Анализ стихотворения «Silentium» Мандельштама. Стихотворение "Silentium" Мандельштам Осип Эмильевич Название и выразительные средства

Она еще не родилась,
Она и музыка и слово,
И потому всего живого
Ненарушаемая связь.

Спокойно дышат моря груди,
Но, как безумный, светел день,
И пены бледная сирень
В черно-лазоревом сосуде.

Да обретут мои уста
Первоначальную немоту,
Как кристаллическую ноту,
Что от рождения чиста!

Останься пеной, Афродита,
И слово в музыку вернись,
И сердце сердца устыдись,
С первоосновой жизни слито!

Еще стихотворения:

  1. Молчи, скрывайся и таи И чувства и мечты свои — Пускай в душевной глубине Встают и заходят оне Безмолвно, как звезды в ночи,- Любуйся ими — и молчи. Как сердцу...
  2. За длительность вот этих мигов странных, За взгляд полуприкрытый глаз туманных, За влажность губ, сдавивших губы мне, За то, что здесь, на медленном огне, В одном биенье сердце с сердцем...
  3. Затих утомительный говор людей, Потухла свеча у постели моей, Уж близок рассвет; мне не спится давно… Болит мое сердце, устало оно. Но кто же приник к изголовью со мной? Ты...
  4. Твои следы в отцветшем саду свежи, — Не все, года, дыханьем своим смели вы! Вернись ко мне, на пройденный путь счастливый, Печаль свою с печалью моей свяжи. Пусть я не...
  5. Узорные ткани так зыбки, Горячая пыль так бела,- Не надо ни слов, ни улыбки: Останься такой, как была; Останься неясной, тоскливой, Осеннего утра бледней Под этой поникшею ивой, На сетчатом...
  6. Поэзия темна, в словах невыразима: Как взволновал меня вот этот дикий скат. Пустой кремнистый дол, загон овечьих стад, Пастушеский костер и горький запах дыма! Тревогой странною и радостью томимо, Мне...
  7. Будь со мною, как прежде бывала; О, скажи мне хоть слово одно; Чтоб душа в этом слове сыскала, Что хотелось ей слышать давно; Если искра надежды хранится В моем сердце...
  8. До конца, До тихого креста Пусть душа Останется чиста! Перед этой Желтой, захолустной Стороной березовой моей, Перед жнивой Пасмурной и грустной В дни осенних Горестных дождей, Перед этим Строгим сельсоветом,...
  9. Я не пойму, то сердце бьется, то сердце плачет, то загрустит, то засмеется… Что это значит? Я не люблю его — такого, любить не буду. Но слово, ласковое слово —...
  10. Сижу на диете, но вместо меня Вдоволь и ест и пьет Дикая музыка зимнего дня И торфяных болот. О как необуздан ее аппетит — Такую не взять на бал, —...
  11. М. Светлову Веселый флаг на мачте поднят — как огонек на маяке. И парус тонет, и парус тонет за горизонтом вдалеке. А по воде гуляют краски, и по-дельфиньи пляшет свет…...
  12. Я скажу: «Милая…» Я скажу: «Милая!..» Я скажу: «Милая!!» Раз скажу «милая» — Губы раскроются, Два скажу «милая» — Сердце раскроется, Три скажу «милая» — Душа распахнется. Милая — сильное...
  13. Кто я — без кошки, без собаки И даже вовсе без жены?.. Давайте помолчим о Бахе, И что Бетховена мне сны! И впрямь, кому какое дело, Чем жил я, с...
  14. Звоны-стоны, перезвоны, Звоны-вздохи, звоны-сны. Высоки крутые склоны, Крутосклоны зелены. Стены выбелены бело: Мать игуменья велела! У ворот монастыря Плачет дочка звонаря: «Ах ты, поле, моя воля, Ах, дорога дорога! Ах,...
  15. Эдип, ну при чем тут трагедия? Ну и что же, что Иокаста через двадцать лет оказалась?.. Ведь баба-то какова!!! Надутая ветром луна взлетит шариком желто-красным, От яркого света спрячется белеющая...
Вы сейчас читаете стих Silentium, поэта Мандельштам Осип Эмильевич

/ Анализ стихотворения «Silentium!» О.Э. Мандельштама

Во второй половине 20-х годов Мандельштам стихов не пишет, что переживает крайне тяжело. Он занимается газетной подёнщиной, много и без удовольствия переводит, выпуска-ет сборник статей “О поэзии” в 1928 году, книгу автобиографической прозы “Шум времени” (1925 г.), повесть “Египетская марка” (1928 г.). Можно справедливо назвать этот период творчества поэта “молчанием”.

