Что лучше география или биология. Две биогеографии: биологическая и географическая


Американский писатель Амброз Бирс определил барометр как «остроумный прибор, показывающий какая сейчас стоит погода» (Бирс, 1966: 275). Аналогично, многие полагают, что биогеография - это наука, рассказывающая нам о том, что в Африке живут жирафы, а в Австралии - кенгуру. Справедливости ради, надо признать, что в широком распространении подобного мнения повинны и авторы многих учебников по биогеографии, основное содержание которых - описание разнообразных биогеографических царств и биомов, без объяснения того, как рассматриваемые выделы получены и, тем более, даже без попыток обсудить биологический смысл этих выделов. В этом не было бы большой беды, если бы в разных учебниках и монографиях рассматривали бы одни и те же выделы. К сожалению, это совсем не так.
«Простой констатацией факта, что биогеография - наука, находящаяся на стыке географии и биологии, уже не обойтись, тем более, что согласно всем отечественным классификаторам научных направлений, биогеография относится к наукам о Земле, с чем биологи, успешно оперирующие собственными биогеогра- фическими методами исследования, вряд ли согласятся» (Кафанов, 2004: 6).
Характеризуя предмет биогеографии, часто говорят о её пограничном положении между биологией и географией (см., например,
Беклемишев, 1982; Лопатин, 1989; Абдурахманов и др., 2001; Петров, 20046). Обосновывают это тем, что биогеографические объекты имеют географические свойства - площадь и пространство. Следуя этой странной логике, морфологию животных и растений следует считать пограничной областью знаний между скульптурой, живописью и биологией, поскольку животные и растения имеют цвет и объём. Но проблема действительно существует. Аналогично тому, как один и тот же зоологический или ботанический объект может быть изучен как серия гистологических срезов или как скульптура, один и тот же биогеографический объект может быть изучен с позиций географии или биологии. И признание существования двух различных подходов кажется мне гораздо более разумным, чем попытки их объединения в некую синтетическую, интегрирующую науку, имеющую комплексный подход к биогеографическим объектам. Намерение, конечно, благое, но давайте посмотрим, к чему оно приводит, как его реализуют на практике. И географ, и биолог разделяют поверхность Земли на однородные участки. Различия в их работе заключаются в том, как именно они определяют эту однородность. В чём же состоит различие географического и биологического подходов?
Биология - это наука о жизни во всех её проявлениях, поэтому естественно, что биолога в первую очередь интересует именно биота, изучение неоднородности в распространении биоты, выявление более или менее однородных с биологических позиций участков. Иными словами, выделы биологической биогеографии должны быть населены однородной биотой, остальные факторы в пределах этого выдела могут быть сколь угодно неоднородными, эту неоднородность в дальнейшем просто учитывают в характеристике биотопа. Критерии однородности могут варьировать в зависимости от задач и представлений исследователя (например, разные у континуалистов и структуралистов), но у биолога они как минимум в первую очередь или даже исключительно являются характеристиками биоты.
География - это наука о поверхности Земли. С точки зрения географа задача биогеографии - описание отличий населения одного участка поверхности Земли от другого. Задача географической биогеографии - выделение ландшафтов, биомов, геосистем, природных комплексов. Ключевое место в биогеографии с точки зрения географа занимает понятие ландшафта: «Ландшафт действительно занимает узловое положение в системе территориальных физико-географических единиц» (Исаченко, Шляпников, 1989: 6). «В сложной системе природных комплексов Мирового океана ключевое положение занимают подводные ландшафты» (Петров, 20046: 53).
«Ландшафт понимается как геосистема с единым происхождением, общей историей развития, формирующаяся в условиях однородного геологического фундамента, одного преобладающего типа рельефа (например, холмисто-моренного, пластового эрозионного, высокогорного древнеледникового и др.), одинакового климата, с характерным сочетанием почв, растительных сообществ и геосистем локального уровня. Следовательно, ландшафт - это территориальная интеграция локальных геосистем, создающих его характерный внутренний узор, или морфологию» (Исаченко, Шляпников, 1989: 6). Обратите внимание, что из всей биоты в данном определении ландшафта (сделанном крупнейшими нашими ландшафтоведами) использована только часть экосистемы -растительное сообщество, причём отнюдь не в первую очередь. Поскольку растительность полностью отсутствует на более чем половине поверхности Земли (на морском дне за пределами фотической зоны), становится очевидным, что биотическая компонента для географии не очень существенна.
Это подтверждает другое определение ландшафта, данное учёным, автором трёх учебников по биогеографии (Петров, 1999, 2001, 20046), всю жизнь изучавшим именно морские ландшафты: «Ландшафт морского дна обособляется на участке земной коры, имеющем одинаковое геологическое строение: как правило, он связан с развитием одной морфоструктуры, переход на участок другой морфоструктуры знаменует переход в другой ландшафт» (Петров, 2004а: 53). Обратите внимание, что автор этого определения ландшафта биоту вовсе никак не учитывает. Локальную специфику биот он считает следствием
«Значительный рост числа публикаций по теоретическим проблемам биогеографии сопровождается не уменьшением, а увеличением разночтений в понимании сущности биогеографии и её роли в географическом и биологическом циклах наук. Приходится заключить, что методология морской и общей биогеографии нуждается в серьезном методологической разработке» (Кафанов, 2004: 6).
принадлежности разных площадей к разным ландшафтам: «Своеобразию каждого природного комплекса соответствует своеобразие его биоты и биома» (Петров, 2004а: 49).
