Специфика образовательной среды среднего общего образования. Особенности современной образовательной среды

Образовательная программа МОУ Пычасская средняя общеобразовательная школа разработана на основе государственных образовательных стандартов и примерных образовательных учебных программ (Типовое Положение об общеобразовательном учреждении, п.36). Педагогический коллектив руководствуется требованиями нормативных актов, определяющих обязательный нормативный минимум содержания и требования к уровню подготовки обучающихся.

Образовательная программа МОУ Пычасская средняя общеобразовательная школа представляет собой нормативно-управленческий документ, характеризующий два аспекта ее деятельности: специфику содержания обучения, воспитания и развития учащихся и особенности организации, кадрового и методического обеспечения педагогического процесса и инновационных преобразований педагогической (дидактической и воспитательной) системы. В школе создана перспективная образовательная программа. Статья 9 Закона «Об образовании» закрепила необходимость такого документа и дала его определение:

«Образовательная программа – нормативно-управленческий документ, с одной стороны определяющий, сод ержание образования, соответствующего уровням направленности, а с другой стороны, характеризующий специфику содержания образования и особенности учебно-воспитательного процесса и управление данного учебного заведения».

Проект «Образовательная программа» - долгосрочный проект социального и учебно-образовательного типа.

Педагогическая система школы спроектирована как открытая система.

Школа является частью всей социальной системы, и её жизнедеятельность в значительной мере обусловлена воздействиями, идущими из широкого окружения. Школа может посредством своей деятельности активно влиять на свою окружающую среду, то есть выступать как система адаптивная и одновременно адаптирующаяся.

Формирование образовательной среды

Раздел 1.

Предназначение школы. Основные средства реализации предназначения ОУ.

Пычасская средняя общеобразовательная школа, являясь муниципальным общеобразовательным учебным заведением, ориентирована на обучение, воспитание и развитие учащихся с учетом их индивидуальных (возрастных, физиологических, психологических, интеллектуальных и других) особенностей, образовательных потребностей и возможностей, личностных склонностей. Это достигается путем создания в школе адаптивной педагогической системы и благоприятных условий для умственного, нравственного, эмоционального и физического развития каждого школьника. Педагогическая система базируется на раннем выявлении склонностей, интересов, природных задатков детей. Ведущие направления обучения, воспитания и развития - эстетическое, нравственное и физическое совершенствование учащихся.

Управление школой осуществляется на основе демократии, гласности, соуправления. Непосредственное управление педагогическим процессом реализуют директор школы и его заместители по учебной, воспитательной и хозяйственной работе.

Образовательная программа школы - это целостная система мер по гуманизации и гуманитаризации, дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания школьников, учитывающая потребности обучаемых, их родителей, общественности и социума.

Школа расположена на территории МО «Пычасское», в двадцати километрах от районного центра города Можги. В микрорайоне школы находятся дошкольные учреждения «Колосок» - детский сад № 1 и «Белочка» - детский сад № 2; Дом детского творчества; Детская школа искусств; больница; поселковая библиотека. Родители учащихся трудятся в сельском хозяйстве, в социальной сфере, на предприятиях, находящихся на территории посёлка, города Можги. Многие работают в городе Ижевске и выезжают за территорию Удмуртской Республики (работают вахтовым методом).

Большинство семей проживают в отдельных благоустроенных квартирах, создают условия для успешного обучения ребёнка.

8. Ориентация в ценностях отечественной и мировой культуре.


Естествознание

1. Научное объяснение явлений природы наблюдаемых в повседневной жизни, сформированность начального мировоззрения о мире и окружающей среде.

2. Химическая грамотность.

3. Экологическая грамотность.

4. Способность устанавливать причинно-следственные связи между явлениями природы.


Искусство

1. Способность отличать произведения искусства от произведений псевдоискусства.

2. Ориентация в главных исторических и культурных памятниках стран изучаемых языках.

3. Ориентация в ценностях отечественной и мировой культуры.