К началу 30-х годов поэт понял, что если все против одного, то неправы – все. Мандельштам начал писать стихи и сформулировал свою новую позицию: “Все произведения мировой литературы я делю на разрешённые и написанные без разрешения. Первые – это мразь, вторые – ворованный воздух”.

В московский период своего творчества 1930 – 1934 гг. Мандельштам создаёт стихи, полные гордого и достойного сознания своей миссии.

С 1935 года начинается последний воронежский период творчества поэта.

Даже самые горячие поклонники Мандельштама по-разному оценивают воронежские стихи. Владимир Набоков, называвший Мандельштама “светоносным”, считал, что они от-равлены безумием. Критик Лев Аннинский писал: “Стихи эти последних лет - …попытка погасить абсурд абсурдом псевдосуществования… хрипом удавленника, клёкотом глухонемого, свистом и гудением шута”. Большинство стихотворений не окончено или не отделано, рифмы неточны. Речь лихорадочна и сбивчива. Метафоры Мандельштама здесь, пожалуй, ещё смелее и выразительнее, чем раньше.

“Silentium” – подлинный литературный дебют

О. Э. Мандельштама, несмотря на то, что его первые поэтические публикации появля-ются с 1907 года. Стихотворение “Silentium” вместе с другими четырьмя стихами было напе-чатано в девятом номере журнала “Аполлон” и впоследствии стало знаменитым.

Silentium
Она ещё не родилась,
Она и музыка и слово,
И потому всего живого
Ненарушаемая связь.

Спокойно дышат моря груди,

И пены бледная сирень
В черно-лазоревом сосуде.

Да обретут мои уста
Первоначальную немоту,
Как кристаллическую ноту,
Что от рождения чиста!

Останься пеной, Афродита,
И, слово, в музыку вернись,
И, сердце, сердца устыдись,
С первоосновой жизни слито!
1910, 1935

Кажется, что стихи Мандельштама возникают из ничего. Подобно живой жизни, поэзия начинается с любви, с мысли о смерти, с умения быть и тишиной, и музыкой, и словом, со способности схватить миг начала начал.

Мандельштам начинает своё стихотворение с местоимения “она”: кто или что “она”? Может быть, разгадка таится в словах “всего ненарушаемая связь”. Всё в мире взаимосвяза-но, взаимообусловлено.

Поэт говорит: “Она и музыка и слово”. Если для Тютчева природа – это второе имя жизни, то для Мандельштама начало всего – музыка:

Нельзя дышать, и твердь кишит червями,
И ни одна звезда не говорит,
Но, видит Бог, есть музыка над нами…
(“Концерт на вокзале”, 1921 г.)

Музыка для Мандельштама – это выражение того состояния, при котором рождаются поэтические строки. Вот мнение

В. Шкловского: “Шиллер признавался, что стихи появляются у него в душе в виде музыки. Я думаю, что поэты сделались жертвами точной терминологии. Слова, обозначающего внутреннюю звукоречь, нет, и когда хочется сказать о ней, то подвёртывается слово “музыка” как обозначение каких-то звуков, которые не слова; в конце концов они выливаются словообразно. Из современных поэтов об этом писал О. Мандельштам”. В последнем четверостишии вновь появляется этот образ: “И, слово, в музыку вернись”.

Безмятежной картиной природы начинается вторая строфа: “Спокойно дышат моря груди…”, затем почти мгновенно прерывается этот покой:

Но, как безумный, светел день,
И пены бледная сирень
В чёрно-лазоревом сосуде.

Здесь противопоставление: “светлый день” и “чёрно-лазоревый сосуд”. На ум приходит тютчевское вечное противоборство “дневного” и “ночного”.

Для меня сложной в понимании была строка: “Но, как безумный, светел день”. Почему день – безумный? Может быть, это о светлом миге рождения творчества, ведь поэзия возни-кает из сумасшествия в самом высоком смысле этого слова.

Третья строфа – это поэтическое толкование тютчевского “мысль изречённая есть ложь”:

Да обретут мои уста
Первоначальную немоту,
Как кристаллическую ноту,
Что от рождения чиста!

Человек рождается неспособным разговаривать младенцем, Мандельштам называет это “первоначальной немотой”. Может быть, поэт, записывая эти строки, вспоминает свои дет-ские годы, проведённые в Петербурге.

Слово сливается с музыкой; как сама жизнь с её ненарушаемыми связями, входит в наше сознание мысль о святости, неприкосновенности внутреннего мира человека.