Широкое использование в подобных определениях возвратных форм глаголов («ландшафт понимается», «ландшафт... обособляется») подсознательно создаёт у читателя впечатление объективного (т. е. независимого от субъ- екта-исследователя) процесса самопроизвольного разделения земной поверхности на ландшафты. Между тем, это не так: понятие «ландшафт» с точки зрения биолога - весьма расплывчатое (чтобы не говорили ландшафтоведы), не имеющее чётких конструктивных критериев, позволяющих провести его границы. Не удивительно, что разные исследователи (в том числе и ландшафтоведы!) в одном и том же месте выделяют разные ландшафты (подробнее этот вопрос рассмотрен ниже в этой главе, в разделе «Методы биогеографии»).
Таким образом, с точки зрения биолога, вместо интегрального подхода, получается эклектичность, при которой подбор существенных для биогеографического районирования признаков задают априорно на основе представлений авторов о том, какие признаки существенные, а какие - нет, т. е. субъективен в высшей степени (при этом с точки зрения географа набор классификационных признаков, возможно, вполне объективен). При этом наиболее интересующий биолога предмет - гетерогенность биосферы - географы при районировании учитывают лишь как весьма второстепенный фактор, а то и вовсе игнорируют. В результате районирование географа и биолога не только может быть различно, но должно быть различно: в некоторых случаях различия, которые географ посчитает существенными, окажутся несущественными для биоты. В этом случае географ разделит данный участок поверхности Земли на несколько районов, биолог же посчитает его за один. И наоборот, биота может оказаться более чувствительной, чем географ, и однородный с точки зрения географа участок биолог, следуя различиям в биоте, разделит на несколько. При выделении ландшафтов о сукцессиях даже и не вспоминают, считая население данного конкретного участка неизменным, между тем любой биолог (даже континуа- лист) с этим согласиться не может.
«Не следует подразделять биогеографию на биологический и географический разделы....» (Воронов, 1976: 9-10).
«Это типичное зонально - климатическое деление. Неясно, почему оно названо ор- нитогеографическим» (Чернов, 1975: 187).
Результатом этих стараний объединить необъединяемое является то состояние кризиса, в котором находится современная биогеография. Поэтому прав С.М. Разумовский (1982), считавший идею объединения биологической и географической биогеографий в одну, не только не продуктивной, но и вредной. Следует признать, что под одним термином «биогеография» искусственно объединены две совершенно разные по предмету исследования и методическим подходам науки. Одна из них биологическая, другая, более известная в настоящее время - географическая. Подразделение биогеографии на биологическую и географическую, как указывает А.И. Ка- фанов (2006), можно проследить, начиная с Georges-Louis Leclerc Comte de Buffon (1707-1788) и Eberhard August Wilhelm von Zimmermann (1743-1815), т. e. примерно с третьей четверти XVIII в. и чётко выражено в трудах таких классиков биогеографии, как Edward Forbes (1815-1854) и Alfred Russel Wallace (1823-1913).
«В связи с температурой поверхностных слоёв воды в мировом океане отмечают пять основных областей: одна тропическая... две прилегающие к полюсам - арктическая на севере и антарктическая на юге и две переходных» (Зёрнов, 1949: 276).
Надо отметить, что некоторые географы не только не призывают к интегральному подходу, а наоборот, утверждают, что только географические характеристики и следует принимать во внимание. Так, географ В.Г. Мордкович в своих «Основах биогеографии» пишет: «сгущения ареалов большого числа таксонов в каком-либо месте имеет значение лишь при условии их встроенности в какую-либо гео- экографическую структуру» (2005: 138). Говоря более понятным языком, биогеографической является только граница какой-нибудь «геоэкографической структуры», а вовсе не место резких изменений биоты. Если фактическая дискретность биосферы не совпадает с «геоэкографическими структурами», выделенными по критериям, не имеющим никакого отношения к биологии, тем хуже для неё. Не удивительно, что подобная позиция вызывает весьма резкую критику биологов (Кривохат- ский, 2006; Кафанов, 20076). Но и географов можно понять - у них совсем другие задачи.
Географ изучает аква(терри)тории, а биолог - экосистемы. Экосистемы интересуют и географа, но лишь как один из многих, причём, как явствует даже из приведённых выше определений ландшафта, - не самый существенный и даже необязательный компонент ландшафта. Ландшафты выделяют и на Луне, где жизнь отсутствует. Территория интересует и биолога, но лишь как биотоп экосистемы. Это различие - не просто различие в акцентах, а принципиальное различие в подходе к изучению принципиально разных систем: экосистем и ландшафтов.
«Ландшафтоведение - географическая наука. Но она изучает в принципе те же явления, что и биоценология
наука биологическая» (Не- сис, 1980: 92).
Итак, географическая и биологическая биогеографии имеют разные объекты, которые они изучают разными методами. Тем не менее эти науки, а, следовательно, и результаты ими полученные, обычно не различают. Экосистема - понятие биологическое. Ландшафт - географическое. Но многие биологи не различают и их. Возможно это связано с тем, что они отрицают сам факт существования экосистемы как явления. Но тем не менее, они нуждаются в какой-то структуре размером больше особи (популяции), но меньше биосферы. Ландшафт для этого вполне для этого подходит. Масштаб структур, выявляемых биологической и географической биогеографиями, часто сходен (табл. 5.1). К тому же, и те, и другие часто называют одинаково. Всё это дополнительно путает и без того запутанный предмет.
Ландшафтный подход к изучению поверхности Земли незаменим при изучении экосистем, связанных с деятельностью человека, т. е. фактически на всей поверхности суши,
Таблица 5.1. Сравнение основных биологических и географических единиц расчленения поверхности Земли.
географическая биологическая
основная единица ландшафт провинция
площадь основной единицы пх102-10э км2 пх10э-106 км2
число на Земле nxlO4 пхЮ
