Трагическая судьба писателей серебряного века. Трагизм судьбы поэтов “серебряного века”

1. Главные художественные достижения в поэзии на рубеже ХIХ и ХХ вв.

2. М. И. Цветаева

3. А. А. Ахматова

4. Н. С. Гумилев

5. С. А. Есенин

6. В. В. Маяковский

7. О. Э. Мандельштам

Поэты “серебряного века” творили в очень сложное время, время катастроф и социальных потрясений, революций и воин. Поэтам в России в ту бурную эпоху, когда люди забывали, что такое свобода, часто приходилось выбирать между свободным творчеством и жизнью. Им пришлось пережить взлеты и падения, победы и поражения. Творчество стало спасением и выходом, может даже бегством от окружавшей их советской действительности. Источником вдохновения стали Родина, Россия.

Многие поэты были высланы за пределы страны, сосланы на каторжные работы, других попросту расстреливали. Но, несмотря на все эти обстоятельства, поэты по-прежнему продолжали творить чудеса: создавались чудесные строки и строфы.

В конце 19 века русская культура вступила в новый, сравнительно короткий, но чрезвычайно насыщенный яркими художественными явлениями этап. В течение примерно четверти века - с начала 1890-х гг. до октября 1917 г. - радикально обновились буквально все стороны жизни России - экономика, политика, наука, технология, культура, искусство. Не менее интенсивно развивалась и литература.

Переход от эпохи классической русской литературы к новому литературному времени отличался далеко не мирным характером общекультурной и внутри-литературной жизни, стремительной - по меркам 19 века - сменой этнических ориентиров, кардинальным обновлением литературных приёмов. Особенно динамично в это время обновлялась русская поэзия, вновь - после пушкинской эпохи - вышедшая на авансцену общекультурной жизни страны. Позднее эта поэзия получила название “поэтического ренессанса” , или “серебряного века” .

Главные художественные достижения в поэзии на рубеже 19 и 20 вв. были связаны с деятельностью художников модернистических течений - символизма, акмеизма и футуризма.

Символизм

Символизм - первое и самое значительное из модернистских течений в России. По времени формирования и по особенностям мировоззренческой позиции в русском символизме принято выделять два основных этапа. Поэтов, дебютировавших в 1890-е гг., называют “старшими символистами” (В. Я. Брюсов, К. Д. Бальмонт, Д. Е. Мережковский, З. Н. Гиппиус, Ф. К. Сологуб и др.) . В 1900-е гг. в символизм влились новые силы, существенно обновившие облик течения (А. А. Блок, Андрей Белый (Б. Н. Бугаев) , В. И. Иванов и др.) . “Вторую волну” символизма называют “младшим символизмом” . “Старших” и “младших” символистов разделял не столько возраст, сколько разница мироощущений и направленность творчества.

Символизм пытался создать новую философию культуры, стремился, пройдя мучительный период переоценки ценностей, выработать новое универсальное мировоззрение. Преодолев крайности индивидуализма и субъективизма, символисты на заре нового века по-новому поставили вопрос об общественной роли художника, начали движение к созданию таких форм искусства, переживание которых могло бы вновь объединить людей. При внешних проявлениях элитарности и формализма символизм сумел на практике наполнить работу с художественной формой новой содержательностью и, главное, сделать искусство более личностным. Символ был главным средством поэтического выражения тайных смыслов, созерцаемых художников.

Акмеизм (от греческого akme - высшая степень чего-либо; расцвет; вершина; острие) возник в 1910-е гг. в кружке молодых поэтов, поначалу близких символизму. Стимулом к их сближению была оппозиционность к символистской поэтической практике, стремление преодолеть умозрительность и утопизм символистических теорий. В октябре 1911 г. было основано новое литературное объединение - “Цех поэтов” . Руководителем “Цеха” стали Н. С. Гумилёв и С. М. Городецкий. Из широкого круга участников “Цеха” выделялась более узкая и эстетически более сплоченная группа акмеистов: Н. С. Гумилёв, А. А. Ахматова, С. М. Городецкий, О. Э. Мандельштам, М. А. Зенкевич, и В. И. Нарбут. Главное значение в поэзии акмеизма приобретает художественное освоение многообразного и яркого мира. Акмеисты ценили такие элементы формы, как стилистическое равновесие, живописное четкость образов, точная композиция, отточенность деталей. В стихах акмеистов эстетезировались хрупкие грани вещей, утверждалось “домашняя” атмосфера любования “милыми мелочами” .

Акмеистическая программа ненадолго сплотила самых значительных поэтов этого течения. К началу первой мировой воины рамки единой поэтической школы оказались для них тесны, и каждый из акмеистов пошел своим путем.

Футуризм

Футуризм (от латинского futurum - будущее) возник почти одновременно в Италии и России. Впервые русский футуризм проявил себя публично в 1910 г., когда вышел в свет первый футуристический сборник “Садок судей” (его авторами были Д. Д. Бурлюк, В. В. Хлебников и В. В. Каменский) .

Футуризм оказался творчески продуктивен: он заставил переживать искусство как проблему, изменил отношение к проблеме понятности-непонятности в искусстве. Важное следствие футуристических экспериментов - осознание того, что непонимание или неполное понимание в искусстве - не всегда недостаток, а порой необходимое условие полноценного воспитания. Само приобщение к искусству в этой связи понимается как труд и сотворчество, поднимается от уровня пассивного потребления до уровня бытийно-мировоззренческого.

Нелегкие судьбы были у талантливых, интеллигентных, образованных людей, которые занимались наукой и искусством нашей страны. М. А. Цветаева, А. А. Ахматова, Н. С. Гумилев, В. В. Маяковский, С. А. Есенин, О. Э. Мандельштам - все эти поэты имели очень тяжелую судьбу полную потерь и лишений.

Цветаева Марина Ивановна (1892-1941)

Марина Цветаева родилась в Москве 26 октября 1892 года в высококультурной семье, преданной интересам науки и искусства. Отец её, Иван Владимирович Цветаев, профессор Московского университета, известный филолог и искусствовед, стал в дальнейшем директором Румянцевского музея и основателем музея изящных искусств (ныне Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина) .

Мать происходила из обрусевшей польско-немецкой семьи, была натурой художественно одаренной, талантливой пианисткой. Умерла она еще молодой в 1906 году, и воспитание двух дочерей, Марины и Анастасии, и их сводного брата Андрея стало делом глубоко их любившего отца. Он старался дать детям основательное образование, знание европейских языков, всемерно поощряя знакомство с классиками отечественной и зарубежной литературы и искусства.

В шестнадцать лет Марина Цветаева самостоятельно осуществила поездку в Париж, где прослушала в Сорбонне курс старо французской литературы. Учась же в московских частных гимназиях, она отличалась не столько усвоением предметов обязательной программы, сколько широтой своих общекультурных интересов.

Уже в шестилетнем возрасте Марина Цветаева начала писать стихи, и притом не только по-русски, но и по-французски, по-немецки. А когда ей исполнилось восемнадцать лет, выпустила свой первый сборник “Вечерний альбом” (1910) , включавшей в основном все то, что писалось на ученической скамье. Сборник был замечен, появились рецензии.

Одним из первых на “Вечерний альбом” откликнулся Валерий Брюсов. Он писал: “Стихи Марины Цветаевой… всегда отправляются от какого-нибудь реального факта, от чего-нибудь действительно пережитого” . Ещё более решительно приветствовал появление цветаевской кни

Ги поэт, критик и тонкий эссеист Максимилиан Волошин, живший в то время в Москве. Он даже счел необходимым посетить Цветаеву у нее дома. Непринужденная и содержательная беседа о поэзии положило начало их дружбе - несмотря на большую разницу в возрасте.

За “Вечерним альбомом” последовали еще два сборника: “Волшебный фонарь” (1912) и “Из двух книг” (1913) , изданные при содействии друга юности Цветаевой Сергея Эфрона, за которого она вышла замуж в 1912 году.

Две последующие ее дореволюционные книги по сути своей продолжают и развивают мотивы камерной лирики. И вместе с тем в них уже заложены основы будущего умения искусно пользоваться широкой эмоциональной гаммой родной стихотворной речи. Это была несомненная заявка на поэтическую зрелость.

Октябрьскую революцию Цветаева не поняла и не приняла. Лишь много позднее, уже в эмиграции, смогла она написать слова, прозвучавшие как горькое осуждение самой же себе: “Признай, минуй, отвергни Революцию - все равно она уже в тебе - и извечно… Ни одного крупного русского поэта современности, у которого после Революции не дрогнул и не вырос голос, - нет” . Но пришла она к этому сознанию непросто.