Останься пеной, Афродита,
И, слово, в музыку вернись,
И, сердце, сердца устыдись,
С первоосновой жизни слито!

Афродита – богиня любви, красоты, плодородия и вечной весны в греческой мифоло-гии. Согласно мифу, она родилась из морской пены, которую образовала кровь оскоплённого Урана.

Мандельштам интересовался античностью. У поэта был свой путь к античности, как и у всех крупных европейской поэтов, связавших с античностью поиск утраченной гармонии.

Осип Мандельштам был сугубо городским поэтом, точнее поэтом северной столицы России. Самые значительные его стихи обращены к Петербургу. “Камень” объял и “желтизну правительственных зданий”, и Адмиралтейство “с ладьёй воздушною и мачтой недотрогой”, и великое творенье “русского в Риме” – Казанский собор.

Из холодного Петербурга поэт мысленно уходит в прекрасную, светлую Элладу, и вместе с ней в мир “Камня” входит море:

Спокойно дышат моря груди…
Останься пеной, Афродита…

Любовь, красота, слово и музыка – это гармония мира, “всего живого ненарушаемая связь”.

Если Тютчев в своём “Silentium!” необычайно скуп на тропы, то у Мандельштама их более, чем достаточно. Метафоры: “моря груди” и “безумный, светел день”, “пены бледная сирень”, - все сосредоточены во второй строфе; очень выразительные эпитеты: “чёрно-лазоревый” или “кристаллическая нота”.

Стихотворение написано ямбом, никаких разногласий по этому поводу, я думаю, нет:

Она ещё не родилась,
Она и музыка и слово,
И потому всего живого
Ненарушаемая связь.

Сколько бы не говорил Поэт о молчании, ему никак не обойтись без Слова.

Слово – это мост от души и земли на небо. Умение пройти по такому мосту даётся не каждому. “Читать стихи – величайшее и труднейшее искусство, и звание читателя не менее почётно, чем звание поэта”, - писал Мандельштам.

Это стихотворение О.Э. Мандельштама вошло в дебютный сборник под названием «Камень». Впервые было опубликовано в популярном на тот момент издании «Аполлон». Произведение привлекло внимание общественности своей легкой подачей такой серьезной и философской темы. Среди дебютных работ поэта именно это резко отличается от остальной тематики, показывая всю глубину мысли и авторской задумки.

Из названия стиха сразу идет отсылка к одноименному произведению Тютчева, являвшегося одним из вдохновителей Мандельштама. В стихотворении Тютчев высказывается о важности именно молчаливого наблюдения за внешней природой и внутренними порывами души человека.

Мандельштам подает тему мягче и загадочнее. В названии стихотворения не содержится громкого призыва, отсутствует восклицательный знак. Сама подача стихотворения мелодичная, цикличная и легкая. Произведение начинается с моря, им же и заканчивается. До сих пор не утихают споры, кто же таинственная «она», о которой так восторженно отзывается поэт.

Многие видят в ней любовь, исходя из упоминания греческой богини Афродиты. Кто-то предполагает, что это может быть мысль. Прекрасная и всеобъемлющая в голове, и теряющая свою многогранность при попытке облечь ее в слова.

Однако ответом на этот вопрос является более глобальное и независящее от человека понятие. Это гармония. Тонкая связующая нить между всеми явлениями мира. Она одновременно все и ничто. И человек своими действиями может нарушить ее хрупкое равновесие. В этом произведение Мандельштама опирается на стихотворение Тютчева о безмолвном любовании природой, не нарушающем ее первозданности.

Автор призывает каждого найти в себе данную от рождения чистоту, дарующую возможность видеть и наслаждаться гармонией мира. При этом он просит природу быть более снисходительной к человеку. Желание оставить Афродиту простой пеной обусловлено наивысшей степенью ее идеальности, такой которую обычному человеку вынести не под силу. Сама богиня в творении поэта олицетворяет не просто любовь, а достижение прекрасной гармоничности между силами природы и духовностью.

Впоследствии Мандельштам неоднократно использовал в своем творчестве древнегреческую и римскую тематики, в частности образ Афродиты. По словам поэта, мифы древних народов являлись для него неисчерпаемым источников вдохновения, как и созданные на их основе произведения искусства.