многое он даёт и при изучении морского дна. Но если мы хотим изучать особенности биоты, то и надо изучать биоту. А лишь затем - условия, в которых она существует. Только так мы можем отделить факторы внешней среды, действительно значимые, действительно влияющие на распределение экосистем и видов, от факторов, которые только кажутся нам таковыми. Ибо единственный объективный критерий для выявления таких факторов - значимость их для биоты. Если при разных условиях мы наблюдаем одну биоту, это означает, что с точки зрения биоты условия одинаковые, что различия факторов внешней среды, которые кому-то кажутся существенными, влияющими на биоту, в действительности таковыми не являются. Если расчленяют поверхность Земли на логическом основании, ином, нежели свойства биоты, трудно выяснить закономерности, определяющие различие биот разных участков. Какое логическое основание для классификации используют, такую классификацию и получают.
В настоящее время биогеографией занимаются, в основном, географы. Кафедра биогеографии МГУ находится на географическом факультете. Почти все книги по биогеографии написаны для географов, о чём честно говорят надписи на их титульных листах, большая часть их авторов - географы по образованию. Так, на русском языке издано лишь два учебника, в которых детельно рассмотрена биогеография моря (Бобринский, Зенкевич, Бирштейн, 1946; Кафанов, Кудряшов, 2000), и на их титульных листах прямо сказано, что они предназначены для географов. Направленность учебников для географов довольно чётко отражена в названии учебника А.Г. Воронова (1911-1995), первого заведующего кафедрой биогеографии географического факультета МГУ (1950-1987). Он выдержал много переизданий и стал образцом для учебников по биогеографии, написанных сотрудниками этой кафедры и их коллегами. Его название - «Биогеография с элементами биологии». Учебников же, написанных биологами для биологов, очень мало. То, что написано в этом и последующем разделе можно назвать «биогеография с элементами географии».
В дальнейшем мы рассмотрим только биологическую биогеографию - биологическую науку, изучающую крупномасштабную гетерогенность биосферы. Интересующимся географическим подходом к биогеографии следует обратиться к соответствующим руководствам для географов (Бобринский, 1951; Бобринский, Зенкевич, Бирштейн, 1946; Воронов, 1963; Воронов, Дроздов, Криволуцкий, Мяло, 2002; Воронов, Дроздов, Мяло, 1985; Второв, Дроздов, 2001; Кафанов, Кудряшов, 2000; Лебедева, Дроздов, Криволуцкий, 2004; Мордкович, 2001, 2005; Петров, 1999, 2001, 20046 и многие, многие другие). Основные задачи биологической биогеографии:
  1. Описание того, как и почему отдельные таксоны распределены по поверхности
Экологи «используют дедуктивный, обычно экспериментальный подход к отдельно взятым маленьким, хорошо отграниченным экосистемам и пытаются понять, как они функционируют... Биогеографы используют индуктивные, не экспериментальные методы для изучения отдельных эволюционных линий или групп видов, распространённых в масштабах континентов или Земли и в эволюционном масштабе времени» (Briggs, 2007: 193).
Земли.
  1. Выделение участков, в пределах которых ответ биоты на изменения (обычно - абиотические) был бы предсказуем, и анализ особенностей функционирования биоты таких участков, а также выявление закономерностей в их распределении.
Биологическая биогеография имеет много общего с экологией. На родство экологии и биогеографии указывал ещё в 1866 г. Ernst Heinrich Philipp August Haeckel (1834-1919), считавший экологию разделом биогеографии (Зенкевич, 1951; Кафанов, 2006). С точки зрения структурализма, экология и биогеография - науки, занимающиеся одним объектом в разных пространственных и временных масштабах. Грань между ними довольно субъективна, а поэтому - искусственна, хотя на практике часто удобна. Границу между ними можно провести по уровню ЦС: объекты ранга ЦС и ниже - предмет экологии, распределение ЦС, их взаимодействие и эволюция, а также сравнение ЦС и их частей по разным показателям (т. е. изучение влений в масштабе булыпем, чем ЦС - предмет биогеографии. Различие экологии и биогеографии наглядно иллюстрирует мысль Ч. Дарвина: «в Южной Африке, Южной Америке и Австралии млекопитающие объедают молодые-побеги кустарников, но и млекопитающие и кустарники на каждом из этих материков различны, и экология не может объяснить эти различия» (цит. по: Дарлингтон, 1966: 9). Объяснение этого различия и есть предмет биогеографии. Мы в дальнейшем будем затрагивать вопросы, которые принято считать экологическими, только в тех случаях, когда это существенно для понимания крупномасштабной структуры биосферы.
«А. Г. Наумов считает, что биогеография и экология разграничиваются в первую очередь различием масштабов изучаемых явлений» (примечание редакции к статье А.Г. Наумова, 1983: 148).
«Провести вполне определённую черту между явлениями, изучаемым экологией и зоогеографией, нельзя» (Бобринский, Зенкевич, Бирштейн, 1946: 10).
В 1989 г. J.H. Brown и В.A. Maurer предложили термин «макроэкология», как неэкспериментальный подход к изучению обилия, распределения и разнообразия видов и любых других частей ЦС (сообществ, ассоциаций и др.) в масштабе времени и пространства, гораздо булыпем, чем в традиционных экологических работах. Предмет макроэкологии целиком и полностью входит в биогеографию. Появление и популярность этого термина может оправдывать только то, что проблема разделения биогеографии на две науки действительно существует. На западе есть ещё одна причина - многие биогеографы понимают биогеографию очень узко, часто как перемещение в пространстве отдельных эволюционных линий, практически полностью игнорируя их экологическое окружение. Есть ещё одна чисто психологическая причина: последователям «новой» науки можно игнорировать результаты более чем двухвекового развития биогеографии.
Непосредственная цель биогеографии - описание крупномасштабной неоднородности биосферы, но её конечная цель - понимание того, как эта неоднородность образовалась, что фактически эквивалентно пониманию эволюции биосферы. В этом биогеография сливается с теорией эволюции. Часто даже говорят о существовании особого раздела биогеографии - исторической биогеографии. Такое разделение кажется мне искусственным: без анализа истории мы не можем понять закономерностей современной биогеографии. Это всё равно, что противопоставлять таксономию филогении: любой таксономист всегда учитывает возможные пути возникновение одного таксона из другого, оценивая сходство и родство, независимо от того, упоминает ли он где-нибудь об этом или нет.

