Игра "Словари – наши друзья и помощники". Дидактические игры по русскому языку в начальной школе Игра «Дружная семья»

Создавался автоматическим слиянием нескольких толковых словарей в единую базу. В результате этого в игру попало много слов, не соответствующих правилам, да и просто с орфографическими ошибками.

Ниже описаны общие правила корректировки словаря.

В словаре допустимо использовать:

  • Нарицательные имена существительные в именительном падеже в единственном числе (дерево, собака)
  • Нарицательные имена существительные, в именительном падеже имеющие грамматическую форму только множественного числа в каком-либо значении (ножницы, очки, дети)
  • Сложносокращенные слова, образованные из сочетаний: — усечённых слов и полных слов (спецодежда, автопарк) — одних усечённых слов (колхоз, линкор) — комбинированные сложносокращенные существительные (завуч, сельпо)
  • Слова, имеющие помету "разг." (разговорное)
  • Субстантивированные существительные (престо, половой, гидроидные). Субстантивация проверяется орфографическим словарем
  • Устаревшие слова, если для них нет близких по написанию современных слов с тем же значением
  • Имена собственные, используемые в нарицательном переносном значении (библия - главная книга для кого-н.)
  • Бренды, ставшие нарицательными существительными (джакузи, кульман)
  • Фамилии, ставшие единицами измерения (ампер, тесла)
  • Имена, ставшие нарицательными существительными (максим, катюша)
  • Топонимы, ставшие нарицательными (бермуды, бикини)
  • Марки автомобилей, употребляемые как названия технических изделий (жигули, пежо)

Не разрешаются к добавлению и удаляются из словаря:

  • Аббревиатуры, составленные из начальных звуков слов или названий их начальных букв (ГОСТ, ЗАГС, дот, вуз)
  • Диалектные (областные, местные, народно-разговорные), просторечные, разговорно-сниженные, грубые, бранные и жаргонные слова и, соответственно, имеющие пометы: (прост.), (обл.), (местн.), (нар.-разг.), (разг.-сниж.), (вульг.), (бран.), (жарг.), (аббр.), (нар. - поэт.), (трад. - поэт.), (арго) в большинстве словарей
  • Суффиксальные существительные, имеющие пометы уменьшительности, ласкательности, увеличительности, усилительности, пренебрежительности или уничижительности, если только они не используются в отдельном самостоятельном значении
  • Слова, имеющие помету "предик." (предикатив) (чмок, цвирк и т.п.)
  • Слова, использование которых в современном языке носит прямой вульгарный или оскорбительный характер по отношению к личности человека (кроме слов, которые в прямом значении носят нейтральный характер), его национальности (жид, и т.п.)

Если вы заметили, что в словаре игр Балда, Эрудит и Виселица нет слова, которое достойно в нем находиться, или, наоборот, в словаре присутствует слово, не соответствующее правилам, пишите о нем в , соблюдая приведенные ниже рекомендации.

Доказывать или опровергать целесообразность присутствие термина в игровом словаре возлагается на автора поста (заявки).

Помните, ПРАВОПИСАНИЕ слова следует проверять по орфографическому словарю. Современные толковые словари и энциклопедии могут содержать слова с орфографическими ошибками.

Предлагаем к использованию онлайн-словари на следующих ресурсах.

О.Ю. ШКАТОВА,
школа № 3, г. Борисоглебск

Игровые задания на уроках русского языка

Давно известно, что знания, усвоенные без интереса, не окрашенные собственным положительным отношением, эмоциями, не становятся полезными – это мертвый груз. Использование игровых моментов на уроках русского языка и литературы пробуждает интерес к предмету, делает его увлекательным, любимым и нужным. Чем интереснее ребенку, тем прочнее его знания.
Готовить и проводить нестандартные уроки – дело хлопотное, но такая форма заслуживает внимания, если учитель творчески подходит к своему делу.

ФОНЕТИКА

Задание 1 . Какие звуки важнее – гласные или согласные – для понимания речи? Сделайте вывод. Попробуйте прочитать данные слова .

к-р-нд-ш
з-мл-
ж-в-тн-
-п-ст-л-сь

О-о-а (корова)
-о-а- (школа)
-о-у-а (подруга)
-о-и-а (столица)

Задание 2 . Подберите парные слова, отличающиеся только глухостью/звонкостью одного из двух согласных. Кто быстрее?

1-й вариант

кора, сиять, жить, дом, жаль, пас, роса, пар, бухнуть, дочка.

2-й вариант

коза, колос, шалость, кол, твоих, пить, злой, удочка, башня, гость.

Задание 3. Подберите слова, отличающиеся только мягкостью/твердостью согласных. Учитель называет твердый вариант, а учащиеся – мягкий.

Мал – ... , нос – ..., ток – ..., лук – ..., мыл – ..., лыс – ..., воз – ..., был – ..., выл – ..., пыл – ..., угол – ... .

Задание 4 . Распределите слова в три колонки так :

1. букв > звуков;
2. букв < звуков;
3. букв = звукам.

Юла, шитье, уголь, ее, соловьи, линия, подъезд, оттаял, рассказ, пень, мост, семья.

Задание 5 . Из названий каких букв можно приготовить пищу?

к ка;
ш – ша.

Названия каких двух букв составляют целую эпоху?

р – эр и а .

Задание 6. Фонетическая эстафета .

Каждый ребенок получает карточку с заданием. На доске таблица с номерами карточек. Каждый, решив свою задачу, вносит номер правильного ответа в нужную графу. Выигрывает тот ряд, который первым заканчивает работу и не имеет ошибок.

Задание 7 . Соберите букет .

1-й вариант

Соберите в букет цветы, в названии которых встречаются только твердые звуки.

2-й вариант

Соберите в букет цветы, в названии которых есть хотя бы один мягкий звук.

Цикорий, роза, ромашка, сирень, ландыш, астра, нарцисс, настурция, шиповник, колокольчик, жимолость, лютик.


ФРАЗЕОЛОГИЯ

Кроссворды

Знаете ли вы пословицы?

1. Слово – ..., а молчание – золото (серебро) .
2. Авось да как-нибудь до добра не... (доведут) .
3. Доброе... и кошке приятно (слово) .
4. Делу..., потехе час (время) .
5. Где тонко, там и... (рвется) .
6. Копейка... бережет (рубль) .
7. Один с сошкой, а... с ложкой (семеро) .