Продолжая жить в литературе и для литературы, Цветаева писала много, с увлечением. Стихи ее в ту пору звучали жизнеутверждающе, мажорно. Только в самые трудные минуты могли вырваться у нее такие слова: “Дайте мне покой и радость, дайте мне быть счастливой, вы увидите, как я это умею!” В эти годы Государственное издательство выпускает две книги Цветаевой: “Версты” (1921) и поэму-сказку “Царь-Девица” (1922) .

В мае 1922 года ей было разрешено выехать за границу к мужу, Сергею Эфрону, бывшему офицеру белой армии, оказавшемуся в эмиграции, в то время студенту Парижского университета. В Чехии она прожила более трех лет и в конце 1925 года с семьей переехала в Париж. В начале 20-х годов она широко печаталась в белоэмигрантских журналах. Удалось опубликовать книги “Стихи к Блоку” , “Разлука” (обе в 1922) , “Психея. Романтики” , “Ремесло” (обе в1923) , поэму сказку “Молодец” (1924) . Вскоре отношение Цветаевой с эмигрантскими кругами обострились, чему способствовало ее возраставшее тяготение к России (“Стихи к сыну” , “Родина” , “Тоска по родине” , “Давно…” , “Челюскинцы” и др.) . Последний прижизненный сборник стихов - “После России. 1922-1925” - вышел в Париже в 1928 году.

В одну из самых тяжких для себя минут Марина Цветаева с горечью писала: “…Мой читатель остается в Росси, куда мои стихи не доходят. В эмиграции меня сначала (сгоряча!) печатают, потом, опомнившись, изымают из обращения, почуяв не свое - тамошнее!” Начало второй мировой войны она встретила трагически, о чем свидетельствует последний поэтический цикл Цветаевой - “Стихи к Чехии” (1938 - 1939) , связанный с оккупацией Чехословакии и пронизанной ненависти к фашизму.

Летом 1939 года, после семнадцати лет эмиграционной жизни, получив советское гражданство, Марина Цветаева вернулась на родную землю. Первое время она живет в Москве, ей предоставлена возможность заняться переводами, она готовит новую книгу стихов.

В июле 1941 года Цветаева покидает Москву и попадает в лесное Прикамье, в Елабугу. Здесь, в маленьком городке, под гнетом личных несчастий, в одиночестве, в состоянии душевной депрессии, она кончает с собой 31августа 1941годаю.

Так трагически завершается жизненный путь поэта, всей своей судьбой утвердившего органическую, неизбежную связь большого искреннего таланта с судьбой России.

Марина Цветаева оставила значительное творческое наследие: книги лирических стихов, семнадцать поэм, восемнадцать стихотворных драм, автобиографическую, мемуарную, и историко-литературную прозу, в том числе эссе и философско-критические этюды. К этому надо добавить большое количество писем и дневниковых записей. Имя Марины Цветаевой неотделимо от истории отечественной поэзии. Сила ее стихов - не в зрительных образах, а в завораживающем потоке все время меняющихся, гибких, вовлекающих в себя ритмов.

Из широкого охвата лирических тем, где все, как к единому центру, сходятся к любви - в различных оттенках этого своенравного чувства, - надо выделить то, что для Цветаевой остается самым главным, глубинным, определяющим все остальное. Она - поэт русского национального начала.

Творчество периода эмиграции проникнуто чувством гнева, призрения, убийственной иронией, с которой она клеймит весь эмигрантский мир. В зависимости от этого стилистический характер поэтической речи.

Прямая наследница традиционного мелодического и даже распевного строя, Цветаева решительно отказывается от всякой мелодики, предпочитая ей сжатость нервной, как бы стихийно рождающейся речи, лишь условно подчиненной разбивке на строфы. Поразительной силой сарказма пронизаны ее ода “Хвала богатым” , “Ода пешему ходу” и многие другие стихи военно-обличительного характера.

Есть и произведения и личного, лирического плана, но и в них проступает тот же яростный протест против мещанско-буржуазного благополучия. Даже рассказ о собственной судьбе оборачивается горьким, а порой и гневным упреком сытым, самодовольным хозяевам жизни. Так в небольшом цикле “Заводские” , так в триптихе “Поэт” , в поэме “Заставы” и во многом другом.

Особое место в наследие Цветаевой занимают ее поэмы. В сущности, горячий, резкий монолог, то в замедлениях, то в ускорениях стремительного ритма. Известно её пристрастие к стихотворной драматургии. Интерес к театру, драматургии привел Цветаеву к создании трагедии “Ариадна” (1924) и “Ферда” (1927) , написанным по мотивам античного мифа.

В общей истории отечественной поэзии Марина Цветаева всегда будет занимать достойное место. Подлинное новаторство её поэтической речи было естественным воплощением в слове метущегося, вечно ищущего истины, беспокойного духа. Поэт предельной правды чувства, Марина Цветаева, со всей своей непросто сложившейся судьбой, со всей яростью и неповторимостью самобытного дарования, по праву вошла в русскую поэзию первой половины нашего века.

Идешь, на меня похожий, Глаза устремляя вниз. Я их опускала - тоже! Прохожий, остановись! Прочти - слепоты куриной И маков набрав букет, - Что звали меня Мариной, И сколько мне было лет. Не думай, что здесь- могила, Что я появлюсь, грозя... Я слишком сама любила Смеяться, когда нельзя! И кровь приливала к коже, И кудри мои вились... Я тоже была, прохожий! Прохожий, остановись!

Сорви себе стебель дикий И ягоду ему вслед, - Кладбищенской земляники Крупнее и слаще нет. Но только не стой угрюмо, Главу опустив на грудь. Легко обо мне подумай, Легко обо мне забудь.

Как луч тебя освещает! Ты весь в золотой пыли...

После того как в 1905 году семья родителей распалась, мать с детьми переехала в Евпаторию, оттуда в Киев. Там Ахматова окончила гимназию и в 1907 году поступила на юридический факультет Высших женских курсов в Киеве. В 1910 году вышла замуж за Н. С. Гумилева. Вместе с ним была в 1910 и 1911году в Париже, в 1912 году в Италии. В 1012 году родился единственный сын - Л. Н. Гумилев, известный историк и этнограф.

По воспоминаниям Ахматовой, первые стихи она написала еще в 11 лет, но они не сохранились. Первое стихотворение было напечатано в 1907 году в парижском журнале “Сириус” , издававшемся Н. С. Гумилевым, но затем последовал перерыв до 1911 года.

Тогда Ахматова начинает регулярно печататься в петербургских и московских изданиях. В марте 1912 года выходит в свет первый сборник стихов под названием “Вечер” .

Судьба поэтов Серебряного века трагична: хаос революционных лет и гражданской войны уничтожили духовную основу ее существования. Непростой оказалась послереволюционная биография большинства писателей. ПОКИНУЛИ РОДИНУ:Мережковский, Гиппиус, Бальмонт, Бурлюк, И.Северянин, Ходасевич… В годы «красного террора» и сталинщины РАССТРЕЛЯНЫ или СОСЛАНЫ в лагеря и там ПОГИБЛИ: Гумилев, Мандельштам, Клюев, Клычков, Нарбут… Покончили жизнь САМОУБИЙСТВОМ: Есенин, Маяковский, Цветаева. Лишь незначительная часть литераторов Серебряного века попыталась сотрудничать с новой властью (А.Н.Толстой, Городецкий,Зенкевич,Каменский) но это обернулось для них утратой творческой индивидуальности. Только АННА АНДРЕЕВНА АХМАТОВА: Нет! И не под чуждым небосводом, И не под защитой чуждых крыл,- Я была тогда с моим народом, Там, где мой народ, к несчастью, был.

Слайд 37 из презентации «Серебряный век русской поэзии»

Размеры: 720 х 540 пикселей, формат: .jpg. Чтобы бесплатно скачать слайд для использования на уроке, щёлкните на изображении правой кнопкой мышки и нажмите «Сохранить изображение как...». Скачать всю презентацию «Серебряный век русской поэзии.ppt» можно в zip-архиве размером 6927 КБ.

Скачать презентацию

«Революционное народничество» - Цель урока: Изучить особенности революционного народничества. В 1861 г.в столице возникла тайная организация «Земля и Воля», состоявшая из разночинцев. Во главе революционного движения стоял Н.Г.Чернышевский редактор «Современника». Задание 3 рабочей тетради. П.Н.Ткачев. Сравнить теоретические воззрения идеологов народничества М.А. Бакунина, П.Л.Лаврова, П.Н.Ткачёва.