Любой старшеклассник оказывается перед выбором: «Куда пойти учиться? Кем стать?». Важнейший и сложнейший вопрос, от ответа на который зависит дальнейший жизненный путь. Чтобы дать на него правильный ответ, очень полезно обратиться за помощью к специалистам, работающим в центрах профориентации. Однако часто это бывает по разным причинам невозможно, и тогда ответ приходится искать самому. С чего же начать?

Я бы посоветовала сделать сначала два первых шага: во-первых, подумать, какие учебные предметы тебе наиболее интересны, а, во-вторых, пройти небольшой . Так ты сможешь определить основное направление поиска своего жизненного пути.

В своей статье я хочу обратиться к тем, кто любит уроки географии. Предмет этот очень интересный и многим он нравится, но вот когда возникает вопрос: «А кем я буду работать, если буду изучать эту науку углублённо?» многие встают в тупик. Сегодня и постараюсь помочь ответить на этот вопрос.

Если по итогам теста Климова вы оказались склонны к профессиям типа «человек - художественный образ», то вам подойдёт профессия фотокорреспондента, который сможет готовить репортажи об удивительных уголках нашей планеты. А если у вас есть художественные или литературные способности, то, может быть, из вас получится прекрасный художник-пейзажист или поэт, воспевающий красоты родного края.

Если по итогам теста Климова вы оказались склонными к профессиям типа «человек - техника», то вам можно подумать о профессиях, которые позволяют разрабатывать или создавать геодезические приборы и оборудование. Горнодобывающая отрасль развивается очень быстро, в ней всегда есть потребность в хороших инженерах и специалистах среднего звена. А если вы не боитесь трудностей, и ваше здоровье вам это позволяет, то для вас!

Если по итогам теста Климова вы оказались склонными к профессиям типа «человек - знаковая система», то - это именно та профессия, которая вам подойдёт. Современные геоинформационные системы нуждаются в специалистах, которые ежедневно создают цифровые карты, отражающие все актуальные события на Земле, так что картограф со знанием современных цифровых технологиях обязательно найдёт себе работу.

Если по итогам теста Климова вы оказались склонными к профессиям типа «человек - человек», то вы можете стать , специалистом в области туристического бизнеса.

Если по итогам теста Климова вы оказались склонными к профессиям типа «человек - природа», то выбор профессии окажется наиболее широким: это , гидробиология, экология, почвоведение.

После того, как вы определились с кругом профессий, которые подойдут к вашему психологическому складу и будут соответствовать вашему интересу к географии, вам предстоит сделать третий шаг - решить, какой уровень образования вам необходим - средний или высший. Если вы внимательно посмотрите на список профессий, который я привела в своей статье, то вы увидите, что среди них есть профессии, которые можно получить в ссузе, а есть те. которые потребуют высшего образования. Есть среди них и такие, которые можно получить и в среднем, и в высшем учебном заведении, например: , почвовед, .

Теперь перейдём к четвёртому шагу в выборе профессии - обратимся к справочнику учебных заведений и выберем те, в которых есть возможность получить профессию, которая будет вам интересна. Узнайте, какие экзамены нужно сдавать в выбранное вами заведение, какие особые условия поступления в нём существуют, и начинайте путь к своей мечте! Найдите и прочтите книги о людях выбранной вами профессии, посмотрите фильмы, героями которых являются специалисты в области географии, если есть возможность, посетите профильные учреждения - так вы сможете больше узнать о своей будущей профессии.

Вот такие советы я хочу дать тем, кто любит географию, но пока не знает, где и как может пригодиться эта замечательная наука.

______________

В нашей статье мы расскажем, что такое биогеография. Это отдельная наука, находящаяся на стыке географии и биологии. Чем занимается биогеография? Первое, чему уделяет внимание данная наука, - взаимосвязь географического распространения от размещения животных, микроорганизмов и растений.

Предметы изучения биогеографии:

  • Распространение совокупностей организмов (то есть биоценозов).
  • Фауна.
  • Флора.

Объектом изучения, как не сложно догадаться, выступает наша планета Земля, а точнее - биосфера. Последняя представляется пространством, на котором обитают все живые организмы.

Разделы биогеографии

Для начала выделим существующие в науке разделы:

  • География организмов.
  • География растительного покрова и животных.
  • Синтетическая биогеография.

Эти разделы так же делятся на несколько категорий. Так, в географии организмов можно выделить географию микроорганизмов, фитогеографию и зоогеографию. Во втором разделе выделяют: географию микробиоценозов, фитоценозов и зооценозов.

Весь органический мир, который нас окружает можно рассматривать с двух позиций. Со стороны биологии и географии. Первая помогает нам понять, как организован наш мир. Вторая отвечает на вопрос, каким образом он распространен.

География микроорганизмов

Значение биогеографии очень велико в нашей жизни. Но не все ее дисциплины развиты достаточно хорошо. Например, география микроорганизмов, о которой сейчас пойдет речь, находится в стадии становления. С чем это связано? Вся причина кроется в трудностях с изучением самого объекта.

Эта отрасль слаборазвита, так как изучение микроорганизмов началось только в двадцатом веке. Так, в 1914 году были озвучены задачи именно этого раздела биогеографии, в 1957 году П. Дансеро опубликовал ряд своих работ, а в 1963 советский ученый А. Г. Воронов. В 1963 году ученый Л. А. Зенкевич провел ряд исследований Мирового океана, что внесло огромный вклад в развитии географии микроорганизмов.