4. Свободная ориентация в памятниках и центрах культуры среды обитания.


Физическая культура

1.Валеологическая грамотность (соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил, умение оказать первую помощь себе и другим, знание и соблюдение норм здорового образа жизни).

3. Регулирование своего физического и психологического состояния с помощью специальных упражнений.


Технология

1. Техническая грамотность (использование бытовой техники).

2. Умение использовать персональный компьютер как средство получения необходимой информации.


«Содержание компетентности»

Образовательная область

Общекультурная компетентность и элементы допрофессиональной и мет одологической компетентности

Филология

1. Умение вести диалог на английском языке в стандартных жизненных ситуациях

2. Умение анализировать художественное произведение с учётом его жанровой специфики; осознавать личность автора и произведение в контексте культуры, эпохи современности.

3. Нахождение необходимых и достаточных концептуальных оснований для сопоставления художественных произведений на уровне внутри- и межпредметных связей.

4. Пользоваться словарями справочниками различного уровня, включая Интернет.


Математика

1. Свободная ориентация в базовых математических понятиях.

2. Умение прогнозировать ответ задачи и оценивать полученный результат.

3. Знание места математики как науки в истории развития человечества.

4. Умение применять приёмы решения математических задач при решении задач в различных областях знаний .

5. Наличие представлений об информации, её видах, свойствах, измерении и об информационных процессах.

6. Владение технологией обработки различных видов информации.


Обществознание

1. Овладение научными знаниями о человеке и умение ими оперировать в целях самопознания, самосовершенствования.

2. Осознание роли человека в преобразовательной деятельности и осознание возможных последствий деятельности человека против самого себя.

3. Усвоение системы знаний об общечеловеческих гуманистических ценностях, восприятие их как важнейших жизненных критериев.

4. Знание законов микро- и макроэкономики, ориентация в мире потребительских ценностей.

5. Умение работать с периодической печатью, научными изданиями.

6. Активная гражданская позиция.

7. Соблюдение правил, норм поведения и законов общества.

8. Ориентация в мире профессий, знание своих профессиональных возможностей.



Естествознание

1. Применение полученных знаний, умений, навыков для осознания соблюдения правил экологического поведения.

2. Использование обобщённых и систематизированных знаний для перенесения в новую жизненную ситуацию, для решения новых жизненных проблем.

3. Умение планировать и проводить наблюдения и эксперименты, прогнозировать их результаты, систематизировать данные по различным основаниям (таблицы, графики, диаграммы), формулировать теоретические выводы.

4. Умение применять полученные знания в повседневной жизни (выбор витаминно-минеральных комплексов и лекарственных препаратов, продуктов питания, обращение с химическими веществами, выбор косметических средств и т.д.)


Искусство

1. Способность интерпретации видов искусств с учётом их художественного языка.

2. Истолкование произведений искусства на основе их целостного восприятия.


Физическая культура

1. Способность брать на себя ответственность за своё здоровье и здоровье окружающих.

2. Эстетическая культура тела.

3. Саморегулирование своего физического состояния.


Технология

1. Знание о современном информационном обществе.

2. Владение технологией обработки различных видов информации с помощью компьютера.


Интеграция областей

1. Толерантное отношение к действительности (в суждениях, поведении, оценке событий).

2. способность к самооценке.

3. Умение работать в компьютерных сетях и владеть Интернет-технологиями.

4. Умение выбрать адекватную модель своего поведения.