«Поэты поэзии серебряного века» - Творчество М.И.Цветаевой. Поэзия серебряного века. Иван Владимирович Цветаев 1847-1913. Мария Александровна Цветаева 1869-1906. Анастасия и Марина Цветаевы. Ариадна и Ирина Эфрон. «Мне нравится…». А. Ахматова 5. М. Цветаева 11. Георгий и Ариадна Эфрон. «Мне не нужно ничего, кроме своей души». «Я тоже была, прохожий!

«Культура серебряного века» - Федор Сологуб (Федор Кузьмич Тетерников) (1863 - 1927). Надежды и разочарования, взлёты и падения, обретения и потери… Не сотворю себе кумира Ни на земле, ни в небесах. Тружусь, как раб, а для свободы Зову я ночь, покой и тьму. Цели: Так как стих был ярко индивидуален. Дмитрий Сергеевич Мережковский (1865г - 1941г).

«Поэты Серебряного века» - В поэзии футуризм - языковое экспериментирование («слова на свободе» или «заумь»). А. Белый. С 1900-1907гг. Мандельштам учился в Тенишевском коммерческом училище. Футуристы. Акмеисты. Осип Эмильевич Мандельштам родился 15 января 1891г. Гумилев окончил Царскосельскую гимназию. 27 декабря 1938г. Мандельштам умер.

Принято считать, что человек творческий страдает от властей, которых не устраивает его талантливая способность воздействовать на чужие умы. Подвернулась под руки подходящая книжка, и я смог проверить этот тезис статистически.

Книга называется «Русская поэзия Серебряного века. Антология» (Москва, «Наука», 1991, 784 стр.). В ней хрестоматийно подобрано творчество 148 поэтов и приведены их краткие биографии. Серебряный век - эпоха переломная: война мировая, революции, война гражданская. Интересно проследить конфликт таланта и власти.

Из 148 упоминаемых поэтов 21 человек скончался до 1917 года. Здесь интересно отметить, что шестеро из них совершили самоубийство, тогда как из тех, кто пережил 1917 год (127 человек) суицидом закончили только трое. Декаданс во всей красе. Из этих 21-го репрессирован (казнен) царскими властями был только один поэт.

Меня больше волновала судьба оставшихся 127-ми, чья жизнь оборвалась после 1917 года. 30 человек эмигрировали, это 24% процента всех поэтов. Пятеро в дальнейшем вернулись в Советскую Россию. Характерно, что в эмиграции только один поэт погиб, остальные умерли своей смертью. Еще один сошел с ума.

После 1917-го на родине осталось 97 поэтов. Из них 11 погибли (в основном в годы Гражданской войны), трое покончили с собой (причем все 3 случая известны широко: Есенин, Маяковский, Цветаева), трое сошли с ума. Наконец, дошло дело до числа репрессированных советскими властями. Репрессировано было 22 поэта (23% от всех оставшихся в России), причем только трое из них были освобождены (включая Ахматову), а остальные были расстреляны или скончались в заключении.

58 поэтов умерли в России своей смертью, хотя, должен признать, некоторые из них - от лишений и болезней в тяжелые годы Гражданской и начале 20-х. К сожалению, по моему субъективному мнению, цвет русской поэзии эмигрировал, погиб или был репрессирован, а большинство из этих 58-ми относились к авторам средним и проходным. Из тех, кто удачно «обустроился» в новой России, самыми известными были, пожалуй, Максим Горький и Демьян Бедный.

В резюме приведу основные цифры. 24% русских поэтов, переживших 1917 год, отправилось в эмиграцию. 23% поэтов, оставшихся после 1917 года в России, было репрессировано советскими властями. В эмиграции судьба поэтов была в целом значительно счастливее: только один погиб и один сошел с ума, против 36 погибших (включая умерших в заключении и самоубийства) и трех сошедших с ума из оставшихся в Советской России.

Только 46% русских поэтов из тех, кто пережил 1917 год, умерло своей смертью в России. 54% выбыло в результате эмиграции, войны, репрессий, самоубийств и несчастных случаев.

Это яркое свидетельство того, что поэт в России - больше чем поэт.

Цель занятия:

– воскресить атмосферу Серебряного века;

– передать дисгармонию, внутреннее смятение, разочарование и душевную усталость людей этого времени;

– познакомить с основными вехами жизни О. Мандельштама, А. Ахматовой, Н. Гумилева, М. Цветаевой;

– приобщить к поэтическому миру этих поэтов;

– отрабатывать навыки, умения в ведении диалога, в построении монологической речи, разрешении поставленной проблемы.

Реквизиты:

– серебряный колокольчик;

– свечи как символ вечности творчества поэта;

– компьютерная презентация.

Ход занятия:

/ В кабинете литературы полумрак. На столе стоят свечи./

Учитель: Слышите? Звон… Серебряный звон… Звенит он тихо, но голос его мелодичный, звонкий, чистый. Не потому ли он надолго останется в наших сердцах, даже если мы зажмем маленький серебряный колокольчик в кулаке.

Поэты Серебряного века! А не потому ли и назван этот век серебряным, что звон голосов поэтов через толщу лет, месяцев, дней до си пор до нас доносится, причем все громче и громче.

Судьба литературы Серебряного века трагична: кровь, хаос и беспредел революционных лет и гражданской войны уничтожили духовную основу её существования. Непростой оказалась и послереволюционная биография большинства писателей.

Покинули родину

Дмитрий Мережковский, Зинаида Гиппиус, Константин Бальмонт, Вячеслав Иванов, Иван Бунин, Александр Куприн, Иван Шмелёв, Евгений Замятин, Алексей Толстой, Игорь Северянин…

В годы “красного террора” и сталинщины были расстреляны или сосланы в лагеря и там погибли

Николай Гумилёв, Осип Мандельштам, Николай Клюев.

Покончили жизнь самоубийством

Сергей Есенин, Владимир Маяковский, Марина Цветаева.

Почти все эти имена на долгие десятилетия были преданы забвению.

Сегодня мы подробнее остановимся только на некоторых именах.

Ученица – Марина Цветаева.

Ученица – Анна Ахматова.

Ученик – Николай Гумилев.

Ученик – Осип Мандельштам.

Все эти поэты считались врагами народа, а их литературная деятельность не только бесполезной, а вредной и пагубно влияющей на умы советских людей. Так ли это, ребята? Решать вам.

Ученик: Судьба этих мастеров поэзии трагична, трагична тем, что Родина, которую они любили страстно, самозабвенно, перестала их понимать, она не хотела их понимать, но, несмотря на это, эти люди отдали себя до капельки, до последнего дыхания, своей прекрасной Отчизне. И родная земля забрала их, порой грубо, жестоко. Но вместо них остались их бессмертные серебряные голоса. Зла на землю свою, на народ свой ни кто из них зла не таил, наоборот, они молили Бога прояснить ум России и умирали со словами жалости на устах, не к себе, нет, а к своим недругам.

/ Звучит музыка Свиридова “Метель”. На фоне ее читается стихотворение, написанное в ночь пред расстрелом, одной из членов семьи царя Н. Романова, княгиней Ольгой Романовой: “Молитва”/

Пошли нам, Господи, терпенье
В годину бурных мрачных дней
Сносить народное гоненье
И пытки наших палачей.
Дай крепость нам, о Боже правый,
Злодейство ближнего прощать
И крест тяжелый и кровавый
С твоею кротостью встречать.
И в дни мятежного волненья,
Когда ограбят нас враги,
Теперь позор и оскорбленье,
Христос Спаситель, помоги!
Владыка мира, Бог вселенной
Благослови молитвой нас,
И дай покой душе смиренной
В невыносимый страшный час.
И у преддверия могилы
Вдохни в уста твоих рабов
Нечеловеческие силы –
Молиться кротко за врагов.

/Музыка продолжается некоторое время, во время которой ученица, рассказывающая об Осипе Мандельштаме, зажигает одну из свеч. /

Ученица: Век мой, зверь мой, кто сумеет
Заглянуть в твои зрачки.
И своею кровью смоет
Двух столетий позвонки?

В морозной, хрустальной этой строке мерзли живые крик и дыхание.

/Чтец читает стихотворение О. Мандельштама “ Мы живем, под собою не чуя страны…”/

Ученик: За это стихотворение, написанное в 1933 году, на Осипа Мандельштама было заведено уголовное дело, и зазвучал голос кандалов. Политических людей влекла поэзия. Бухарин был поклонником Пастернака, он спорил с Троцким, который был поклонником Есенина. Сталин взял себе В. Маяковского. И только для О. Мандельштама не нашлось мецената. Да они и не были нужны Мандельштаму, тем более, что он был не по вкусу для них. Но Сталин, возможно, по-своему его любил, поэтому и убил, как это не парадоксально.