Кроссворд к уроку по рассказу Виктора Астафьева «Васюткино озеро»

1. «Нету нам нынче фарту», – ворчал Васюткин дедушка... (Афанасий).
2. Далеко ушли рыбаки в низовья... и наконец остановились (Енисея) .
3. «..., наша кормилица, хлипких не любит!» – вспоминались ему слова отца и деда (тайга).
4. «Васютка узнал по голосу и смешному украинскому выговору старшину бота... («Игарец») .
5. Фамилия автора рассказа (Астафьев) .
6. Он тут же увидел поднимающуюся с земли большую черную птицу – ... (глухаря) .
7. Заночевать решил Васютка на берегу... (озера) .
8. Васютка поднял голову. На самой вершине старой взлохмаченной ели увидел... (кедровку) .

Игра «Лото»

Такие игры можно использовать на заключительных уроках по темам: «Синонимы», «Антонимы», «Фразеологизмы», «Иноязычные слова», «Односоставные предложения». Каждая пара учеников получает одну карточку, которую они заполняют жетонами. Каждый ребенок, прослушивая предложенные варианты, автоматически запоминает огромное число синонимов, антонимов, фразеологизмов, которые откладываются в уголках памяти, чтобы в нужный момент прийти на помощь.

ОРФОГРАФИЯ

Уроки-путешествия, уроки-сказки

Задание 1 . Класс отправляется в путешествие . Учитель ведет интересный рассказ, включая в повествование задания .

На нашем пути – топкое болото, кое-где видны слова-кочки, но не на все можно наступать. Слова, в которых пишется ь , – ловушки. Нужно выписать только слова-кочки без ь . Если вы допустите ошибку, утонете. Будьте внимательны.

Ералаш_, горяч_, наотмаш_, испеч_, мелоч_, острич_ся, навзнич_, любуеш_ся, тягуч_, пахуч_, ландыш_, вскач_, устроиш_ся, шалаш_.

Впереди – дремучий лес, кишащий дикими зверями и змеями. Если вы правильно вставите удвоенные согласные, то мы преодолеем это препятствие.

Ка(с,сс)ета, ба(л,лл)анс, ми(с,сс)ия, га(л,лл)ерея, па(с,сс)ивный, па(с,сс)ажир, э(ф,фф)ект, иди(л,лл)ия, ба(с,сс)ейн, а(п,пп)етит, а(п,пп)атия, те(р,рр)итория, те(р,рр)а(с,сс)а, ко(р,рр)еспондент, ка(р,рр)икатура.

Задание 2

Мы у лабиринта, но откроет путь тот, кто соберет все кольца, растерянные здесь принцессой.

Выпишите слова с пропущенной буквой о .

Розовощ_кий, ч_ткий, изреч_нный, маж_рный, ш_в, ш_лк, ухаж_р, сгущ_нка, холщ_вый, деш_вый, дириж_р, ож_г руки, ещ_, обж_ра, плеч_, горяч_, крыж_вник.

Задание 3 . Лабиринт пройдет тот, кто правильно заполнит таблицу .

Где а ?
1. Р_стов
2. водор_сли
3. р_сток
4. возр_ст

Где е ?
1. сж_гать
2. вт_реть
3. заб_рать
4. сд_рать

Где о ?
1. з_ря
2. оз_рять
3. з_рница
4. з_ревать

Где и ?
1. зап_реть
2. ст_реть
3. ум_рать
4. бл_стеть

Где о ?
1. попл_вок
2. выпл_вка
3. пл_вец
4. спл_вной

Часто провожу подобные блицопросы, чтобы выявить степень усвоения материала. Такая работа выполняется и проверяется в течение 5–7 минут, и учитель видит, какая из орфограмм плохо усвоена и требует дополнительной работы.

Игра в мяч

Во время работы над такими темами, как «Склонение существительных», «Спряжение глаголов», «Разряды прилагательных, местоимений», использую на уроке мяч. Бросаю кому-то из класса мяч и называю глагол, ученик ловит мяч и называет спряжение или вид этого глагола. Такая игра активизирует весь класс, пробуждает интерес, заставляет встрепенуться даже тех, кто привык отсиживаться за спинами товарищей, потому что дети не знают, к кому полетит мяч и какой глагол произнесет учитель.

Задание 4 . Третий лишний .

Найдите слово, не соответствующее определенному правилу, части речи, смыслу, форме и т.д.

Лимонный, карманный, соломенный;
горяч, могуч, плач;
мокрый, влажный, сухой;
отрежь, наотмашь, спрячь.

Словарные эстафеты

Проводятся только после неоднократной работы над словарными словами. Это своего рода словарный диктант. Дети записывают трудные слова в свою рабочую тетрадь. Кроме того, каждый ребенок по три слова пишет на общую карточку, передавая ее по ряду. Дети стараются не делать ошибок, чтобы не подводить своих товарищей, т.к. оценка за карточку ставится всему ряду.

ЛЕКСИКА

Задание 1 . Конкурс шифровальщиков, или Конкурс реставраторов.

Составьте словосочетания с предложенными словами, чтобы смысл слов стал понятен.

Ка мпания... – ко мпания,
абонент – абонемент,
завеша нный – завеше нный,
засланный – застланный.

Задание 2 . Восстановите страницу Толкового словаря. Правильно выпишите термины, опираясь на объяснительную статью.

1. ... – стальной каркас железобетонных сооружений (арматура) .
2. ... показывает, что железнодорожный путь свободен (семафор) .
3. ... – внутренний телефон учреждения (коммутатор) .

Задание 3 . Определите значение данных слов. В случае затруднения можно обратиться к справочному материалу, который находится на дополнительной доске.

Аргумент –
атрибут –
абсолютный –
актуальный –
гипотеза –

Справка : довод, доказательство; признак, принадлежность, научное предположение; важный для данного момента; безусловный, ни от чего не зависящий.

Зачеты в форме игры

Конкурс грамотеев

Ребята делятся на команды по 5 человек. В игре участвуют одновременно две команды, которые должны ответить на 10 вопросов. На обдумывание ответа дается 1 минута. Если команды не справляются с заданием, то отвечают зрители и получают поощрительный жетон. Такие зачеты проводятся после завершения работы над какой-то большой темой: «Имя существительное», «Деепричастие», «Глагол», «Имя числительное», «Местоимение» и т.д.

Аукционы

Дети очень любят такие игры, потому что правильный ответ подкрепляется и призом. Его получает последний, давший правильный ответ.

1. Назовите все морфологические признаки слова морковь .
2. Назовите слова, начинающиеся со слога бу .
3. Назовите все разряды местоимений .

Любопытный

Класс должен ответить на вопросы, предложенные учителем, но все ответы должны начинаться на определенную, оговоренную заранее букву, например, ц .