Введение
Введение характеризует социальную значимость и научную актуальность темы. Во введении следует обосновать выбор темы, ее актуальность, отразить причину исследовательского интереса к ней, сформулировать научную проблему, показать степень ее разработанности в отечественной и зарубежной науке, раскрыть цели и задачи работы; описать теоретические и методологические основы работы, определить объект и предмет, сформулировать гипотезу исследования.
Основная часть
Основное содержание работы располагается в главах между введением и заключением. Основная часть, как правило, не может состоять лишь из одной главы, она состоит из двух глав.
Первая глава по содержанию представляет собой теоретическую часть, которая должна иметь свой заголовок. В этой главе имеет смысл остановиться примерно на следующих аспектах изучаемого психолого-педагогического явления:
· обозначение проблемы или группы проблем, рассматриваемых педагогической психологией по данному вопросу;
· определение основных понятий;
· история изучения, основные взгляды на явление в педагогической психологии и, возможно, в других отраслях психологии, других науках;
· функции явления;
· виды явления;
· структура явления;
· связь с другими явлениями;
· формирование и развитие явления (факторы, условия, механизмы, этапы);
· проявления явления и т.п.
Предложенная схема дана лишь для ориентировки и окончательная структура первой главы будет зависеть от выбранной темы, наличия и доступности литературы, структуры работы в целом.
При изложении идей, имеющих авторство, необходимо соблюдать правила цитирования: цитируемый текст приводится точно, без искажений, пропуски в авторском тексте обозначаются многоточием; текст берется в кавычки, затем в скобках указывается фамилия автора, номер в списке литературы и номер цитируемой страницы.
После работы над первой главой должны быть кратко изложены выводы по главе.
Вторая глава предполагает разработку модели развивающей образовательной среды (по Ясвину В.А.) с учетом методологических основ.
Модель развивающей образовательной среды учреждения (согласно теме) может быть представлена в виде рисунка, или описана в тексте 2-й главы.
По итогам также делаются выводы.
Заключение содержит краткое изложение всей работы и собственных мыслей в связи с представленной в работе проблемой. Можно остановиться на основных результатах, полученных в ходе работы, представить перспективы дальнейшей работы, над проблемой, сформулировать некоторые рекомендации.
В целом можно сказать, что введение и заключение выполняют функцию некой смысловой рамки основной части работы: введение предваряет знание, а заключение демонстрирует новую качественную ступень в понимании проблемы.
Список использованных источников

Особенности образовательной среды современной профильной школы

ваний: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 208 с.

2. Инновационные процессы в образовании. II. Интеграция российского и западноевропейского опыта: сборник статей / под ред. Г. А. Бор-

довского. - СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 1997. -285 с.

3. Клинберг Л. Проблемы теории обучения: Пер. с нем. - М.: Педагогика, 1984. - 256 с.

4. Оконь В. Введение в общую дидактику. -М.: «Высшая школа», 1990. - 382 с.

И.А. ПОГОДИНА ОСОБЕННОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ СОВРЕМЕННОЙ ПРОФИЛЬНОЙ ШКОЛЫ

В статье анализируются причины недостаточной эффективности профильного обучения. Решение данной проблемы автор видит в создании особой педагогической среды, включающей личностные механизмы учения, воспитания и развития, способствующие социализации учащихся и подготовке к освоению программ профессионального образования.

Различные способы организации образовательной среды и пути оптимизации ее воздействия на личность школьника являются сегодня актуальной педагогической проблемой.

Наиболее существенное влияние на ребенка, безусловно, оказывает социальная среда (как ближайшее, так и отдаленное окружение), включающая в себя такие характеристики как общественный строй, система общественных и производственных отношений, материальные условия жизни, характер протекания социальных процессов и т.д. Не последнее место в этом ряду занимает и среда образовательных учреждений.

Профильное обучение, рассматриваемое как вид личностно-ориентированного обучения, как средство дифференциации и индивидуализации обучения, нацелено на раскрытие и реализацию потенциала каждого учащегося. Практика его реализации на старшей ступени основного образования побуждает педагогов пересмотреть традиционные представления об образовательных процессах как линейных траекториях, по которым нормативно должен двигаться ученик. Возникает объективная потребность в определении как

внутренних процессов становления и развития растущего человека, так и способов его взаимодействия с образовательной средой.