Теперь немного поясним сам термин "микроорганизм". Такое название получили мельчайшие растительные организмы, которых мы можем увидеть только под микроскопом. Они распространены в атмосфере, гидросфере и биосфере. Чтобы было понятнее, перечислим виды микроорганизмов:

  • Бактерии.
  • Грибы (дрожжи или плесень).
  • Одноклеточные простейшие (инфузории).
  • Вирусы.

Именно благодаря микроорганизмам мы имеем ряд полезных ископаемых: каменный уголь, торф и нефть. Они являются главным компонентом географического ландшафта, образуют гумус, необходимый для растений, и так далее. Микроорганизмы постоянно эволюционируют, благодаря чему они получили большое распространение.

Фитогеография

Продолжаем наш рассказ о том, что изучает биогеография. Еще один ее раздел - география распространения растений. Фитогеография рассматривает взаимосвязь условий среды и растительного покрова. Ее еще можно называть геоботаникой. Объектом изучения выступает тип растительности (фитоценозы). Ни для кого не секрет, что растительность во многом зависит от климата местности. Так вот, фитогеография способна дать ответ на вопрос, почему образованы тундра, джунгли или пустыня конкретно в данном месте.

Однако не только климат влияет на растительность, но и растения способны оказывать влияние на среду. Под высокими деревьями создается свой особый микроклимат, который отличается микроклимата открытой местности. Помимо этого, растительность не дает разрушаться почве под воздействием воды, ветра и изменения температуры. То есть, она предотвращает эрозию. Таким образом, можно абсолютно на любой территории обнаружить целый взаимосвязанный комплекс, куда входят:

  • Растения.
  • Животные.
  • Климат.
  • Почва.

По-другому эту систему можно назвать биогеоценозом или экосистемой.

Зоогеография

К основам биогеографии относится и наука, изучающая распространение животных на планете. Как уже стало ясно, речь идет о зоогеографии. Данная наука изучает принцип распространения животных.

Объектами в данном случае выступают фауна и ареалы. То есть, зоогеография занимается исследованием распределения животных по всей поверхности земного шара, изучением распространения фауны, процесса вымирания и расселения животных (другим языком - изучает расширение или сокращение ареалов).

К задачам науки относятся:

  • Изучение областей планеты, которые заселены популяциями животных.
  • Выяснение причины характера расселения животных.
  • Выявление связи между факторами (природными и антропогенными) и распределением животных организмов.
  • Составление прогноза изменений касающихся животного мира (объединение видового состава и так далее).

Раздел зоогеографии также имеет деление на несколько подразделов. К ним относятся:

  • Регистрационная.
  • Сравнительная.
  • Каузальная.

Догадаться, что такое деление вызвано этапами изучения фауны. Сперва описывают состав и структуру фауны, далее ее сравнивают с другими территориями областей. И только в последнюю очередь делаются выводы - по каким закономерностям формируются и развиваются фаунистические комплексы.

Зоогеография разделяется на следующие составляющие:

  • Ареалогия.
  • Географическая зоология.
  • Геозоология.
  • Историческая зоогеография.
  • Ландшафтная зоогеография.
  • Палеозоология.
  • Систематическая зоогеография.
  • Факторная зоогеография.
  • Фаунистика.
  • Экологическая зоогеография.

География микробиоценозов

Биогеография - это целый комплекс наук, еще одной составляющей частью которой выступает география микробиоценозов.

Начнем с пояснения термина «биоценоз». Это совокупность живых организмов, которые населяют ориентировочно однородные жизненное пространство. Биоценозы складываются исторически, а в его состав входят:

  • Животные.
  • Растения.
  • Грибы.
  • Микроорганизмы.

Все элементы биоценоза связаны между собой окружающей средой. Данная система способна самостоятельно регулироваться, то есть, она динамическая. Все компоненты взаимосвязаны между собой. Составляющие части биоценоза - продуценты, консументы и редуценты.

Эта система имеет несколько важных количественных показателей:

  • Биоразнообразие (сколько видов входит в биоценоз).
  • Биомасса (вес всех организмов, обитающих в биоценозе).

География фитоценозов

Мы в статье уже ответили на вопрос, что изучает биогеография. Однако не упомянули о фитоценозах. Что же это такое? Это сообщество растений, которые прорастают в пределах одного биотопа. Фитоценозу характерна относительная однородность состава, который отличается системой взаимоотношений как растений между собой, так и растений с окружающей средой.

Очень важным зонообразующим фактором выступает климат. Его роль в географическом распределении фитоценозов крайне велика. Это можно проследить на примере возникновения зональной растительности. Под последней понимается совокупность некоторых растений, которые отвечают чертам климата (в первую очередь, сюда стоит отнести тепло и влагу).

География зооценозов

Повторим, биогеография - это наука, которая граничит с биологией и географией. Еще одним ее разделом является - география зооценозов. Под зооценозом понимается совокупность животных организмов, входящих в состав биоценоза. Важно отметить и то, что он является структурным элементом экосистемы. Подразумевается, что животные, входящие в состав зооценоза, находятся в каких-либо отношениях друг с другом.

К функциям зооценоза относятся:

  • Сохранение
  • Выступление в качестве системообразующего фактора.
  • Сохранение структуры фитоценоза.
  • Обеспечение эффективного использования экопространства.
  • Влияние на видовое разнообразие фитоценоза.

Синтетическая биогеография

Синтетическая биогеография - это комплекс, включающий географию экосистем и биоценозов. Характерная черта: применение комплексных методов географических и биологических дисциплин. Синтетическая география позволяет дать разностороннюю оценку биогеографическим особенностям и своеобразию территорий. Помимо этого, данная наука занимается сравнением природных территорий при помощи стандартных показателей и характеристик.

