, эмоционально-образного воздействия на ребенка. Ребенок должен живо вообразить предлагаемые логопедом ситуации. Продемонстрируйте сами каждое упражнение. Введение игрового начала облегчает проведение занятий, усиливает заинтересованность детей.

Реальная помощь больному ребенку будет заключаться в приобщении его к гимнастике Стрельниковой, которая дает феноменальные результаты именно в сочетании с логопедическими самоупражнениями. Полезны все 6ез исключения упражнения дыхательного комплекса, но уделите особое внимание "Насосу" и "Полуприседу". О необыкновенной эффективности упражнения "Насос" не раз говорила Александра Николаевна. Она считала, что в некоторых случаях достаточно недели (и меньше!) занятий в режиме 1500-2000 движений-вдохов, разумеется, не подряд, а с перерывами для отдыха, - и сразу же станет легче говорить. Вторым по значимости упражнением будет "Полуприсед-2", когда вес тела переносится на переднюю ногу, а задняя нога только касается пола. Не нужно пугаться, если после урока начнется сухой кашель. Со временем это пройдет. И ни в коем случае не старайтесь откашляться или высморкаться с усилием. Дышите до тех вер, пока не пойдет мокрота.

Таким образом, дыхательная гимнастика Стрельниковой оказывает положительное воздействие на весь организм человека.

  1. Дыхательная гимнастика Стрельниковой - это активный подход к здоровью.
  2. Дыхательная гимнастика Стрельниковой - первый шаг к здоровому образу жизни.
  3. Дыхательная гимнастика Стрельниковой - ваш собственный путь к здоровью и ваша индивидуальная оздоровительная программа.
  4. Дыхательная гимнастика Стрельниковой - качественно новое отношение к дыханию и группе крови.
  5. Дыхательная гимнастика Стрельниковой - прекрасная тренировка практически всех групп мышц.
  6. Дыхательная гимнастика Стрельниковой - идеальное дополнение к циклическим упражнениям: ходьбе, бегу, плаванию.
  7. Дыхательная гимнастика Стрельниковой - это простота, доступность и необязательность дорогостоящей экипировки.
  8. Дыхательная гимнастика Стрельниковой - это высокая эффективность, не требующая месяцев, а тем более лет занятий.
  9. Дыхательная гимнастика Стрельниковой - идеальная тренировка мышечной системы детей и взрослых.

Список литературы:

  1. Л.И., Дьякова Е.А. Заикание. - М.: В. Секачев. - 1998.
  2. Выгодская И.Г., Пеллингер Е.Л, Успенская Л.П. Устранение заикания у дошкольников в игровых ситуациях. - М.: Просвещение. - 1993.
  3. Козлянинова И.П., Чарели Э.М. Тайны нашего голоса. - Екатеринбург. - 1992.
  4. Лавров Н.Н. Дыхание по Стрельниковой. - Ростов-на-Дону. - Феникс. - 2003.
  5. Морозова Н.Ю. Как преодолеть заикание.- Эксмо-пресс. - 2002.
  6. Одинцова Т.С. Заикание у детей. - Ростов-на-Дону. - Феникс. - 2000.
  7. Поварова И.А. Коррекция заикания в играх и тренингах. - С-Пб.: Союз. - 2001.
  8. Селиверстов В.И. Психокоррекционные и дидактические основы логопедических занятий. - М.: Владос.- 1994.
  9. Щетинин М.Н. Дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой - М.: Метафора. - 2003.