На сегодняшний день задача создания целостной эффективной модели образовательной среды старшей школы, отвечающей государственнообщественным интересам и интересам личности, адекватной особенностям юношеского возраста и мировым тенденциям в сфере образования, остается нерешенной.

Зачастую выбор школой направлений профи-лизации осуществляется не на основе учета реальных образовательных потребностей учащихся, а в силу сложившихся традиций, профессиональной компетентности педагогов, возможностей установления партнерских связей с близлежащими профессиональными учебными заведениями. Это не может не отражаться на отношении учащихся к профильному обучению. По результатам различных исследований, проведенных в школах, осуществляющих профильное обучение, от 18 до 43% выпускников профильных классов поступают в профессиональные учебные заведения другого профиля; от 13 до 27% не удов-

© И.А. Погодина, 2009

Педагогика

Сегодня большинство педагогов, обращающихся к данной проблеме, сходятся на том, что системные инновации, связанные с построением профильной школы, позволяют рассматривать профильное образование как ведущее условие воспитания молодого человека. В связи с этим, профильную школу нельзя рассматривать только с позиции представляющихся возможностей углубленного изучения отдельных предметов. В ее организации должны быть заложены целевые ориентиры воспитания, которые могут реализоваться под влиянием особой педагогической среды, включающей личностные механизмы учения, воспитания и развития, способствующие социализации учащихся и подготовке к освоению программ профессионального образования.

Под образовательной средой (В.И. Панов, В.А. Ясвин и др.) понимается система педагогических и психологических условий и влияний, которые создают возможность для раскрытия как еще непроявившихся, так и для развития уже проявившихся интересов и способностей учащихся в соответствии с присущими каждому индивиду природными задатками и требованиями возрастной социализации. Все это в полной мере относится и к образовательной среде профильной школы, которая в соответствии с особенностями современной ситуации общественного развития, становится все более открытой социальной системой, которая развивается в направлении гуманитаризации содержания образования, информатизации всех сторон образовательного процесса, развития самоуправления и демократизации отношений субъектов образовательной деятельности.

Представление об образовательной среде как факторе и условии формирования личности позволяет под образовательной средой современной профильной школы рассматривать систему упорядоченного взаимодействия социального, пространственно-предметного и психодидактического компонентов, в результате которого создаются условия и средства профильного обучения, профессионального воспитания и личностного развития учащихся, соответствующие современной социокультурной ситуации развития общества.

Таким образом, проектирование образовательной среды профильной школы предполагает:

Создание образовательного пространства, предоставляющего учащимся и педагогам возможность выбора различных образовательных технологий, форм деятельности и иных условий, обеспечивающих удовлетворение индивидуальной потребности учащихся в профильном обучении, профессиональном воспитании и социализации;

Создание различных общностей между учащимися и педагогами и между самими учащимися на основе включения их в различные виды учебной, коммуникативной, исследовательской, проектной, художественной, спортивной и иных видов деятельности, необходимых для социализации учащихся и их профессионального самоопределения;

Создание ситуаций взаимодействия, в рамках которых происходит встреча учащегоя, педагога и других субъектов образовательного процесса с образовательной средой как «материалом» для создания своего индивидуального образовательного пространства;

Превращение учебного материала в средство создания проблемно-развивающих профориентационных ситуаций, а учащегося - в субъекта деятельности по их разрешению.

С учетом специфики задач, решаемых современной профильной школой, при проектировании ее образовательной среды необходимо опираться на применение таких образовательных технологий, которые, с одной стороны, соответствуют индивидуальным и социальным особенностям и закономерностям развития школьника, а, с другой стороны, активизируют субъектную позицию учащегося в построении индивидуального образовательного пространства.

Внедрение данных технологий предусматривает возможности:

Привлечения педагогов других образовательных учреждений;

Сетевого взаимодействия, дистанционного обучения, обучения на базе учреждений профессионального образования;

Взаимодействия с учреждениями и организациями ближайшего социокультурного окружения;

Осуществления экскурсий на предприятия, в учреждения и учебные заведения города;

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2009, том 15

Информационная культура как отражение культурно-нравственного содержания личности...