Первоначально в состав синтетической биогеографии входили зоо- и фитогеография. Почему именно эти науки объединялись? Они способны взаимно обогащать друг друга, что необходимо при сравнительно-географических исследованиях. Здесь же важно сказать и то, что именно зоогеографические исследования внесли очень большой вклад в синтетическую биогеографию.

Немного истории

Кто является основоположником биогеографии? Ученый А. Гумбольдт, путешествия и научные работы которого заложили основы науки. История биогеографии пережила следующие периоды (М. А. Мензбир):

  • Вера в библейскую версию происхождения жизни на Земле.
  • Превосходство теории катастроф.
  • Отказ от предыдущих теорий.
  • Дарвинизм.

А вот Л. Стюарт считает, что в истории науки можно выделить три периода:

  • Систематика Карла Линнея.
  • Эволюционное учение Чарльза Дарвина.
  • Открытия генетики.

Есть заслуги и российских ученых. Ярким примером выступает А. П. Кузякин, благодаря которому мы получили новое направление биогеографии - ландшафтная зоогеография.

Методы

Еще коротко хотелось бы сказать о методах изучения. Как не сложно догадаться, они свойственны таким наукам, как биология и география. Среди географических методов выделим: сравнительно-географический и картографический (они играют более важную роль).

Используются общенаучные методы (моделирование, системный анализ, математический) и специфические (сравнительный, картографический, исторический).

Школа - прекрасное время в жизни подростка. Но рано или поздно данный этап становится пройденным. Это касается будущих выпускников.

Многие из ребят решают оставить школу после 9 класса и приступить к обучению в специальном колледже. Но какие предметы легче сдавать в 9 классе? Как определить будущую специальность? На что сделать упор при обучении и как правильно подготовиться к ГИА? Давайте разбираться пошагово.

Выбираем направление

Определяться со сдачей экзаменов необходимо уже в начале 9 класса. Чтобы правильно спланировать свою подготовку, прежде всего необходимо выбрать направление будущего обучения - техническое или гуманитарное. Что из этого легче?

Тут следует оговориться, что все зависит от наклонностей самого ученика. Кому-то с начальной школы и до самого конца обучения легче даются математика и другие точные науки, а кто-то больше склонен к изучению истории и географии, потому ответ на вопрос "какие предметы легче всего сдавать в 9 классе" для каждого будет разным. Решение принять довольно просто, если руководствоваться указанными принципами.

Потому если вы изначально замечаете склонность к изучению какой-либо науки, которая вам больше нравится или легче дается, то ответить на вопрос: "Какие предметы легче сдавать после 9 класса?" - вам будет намного легче. Помимо этого, нужно изучить специальности колледжей, которые могут включать в себя любимый вами предмет или подобное направление. Также следует ознакомиться со специальностями, которые вы можете получить в высшем учебном заведении.

Но как определить, какие предметы легче сдавать в 9 классе именно вам? Вот несколько советов, которые помогут ученику ответить на этот вопрос.

  1. Займитесь самотестированием. Пройдя тесты для профориентации, ученик уже будет иметь ориентир.
  2. Обратитесь в специальные организации, которые занимаются профориентацией учащихся. Специалисты помогут вам более точно определить направление ваших предрасположенностей и наклонностей.
  3. Оцените масштаб задачи. Если вы мечтаете стать специалистом по IT-технологиям, то решите сами для себя - сможете ли вы целый год (а затем и все учебные годы) глубоко изучать информатику и получать другие необходимые знания.

Обратите внимание, что даже если какой-либо предмет дается вам не очень легко, но он необходим для получения профессии, которую вы выбрали, путем больших стараний и труда вы сможете овладеть им. Главное, прикладывать немало усилий, уделять время самообучению, а порой и отказывать себе в прогулках с друзьями и других способах отдыха.

Какие предметы нужно сдавать после 9-го класса? Обязательными являются два предмета - математика и русский язык, остальные же ученики выбирают по собственному желанию.

А теперь давайте разберем, по каким предметам сдавать экзамены легче в 9 классе по каждому направлению.

Гуманитарная направленность

Если ученик определил, что желает продолжать обучение в гуманитарном направлении, то одним из предметов для сдачи является обществознание. Нельзя сказать, что этот предмет сдать очень легко. Однако если вы имеете положительные оценки и регулярно готовите домашние задания по данному предмету, то сдать его на хорошие баллы будет нетрудно. Учитывая самостоятельную подготовку по обществознанию, вы сможете достичь достаточно высоких результатов.

Какие предметы нужно сдавать после 9 класса гуманитарию? Их может быть несколько.

  • История.
  • География.
  • Литература.

Эти предметы нельзя назвать легкими, однако, они чаще всего встречаются в списке необходимых для поступления в колледж.

В отдельную группу следует выделить биологию и химию. Эти предметы можно назвать сложными для сдачи, но их сложность объясняется непростой специализацией. Биологию сдают даже будущие психологи, а оба предмета необходимы для поступления в медицинский колледж.

Техническая направленность

Какие экзамены по выбору лучше сдавать в 9 классе, желающим иметь техническую специальность? Конечно же, первой в этом списке является физика. Назвать этот предмет простым вряд ли можно, однако, сдать экзамен на хороший балл вполне реально, если заниматься регулярной подготовкой.

Следующим предметом можно назвать информатику. Она необходима для тех, кто желает стать программистом и иметь профессию, связанную с информационными технологиями. Данный предмет, как и физику, легким назвать нельзя, но для ученика, который неплохо ладит с компьютерной техникой одним из ответов на вопрос: "Какие предметы легче сдавать в 9 классе?" - будет информатика.

Также не следует забывать про один из обязательных предметов - математику. Он необходим в 99 % случаев для поступления в технический колледж. Поскольку этот предмет является обязательным для сдачи ГИА, то подготавливать к нему необходимо также тщательно, как и к остальным выбранным предметам.