– Где был?
– В чем перевозят бензин?
– Что выписал из книги?
– Какой струнный инструмент знаете?
– Какое блюдо любите?

Занимательные игры

Выпусти пар

Придумайте 5 слов, начинающихся со слога пар .

пар - - -
пар - - -
пар - - -
пар - - -
пар - - -

(Парник, партер, пароль, партия, парень.)

Урок-игра по русскому языку: «Последний герой».

Пояснительная записка

Давно известно, что знания, усвоенные без интереса, не окрашенные собственным положительным отношением, эмоциями, не становятся полезными – это мертвый груз. Использование игровых моментов на уроках русского языка и литературы пробуждает интерес к предмету, делает его увлекательным, любимым и нужным. Чем интереснее ребенку, тем прочнее его знания.

Цель: повторение и систематизация знаний обучающихся по орфографии, стилистике.

Задачи:

обучающие:

    повторить основные теоретические сведения по орфографии, стилистики;

    формировать умение у обучающихся различать стили речи;

    учить обучающихся находить решение сложных ситуационных задач, требующих не только теоретических знаний, но и жизненн ой смелости, смекалки, сноровки.

развивающие:

    способствовать развитию интереса к учебному предмету;

    способствовать развитию коммуникативных свойств речи (экспрессивность, выразительность) ;

    способствовать формированию навыков исследовательской работы;

воспитательные:

    воспитывать любовь к родному языку;

    воспитывать культуру поведения, общения с друзьями и товарищами;

    воспитывать бережное отношение к слову.

Ход урока-игры

Учитель (или ведущий):

Здравствуйте, ребята и гости нашей игры. Сегодня заключительный урок по теме: функциональные стили речи. Наша цель: повторить и систематизировать знаний по орфографии, стилистике.

Мы собрались сегодня, чтобы провести игру “Последний герой” по русскому языку. Вам, участникам игры, предстоит нелёгкая задача: вспомнить всё, что вы изучали по орфографии. стилистике, а также напрячь своё воображение, чтобы стать победителем.

Вот правила игры:

Последний герой” состоит из 2 туров. Вначале вам следует разделиться на 2 команды (выберите название команды, капитана, ведь мы отправимся с вами увлекательное путешествие). Команда, набравшая за 2 тура меньше всего очков, покидает остров (игру). После каждого задания из команды выбывают по 1 человеку, те, кто меньше всех набрали баллов. За этим будет следить компетентное жюри. Выбывшие становятся болельщиками.В конце останется только один, он и будет “Последним героем 2015 года”.

Итак, начинаем. Приглашаю вас совершить увлекательное путешествие, проверьте себя свои силы и знания. Мы с вами отправимся на корабле на необитаемый остров. Но на корабль попадут не все…

I тур.

    Задание. Оно называется “Разминка”. Каждому участнику команды будет задано по 2 вопроса. Выбывают два человека, которые не справятся с заданием (по 1 человеку из каждой команды).

    Что такое монолог? (Один человек говорит, все молча слушают).

    Что такое диалог? (разговор двух или более лиц) .

    Расскажите правило: -КОС-, -КАС-. (если после корня есть суффикс –а-, то в корне пишется А; если суффикса нет, то пишется О)

    Расскажите правило: -ГОР-, -ГАР-. (если ударение падает на корень, то пишется в корне А, в безударном положении О)

    Что изучает стилистика? (Стилистика – это раздел науки о языке, изучающий стили литературного языка и языковые средства, создающие их особенности.)

    Что мы называем стилем языка речи? (Стиль языка – это его разновидность, которая обслуживает какую-либо сторону общественной жизни: обыденное общение, официально-деловые отношения; агитационно-массовую деятельность, науку; словесно-художественное творчество.)

    Какие стили речи вы знаете? (разговорный, публицистический, художественный, научный, официально-деловой).

    Что мы называем публицистическим стилем?(а гитационно-массовая деятельность (стиль газет, журналов, листовок и др.))

    Значимая часть слова, которая несёт в себе лексическое значение слова”. Что это? (корень).

    Травка зеленеет. Это словосочетание или предложение? (предложение)

    Что такое антонимы? (слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением)

    К какой части речи относятся слова: скучающий, ответивший? (причастие)

    Я, кто-то, такой, их. Какая это часть речи? (местоимение)

    Назовите часть речи.которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы: какой? чей? (прилагательное)

    Назовите часть речи.которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы: что делать? что сделать? (глагол)

    Как сейчас произносится древнерусское слово “персты”? (пальцы)

Слово учителя:слово предоставляется жюри. Выбывают сразу два игрока, которые совсем не справились с заданием. Если таких игроков больше или совсем нет, то можно разыграть дополнительные вопросы:

    На какие вопросы отвечает обстоятельство? (где, куда, зачем, почему, как…)

    Расскажите правило “ЧК, ЧН” (В сочетании ЧК, ЧН мягкий знак не пишется)

    Расскажите правило ЖИ, ШИ. (ЖИ, ШИ пиши с буквой И)

    Что такое архаизмы? (слова, вышедшие из активного повседневного употребления; устаревшие слова)

Слово учителя: прошу на борт корабля! Нас ждут приключения! Итак, мы попали с вами на необитаемый остров. Посмотрите вокруг… везде вода… и только мы с вами на живописном острове. Он ещё не имеет названия, но в конце игры мы вправе дать ему название. Предлагаем назвать наш остров именем победителя игры, именем последнего героя.

Впереди –лес (джунгли), кишащий дикими зверями и змеями. Для преодоления внешних трудностей, нужно научиться преодолевать свои пороки – это и злоба, и ненависть, и подлость, и грубость, и многие другие… Следующее испытание – Задание №1 Общее дело . Если вы правильно вставите удвоенные согласные, то мы преодолеем это препятствие. Участники команд обмениваются работами и выставляют друг другу баллы. Задание оценивается по 5 шкале.

Ответы: Ка сс ета, ба л анс, ми сс ия, га л ерея, па сс ивный, па сс ажир, э фф ект, иди лл ия, ба ссе йн, а пп етит, а п атия, те рр итория, те рр аса, ко рр еспондент, ка р икатура.

Слово учителя: надеюсь, все справились с заданием. Посмотрите, вот и местные жители, аборигены. Но они говорят на непонятном для вас языке. Чтобы понять друг друга вам нужно разгадать кроссворд. Задание оценивается по 5 шкале.

Задание №2

По горизонтали

3. Предмет,им пользуются все ребята, которые ходят в школу.