Организации профессиональных проб, социальных практик.

Необходимо обеспечить осведомленность родителей и учащихся об образовательной программе профильной ступени обучения, предусмотрев различные формы и методы осуществления этой деятельности, в том числе с использованием информационных технологий.

Важным условием эффективности данной модели, с нашей точки зрения, является ее направленность на обеспечение активности участников образовательного процесса:

Активности педагогов в расширении возможностей для осуществления профильного образования учащихся,

Активности учащихся в расширении индивидуального образовательного пространства,

Активности родителей во взаимодействии со школой для решения проблем профильного образования учащихся.

Учет особенностей образовательной среды профильной школы при ее проектировании позволит гуманизировать профильное образование, осуществлять педагогическое влияние опосредованно через организацию индивидуального образовательного пространства, в котором происходит развитие учащегося.

Библиографический список

1. Образовательная система школы: проектирование, организация, развитие / под ред. В.А. -Ясвина и В.А. Карпова. - М.: «Смысл», 2002.

2. Панов В.И. Экологическая психология: Опыт построения методологии. - М.: Наука, 2004.

3. Ясвин В.А. Экспертиза школьной образовательной среды. - М., «Сентябрь», 2000.

4. Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. - М., «Смысл», 2001.www.yasvin.ru

УДК 378 Д.Ф. ВАРЗИН

ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА КАК ОТРАЖЕНИЕ КУЛЬТУРНО-НРАВСТВЕННОГО СОДЕРЖАНИЯ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТА

XXI век только начался, но он уже назван веком информационных технологий. Ведущие деятели науки, культуры и образования как в России, так и за рубежом, единодушно определяют роль информационных телекоммуникаций в формировании нового мировоззрения. Это явление по силе воздействия на сознание человечества можно сравнить только с появлением книгопечатания. Интернет даёт возможность выйти на коммуникативный уровень с внешним миром, миром новой информации и людьми, которые живут и работают в любой точке земного шара. Человек XXI века уже совершенно другой по сво-

ей сути, он очень отличается от человека, живущего только в реальном мире. Практика электронной почты, знакомство с интернет - всё это и другие информационные технологии оказывают существенное влияние на психологические и мировоззренческие качества не только школьника и абитуриента, но и современного студента. У первокурсника, например, сложный период адаптации совпадает с периодом перехода из подросткового в юношескую пору взросления, поэтому компьютерные игры еще какое-то время составляют интерес. Так, из 100% опрошенных нами студентов-первокурсников (35 человек) 83% ис-

Современная образовательная среда как фактор обеспечения качества образовательного процесса.

Создание развивающей среды для педагогов и учащихся – это одно из важнейших направлений деятельности образовательных учреждений, предусматривающих обеспечение санитарно-гигиенических условий внутришкольной среды, создание условий для обучения и воспитания, создание психологической комфортности.

Основные принципы, лежащие в основе создания развивающей среды в образовательном учреждении:

  1. Демократизация (распределение прав, полномочий и ответственности между всеми участниками образовательного процесса).
  2. Гуманизация (равнодоступный для каждой личности выбор уровня, качества, направленности образования, способа, характера и формы его получения, удовлетворение культурно-образовательных потребностей в соответствии с индивидуальными ценностными ориентациями. Переориентация образовательного процесса на личность ученика).
  3. Гуманитаризация образовательных программ (соотношение и сочетание учебных предметов и информации, применение таких технологий обучения, которые обеспечивают приоритет общечеловеческих ценностей, целостность, последовательность, преемственность и опережающий характер обучения).
  4. Дифференциация, мобильность и развитие (обеспечение учащимся по мере их взросления, социального становления и самоопределения возможности передвижения: смена класса, выбор профиля, направленности образования).
  5. Открытость образования (предоставление возможности общего образования на любой ступени, любом уровне: базисном и дополнительном).