Жизнь – кому сыто, кому решено:
Всех не помилуешь.
В осыпь всеобщую Вас-то за что,
Осип Эмильевич?

Ученица: За что – было. Дважды в жизни, дважды в своем поэтическом творчестве Мандельштам, великий поэт, человек небольшого роста, непоседливый, задиристый, с гордо вскинутой головой и длинными ресницами, с молодости жизнерадостный и легкомысленный, дважды в жизни этот странник, чувствующий себя как дома, в мировой культуре и бесприютный и бездомный на Родине, далекий от текущей политики и гражданских страстей, отважился на акт жертвенного мужества, ожидать от которого было как бы даже не возможно. В 1918 году он прославил эту революцию и ее вождя, Ленина, а в 1933 году убийственными стихами заклеймил и осмеял наследника и палача революции, ее продолжателя всемогущего “кавказского горца” Сталина.

Учитель: О. Мандельштам умер от голода и нервного истощения в пересыльном лагере “Вторая речка” под Владивостоком 27 декабря 1938 года. А в одном из своих стихотворений он указывает точную дату своего рождения: “Я рожден в ночь с второго на третье января в девяносто одном ненадежном году – столетья окружают меня огнем”.

Ученик: Он родился в буржуазно – интеллигентной семье в Варшаве, но детство и юность его связаны с Санкт-Петербургом. Осип Мандельштам окончил Тенишевское коммерческое училище и в 1907 – 1910 годах, насколько месяцев провел за границей, во Франции, Италии, Швейцарии, Германии.

В 1911 году он поступил на историко–филологический факультет Петербургского университета, выбыл в 1915 г., провалившись на экзамене по латинской литературе.

Стихи он писал с детства. В 1910 году в журнале “Аполлон” были впервые опубликованы его стихи, здесь же он знакомится с Гумилевым, Блоком, Ахматовой, входит в новое литературное течение – акмеизм. В 1913 году – его первая книга “Камень”, в 1919 году – второе издание книги, за свой счет. К 1916 году относится знакомства и кратковременная, но оставившая текучий след в творчестве обоих поэтов дружба Мандельштама с Цветаевой. Далее следовал Крым и его книги “Тристия”, “Вторая жизнь”, “Стихотворения”.

Ученица: О дальнейшем рассказывать грустно и больно. Голод, скитания по стране не могли выжить его из своей земли. В это трудное время он и встретил свою звезду Наденьку, Надю Хазину. Она была его спутником, другом, возлюбленной, душеприказчицей. Ссылка в 1934 году в Чердынь Пермской области последовала сразу же после написания злополучного стихотворения. Попытка самоубийства/выбрасывается из окна больницы/, потом – Воронеж, скитания по провинциальным городам. Второй арест – 3 мая 1938 года, а через 3 месяца тройка ОСО приговаривает его за антисоветскую агитацию к 5 годам исправительно-трудовых лагерей. Дальше – темнота.

/Зажигается вторая свеча ученицей, которая от имени Ахматовой рассказывает о Гумилеве/.

Ученица: Поэзия Серебряного века немыслима без имени Н.С. Гумилева. Создатель акмеизма, он завоевал интерес читателей не только талантом, оригинальностью стихов, но необычной судьбой, страстной любовью к путешествиям. Когда-то молодой поэт поставил перед собой цель – стать героем, смельчаком, выбирающим трудные и опасные пути. От природы робкий, физически слабый, он приказал себе стать сильным и решительным. Пришлось ломать свой характер и отправляться в длинные путешествия по джунглям Африки, пескам Сахары. Добровольцем он уходит на фронт в Первую мировую войну, где за храбрость был удостоен награды: двух Георгиевских крестов.

Ученица: “Он сначала только лечил душу путешествиями и стал настоящим путешественником. В 1916 году, когда я жалела, что все так странно сложилось, он сказал: “Нет, ты научила меня верить в Бога и любить Россию”.

Николай Степанович не любил мои ранние стихи. Но когда в 1911 году 25 он вернулся из Африки, и я прочла ему мои последние стихи, он сразу сказал: “Ты – поэт, надо делать книгу”. /Из дневниковых записей А.Ахматовой./

Гумилев – поет еще не прочитанный. Визионер и пророк. Он предсказал свою смерть с подробностями вплоть до осенней травы.

Поэзия и любовь были для Гумилева всегда трагедией, а война была для него эпосом. И когда он шел в тюрьму, то взял с собой “Илиаду”. 3 августа 1921 года Гумилев был арестован по подозрению в участии в контрреволюционном Таганцевском заговоре.

Ученик: “Мои мечты… они чисты
А ты убийце дальний, кто ты?
О, пожелтевшие листвы
Шагреневые переплеты!”

Учитель:/рассказывает о деле №214224, в котором обвинялся Н. Гумилев. Журнал “Огонек” 1989-90г./

Ученица: Лист № 104.

“Гумилев Николай Степанович 35 лет, бывший дворянин, филолог, член коллегии издательства “Всемирная литература”, женат, бывший офицер, участник Петроградской боевой контрреволюционной группировки, активно содействовал составлению прокламаций контрреволюционного содержания. Готовил группу интеллигентов, кадровых офицеров к восстанию. Получил от организации деньги на технические надобности.

Приговорить к высшей мере наказания – расстрелу”.

Приговор приведен в исполнение.

“Это ошибка. Зря его расстреляли. Он ни одного слова не напечатал против Советской власти”, – скажет потом Николай Тихонов.

/ Чтец читает стихотворение Гумилева “Рабочий”./

Он стоит пред раскаленным горном,
Невысокий старый человек.
Взляд спокойный кажется покорным
От миганья красноватых век.
Все товарищи его заснули,
Только он один еще не спит:
Все он занят отливаньем пули,
Что меня с Землею разлучит.
Кончил, и глаза повеселели,
Возвращается. Блестит Луна.
Дома ждет его в большой постели
Сонная и теплая жена.
Пуля, им отлитая, просвищет
Грудь мою, она пришла за мной.
Упаду, смертельно затоскую,
Прошлое увижу наяву
Кровь ключом захлещет на сухую
Тыльную и мятую траву.
И господ воздает мне полной мерой
За недолгий мой и горький век.
Это сделал в блузе светло-серой
Невысокий старый человек.

Ученица: Все, что было наговорено на Гумилева, было опровергнуто. В журнале “Новый мир” № 12 1987 года появилось сообщение юриста Г.А. Терехова, который изучал по долгу службы все материалы по делу Гумилева, находящиеся в архиве. По делу установлено, что преступление Гумилева заключалось в том, что он не донес органам советской власти, что ему предлагали вступить в заговорщицкую организацию, от чего он категорически отказался. Никаких обвинительных материалов в том деле, по которому он осужден, больше нет. Поэт, дворянин, русский офицер Николай Степанович Гумилев погиб, потому что был, как его великий предшественник, невольником чести. Только с 1986года стали появляться в периодической печати его стихи.

/зажигается третья свеча учеником, рассказывающем об Анне Ахматовой/

Непогребенных всех – я хоронила их
Я всех оплакала, а кто меня оплачет?
Ахматова, 1958 г.

Ученик: Как заклинание мы сейчас без устали повторяем душеспасительную формулу чудесного обретения попранной справедливости: “Жить в России надобно долго”.

Только ведь Ахматова прожила на свете не 35 лет, как Гумилев, и не 40, как Блок, и не 47, как Мандельштам, а почти 77, дольше, кстати, и Цветаева, и Пастернака, и вообще едва ли не всех других русских поэтов, но так и не дождалась ни отечественной публикации “Реквиема”, поэма увидела свет в 1987 году, ни отмены разностного партийного постановления 1946года о журналах “Звезда” и “Ленинград”. В 1988 году Политбюро ЦК КПСС отменило это постановление как ошибочное.

/ Чтец читает стихотворение А. Ахматовой “ А вы, друзья мои, последнего призыва…”/

А вы, друзья мои, последнего призыва!
Чтоб вас оплакивать, мне жизнь сохранена,
Над нашей памятью не стыть плакучей ивой,
А крикнуть на весь мир все ваши имена!
Да что там имена!
Ведь все равно – вы
Все на колени, все!
Багровый хлынул свет!
И ленинградцы вновь идут сквозь дым рядами –
Живые с мертвыми: для славы мертвых нет.