После того как ученик ответил на вопрос: "Какие предметы легче всего сдавать в 9 классе?" - следует составить план подготовки к экзаменам. Что нужно сделать?

  1. Для начала следует составить расписание (причем желательно письменное - это поможет точнее следовать составленному плану), в котором вы выделите время для занятий. Чем больше предметов планирует сдавать ученик, тем больше времени придется уделять самоподготовке - учитывайте это. Для того чтобы хорошо сдать экзамены, необходимо уделять каждому предмету как минимум 4 часа в неделю.
  2. Если есть возможность, занимайтесь дополнительно с репетиторами - это поможет не только сократить время для самоподготовки, но и даст больший результат, поскольку занятия со специалистом всегда лучше, чем самостоятельные. Кроме того, для самоподготовки необходима немалая сила воли, из-за чего не исключено, что ее результаты будут порой на достаточно слабом уровне. Этого не произойдет при занятии с репетитором.
  3. Используйте кодификаторы при работе. Кодификатор, проще говоря, это документ, в котором отображен принцип составления КИМов, а также в него включены все темы, используемые для составления тестов по ГИА. Это говорит о том, что вы сможете изначально знать все темы по вашему предмету, вопросы и задания по которым могут встречаться в тестах.

Не следует забывать о перерывах

Ну и конечно же, не забывайте про отдых, которому тоже нужно уделять время.

Выделяйте дни, когда вы не будете заниматься. К примеру, это может быть 1-2 дня в неделю. Кроме того, организму необходим ежедневный отдых, а лучше всего - час прогулки на свежем воздухе.

Порой бывают такие моменты, когда кажется, что силы иссякли, а изучаемый предмет осточертел до ужаса. Позвольте себе неделю отдыха без занятий, но не частите с такими перерывами.

Вывод

Надеемся, что теперь вы в полной мере получили ответ на вопрос: "Какие предметы легче сдавать в 9 классе?" Не забывайте хороший фразеологизм - "тяжело в учении, легко в бою". Любой предмет может стать легким, если тщательно к нему подготовиться, и тогда ГИА не будет казаться столь сложным, как в начале подготовки.

ЖУРНАЛ ОБЩЕЙ БИОЛОГИИ, 2009, том 70, № 1, с. 56-65

БИОГЕОГРАФИЯ: ГЕОГРАФИЯ ИЛИ БИОЛОГИЯ?

© 2009 г. |А. И. Кафанов

Институт биологии моря им. А.В. Жирмунского ДВО РАН 690041 Владивосток, ул. Палъчевского, д.17 e-mail: [email protected] Поступила в редакцию 01.03.2007 г.

Общая биогеография, междисциплинарный комплекс наук, имеет самостоятельные географический и биологический аспекты, представляющие два научных направления - биологическую географию и географическую биологию. Эти направления имеют свои собственные объект, предмет и методы исследований и относятся соответственно к наукам о Земле и к биологическим наукам. В связи с этим предлагается частично пересмотреть классификаторы научных направлений и государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования.

Не в совокупности ищи единства, но более в единообразии разделения.

Козьма Прутков

Биогеография, понимаемая обычно как наука о закономерностях пространственной дифференциации живого покрова Земли, - одно из центральных направлений современного естествознания. Знаменитый журнал "Science", опубликовавший к своему 125-летию список величайших загадок, которые стоят перед современной наукой, на 13-ю позицию ставит сугубо биогеографический вопрос: почему в одних местах обитают сотни видов животных и растений, а в других - единицы? Кроме этой чисто теоретической проблемы биогеография призвана решать и важнейшие практические вопросы природопользования, способствующие устойчивому развитию мирового сообщества: сохранение биологического разнообразия, рациональное использование биологических ресурсов, создание и оптимизация деятельности охраняемых территорий и акваторий. Пожалуй, наиболее ярко это отражают принятые в США Закон о национальной политике в области окружающей среды (1969) и Закон об исчезающих видах (1973) (Langdon, 1979)1. Все это заставляет вновь и вновь обращаться к методологическим основам биогеографии. Между тем, даже ее положение в системе наук очень не определенно.

Один из ведущих отечественных биогеографов А.Г. Воронов определял биогеографию как науку

1 Вместе с тем 95-й конгресс США одобрил поправку к Акту об угрожаемых видах, которая впервые в истории создала юридическую основу для уничтожения видов. Практически это выразилось, например, в строительстве плотины Теллико в долине р. Литтл Теннеси, в результате чего с лица Земли исчез по крайней мере один эндемичный вид рыб.

"...о закономерностях распределения и сочетания сообществ организмов и их компонентов - растений, животных и микроорганизмов. Иначе говоря, биогеография - наука о растительном покрове и животном населении и населении микроорганизмов различных регионов земного шара, а также о закономерностях распространения видов и других таксонов животных растений и микроорганизмов. При этом наиболее существенной задачей этой науки является изучение законов распространения и сочетания сообществ в целом. Из сказанного следует, что биогеография - пограничная наука между биологией и географией". Далее категорически заявляется, что "не следует подразделять биогеографию на биологический и географический разделы... [выделено. - А.К.]" (Воронов, 1976, с. 9-10].