По вертикали

7. Наука о правописании.

18. Наука о языке.

Слово учителя: пока жюри проверяют, как справились команды с заданием, проведем физминутку. Зарядку для глаз (иллюзии). Можно поиграть с болельщиками (за правильный ответдавать жетоны, они могут отдать их любому участнику игры).Теперь Вы знаете язык местных обитателей и вам надо наладить контакт.

Слово учителя: слово предоставляется жюри.

Задание №3 . Теперь, когда вы понимаете друг друга (местных жителей), придумайте приветствие! Расскажите о себе, о нашей культуре. Публичное выступление. Задание оценивается по 5 шкале.

Задание 4 .

Где а ?
1. Р_стов
2. водор_сли
3. р_сток
4. возр_ст

Где е ?
1. сж_гать
2. выт_реть
3. заб_рать
4. сд_рать

Где о ?
1. з_ря
2. оз_рять
3. з_рница
4. з
.. ори

Где и ?
1. зап_реть
2. ст_реть
3. ум_рать
4. бл_стеть

Ответы:

Где а ?
1. Ростов
2. водоросли
3. росток
4. возр
а ст

Где е ?
1. сжигать
2. выт
е реть
3. забирать
4. сдирать

Где о ?
1. заря
2. озарять
3. зарница
4. з
о ри

Где и ?
1. запереть
2. стереть
3. ум
и рать
4. блестеть

II тур.

Правила орфографии – наши добрые друзья. Сколько занимательного в нашем письме, и какая это всё-таки стройная система. А не лучше ли отказаться от всех правил и писать то, что слышишь. Идея заманчива! Тогда давайте попробуем разгадать и правильно записать 2 пословицы, которые написал местный житель. Итак, за д ело, друзья! Команда, которая первая разгадает пословицы -дополнительный балл.

«Смастэрством луди нерадяца но дабытым мастэрством гардяца»

«Кто граматэ гаразт таму нэпрапасть»

Задание №5.

Когда минует вешний ледоход…

    Научный стиль: (1),(3).

    Разговорный стиль: (4),(6).

Слово учителя: игра с игроками и болельщиками.

Все мы очень любим сказки, поэтому вопросы покажутся вам интересными, а не трудными.

Герой этот прошёл огонь и воду, выиграл 4 сражения, а в 5 трагически погиб. (Колобок)

Честный купец, а подарочек для дочери украл. («Аленький цветочек»)

Старик и старуха начинают плакать после проделки маленького зверька. Успокоились они тогда, когда получили взамен предмет, но только другого цвета. («Курочка ряба»)

Какой серый зверь обидел нечётное количество маленьких детишек? (Волк, «Волк и семеро козлят»)

С помощью этого предмета можно смастерить самые разные вещи, а можно убить страшного злодея – персонажа русских сказок. (Игла)

Как называется сказка о несчастном певце, которого съел, казалось бы, доброжелательный критик? («Колобок»)

На каком виде транспорта увёз Иван царевич Забаву? (Летучий корабль)

В какой сказке братец не послушал своей сестры и превратился в животное? Какое? (Козлёночек)

Кто умудрился находиться в одно и то же время далеко и близко, высоко и низко, всё видеть, всё слышать? (Машенька, «Машенька и медведь»)

В какой сказке главная героиня поймала холодное оружие и стала женой царевича? («Царевна лягушка»)

При помощи какой рыбы дурак царём стал? (Щука)

В какой русской народной сказке помощницей героини является коровушка? («Крошечка – Хаврошечка») (Победители викторины награждаются.)

Слово учителя: а теперь капитаны должны решить, кто покинет команду. Слово предоставляется жюри.

Задание №6. А теперь представьте, что этот остров заселили люди, животные…Пофантазируйте… Посмотрите мультфильм «Смысл жизни». На основе мультфильма Вам предлагается написать эссе.

Слово учителя: слово предоставляется жюри. Подведение итогов.

Дополнительное задание : Перед вами огромными буквами написано слово Интеллектуальность . Что обозначает это слово? Кто сможет объяснить? Задание заключается в следующем: за 1 минуту вы должны собрать большее количество существительных, используя все буквы данного слова. Называть слова будете по порядку, повторяться нельзя.

Гонка за лидером. Выберем лидера, последнего героя.

Слово учителя: задаю вопросы. Ваша задача - отвечать очень быстро. При ответах обращаем внимание на отгадки.

Начали.

1. Кто на голове лес носит? (Лось)

2. Домашний Дед мороз. (Холодильник)

4. Кошка с кисточками на голове. (Рысь)

5. Месяц зимних каникул. (Январь)

6. Плод дуба. (Жёлудь).

7. Комната, в которой спят. (Спальня)

8. Бабочка, которая «ест» одежду. (Моль)

На какую орфограмму слова - отгадки? Какова роль Ь?

    Стоит Антошка на одной ножке. (Гриб)

    Дом для машины. (Гараж)

    Что составляют 12 месяцев? (Год)

    Набито пухом, лежит под ухом. (Подушка)

    Вязаная рукавица. (Варежка)

    Палка для игры в хоккей. (Клюшка)

    Самое высокое животное. (Жираф)

    Стакан с ручкой. (Кружка)

На какую орфограмму слова – отгадки? Как проверить парный согласный в слове?

    Снежная буря. (Вьюга)

    Лесные жители, насекомые-строители. (Муравьи)

    Домашнее животное с пятачком на носу. (Свинья)

    Растения с толстыми стволами и ветвями. (Деревья)

    Мама, папа, дети – это…. (Семья)

    Весною вырастают, осенью опадают. (Листья)

    Тело птицы покрыто (Перьями)

    Животное, близкое к человеку по строению. (Обезьяна)

На какую орфограмму слова – отгадки? Какова роль разделительного Ь?

Дополнительные вопросы:

Синенькая шубёнка весь мир покрыла. (Небо)

Летит – говорит, а сядет – молчит. (Оса)

Сапожник не сапожник, портной не портной, держит во рту щетинку, а в руках ножницы. (Рак)

Легко, кругло, а хвост не поднять. (Клубок)

Утка в воде, а хвост на горе. (Ковш)

С одной стороны – лес, а с другой – поле. (Шуба)

У матери 20 деток, все детки – однолетки. (Цыплёнок)

Сам дней не знает, а другим указывает. (Календарь)

Белая кошка лезет в окошко. (Рассвет)

Вокруг проруби сидят белые голуби. (Рот)

Кто ни взглянет, тот заплачет. (Лук)

Где вода столбом стоит? (Колодец)

Итог.