Ученик: Когда умер Пастернак, Ахматова лежала в больнице.

Всех, кто навещал ее, она расспрашивала о похоронах. Выслушав Галину Корнилову, сказала: “Что же это настоящие похороны. Такие надо заслужить”. А на следующий день в разговоре с Вячеславом Ивановым заметила: “У меня такое чувство, что это великий религиозный праздник. Так же было. Когда хоронили Блока”.

Ученица: “Я хочу, чтобы Ахматова оставалась человеком, а не легендой, потому что человеком она была необычным, – говорила Аманда Хейт, – Я хочу помнить ее глухой. Страдающей сердцем, сидящей в маленьких комнатах в чужих московских квартирах, рассказывающей об ошибках в книгах, которые написали о ней, Гумилеве, Мандельштаме.”

При жизни Ахматовой наши литературоведы не баловали ее своим вниманием. Книги, о которых упомянуло Аманда Хейт, выходили, разумеется, не у нас, а на Западе. Не удивительно, что сама Анна Андреевна неизменно считала лучшей работой о себе Николая Недоброго, напечатанную еще в 1915 году.

/ Звучит песня на стихи Цветаевой “Зеркало”. На ее фоне зажигается четвертая свеча./

Ученик: Судьба распорядилась так, что М. Цветаева провела в России годы Первой мировой войны и революции. Этот человек, обладавший даром письма и чувств, наделенный безграничным талантом, любовью к жизни, вынужден был жить среди голода и нищеты, среди холода и смертей. Домашний быт был каторжным. Не было денег. Все, что можно было продать, – продано. Все, что можно было сжечь, чтобы не замерзнуть, – сожжено. Ее томила разлука, полная неизвестность о судьбе Сергея Эфрона (мужа Цветаевой).

В 1922 году Марина Цветаева вместе с дочерью Ариадной уехала за границу, откуда они получили запоздалое известие от С. Я. Эфрона, о котором до 22-го года ничего не знали. Берлин, Прага, Париж – по этим дорогам прошла вся судьба Марины.

Ученица: В 1936-37 годах Цветаева уже готовилась к отъезду на Родину. Летом 1939 года она вернулась в Россию, Москву. Но этой Москве она не нужна. В этой стране только одно ей угрожает – гибель. Именно тогда в нашей стране наступило время жестокого и беспощадного террора. Сергей Яковлевич и Аля были обвинены в измене Родине и арестованы.

Ученик: Знойный август 1941 года. Вся страна бушует, волнуется, сражается с врагом, но многие русские люди узнали о войне много позже начала войны. А некоторые из них не успели узнать вовсе. В 1941 году в октябре был расстрелян вместе со своими друзьями Сергей Яковлевич Эфрон, дочь его Ариадна Сергеевна Эфрон была приговорена к 8 годам лагеря. Обвинялись они якобы в шпионской деятельности на французскую разведку. Марина Цветаева, а это были ее муж и ее дочь, не дождалась смерти мужа и грубая, жестокая петля заставила навечно замолчать великий, сильный, волнующий голос поэтессы. Именно в 1941 году 31 августа в Елабуге, в доме, ныне находящемся по улице Московской. Марины Цветаевой не стало.

Ученица: Муж Цветаевой падет от руки тех же палачей, что уничтожили Гумилева, Мандельштама. Но, против обыкновения, в то время муж расплачивался за дела жены, сыновья за дела отцов, матерей? Конечно, это было не случайно. Дано указание: поэта не трогать. Пусть живет… очередная сталинская гуманность

Чем это кончилось, мы знаем. Но ни ведомство Лаврентия Берии, ни система Иосифа Сталина тут, конечно же, ни при чем. Они напротив, ее спасали. Сама на себя руки наложила. Никто не заставлял.

Чтец читает стихотворение М. Цветаевой “Прохожий”.

Чтец: На сотни верст, на сотни миль
На сотни километров
Лежала соль, шумел ковыль,
Чернели рощи кедров.
Как в первый раз, я на нее
На Родину, глядела.
Я знала: это все мое –
Душа моя и тело.
Анна Ахматова.

/Звучит “Реквием” Моцарта. На этом фоне звучат слова. /

Ученица: Помните их имена, имена людей широкого кругозора, огромного интеллекта, людей с большим, горячим сердцем, с пылкими светлыми мечтами.

Помните их имена: М. Цветаева, А. Ахматова, О. Мандельштам, Н. Гумилев и сотни других имен, имен людей, которые в суровые несправедливые годы, сумели остаться сами собою, даже если многим из них пришлось сложить головы. Они остались на своей родине.

/ Тихо гаснут свечи, зажигается свет./

Учитель: Ребята, как бы вы сейчас ответили на тот вопрос, который прозвучал в начале урока. Были ли они врагами народа, а их поэзия бесполезной? Заслужили ли они такой участи?

/Ребята высказывают мысли по поводу трагической судьбы поэтов, сравнивают восприятие творчества поэтов до урока и после./

Домашнее задание: Выяснить и написать сочинение в форме эссе, какой след оставила эта эпоха в родословной вашей семьи.

Серебряный век – эпоха модернизма, запечатленная в русской литературе. Это период, когда новаторские идеи захватили все сферы искусства, в том числе и искусство слова. Хоть он и длился всего четверть века (начиная с 1898 года, заканчивая примерно 1922 годом), его наследие составляет золотой форд отечественной поэзии. До сих пор стихи того времени не теряют своей прелести и оригинальности, даже на фоне современного творчества. Как мы знаем, произведения футуристов, имажинистов и символистов стали основой многих известных песен. Поэтому чтобы разбираться в нынешних культурных реалиях, необходимо знать первоисточники, которые мы перечислили в этой статье.

Серебряный век ‑ один из главных, ключевых периодов русской поэзии, охватывающий период конца XIX ‑ начала XX века. Споры о том, кто же первый употребил данный термин, идут до сих пор. Некоторые считают, что «Серебряный век» принадлежит Николаю Авдеевичу Оцупу, известному критику. Другие склоняются к версии, что термин был введен благодаря поэту Сергею Маковскому. Но также существуют варианты относительно Николая Александровича Бердяева, известного русского философа, Разумникова Васильевича Иванова, российского литературоведа, и поэта Владимира Алексеевича Пяста. Но одно известно точно: определение было придумано по аналогии с другим, не менее важным периодом ‑ Золотым веком русской литературы.

Что касается временных рамок периода, то они условны, так как сложно установить точные даты зарождения Серебряного века поэзии. Начало обычно связывают с творчеством Александра Александровича Блока и его символизмом. Конец приписывают дате расстрела Николая Степановича Гумилева и смерти ранее упомянутого Блока. Хотя отголоски этого периода можно найти и в творчестве других известных русских поэтов ‑ Бориса Пастернака, Анны Ахматовой, Осипа Мандельштама.

Символизм, имажинизм, футуризм и акмеизм ‑ основные течения Серебряного века. Все они относятся к такому направлению в искусстве, как модернизм.

Основной философией модернизма служила идея позитивизма, то есть надежда и вера в новое ‑ в новое время, в новую жизнь, в становление новейшего/современного. Люди верили, что они рождены для чего-то высокого, у них есть свое предназначение, которое они должны воплотить. Теперь культура направлена на вечное развитие, постоянный прогресс. Но вся эта философия рухнула с приходом войн. Именно они навсегда изменили мировоззрение и мироощущение людей.

Футуризм

Футуризм ‑ одно из направлений модернизма, которое является составляющей частью русского авангарда. Впервые данный термин появился в манифесте «Пощёчина общественному вкусу», написанном членами петербургской группы «Гилея». В её состав входили Владимир Маяковский, Василий Каменский, Велимир Хлебников и другие авторы, которых чаще всего называли «будетляне».