Все эти принципы становятся руководством к действию в школе, где одним из основных направлений является создание развивающей среды для учителя и ученика. При этом основная функция современной школы – целенаправленная социализация личности: введение ее в мир природных и человеческих связей и отношений, погружение в материальную и духовную культуру посредством передачи лучших образцов, способов и норм поведения во всех сферах жизнедеятельности. Осуществление этой функции предполагает, с одной стороны, удовлетворение потребностей индивида, группы, общества, с другой – формирование общей культуры личности, ее социальной ориентированности, мобильности, способности адаптироваться и успешно функционировать.

Для того чтобы оценить, насколько успешно идет процесс по созданию развивающей среды для педагогов и учащихся, анализируются следующие показатели деятельности:

  1. Инновационная деятельность школы – обновление содержания образования (базисного и дополнительного компонентов, программ обучения и воспитания); обновление педагогических технологий, методов и форм работы (методики освоения программ, преобладание индивидуальных или групповых форм организации познавательной деятельности над общеклассными).
  2. Организация учебно-воспитательного процесса – самоуправление, сотрудничество учителей, учащихся и их родителей в достижении целей обучения, воспитания и развития; совместное планирование и организация деятельности ученика и учителя как равноправных партнеров; разделение ответственности за результаты УВП между учеником и учителем; высокий уровень мотивации участников педагогического процесса; комфортная среда для всех участников целостного педагогического процесса; право выбора содержания, профиля, форм получения образования учащимися.
  3. Эффективность учебно-воспитательного процесса – сравнение соответствия конечных результатов запланированным (степень воспитанности и обученности учащихся, их начитанность и глубокое познание какой-либо области науки, отношение учебе, труду, природе, общественным нормам и законам, отношение к себе).

Деятельность школы в режиме создания развивающей среды для всех участников образовательного процесса делает необходимым определение новых подходов и управлению. Ведущее место занимает стимулирующая мотивационная управленческая деятельность как учащихся, так и учителей. Наряду с моральными поощрениями необходимо применять и материальные вознаграждения (премии для учащихся, надбавка к зарплате учителей за инновационную образовательную деятельность и др.). Изменяется и характер контроля. Жесткий контроль сверху переходит в режим самоконтроля. Новое содержание функций управления школой становится движущей силой, позволяющей преобразовать деятельность из функционирующей в развивающую.

Созданию в школе развивающей среды способствуют:

  1. Концепция и программа развития школы.
  2. Моделирование УВП как системы, помогающей саморазвитию личности.
  3. Проведение в школе инновационной исследовательской работы.
  4. Сплоченный общностью цели коллектив учителей и учащихся.
  5. Организация оптимальной системы управления.
  6. Система эффективной научно-методической деятельности.
  7. Учебно-материальная база, достаточная для формирования развивающей среды.
  8. Набор альтернативных образовательных услуг в соответствии с потребностями участников педагогического процесса.

Деятельность школы в режиме создания развивающей среды подразумевает и особые управленческие действия администрации. Это могут быть, например, изучение образовательных потребностей детей, желаний родителей; возможностей педагогического коллектива работать в новых инновационных условиях; определение зоны ближайшего развития каждого участника педагогического процесса; выбор системы (технологии) обучения, воспитания и развития для каждой ступени и т.д. Создание таких условий позволит ученику реализовать свое право на образование в соответствии со своими потребностями, способностями и возможностями. Учитель же сможет развить свои профессиональные и личные качества. Он обеспечивает условия для перевода ребенка из объекта в субъект воспитания, дает ребенку возможность быть самим собой, не преподает, а организует учебно-познавательную деятельность. Коллектив работает в творческом поисковом режиме.

Основные направления

по созданию развивающей среды.

Родители стоят перед выбором образовательного учреждения для своего ребенка.