Рефлексия. На этом наша игра заканчивается. Под музыку “Остаться в живых” группы “Би-2” награждаются обучающиеся. Понравилась вам игра? Что вызвало у вас трудности? Над чем вам нужно еще поработать?

Ответы

Задание №1

Ответы: Ка сс ета, ба л анс, ми сс ия, га л ерея, па сс ивный, па сс ажир, э фф ект, иди лл ия, ба ссе йн, а пп етит, а п атия, те рр итория, те рр аса, ко рр еспондент, ка р икатура.

Задание №2

Задание 4 .

Ответы:

Где а ?
1. Ростов
2. водоросли
3. росток
4. возр
а ст

Где е ?
1. сжигать
2. выт
е реть
3. забирать
4. сдирать

Где о ?
1. заря
2. озарять
3. зарница
4. з
о ри

Где и ?
1. запереть
2. стереть
3. ум
и рать
4. блестеть

II тур.

Задание №5. Прочитайте 3 текста. К какому стилю речи они относятся? Как вы это определили?

1.Гроза – природное атмосферное явление, при котором в мощных кучево-дождевых облаках и между облаками и землёй возникают сильные электрические разряды – молнии, сопровождающиеся громом. (научный)

2.Сибирь моя! В разливах - грозовая,

Когда минует вешний ледоход…

А мне на части сердце разрывает

Последний твой осенний пароход (А. Кукарский) (художественный)

3.Ну и гроза прошла над нами! Страшно на улицу выйти!

Да, такой грозы давно не бывало. (разговорный)

2. Выделите в данном отрывке три текста, принадлежащих к разным стилям речи.

(1) Дождь – жидкие атмосферные осадки в виде капель диаметром 0,5-6 мм. (2) Дождь… (3) Различают ливневый и обложной дождь. (4) Я вчера попал под дождь – весь вымок до нитки. (5) Он начинается почти незаметно и идет долго, не переставая, нудно барабаня по крышам домов, над которыми низко нависло тоскливое серое небо. (6) Не повезло тебе!

    Научный стиль: (1),(3).

    Разговорный стиль: (4),(6).

    Художественный стиль:(2), (5).

Приложение

Задание №1 Общее дело .

Ка(с,сс)ета, ба(л,лл)анс, ми(с,сс)ия, га(л,лл)ерея, па(с,сс)ивный, па(с,сс)ажир, э(ф,фф)ект, иди(л,лл)ия, ба(с,сс)ейн, а(п,пп)етит, а(п,пп)атия, те(р,рр)итория, те(р,рр)а(с,сс)а, ко(р,рр)еспондент, ка(р,рр)икатура.

Задание №1 Общее дело .

Ка(с,сс)ета, ба(л,лл)анс, ми(с,сс)ия, га(л,лл)ерея, па(с,сс)ивный, па(с,сс)ажир, э(ф,фф)ект, иди(л,лл)ия, ба(с,сс)ейн, а(п,пп)етит, а(п,пп)атия, те(р,рр)итория, те(р,рр)а(с,сс)а, ко(р,рр)еспондент, ка(р,рр)икатура.

По горизонтали

1. Раздел лингвистики, изучающий звуки речи и звуковое строение языка.

3. Предмет, им пользуются все ребята, которые ходят в школу.

7. Написание, соответствующее правилам орфографии, требующее применения этих правил.

12. Слова, пришедшие в русский язык из других языков.

14. Образное, устойчивое сочетание слов, построенное на переносном значении.

17. Словообразующая морфема, стоящая перед корнем.

19. Раздел языкознания, изучающий правильное произношение звуков, слов и ударение в словах.

21. Слова, имеющие одно лексическое значение.

23. Изменение имён существительных и прилагательных по числам и падежам.

По вертикали

2. Слова, противоположные по лексическому значению.

4. Говорящее окно, которое любят и взрослые и дети.

5. Звуки речи, состоящие из голоса и шума или только из шума.

6. Омоним к слову молния, разряд.

7. Наука о правописании.

8. Часть слова, образующая формы одного и того же слова, которая служит для связи слов в словосочетании и предложении.

9. Часть речи, обозначающая предмет.

10. Слово, имеющее несколько лексических значений.

11. Значение слова, которое переносит прямое значение на другой предмет.

13. Передача звуков речи в слове на письме.

15. Слова, имеющие два и более лексических значений.

16. Изменение глаголов по лицам и числам.

18. Наука о языке.

20. Однокорневые слова, близкие по звучанию, но не совпадающие в значениях.

21. Слово, имеющее одно лексическое значение.

22. Слова, близкие по лексическому значению.

Задание 4 . Перед вами лабиринт. Лабиринт пройдет тот, кто правильно заполнит таблицу .

а

о

е

и

Где .. ори

Где и ?
1. зап_реть
2. ст_реть
3. ум_рать
4. бл_стеть

Задание 4 . Перед вами лабиринт. Лабиринт пройдет тот, кто правильно заполнит таблицу .

а

о

е

и

Где .. ори

Где и ?
1. зап_реть
2. ст_реть
3. ум_рать
4. бл_стеть

Задание №5. Прочитайте 3 текста. К какому стилю речи они относятся? Как вы это определили?

2.Сибирь моя! В разливах - грозовая,

Когда минует вешний ледоход…

А мне на части сердце разрывает

3.Ну и гроза прошла над нами! Страшно на улицу выйти!

2. Выделите в данном отрывке три текста, принадлежащих к разным стилям речи.

(1) Дождь – жидкие атмосферные осадки в виде капель диаметром 0,5-6 мм. (2) Дождь… (3) Различают ливневый и обложной дождь. (4) Я вчера попал под дождь – весь вымок до нитки. (5) Он начинается почти незаметно и идет долго, не переставая, нудно барабаня по крышам домов, над которыми низко нависло тоскливое серое небо. (6) Не повезло тебе!

    Научный стиль:

    Разговорный стиль:

    Художественный стиль:

Задание №5. Прочитайте 3 текста. К какому стилю речи они относятся? Как вы это определили?

1.Гроза – природное атмосферное явление, при котором в мощных кучево-дождевых облаках и между облаками и землёй возникают сильные электрические разряды – молнии, сопровождающиеся громом.

2.Сибирь моя! В разливах - грозовая,

Когда минует вешний ледоход…

А мне на части сердце разрывает

Последний твой осенний пароход (А. Кукарский)

3.Ну и гроза прошла над нами! Страшно на улицу выйти!

-Да, такой грозы давно не бывало.