Родоначальником футуризма считают Париж, но его основатель родом из Италии. Однако именно во Франции в 1909 году был издан манифест Филиппо Томмазо Маринетти, манкирующий место этого течения в литературе. Далее футуризм «дошёл» и до других стран. Маринетти сформировал взгляды, идеи и мысли. Это был эксцентричный миллионер, больше всего увлекающийся машинами и женщинами. Однако после аварии, когда мужчина несколько часов пролежал рядом с пульсирующим сердцем двигателя, он решил воспеть красоту индустриального города, мелодию грохочущего автомобиля, поэтику прогресса. Теперь идеалом для человека был не окружающий естественный мир, а именно урбанистический пейзаж, шум и рокот суетливого мегаполиса. Также итальянец восхищался точными науками и придумал сочинять стихи с помощью формул и графиков, создал новый размер «лесенку» и т.д. Однако поэзия его получалась чем-то вроде очередного манифеста, теоретического и безжизненного бунта против старых идеологий. С точки зрения художественности, прорыв в футуризме сделал не его основатель, а русский почитатель его открытия – Владимир Маяковский. В 1910 году новое литературное течение приходит в Россию. Здесь оно представлено четырьмя самыми влиятельными группами:

  • Московская группа «Центрифуга» (Николай Асеев, Борис Пастернак и т.д.);
  • Ранее упомянутая петербургская группа «Гилея»;
  • Петербургская группа «Московские эгофутуристы» под контролем издательства «Петербургский глашатай» (Игорь Северянин, Константин Олимпов и т.д.);
  • Московская группа «Московские эгофутуристы» под контролем издательства «Мезонин искусства» (Борис Лавренев, Вадим Шершеневич и т.д.).
  • Так как все эти группы имели огромное влияние на футуризм, он развивался неоднородно. Появились такие ответвления, как эгофутуризм и кубофутуризм.

    Футуризм повлиял не только на литературу. Огромное влияние он оказал и на живопись. Характерная черта таких полотен ‑ культ прогресса и протест против традиционных художественных канонов. Это течение соединяет в себе черты кубизма и экспрессионизма. Первая выставка состоялась в 1912 году. Тогда в Париже показали картины, на которых были изображены различные средства передвижения (автомобили, самолеты и т.п.). Художники-футуристы верили, что техника будет занимать лидирующие позиции в будущем. Основным новаторским ходом стала попытка изобразить движение в статике.

    Основные признаки данного течения в поэзии таковы:

    • отрицание всего старого: старого образа жизни, старой литературы, старой культуры;
    • ориентация на новое, будущее, культ изменений;
    • ощущение скорых перемен;
    • создание новых форм и образов, бесчисленные и радикальные эксперименты:
    • изобретение новых слов, речевых оборотов, размеров.
    • десемантизация речи.

    Владимир Маяковский

    Владимир Владимирович Маяковский (1893 ‑ 1930 гг.) ‑ известный российский поэт. Один из величайших представителей футуризма. Начал литературные эксперименты в 1912 году. Благодаря поэту, в русский язык были введены такие неологизмы, как «нате», «голоштанный», серпастый» и многие другие. Также Владимир Владимирович внёс огромный вклад и в стихосложение. Его «лесенка» помогает правильно расставить акценты при чтении. А лирические строки в творении «Лиличка! (Вместо письма)» стали самыми пронзительными любовными признаниями в поэзии XX века. мы подробно разобрали в отдельной статье.

    К наиболее известным произведениям поэта можно отнести следующие примеры футуризма: уже ранее упомянутую « », «В.И. Ленин», « », стихотворения «Я достаю из широких штанин», «А вы могли бы? (Послушайте!)», «Стихи о советском паспорте», «Левый марш», « » и т.д.

    К основным темам Маяковского относятся:

    • место поэта в обществе и его предназначение;
    • патриотизм;
    • воспевание социалистического строя;
    • революционная тема;
    • любовные чувства и одиночество;
    • целеустремленность на пути к мечте.

    После октября 1917 года поэт (за редкими исключениями) вдохновляется лишь революционными идеями. Он воспевает мощь перемен, большевистскую идеологию и величие Владимира Ильича Ленина.

    Игорь Северянин

    Игорь Северянин (1887 ‑ 1941 гг.) ‑ известный русский поэт. Один из представителей эгофутуризма. Прежде всего, он известен своей эпатажной поэзией, где воспевается его собственная личность. Творец был уверен, что он ‑ чистое воплощение гения, поэтому часто вёл себя эгоистично и высокомерно. Но это было лишь на публике. В обычной повседневной жизни Северянин ничем не отличался от других, а после эмиграции в Эстонию и вовсе «завязал» с модернистскими экспериментами и начал развиваться в русле классической поэзии. Самые известные его работы ‑ это стихотворения « !», «Соловьи монастырского сада», «Классические розы», «Ноктюрн», «В парке плакала девочка» и сборники «Громокипящий кубок», «Victoria regia», «Златолира». мы подробно разобрали в другой статье.

    Основные темы творчества Игоря Северянина:

    • технический прогресс;
    • собственная гениальность;
    • места поэта в обществе;
    • любовная тематика;
    • сатира и бичевание общественных пороков;
    • политика.

    Он был первым поэтом в России, который смело назвал себя футуристом. Но в 1912 году Игорь Северянин основывает новое, собственное течение ‑ эгофутуризм, для которого характерны употребление иностранных слов и наличие чувства «себялюбия».

    Алексей Кручёных

    Алексей Елисеевич Кручёных (1886 ‑ 1968 гг.) ‑ российский поэт, журналист, художник. Один из представителей русского футуризма. Творец прославился тем, что принес в русскую поэзию «заумь». «Заумь» — абстрактная речь, лишенная любого смысла, которая позволяет автору использовать любые слова (странные сочетания, неологизмы, части слов и т.п.). Алексей Кручёных даже выпускает собственную «Декларацию заумного языка».

    Самое известное стихотворение поэта ‑ «Дыр бул щыл», но существуют и другие произведения: «Железобетонные гири — дома», «Уехала», «Тропический лес», «В игорном доме», «Зима», «Смерть художника, «Русь» и другие.

    К основным темам творчества Хлебникова можно отнести:

    • тема любви;
    • тема языка;
    • творчество;
    • сатира;
    • тема еды.

    Велимир Хлебников

    Велимир Хлебников (1885 ‑ 1922 гг.) ‑ известный русский поэт, один из главных деятелей авангарда в России. Он прославился, прежде всего, тем, что был основоположником футуризма в нашей стране. Также не стоит и забывать, что именно благодаря Хлебникову начались радикальные эксперименты в области «творчества слова» и ранее упомянутой «зауми». Иногда поэта называли и «председателем земного шара». Основные труды ‑ это стихотворения, поэмы, сверхповести, автобиографические материалы и проза. К примерам футуризма в стихах можно отнести:

    • «Птичка в клетке»;
    • «Времыши ‑ камыши»;
    • «Из мешка»;
    • «Кузнечик» и другие.

    К поэмам:

    • «Зверинец»;
    • «Лесная тоска»;
    • «Любовь приходит страшным смерчем» и т.п.

    Сверхповести:

    • «Зангези»;
    • «Война в мышеловке».
    • «Николай»;
    • «Велик ‑ день» (Подражание Гоголю);
    • «Утёс из будущего».

    Автобиографические материалы:

    • «Автобиографическая заметка»;
    • «Ответы на анкету С. А. Вегнерова».

    Основные темы творчества В. Хлебникова:

    • тема революции и её прославление;
    • тема предопределения, рока;
    • связь времен;
    • тема природы.

    Имажинизм

    Имажинизм ‑ одно из течений русского авангарда, которое также появилось и распространилось в Серебряном веке. Понятие произошло от английского слова «image», что переводится как «образ». Данное направление является ответвлением от футуризма.

    Сначала имажинизм появился в Англии. Главными представителями были Эзре Паунд и Перси Уиндем Льюис. Лишь в 1915 году данное течение дошло до нашей страны. Но русский имажинизм существенно отличался от английского. По сути, от него осталось только название. Впервые русская публика услышала произведения имажинизма 29 января 1919 года в здании Всероссийского союза поэтов в Москве. Оно предусматривает, что образ слова возвышается над замыслом, идеей.

    Впервые термин «имажинизм» появляется в русской литературе в 1916 году. Именно тогда издается книга Вадима Шершеневича «Зеленая улица…»., в которой автор заявляет о появлении нового течения. Более обширного, чем футуризм.

    Так же, как и футуризм, имажинизм оказал влияние на живопись. Наиболее популярными художниками являются: Георгий Богданович Якулов (художник ‑ авангардист), Сергей Тимофеевич Конёнков (скульптор) и Борис Робертович Эрдман.

    Основные признаки имажинизма:

    • главенство образа;
    • обширное употребление метафор;
    • содержание произведения = развитие образа + эпитеты;
    • эпитет = сравнения + метафоры + антитеза;
    • стихотворения выполняют, прежде всего, эстетическую функцию;
    • одно произведение = один образный каталог.

    Сергей Есенин

    Сергей Александрович Есенин (1895 ‑ 1925 гг.) ‑ известный русский поэт, один из самых популярных представителей имажинизма, выдающийся творец крестьянской лирики. мы описали в эссе о его в вкладе в культуру серебряного века.