Несколько интересных сочинений

  • Сочинение по картине Жуковского Осень. Веранда 6 класс

    Станислав Юлианович Жуковский выдающийся пейзажист и живописец конца XIX века. Он был бесконечно влюблен в красоту русской природы и всю свою страсть воплотил в искусстве. Каждая его работа - это шедевр

  • Фамусов и Молчалин в комедии Горе от ума Грибоедова сочинение

    Произведение Грибоедова Горе от ума наполнено различными яркими образами, метафорами, персонажами, и прочими вещами, которые делают произведение более интересным для читателя

  • Сочинение Зурин в романе Капитанская дочка Пушкина характеристика образ

    Честь, достоинство, любовь к своей Отчизне- вечные темы для создания писателями произведений. А.С.Пушкин посвятил этой теме множество своих произведений, в том числе и повесть «Капитанская дочь».

  • Сочинение Я хочу стать модельером (профессия)

    Сколько я себя помню – я всегда что-то шила куклам. Ещё больше мне нравилось шить пупсикам. Мама отдала мне свою старую сумку.

  • Сочинение по рассказу Человек в футляре Чехова

    Известный русский прозаик и драматург А.П. Чехов всё своё творчество посвятил утверждению гуманистических идеалов и разрушению иллюзий, сковывающих сознание.

Одно из самых известных и в то же время самых спорных стихотворений, которые написал Осип Мандельштам - "Силентиум". В этой статье содержится анализ произведения: что повлияло на поэта, чем он был вдохновлен и как создавались эти знаменитые стихи.

Стихи Мандельштама "Силентиум"

Напомним текст произведения:

Она еще не родилась,

Она и музыка, и слово,

И потому всего живого

Ненарушаемая связь.

Спокойно дышат моря груди,

Но, как безумный, светел день,

И пены бледная сирень

В черно-лазоревом сосуде.

Да обретут мои уста

Первоначальную немоту,

Как кристаллическую ноту,

Что от рождения чиста!

Останься пеной, Афродита,

И слово в музыку вернись,

И сердце сердца устыдись,

С первоосновой жизни слито!

Ниже представим анализ данного произведения великого поэта.

История создания стихотворения и его анализ

"Силентиум" Мандельштам написал в 1910 году - стихи вошли в его дебютный сборник "Камень" и стали одним из самых ярких произведений тогда еще начинающего девятнадцатилетнего писателя. Во время написания "Силентиума" Осип проходил обучение в Сорбонне, где посещал лекции философа Анри Бергсона и филолога Жозефа Бедье. Возможно, именно под влиянием Бергсона Мандельштаму пришла идея написать это стихотворение, философской глубиной отличающееся от более ранних произведений автора. В это же время поэт увлекся творчеством Верлена и Бодлера, а также начал изучать старофранцузский эпос.

Произведение "Силентиум", переполненное восторженным и возвышенным настроением, относится к лирическому жанру в свободной форме и философской тематике. Лирический герой произведения повествует о "той, кто еще не родилась", но уже является музыкой и словом, нерушимо соединяя в себе все живое. Скорее всего, "она" Мандельштама - это гармония красоты, объединяющая в себе как поэзию, так и музыку и являющаяся апогеем всего совершенного, что есть в мире. Упоминание о море связано с богиней красоты и любви Афродитой, которая родилась из морской пены, соединив в себе красоту природы и высоту чувств души - она и есть гармония. Поэт просит Афродиту остаться пеной, подразумевая, что богиня являет собой слишком громкое совершенство.

Возможно, во втором четверостишье автор намекает на библейский сюжет создания мира: из моря появилась суша, и под светом, едва отделенным от тьмы, стали видны красивые оттенки среди общей черноты океана. Под днем, который "светел, как безумный", может подразумеваться какой-то момент озарения и вдохновения, испытанный автором.

Последнее четверостишье вновь отсылает к библейской теме: устыженные друг другом сердца скорее всего намекают на стыд, испытанный Адамом и Евой, после того как они вкусили плод с Дерева Познания. Здесь Мандельштам призывает вернуться к первоначальной гармонии - "первооснове жизни".

Название и выразительные средства

Анализировать "Силентиум" Мандельштама невозможно, не понимая, что означает название. Латинское слово silentium означает "молчание". В этом названии явная отсылка к стихам другого знаменитого поэта - Федора Тютчева. Однако у него произведение называется Silentium! - восклицательный знак придает форму повелительного наклонения, в связи с чем название правильнее всего переводится как "Молчи!". В этих стихах Тютчев призывает наслаждаться красотой внешнего мира природы и внутреннего мира души без лишних слов.