Безосновательность последнего заключения легко подтверждается следующими соображениями. Определяя биогеографию как "науку о растительном покрове и животном населении", А.Г. Воронов по сути отождествляет общую биогеографию с ландшафтно-биономической биогеографией, не оставляя места биогеографии флоро-фаунистиче-ской и исторической (см. Кафанов, 2000). Считая "наиболее существенной задачей" биогеографии "изучение законов распространения и сочетания сообществ", А.Г. Воронов, по-видимому, не учитывает, что в биоценологии также различают биологический и географический аспекты. "Уже более 50 лет назад возникла проблема: что должны отражать геоботанические карты - условия мест обитания или признаки самой растительности? Решая этот вопрос сейчас, мы должны считаться с тем, что наряду с геоботанической [картографи-

ей. - А.К.] развивается и картография дробных подразделений ландшафта, выявляемых по всей совокупности присущих им признаков... . Геоботанические классификации и построенные на их основе карты не должны подменять ландшафтные классификации и комплексные карты" (Сочава, 1986, с. 225; см. также: Бекетов, 1861; Шенников, 1948; Ellenberg, 1968; Василевич, 1983). Наконец, даже принимая положение о том, что "биогеография - пограничная наука между биологией и географией", необходимо установить, где именно проходит эта граница. "Пограничное положение" характерно почти для всего комплекса биологических наук, поскольку жизнь и живое неразрывно связаны с физико-географическим окружением.

Определение действительного положения биогеографии и отдельных ее направлений в системе наук позволяет максимально эффективно и полно проводить экспертные заключения в разных отраслях природопользования, оптимально прогнозировать возможные изменения биосферы при различных вариантах хозяйственного развития, рационально распределять кадровое и материальное обеспечение отдельных биогеографических дисциплин, надлежаще планировать научно-исследовательские и природоохранные работы и, наконец, воспитывать высококвалифицированных специалистов соответствующего профиля. В России ныне биогеографии обучают в основном на географических факультетах ВУЗов, попутно знакомя студентов с азами экологии. Однако эколого-географические методы биогеографических исследований не сводимы к историко-биологиче-ским и vice versa. Неопределенность положения биогеографии в системе наук порождает в ряде случаев принципиальные и практические затруднения, нередко препятствуя объединению и правильной ориентации усилий специалистов.

Хотя большинство биологов твердо убеждено, что биогеография целиком находится в сфере их интересов, ныне в России нормативно закреплено отнесение биогеографии к системе наук о Земле (см. ниже). Это усугубляет ведомственную разобщенность фундаментальной науки и, пожалуй, полностью соответствует "прожекту" "О переформировании де сиянс академии [Академии наук. -А.К.]", высказанному еще 130 лет тому назад М.Е. Салтыковым-Щедриным в романе-хронике "Дневник провинциала в Петербурге": "Дабы предотвратить в столь важном предмете всякие разногласия, всего натуральнее было бы постановить, что только те науки распространяют свет, кои способствуют выполнению начальственных предписаний" (2003). Биогеографию при этом можно вполне уподобить дисциплине, управляемой влиятельными персонами, ибо с формальных позиций ответ на вопрос о месте биогеографии в системе наук полностью зависит от номенклатуры учреждений, в которых работают специалисты,

считающие себя биогеографами. Это весьма напоминает стремление монополизировать право на научную истину. Попытаемся далее все же содержательно определить: относится ли биогеография к циклу биологических наук или же к циклу наук о Земле.

Положение биогеографии в системе наук. Поскольку живые организмы являются постоянным компонентом географической оболочки, биогеография изначально развивалась как часть сравнительного землеведения, физической географии (Исаченко, 2004)2. Уже Страбон (64/63 г. до н. э. -23/24 г. н. э.) в своей "Географии" считал описание животного и растительного мира непременной частью любого географического исследования. Именно географам принадлежит введение самого понятия "биогеография" (Ratzel, 1888), а ареал, важнейший биогеографический термин, несет строго географическое содержание.

Начиная с Ж.-Л. Жиро-Сулави (Giraud Soulavie, 1780-1783; см.: Кафанов, 2005), физическая география понимается как описание Земли, ее места и отношения к другим небесным телам, ее общего строения и крупных особенностей - ветров, приливов, гор, равнин, основных форм растительного и животного миров, "разновидностей людей" (Huxley, 1877; Kant, 1801-1802; Humboldt, 1807; Ratzel, 1888). Понимание биогеографии как части физической географии принимается зарубежными географами вплоть до настоящего времени (Edwards, 1964; Hill, 1975; Gregory, 1985), хотя из главы "Физическая география и биогеография" известной монографии Вулдриджа и Иста (Wooldridge, East, 1951), например, так и неясно, охватывает ли физическая география биогеографию или нет; ряд авторов (см. Chorley, Haggett, 1970; Orme, 1980) скептически относятся к причислению биогеографии к физической географии.

В отечественной географии, воспринявшей в основном традиции немецкой географической школы (Гумбольдт и Риттер), биогеография наряду с геоморфологией и климатологией изначально рассматривается как составная часть общего землеведения или физической географии. Это ясно подчеркивает структура первого отечественного университетского учебника по общему землеведению (Краснов, 1895-1899). Из российских авторов последнего времени, пожалуй, лишь Н.А. Гвоздец-кий с соавт. (1970), ратуя за необходимость единого рассмотрения природного окружения, сожалеют по поводу расщепления физической географии на геоморфологию, климатологию, биогеографию и почвоведение.

2 С позиций физической географии вполне правомерно рассмотрение географического распределения не только разных структурных уровней организации жизни, но и отдельных признаков живого (обилия, продуктивности, содержания хлорофилла, белкового полиморфизма и т.п.).

В принятом ныне в России "Государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования" (1994, 1995) курс "Биогеография" принят только по специальности "География", а для студентов биологического профиля предусмотрены лишь спецкурсы по частным разделам биогеографии ("Фитогеография", "Зоогеография" и др.), хотя в 1930-х годах курс "Биогеография" читался на биологических факультетах университетов. "Государственный рубрикатор научно-технической информации" (1992) закрепляет отнесение биогеографии к циклу наук о Земле. Аналогичный характер имеют номенклатура научных специальностей ВАК, классификатор научных направлений РФФИ и рубрикатор ВИНИТИ. Соответственно этому большинство лабораторий и кафедр биогеографии находится в ведении институ

РОЗЕНБЕРГ ГЕННАДИЙ САМУИОЛОВИЧ - 2008 г.