    За свою столь короткую жизнь он успел прославиться незаурядным творчеством. Его проникновенные стихотворения о любви, природе, русской деревне читал каждый. Но также поэт был известен тем, что являлся одним их основателей имажинизма. В 1919 году он вместе с другими поэтами ‑ В.Г. Шершеневичем и А.Б. Мариенгофом ‑ впервые рассказал обществу о принципах данного течения. Главной особенностью было то, что стихотворения имажинистов можно читать снизу вверх. При этом суть произведения не меняется. Но в 1922 году Сергей Александрович понимает, что это новаторское творческое объединение очень ограниченно, и в 1924 пишет письмо, в котором объявляет о закрытии группы имажинистов.

    Основные труды поэта (необходимо отметить, что далеко не все они написаны в стилистике имажинизма):

    • «Гой ты, Русь, моя родная!»;
    • «Письмо к женщине»;
    • «Хулиган»;
    • « Ты меня не любишь, не жалеешь…»;
    • «Мне осталось одна забава»;
    • Поэма « »;

    Главные темы творчества Есенина:

    • тема Родины;
    • тема природы;
    • любовная лирика;
    • тоска и духовный кризис;
    • ностальгия;
    • переосмысление исторических преобразований 20 века

    Анатолий Мариенгоф

    Анатолий Борисович Мариенгоф (1897 ‑ 1962 гг.) ‑ русский поэт-имажинист, драматург, прозаик. Вместе с С. Есениным и В. Шершеневичем основал новое направление авангардизма ‑ имажинизм. Прежде всего, он прославился своей революционной литературой, так как большая часть его произведений восхваляет это политическое явление.

    К основным трудам поэта можно отнести такие книги, как:

    • «Роман без вранья»;
    • « » (1991 году вышла экранизация этой книги);
    • «Бритый человек»;
    • «Бессмертная трилогия»;
    • «Анатолий Мариенгоф о Сергее Есенине»;
    • «Без фигового листочка»;
    • «Витрина сердца».

    К стихотворениям-примерам имажинизма:

    • «Встреча»;
    • «Кувшины памяти»;
    • «Марш революций»;
    • «Руки галстуком»;
    • «Сентябрь» и многие другие.

    Темы произведений Мариенгофа:

    • революция и её воспевание;
    • тема «русскости»;
    • жизнь богемы;
    • социалистические идеи;
    • антиклерикальный протест.

    Вместе с Сергеем Есениным и другими имажинистами поэт участвовал в создании выпусков журнала «Гостиница для путешествующих в прекрасном» и книги «Имажинисты».

    Символизм

    ‑ течение, во главе которого стоит новаторский образ-символ, пришедший на смену художественному. Термин «символизм» произошёл от французского «symbolisme» и греческого «symbolon» ‑ символ, знак.

    Родоначальником этого направления принято считать Францию. Ведь именно там, в XVIII веке, известный французский поэт Стефан Малларме объединяется с другими поэтами для создания нового литературного течения. Затем символизм «перекочевал» в другие страны Европы, а уже в конце XVIII века пришел и в Россию.

    Впервые данное понятие появляется в произведениях французского поэта Жана Мореаса.

    К основным признакам символизма относятся:

    • двоемирие – разделение на реальность и иллюзорный мир;
    • музыкальность;
    • психологизм;
    • наличие символа как основа смысла и идеи;
    • мистические образы и мотивы;
    • опора на философию;
    • культ индивидуальности.

    Александр Блок

    Александр Александрович Блок (1880 ‑ 1921 гг.) ‑ известный российский поэт, один из самых главных представителей символизма в русской поэзии.

    Блок относится ко второму этапу развития этого течения в нашей стране. Он «младший символист», который воплощал в своих работах философские идеи мыслителя Владимира Сергеевича Соловьева.

    К основным работам Александра Блока можно отнести следующие примеры русского символизма:

    • «На железной дороге»;
    • «Фабрика»;
    • «Ночь, улица, фонарь, аптека…»;
    • «Вхожу я в темные храмы»;
    • «Девушка пела в церковном хоре»;
    • «Мне страшно с Тобой встречаться»;
    • «О, я хочу безумно жить»;
    • поэма « » и многое другое.

    Темы творчества Блока:

    • тема поэта и его места в жизни общества;
    • тема жертвенной любви, любви-поклонения;
    • тема Родины и осмысление ее исторической судьбы;
    • красота, как идеал и спасение мира;
    • тема революции;
    • мистические и фольклорные мотивы

    Валерий Брюсов

    Валерий Яковлевич Брюсов (1873 ‑ 1924 гг.) ‑ российский поэт — символист, переводчик. Один из самых известных представителей Серебряного века русской поэзии. Стоял у истоков русского символизма наряду с А.А. Блоком. Успех творца начался со скандала, связанного с моностихом «О, закрой свои бледные ноги». Затем, после публикаций еще более вызывающих произведений, Брюсов оказывается в эпицентре славы. Его приглашают на различные светские и поэтические вечера, а его имя становится настоящим брендом в мире искусства.

    Примеры стихов символиста:

    • «Все кончено»;
    • «В прошлом»;
    • «Наполеон»;
    • «Женщине»;
    • «Тени прошлого»;
    • «Каменщик»;
    • «Мучительный дар»;
    • «Облака»;
    • «Образы времени».

    Основные темы в творчестве Валерия Яковлевича Брюсова:

    • мистика и религия;
    • проблемы личности и общества;
    • уход в вымышленный мир;
    • история отечества.

    Андрей Белый

    Андрей Белый (1880 ‑ 1934 гг.) ‑ российский поэт, писатель, критик. Так же, как и Блок, Белый считается одним из самых известных представителей символизма в нашей стране. Стоит отметить, что творец поддерживал идеи индивидуализма и субъективизма. Он считал, что символизм представляет собой определённое миропонимание человека, а не просто течение в искусстве. Язык знаков он считал высшим проявлением речи. Также поэт придерживался мнения, что все искусство — это некий дух, мистическая энергия высших сил.

    Свои произведения он называл симфониями, среди которых «Драматическая», «Северная», «Симфоническая» и «Возврат». К известным стихотворениям можно отнести: «А вода? Миг ‑ ясна…», «Асе (Лазурь бледна»), «Бальмонту», «Безумец» и другие.

    Темы в творчестве поэта это:

    • тема любви или страсть к женщине;
    • борьба против мещанской вульгарности;
    • этические и моральные аспекты революции;
    • мистические и религиозные мотивы;

    Константин Бальмонт

    Константин Дмитриевич Бальмонт (1867 ‑ 1942 гг.) ‑ российский поэт-символист, литературный критик и писатель. Прославился своей «оптимистической самовлюбленностью». По словам известного русского поэта Аннинского, он ставил важнейшие философские вопросы в своих произведениях. Главные работы поэта ‑ это сборники «Под северным небом», «Будем как солнце» и «Горящие здания» и всем известные стихотворения «Бабочка», «В синем храме», «Нет дня, чтоб я не думал о Тебе…». Это весьма показательные примеры символизма.

    Основные темы в творчестве Бальмонта:

    • возвышенное место поэта в обществе;
    • индивидуализм;
    • тема бесконечности;
    • вопросы бытия и небытия;
    • красота и таинственность окружающего мира.

    Вячеслав Иванов

    Вячеслав Иванович Иванов (1866 ‑ 1949 гг.) ‑ поэт, критик, драматург, переводчик. Он хоть и намного пережил расцвет символизма, все равно остался верен своим эстетическим и литературным принципам. Творец известен благодаря своей идее о дионисийском символизме (он был вдохновлен древнегреческим богом плодородия и вина Дионисом). В его поэзии преобладали античные образы и философские вопросы, поставленные древнегреческими философами вроде Эпикура.

    Основные труды Иванова:

    • «Александру Блоку»;
    • «Ковчег»;
    • «Вести»;
    • «Весы»;
    • «Современники»;
    • «Долина ‑ храм»;
    • «Небо живет»

    Темы творчества:

    • тайна природной гармонии;
    • тема любви;
    • тема жизни и смерти;
    • мифологические мотивы;
    • истинная природа счастья.

    Акмеизм

    Акмеизм ‑ последнее течение, которое составляло поэзию Серебряного века. Термин произошёл от греческого слова «acme», что значит рассвет чего-либо, вершина.