2. Выделите в данном отрывке три текста, принадлежащих к разным стилям речи.

(1) Дождь – жидкие атмосферные осадки в виде капель диаметром 0,5-6 мм. (2) Дождь… (3) Различают ливневый и обложной дождь. (4) Я вчера попал под дождь – весь вымок до нитки. (5) Он начинается почти незаметно и идет долго, не переставая, нудно барабаня по крышам домов, над которыми низко нависло тоскливое серое небо. (6) Не повезло тебе!

    Научный стиль:

    Разговорный стиль:

    Художественный стиль:

Цели :

  • расширить знания школьников о словарях,
  • показать их многообразие и назначение каждого,
  • закрепить навыки работы со справочной литературой,
  • научить составлять мини-словарики.

Ход игры

  1. Узнать слова по определениям
  2. Объяснить значения и происхождения слов
  3. Составить определения
  4. Объяснить значения фразеологизмов
  5. Назвать омонимы

Библиотекарь : Вы часто слышите: читай внимательно, не пропускай страниц, не забегай вперед. А представьте себе книгу, которую можно начать читать с середины, потом заглянуть в конец, затем вернуться к началу, а вместе с ней читать еще несколько таких же книг. Догадались, как они называются?

(Ответы)

Словари бывают разные. Есть словари, которые рассказывают нам о великих людях, о исторических событиях или о явлениях природы,или о изобретениях. Такие словари называются энциклопедическими. А есть словари,которые помогают нам правильно написать слово, поставить ударение, объяснить значение слова. Такие словари называют языковые или лингвистические.

А какие языковые словари знаете вы?

Есть “Орфографический словарь (показ) он помогает нам правильно написать слово.

Словарь ударений (показ) он нам поможет понять как же правильно говорить творог или творог, туфля или туфля. И чем ирис отличается от ириса, а атлас от атласа.

Есть словари “Толковые (показ) они нам объясняют, толкуют значения слова. А вы думаете: много в нашем языке иностранных слов? (Ответы)

Обычно мы считаем, что иностранные слова это те слова, которые нам непонятны. Если я скажу предложение “Девочка пила чай и ела бутерброд с колбасой” вы поймете, о чем речь? А между тем бутерброд, колбаса,чай эти слова пришли к нам из других языков. Каких можно узнать, если посмотреть “Словарь иностранных слов”

Иногда нам интересно узнать, как появились названия почему кошку назвали кошкой, а слона слоном. В этом нам поможет “Этимологический словарь” . Он рассказывает о происхождение слов. Мы можем узнать например, что конфетой раньше называли лекарство. А джинсами паруса из крепкой ткани”

Наше первая встреча с “Толковым словарем” задание следующее я буду читать определения, а вы называете предмет

  1. Красящая жидкость для писания (чернила)
  2. Прозрачные краски растворимые на воде и картина, написанная такими красками (акварель)
  3. Тетрадь из плотных листов в переплете для рисунков (альбом)
  4. Изготовление рисунка из наклеенных или нашитых на что-либо кусков цветной бумаги или материи (Аппликация).
  5. Вращающаяся модель земного шара (Глобус)
  6. Чертеж поверхности Земли и других космических тел (Карта)
  7. Кусочек специально обработанной резины для стирания написанного (Ластик)
  8. Деревянная палочка со стержнем из углерода (Карандаш)
  9. Длинная коробка для ручек, карандашей, перьев (Пенал)
  10. Сшитые листы чистой бумаги в обложке ш
  11. Книга для обучения,по какому либо предмету (учебник)
  12. Тетрадь, где преподавателями контролируются успехи учеников (Классный журнал)

Команды отвечают по очереди. Правильный ответ балл.

Библиотекарь .: Наши команды получают по конверту. В них вы найдете отрывки их хорошо вам известных стихотворений и сказок. Вы должны используя лежащие у вас на столе словари объяснить значение и происхождения выделенных слов. Если называете автора и название произведения,то получаете дополнительный балл.

1-я команда

“ Жил да был бутерброд с колбасою “

“ Утром брату помогала, он с утра конфеты ел ”

“Оглянись Кузька, он бы увидел, что ни огонь за ним гонится, а низко–низко летит в ступе Баба-Яга”

2-я команда

“ Испек рассыпчатый пирог”

“Нужно выселить лягушку”

“ У лукоморья дуб зеленый ”

Ответы

1-я команда

Бутерброд – Ломтик хлеба с сыром, маслом, колбасой. Слово пришло к нам из немецкого языка и означает “хлеб с маслом” (Чуковский “ Бутерброд”)

Конфета – Кондитерское изделие в виде плитки, шарика, батончика. Итальянское слово конфета когда то было заимствовано из латинского языка, в котором означало “ лекарство” (Барто “ Помощница”)

Баба- Яга – В русских сказках злая старуха - колдунья. От древнерусского глагола ягать, что значит кричать, ругаться (Александрова “ Кузька”)

2-я команда

Пирог – Печеное изделие из раскатанного теста с начинкой. Произошло от слова “ пир”, и сначала пирогом называли праздничный хлеб (Хармс “ Я захотел устроить бал”)

Лягушка – Бесхвостое земноводное с длинными задними ногами, приспособленными для прыгания. Первоначально это название звучало немного иначе: лягуха, а образовано оно от существительного ляга, что значит “ нога”.Свое название лягушка получила за длинные ноги. (Барто “ Проверка”)

Лукоморье – в старину так называли морской залив. Слово лукоморье образовано от слова “ лука” (или лук ), которое имеет значение “ кривой, изогнутый”. Получается, что лукоморье – изгиб море. (Пушкин “ Отрывок из поэмы “ Руслан и Людмила”)

Библиотекарь: Сейчас вам предстоит отгадать загадки. А отгадав составить определения отгаданных слов.

1-я команда

“ Миллион задачек сразу
Мне решит помощник мой.
Он с одним огромным глазом
И квадратной головой” (Компьютер)

“ Внутри он холодный, холодный
Его открывает голодный (Холодильник)

“ Я видал его не в клетке,
Не в гнезде и не на ветке.
Он на столике стоял
Все, что слышал, повторял” (Магнитофон)

2-я команда

Жмешь на кнопки (не баян)
Говоришь (не рация)
И летит за океан
Информация! (Телефон)

“ Живет в нем вся вселенная
А вещь обыкновенная” (Телевизор)

“ Мы день не спим.
Мы ночь не спим
И день и ночь
Стучим, стучим (Часы)

Библиотекарь “Бить баклуши”, “ Толочь воду в решете”, “Давать жару” Как называются такие выражения? (Ответы) Правильно они называются фразеологизмы. А что такое фразеологизмы? Кто даст определение?(Ответы) Сейчас нам предстоит встретиться с “Фразеологическим словарем”

Я прочитаю вам один интересный рассказ. Затем каждая команда получит по отрывку из этого рассказа. Ваша задача отметить все фразеологизмы, какие вы встретите и объяснить их значение.