В своем стихотворении "Силентиум" Мандельштам вторит словам Тютчева, однако избегает прямого призыва. Из этого можно сделать вывод, что "молчание" или "тишина" - и есть гармония красоты, которая "еще не родилась", но вот-вот должна появиться в умах и сердцах людей, позволив им безмолвно, в "первоначальной немоте" наслаждаться окружающим жизнь великолепием естественных чувств и эмоций.

Основными выразительными средствами данного стихотворения являются синкретизм и циклические повторения ("и музыка и слово - и слово в музыку вернись", "и пены бледная сирень - останься пеной, Афродита"). Также используются характерные для всей поэзии Мандельштама живописные образы, например "бледная сирень в черно-лазоревом сосуде".

Мандельштам использует четырехстопный ямб и свой излюбленный способ цикличной рифмовки.

Источники вдохновения

Написав "Силентиум", Мандельштам впервые раскрывается как серьезный самобытный поэт. Здесь он впервые использует образы, которые затем вновь и вновь будут возникать в его творчестве. Одним из таких образов является упоминание древнеримских и древнегреческих тематик - поэт не раз признавался, что именно в сюжетах мифов видит столь желанную для него гармонию, которую он постоянно ищет в окружающих его вещах. "Рождение также натолкнуло Мандельштама на использование образа Афродиты.

Море стало главным явлением, которым вдохновился поэт. "Силентиум" Мандельштам окружил морской пеной, уподобив молчание Афродите. В структурном отношении стихотворение начинается с моря и морем заканчивается, а благодаря звуковой организации гармоничный плеск слышится в каждой строке. Поэт считал, что именно на морском берегу можно ощутить, насколько безмолвен и мал человек на фоне стихийности природы.

Она еще не родилась,
Она и музыка и слово,
И потому всего живого
Ненарушаемая связь.

Спокойно дышат моря груди,
Но, как безумный, светел день,
И пены бледная сирень
В черно-лазоревом сосуде.

Да обретут мои уста
Первоначальную немоту,
Как кристаллическую ноту,
Что от рождения чиста!

Останься пеной, Афродита,
И слово в музыку вернись,
И сердце сердца устыдись,
С первоосновой жизни слито!

Анализ стихотворения «Silentium (Силентиум)» Мандельштама

Осип Эмильевич Мандельштам в ранней молодости тяготел к символизму. Типичным образцом такой поэзии является стихотворение «Silentium».

Стихотворение написано в 1910 году. Его автору в эту пору исполнилось 19 лет, он слушатель лекций Гейдельбергского университета, увлеченно изучает средневековую поэзию Франции и сам начинает публиковаться. Этот год — последний год материального благополучия его семьи. Стихи его в этот период беспредметны, возвышенны, музыкальны.

По жанру — философская лирика, размер — четырехстопный ямб с кольцевой рифмой, 4 строфы. Лирический герой — сам автор, но не как человек, а как поэт. «Silentium» переводится как «молчание». Стихи с таким названием (но с восклицательным знаком в конце) . Однако О. Мандельштам в свое произведение вкладывает другие смыслы. Первоосновой жизни он считает слияние слова и музыки. В мире людей эти понятия разделены, но если догадаться об их единой сущности, то можно проникнуть в тайны бытия. Чтобы соединить слово и музыку, нужно погрузиться в молчание, отринуть суету, повседневность, остановить поток мыслей в голове. Поэт призывает Афродиту «не рождаться», не приобретать конкретную форму, а остаться звучащей и шепчущей пеной морской. Сам он ставит перед собой ту же задачу: уста его должны умолкнуть, и в этом глубоком молчании зазвучит музыка.

Юный О. Мандельштам считает, что такое слияние — дело будущего, что все люди когда-нибудь обретут такую способность, но он, как поэт, желает стать первым обладателем звукоречи уже сейчас. Он полагает, что жизнь людей после возврата к «первооснове» полностью изменится, ведь она «всего живого ненарушаемая связь». Лексика возвышенная, торжественная. Эпитеты: черно-лазоревом (то есть, с синевой), бледная, кристаллическую, первоначальную. Сравнения: как безумный, как ноту. Олицетворения: дышат моря груди. Метафора: пены бледная сирень. Инверсия: дышат груди, обретут уста. Интонация стихотворения похожа на заклинание: да обретут мои уста, останься, вернись. Поэт будто взывает и повелительно приказывает, в том числе, древнегреческой Афродите. Экспрессия последних двух строф подчеркнута восклицательными знаками.

В произведении «Silentium» О. Мандельштам предполагает, что все беды человечества — из-за отказа от первоосновы бытия, которую он видел в сочетании звука и слова. Нынешняя расколотая действительность — последствие этого отказа.