    Как литературное проявление, акмеизм образовался в начале XX века. Начиная с 1900 года, в квартире поэта Вячеслава Иванова в Петербурге стали собираться молодые поэты. В 1906 ‑ 1907 году небольшая группа отделилась ото всех и образовала «кружок молодых». Он отличался рвением отойти от символизма и образовать нечто новое. Также большой вклад в развитие акмеизма внесла литературная группа «Цех поэтов». В неё входили такие поэты, как Анна Ахматова, Осип Мандельштам, Георгий Адамович, Владимир Нарбут и другие. Возглавляли «Цех..» Николай Гумилев и Сергей Городецкий. Спустя 5 — 6 лет из этой группы отделилась ещё часть, которая и стала называть себя акмеистами.

    Акмеизм нашёл свое отражение и в живописи. Взгляды таких художников, как Александра Бенуа («Купальня маркизы» и «Венецианский сад»), Константина Сомова («Осмеянный поцелуй»), Сергея Судейкина и Леона Бакста (все они входили художественную группу конца XIX века «Мир искусств») были схожи с взглядами писателей-акмеистов. На всех картинах мы можем увидеть, как современный мир противостоит миру прошлому. Каждое полотно представляет собой некую стилизованную декорацию.

    Основные черты акмеизма:

    • отказ от идей символизма, противопоставление им;
    • возвращение к истокам: связь с прошлыми поэтами и литературными течениями;
    • символ больше не способ влияния/воздействия на читателя;
    • отсутствие всего мистического;
    • соединение физиологической мудрости с внутренним миром человека.
    • Стремление к простоте и предельной ясности образа, темы, стиля.

    Анна Ахматова

    Анна Андреевна Ахматова (1889 ‑ 1966 гг.) ‑ российская поэтесса, литературовед, переводчик. Она же номинант на Нобелевскую премию в области литературы. Как талантливую поэтессу, мир узнал ее в 1914 году. Именно в этом году вышел сборник «Чётки». Далее ее влияние в богемных кругах лишь усиливалось, а поэма « » обеспечила ей скандальную известность. В советском союзе критика не жаловала ее талант, преимущественно ее слава ушла в подполье, в самиздат, зато работы из под ее пера переписывались от руки и заучивались наизусть. Именно она покровительствовала Иосифу Бродскому на ранних этапах его творчества.

    К значимым творениям можно отнести:

    • «Я научилась просто, мудро жить»;
    • «Сжала руки над тёмной вуалью»;
    • «Я спросила у кукушки…»;
    • «Сероглазый король»;
    • «Я не любви твоей прошу»;
    • «А ты теперь тяжелый и унылый» и другие.

    Темами стихотворений можно назвать:

    • тема супружеской и материнской любви;
    • тема истинной дружбы;
    • тема сталинских репрессий и страдания народа;
    • тема войны;
    • место поэта в мире;
    • размышление о судьбе России.

    В основном лирические произведения Анна Ахматовой написаны в направлении акмеизма, но иногда наблюдаются и проявления символизма, чаще всего на фоне какого-либо действия.

    Николай Гумилев

    Николай Степанович Гумилев (1886 ‑ 1921 гг.) ‑ российский поэт, критик, прозаик и литературовед. В начале XX века он входил уже в известный вам «Цех поэтов». Именно благодаря этому творцу и его коллеге Сергею Городецкому и был основан акмеизм. Они возглавили это новаторское отделение от общей группы. Стихи Гумилева понятны и прозрачны, в них нет напыщенности и зауми, поэтому их до сих пор перепевают и воспроизводят на сценах и музыкальных дорожках. Он просто, но прекрасно и возвышенно говорит о сложных чувствах и мыслях. За свою связь с белогвардейцами был расстрелян большевиками.

    К основным трудам можно отнести:

    • «Жираф»;
    • «Заблудившийся трамвай»;
    • «Ещё не раз вспомните»;
    • «Из букета целого сирени»;
    • «Утешение»;
    • «Побег»;
    • «Я сам над собой смеялся»;
    • «Мои читатели» и многое другое.

    Основная тема поэзии Гумилева ‑ преодоление жизненных неудач и препятствий. Также им были затронуты философская, любовная, военная темы. Любопытен его взгляд на искусство, ведь для него творчество – всегда жертва, всегда надрыв, которому отдаешься без остатка.

    Осип Мандельштам

    Осип Эмильевич Мандельштам (1891 ‑ 1938 гг.) ‑ известный поэт, литературовед, переводчик и прозаик. Он является автором оригинальной любовной лирики, много стихов посвятил городу. Его творчество отличает сатирическая и явно оппозиционная направленность по отношению к действующей на тот момент власти. Он не боялся затронуть злободневные темы и задать неудобные вопросы. За свое едкое и оскорбительное «посвящение» Сталину он был арестован и осужден. Тайна его смерти в трудовом лагере остается нераскрытой до сих пор.

    Примеры акмеизма можно найти в его работах:

    • «Notre Dame»;
    • «Мы живем, под собою не чуя страны»;
    • «Бессонница. Гомер. Тугие паруса…»;
    • «Silentium»;
    • «Автопортрет»;
    • «Вечер нежный. Сумрак важный…»;
    • «Ты улыбаешься» и многое другое.

    Темы в творчестве Мандельштама:

    • красота Петербурга;
    • тема любви;
    • место поэта в общественной жизни;
    • тема культуры и свободы творчества;
    • политический протест;
    • поэт и власть.

    Сергей Городецкий

    Сергей Митрофанович Городецкий (1884 ‑ 1967 гг.) ‑ российский поэт ‑ акмеист, переводчик. Его творчество характеризует наличие фольклорных мотивов, он увлекался народным эпосом и древнерусской культурой. После 1915 года стал крестьянским поэтом, описывая нравы и быт деревни. Работая военным корреспондентом, он создал цикл стихов, посвященный геноциду армян. После революции занимался преимущественно переводами.

    Значимые произведения поэта, которые можно считать примерами акмеизма:

    • «Армения»;
    • «Береза»;
    • цикл «Весна»;
    • «Городок»;
    • «Волк»;
    • «Мое лицо ‑ тайник рождений»;
    • «Помнишь, вьюга налетала»;
    • «Сирень»;
    • «Снег»;
    • «Череда».

    Основные темы в стихотворениях Сергея Городецкого:

    • природное великолепие Кавказа;
    • тема поэта и поэзии;
    • геноцид армян;
    • тема революции;
    • тема войны;
    • любовная и философская лирика.

    Творчество Марины Цветаевой

    Марина Ивановна Цветаева (1892 ‑ 1941 гг.) ‑ известная российская поэтесса, переводчица, прозаик. Прежде всего, она известна своими любовными стихотворениями. Ей также было свойственно размышлять об этических аспектах революции, причем в ее работах прослеживалась ностальгия по старому времени. Возможно, именно поэтому она вынуждена была покинуть страну советов, где ее творчество не ценилось. Она блестяще знала другие языки, и ее популярность распространилась не только на нашу страну. Дарованием поэтессы восхищаются в Германии, Франции и Чехии.

    Главные работы Цветаевой:

    • «Идешь, на меня похожий»;
    • «Я тебя отвоюю у всех земель, у всех небес..»;
    • «Тоска по Родине! Давно…»;
    • «Мне нравится, что Вы больны не мной»;
    • «Я бы хотела жить с Вами»;

    Основные темы в творчестве поэтессы:

    • тема Родины;
    • тема любви, ревности, разлуки;
    • тема дома и детства;
    • тема поэта и его значимости;
    • историческая судьба отечества;
    • духовное родство.

    Одной удивительной особенностью Марины Цветаевой является то, что её стихотворения не принадлежат ни одному литературному течению. Все они находятся за пределами любых направлений.

    Творчество Софии Парнок

    София Яковлевна Парнок (1885 ‑ 1933 гг.) ‑ российская поэтесса, переводчик. Известность она получила благодаря скандальной дружбе с известной поэтессой Мариной Цветаевой. Дело в том, что общению между ними приписывали что-то большее, чем приятельские отношения. Так же Парнок была удостоена прозвища «русская Сапфо» за свои заявления о праве женщин на нетрадиционную любовь и равные права с мужчинами.

    Основные труды:

    • «Белая ночь»;
    • «В земле бесплодной не взойти зерну»;
    • «Еще не дух, почти не плоть»;
    • «Люблю тебя в твоем просторе»;
    • «Как светел сегодня свет»;
    • «Гадание»;
    • «Слишком туго были сжаты губы».

    Главные темы в творчестве поэтессы – свободная от предрассудков любовь, духовная связь между людьми, независимость от общественного мнения.

    К определенному направлению Парнок не принадлежит. Она всю жизнь пыталась найти свое особенное место в литературе, не привязанное к определенному течению.

    Интересно? Сохрани у себя на стенке!