1-я команда

“Нашли сороки в лесу кусок сыру. Не помня себя от радости, стали держать совет , где его припрятать, чтобы от ворон уберечь. Вороны- известные любители сыра, об этом еще дедушка Крылов писал. Уже, видно, нюхом почуяли находку, вот одна кружится другая, третья. Того и гляди утащат среди белого дня из под носа.

2-я команда

“Спорили сороки стрекотали, а сыр под кустом лежал Откуда. ни возьмись лиса. Съела сыр под шумок и ушла, как ни в чем не бывало. Удалилась подальше от греха. Хватились сороки, а ее уже и след простыл .И поделом сорока м: не надо было ворон считать

Предварительные итоги.

Библиотекарь :.Сейчас я прочту одно веселое стихотворение. А вы должны сказать, что в нем необычного.

“Сев в такси спросила такса
За проезд какая такса?
А водитель - денег с такс
Не берем совсем
Вот так-с!” (Ответы)

Библиотекарь :. Правильно в этом стихотворение слова, которые пишутся одинаково, но имеют разное значение. Такса - установленная плата и Такса - порода собак. Кто знает как называются такие слова? (Ответы ). Они называются омонимы.

  1. И колючий зверек, и прическа (Ежик)
  2. И монета и верхушка дерева (Крона)
  3. И потемнения на лице и образования на Солнце (Пятна)
  4. И фрукт и боксерская принадлежность (Груша)
  5. Огромная змея и часть саней (Полоз)
  6. И почтовая и денежная единица Германии до2000 года.(Марка)
  7. Титул монарха в восточных странах и ход в шахматах (Шах)
  8. И болезнь и обитатель водоемов (Рак)
  9. И спортивный инвентарь и овощ (Лук)
  10. То что у нас под ногами и одна из планет солнечной системы (Земля)

Правильный ответ балл.

Подведения итогов. Награждения.

Литература

  1. Арсирий А.Т. Занимательные материалы по русскому языку: Кн. для учащихся/ Под ред.Л.П. Крысина.- М.: Просвещение, 1995.- 383с.: ил. (с.
  2. Жуков В.П, Жуков А.В. Школьный фразеологический словарь русского языка- М.: Просвещение, 1989-383с.
  3. Елкина Н.В, Тарабарина Т.И. 1000 загадок. Популярное пособие для родителей и педагогов- Ярославль: Академия развития,1997-224с
  4. Загадки.Скороговорки. Любимые стихи/ Составитель В.И.Лунин –М.: АСТ- ПРЕСС, 1999 – 368 с,ил.
  5. Ожегов. Толковый словарь русского языка – М.: Азъ, 1992 -960с.
  6. Ушакова. Этимологический словарик школьника-СПб.: Издательский Дом “Литера”,2007.-96

ОРФОГРАФИЧЕСКИЕ ИГРЫ.

1.Проверьте Незнайку.

Незнайка играл в слова, составляя из двух слов одно. Проверьте, правильно ли он

составил слова?

Пол+осы=полосы

Кол+осы=колоссы

Вол+осы-волосы

Зуб+ь+я=зубья

Дуб+ь+я=дубья

2.Кто быстрее исправит ошибки. (Тема: Большая буква)

На карточках текст с ошибками.

Задание: Как можно быстрее найти и исправить все ошибки в написании прописной буквы.

3.Прочти предложение. (Тема: Падежные окончания.)

Из альбомного листа изготовляются карты, на которых записаны предложения, но вместо существительных помещены соответствующие рисунки.

Задание: читая предложение, учащиеся по рисункам называют имена существительные в соответствующем падеже, подбирая правильное окончание.

4. «Выбери три слова» (Игра используется для закрепление любых тем по русскому языку)

Цель: Проследить за формированием орфографического навыка с учетом этапа работы над орфографией.

Подбор слов зависит от изучаемых или пройденных тем.

На 9 карточках записаны девять слов:

1-й набор: рыбка, вьюга, чулок, дубки, варенье, чучело, ручьи, чум, гриб.

2-й набор : подъезд, склад, ворона, град, съемка, клад, ворота, подъем, воробей.

Двое берут по очереди карточки, выигрывает тот, у кого первого окажутся три слова, имеющую одинаковую орфограмму.

рыбка

вьюга

чулок

подъезд

склад

ворона

дубки

варенье

чучело

съемка

град

ворота

гриб

ручьи

чум

подъем

клад

воробей

5 . Игра « Почтальон»

Цель: Закрепить знания учащихся по подбору проверочного слова, расширить словарный запас, развивать фонематический слух.

Ход: Почтальон раздает группе детей (по 4-5 чел.) приглашения.

Дети определяют, куда их пригласили.

огород

парк

море

школа

столовая

зоопарк

гря-ки

доро-ки

пло-цы

кни-ки

хле-цы

кле-ка

кали-ка

бере-ки

фла-ки

обло-ки

пиро-ки

марты-ка

реди-ка

ду-ки

ло-ки

тетра-ка

сли-ки

тра-ка

морко-ка

ли-ки

остро-ки

промока-ка

голу-цы

реше-ка

Задания:

Объяснить орфограммы, подбирая проверочные слова.

6. Игра «Бал»

Дидактическая задача: Повторить формулирование уточняющих вопросов и падежные окончания.

Игровая задача: Помоги предложениям попасть на Бал.

В королевстве Грамматики сегодня Бал. На него явилось много предложений. Но часовой не пропустит их во дворец до тех пор, пока у каждого существительного из явившихся не будет указано его спряжение. Помоги предложениям попасть на Бал. Какие вопросы задает часовой существительным?

Материалы:

На доске рисуется таблица, половины которой разделены часовым. Предложение разбирается одним учеником, принимаются подсказки из класса.

В мае цветет черемуха Мама подарила сыну книгу Ласточки возвращаются из Африки Заяц кормится корой дерева Сестра приехала к брату Саша написал письмо Лисица спряталась за кустом и т.д. Ч а с о в о й В (чем?) мае цветет (что?) черемуха. и т.д.

7. Игра «Найди окончание»

Дидактическая задача: Повторить падежные окончания имен существительных.

Игровая задача: Найти окончания некоторых слов в поговорках.