Очень важно, чтобы с первого дня юного ученика окружала комфортная развивающая среда, наличие возможности развивать свои индивидуальные личностные способности, заботливые и чуткие педагоги, создающие для детей благоприятный психологический климат.

Если для педагога и ученика будут созданы условия для развития личности в социальном, психическом и физическом аспектах развития, то развивающая среда для педагогов и учеников в общеобразовательном учреждении будет создана.

Создание развивающей среды в ОУ предполагает

для педагога:

  1. наличие концепции непрерывной подготовки и переподготовки кадров;
  2. соответствие целей и задач развития образования в школе целям и задачам развития творческого потенциала учителей;
  3. создание условий для успешного формирования творческого потенциала учителей (материальных, юридический, санитарно-гигиенических и т.д);
  4. создание условий для педагогических исследований, эксперимента и научного творчества;
  5. создание в педагогическом коллективе психологической атмосферы, которая обеспечивает каждому педагогу психологический комфорт и оптимальный интеллектуальный режим, культурный уровень педагогического труда;
  6. обеспечение педагогов школы психологическим обслуживанием (психологические тренинги, консультирование по личным и профессиональным вопросам, вооружение психологическими знаниями);
  7. осуществление такого управления педагогическим коллективом, которое мотивировано на успех каждого педагога;
  8. удовлетворение потребностей педагогов в способах педагогической деятельности, направленной на успех (предоставление возможности обучать по новым технологиям, использовать в педагогической деятельности аудио-, видеотехнику, компьютер, разрабатывать авторские программы);

для ученика:

  1. организация учебно-воспитательного процесса на основе:

Выявления особенностей ученика как субъекта;

Признания субъективного опыта ученика как самобытности, самоценности;

Построения педагогических воздействий с максимальной опорой на субъективный опыт ученика;

2. воспитание школьников в соответствии с моделью развитой личности в психологическом (высокое сознание, развитое мышление, большая внутренняя и моральная сила, побуждающая к действию), социальном (моральное самообеспечение, адекватная оценка своего «я», самоопределение), физическом (нормальная деятельность организма, поддержка умственного и психического развития) аспектах;

3. наличие системы психологической и педагогической диагностики, результаты которой закладываются в основу личностно ориентированного обучения школьников;

4. развитие у школьников умений самостоятельно добывать знания;

5. создание в ученическом коллективе психологической атмосферы, которая обеспечивает каждому ребенку психологический комфорт и оптимальный интеллектуальный режим, культурный уровень ученического труда;

6. создание условий для успешного развития школьников;

7. создание условий для развития у детей социальной адаптации, жизненной защищенности, эффективной представленности в мире сегодня и завтра.

Создание развивающей среды предполагает образование центра дополнительного образования в школе. Он строится на основе модели, подразумевающей организацию учащихся во второй половине дня в группы, различные по направлениям (познавательной, творческой, развивающей) деятельности, формам организации и возрастному составу.

Думать о создании комфортной развивающей среды для ученика необходимо еще до поступления ребенка в школу. С этой целью разрабатывается комплексно-целевая программа по осуществлению преемственности между детским садом и начальной школой, начальной школой и средним звеном. При составлении данной программы возможны следующие направления деятельности школы:

Изучение психологических возможностей детей дошкольного и младшего подросткового возраста;

Сравнение содержания изучаемых предметов и согласование основных программных тем, обеспечение условий для повторения учебного материала;

Согласование методов и приемов обучения в 4-х и 5-х классах, обеспечение условий "мягкой" адаптации учащихся 5-х классов к новым формам обучения;

Создание благоприятных условий для адаптации учащихся 1-ых классов;

Анализ адаптационного периода, выявление трудностей, разработка мероприятий для их преодоления.

Важность проблемы преемственности между детским садом и начальной школой, начальным и средним звеном определяется тем, что с переходом в 1-е и 5-е классы у школьников начинается сложный период адаптации, который связан с изменениями в организации обучения, со сменой его форм и методов, режима дня, увеличения нагрузки и т.д.