“Окончание – очень изменяемая, подвижная часть слова. Она легко может потеряться. Найди потерянные окончания для этих пословиц”.

Материалы:

Карточки

  • Собирай по ягодк... – найдешь кузовок.
  • Капля по капл... и камень долбит.

Без букваря и грамматик... не учатся и математик...

8. Игра « Клички»

Цель: формирование процесса словоизменения и словообразования, закрепление фонетического и грамматического разбора слов, правописание собственных имен.

Ход: Образуйте клички животных от следующих слов:

ШАР, СТРЕЛА, ОРЕЛ, РЫЖИЙ, ЗВЕЗДА

Составить предложения.

ШАРИК, СТРЕЛКА, ОРЛИК, РЫЖИК, ЗВЕЗДОЧКА

Выделить ту часть слова, которой вы воспользовались при составлении кличек (суффикс, окончание).

9 . Игра «Командная игра-цепочка»

Дидактическая задача: Дописать подходящие по смыслу существительные в винительном падеже.

Игровая задача: Сделать цепочку как можно длиннее.

  • Слушаю музыку, маму...
  • Пишу диктант, письмо,...
  • Строят башню, дом,... и т.д.

10.Игра «Твердый – мягкий»

Цель: создать условия для повторения правописания твердого и мягкого знаков.

Учащиеся делятся на две команды. Одна команда называется «Камень», другая – «Вата».Команда «Камень» встает, если я прочитаю слово с твердым знаком, если читаю слово с мягким знаком, встает команда «Вата».

Слова: съезд, въехать, вьюга, льет, подъезд, лью, объявление, колья, полозья, объезд, колосья, пью, съемка и т.п.

11.Игра: Будь внимателен.


Из предложенных стихотворений выписать с сочетаниями жи, ши:
1. Жили в хижине чижи,
Мыши, ежики, стрижи,
В гости к ним идут моржи
И жирафы и ужи.
2. Жилет, животное, живот,
Жирафы, живопись, живет,
Шиповник, шины, камыши,
Машины и карандаши,
Спешить, смешить,
Шипеть и шить.
Все сочетания ЖИ и ШИ
Только с буквой И пиши!

12.Игра: Словознайкин, дай ответ.

Цель: определить уровень развития детей, развивать память, мышление, речь.
Детям предлагается за определенное время вспомнить и записать как можно больше пословиц и поговорок, загадок и четверостиший, в которых встречаются слова и заданное правило – «Правописание слов с сочетаниями жи, ши». Например:
Пословицы и поговорки:
Жизнь дана на добрые дела.
Шила в мешке не утаишь.
Поспешишь –людей насмешишь.
Жизнь прожить - не поле перейти.
Дружба как стекло, разобьешь – не склеишь.
Загадки:
Два березовых коня
Через лес несут меня.
Кони эти рыжие,
А зовут их…(лыжами).

Он высокий и пятнистый

С длинной, длинной шеей,

А питается он листьями,

Листьями деревьев (жираф)
Четверостишье:
Шила шубку – сшила юбку,
Шила шапку – сшила тапку!
Хорошая швея Наташа!

13.Игра: Замени букву.

Цель: активизировать умственную деятельность учащихся, развивать орфографическую и фонетическую зоркость, внимательность, логическое мышление.
Детям предлагается исходное слово с орфограммой, они изменяют в нем последовательно либо один, либо два звука, сохраняя при этом сочетание –чк-, и получают новые слова. Выигрывает тот, кто составит наибольшее количество слов.

Дочка ручка
бочка речка
ночка свечка
кочка печка
точка почка
тучка дочка
тачка ночка

14.Игра: Назови один предмет.

Цель: отработка способов проверки безударных гласных.
Учитель говорит слово, обозначающее много одинаковых предметов, а ученики называют один такой предмет и объясняют какую гласную надо писать в корне слова. За правильный ответ ряд получает очко. Победитель выявляется по количеству очков.
Примерный материал: слова: врачи, глаза, грачи, сады, тазы, шары, бока, дожди, дворы, кроты, моря, ножи, плоды, поля, рога и т. д.

15.Игра: Большая буква.
Цель: закрепление правила написания заглавной буквы в словах.
Оборудование: у каждого ученика набор сигнальных карточек.
Учитель предлагает классу внимательно послушать стихотворение. Затем учащиеся отмечают сигнальными карточками, все правила написания большой буквы, о которых говориться в стихотворении. Далее нужно защитить каждый свой ответ, т. е. объяснить какое правило зафиксировано. Выигрывает тот, кто сумеет защитить все сигнальные карточки.

Буква обычная выросла вдруг, Ставится буква
Выросла выше букв – подруг У строчки в начале,
Смотрят с почтением Чтобы начало мы замечали.
На букву подруги, Имя, фамилия
Но почему? Пишутся с нею,
За какие заслуги? Чтобы заметнее быть и виднее,
Чтобы звучали громко и гордо
Буква расти не сама захотела, Имя твое
Букве поручено важное дело: Имя улицы, города.
Ставиться в слове Буква большая -
Не зря и непросто Совсем не пустая,
Буква такого высокого роста.

В букве большой -
Уважения знак.(С. Измайлов)

16.Игра: Пол-минутки для шутки.

Цель: закрепить правописание заглавной буквы в кличках животных.
Оборудование: на доске записаны названия тех животных, которые встречаются в стихотворении Ю. Черных: собака, курица, корова, кошка, лошадь.
Учитель просит детей внимательно послушать стихотворение и сказать, что в нем не так. Правильный ответ поощряется игровым жетоном. Одни дети дописывают на доске к названиям животных - клички, а остальные выполняют эту работу в тетради.
Жили - были дед, да баба
С маленькою внучкою.
Кошку рыжую свою
Называли Жучкою,
А Хохлатой они
Звали жеребенка,
А еще у них была
Курица Буренка,
Собачонка Мурка,
А еще два козла,-
Сивка и Бурка.

17.Дидактическая игра «Будь внимателен».
Цель: активизировать память, внимание, словарный запас, опираясь на знание правил.
Из предложенных стихотворений выписать слова с сочетаниями жи, ши:
1. Жили в хижине чижи,
Мыши, ежики, стрижи,
В гости к ним идут моржи
И жирафы и ужи.
2. Жилет, животное, живот,
Жирафы, живопись, живет,
Шиповник, шины, камыши,
Машины и карандаши,
Кружить, служить, дружить и жить,
Спешить, смешить,
Шипеть и шить.
Все сочетания ЖИ и ШИ
Только с буквой И пиши!