Учителя начальной школы должны хорошо знать особенности раннего развития личных качеств. Это позволит обеспечить легкий и естественный переход ребенка в школу.

Вместе с тем учителя основной школы, работающие с пятиклассниками, часто недооценивают те психолого-физиологические изменения, которые происходят с младшими подростками в этот период. Дело в том, что у них начинается первый период полового созревания и происходящие при этом процессы часто отрицательно сказываются на познавательной деятельности детей. Так, пятиклассники медленнее читают, пишут, им требуется больше времени на решение логических задач, несколько снижается объем памяти, внимания. Многие подростки становятся раздражительными, неадекватно реагируют на замечания взрослых, капризничают, проявляют упрямство. Все это учителя и родители часто считают проявлением испорченности ребенка, начинают его "воспитывать", что еще больше усугубляет отрицательное поведение подростка. Что же делать? Необходимо постараться понять ребенка, предоставить ему право самому решить проблему, не реагировать бурно на проявление его упрямства и несдержанности. Очень важно не увеличивать сразу учебную нагрузку школьников 5-6 классов, иначе, с учетом их психологического состояния, может наступить стресс и возникнуть отрицательное отношение к учебе.

Для устранения трудностей, связанных с адаптацией учащихся при переходе из детского сада в начальную школу и из начальной школы в среднее звено, в школе создана психологическая служба. С этой же целью разработана и комплексно-целевая программа преемственности между детским садом начальной школой, начальной школой и средним звеном.

В последнее десятилетие в современном обществе центральной идеей является сохранение здоровья подрастающего поколения, как основополагающего фактора будущего благополучия государства. Необходимым условием для создания в образовательном учреждении развивающей среды для учителя и ученика является определение единого подхода к решению вопросов формирования, сохранения и укрепления здоровья, основанном на научном обосновании оздоровительного, воспитательно-образовательного процесса, организованного с учетом индивидуальных и возрастных адаптивных особенностей и возможностей обучающихся, социально-гигиенической, санитарно-эпидемиологической обстановки, в которой находится школа – другими словами, способствовать созданию здоровьесберегающей среды с учетом показателей физического, психического и социального здоровья.

Формирование здоровье сберегающей среды возможно только при условии широкой интеграции учреждений базового и дополнительного образования, целенаправленной социальной политики административно-управленческих структур, опирающейся на накопленный научно-практический и организационный опыт по использованию современных информационных технологий, средств и методов сохранения, укрепления физического, психического и социального здоровья обучающихся и педагогов, их адаптации к воспитательно-образовательному процессу, профилизации, сопровождаемой социализацией личности.

В последнее время кардинально изменились приоритеты в обучении. Целенаправленное и интенсивное комплексное развитие способностей ребёнка становится одной из центральных задач образовательного процесса. Модернизация образования ориентирует школу не только на усвоение обучающимися определённой суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей.

Новые информационные технологии – достаточно сильный фактор влияния на развитие образовательной среды. Процессы информатизации общества в целом находят несомненное отражение в практике современной школы. Явление, только наметившееся в конце 18 века, когда количество социально-значимой информации стало значительно увеличиваться в течение одной человеческой жизни и переработка всей этой информации стала практически непосильной для одного человека, приобрело всеобъемлющий характер сегодня. "Информационный взрыв", о котором писал С.Лем, стал ежедневной реальностью каждого человека. Создание развивающей среды как для учителя, так и для ученика невозможно без информатизации школы. Это является естественным продолжением работы школы по программе развития, прежде всего, и отражением изменяющихся условий функционирования образования в современном обществе. Мы работаем в одном из главных направлений - развитие педагогической культуры: использование современных технологий и методик обучения, предусматривающих субъект-субъектные отношения, направленных на гуманизацию обучения, простраивание партнерских связей, обеспечивающих собственную образовательную деятельность всех участников образования, ориентированных на получение компетенций.