Какой ай кью средний. Какое айкью должно быть у человека

Юдинцев Павел, IQ: 110
26.02.2020 в 20:42, за время: 56:56
Результат 110. Упражнение выполнял с листочком, для записи цифр. Продолжительность сна этой ночью 4 часа. Вывод, если хорошо выспаться и записывать промежуточные результаты на лист, можно вполне достигнуть 120-130 баллов.

Павел, IQ: 90
23.02.2020 в 07:19, за время: 04:08
Очень отличный IQ я горд своим результатом

Инна, IQ: 100
22.02.2020 в 00:29, за время: 01:00
Спасибо, очень интересный тест. Было любопытно узнать свой IQ

Елена, IQ: 100
21.02.2020 в 23:26, за время: 01:00
Добрый день. Тест прошла. Набрала 100 баллов. Спасибо

Рина, IQ: 100
21.02.2020 в 17:59, за время: 27:22
Результатом конечно недовольна. ........

Дарья, IQ: 85
21.02.2020 в 15:07, за время: 01:00
Очень интересный тест,прошла бы с удовольствием ещё раз

Платон, IQ: 85
21.02.2020 в 12:30, за время: 04:10
я делал наугад я даже не старался это всё что я могу сказать

Анна, IQ: 110
19.02.2020 в 17:08, за время: 30:13
Развивайся дальше, повышай свой IQ Век живи, Век учись

Алла, IQ: 140
19.02.2020 в 11:42, за время: 14:01
Интересный тест, есть над чем подумать

Margarita , IQ: 100
17.02.2020 в 15:50, за время: 01:00
Очень сильно напрягается мозг, тест заставляет думать

Alex, IQ: 100
17.02.2020 в 01:08, за время: 01:00
Хороший тест, заставляющий быстро думать

CCCP, IQ: 85
16.02.2020 в 16:59, за время: 01:00
Ну впринципе норм тест мне понравилось надеюсь я гений)

Роман, IQ: 120
16.02.2020 в 10:17, за время: 22:34
Как узнать где неправильные ответы кто знает?

Виктория, IQ: 110
15.02.2020 в 23:02, за время: 02:37
Для вечернего времени тест просто жесть, очень сильно надо напрягаться

Елена Гусакова, IQ: 100
15.02.2020 в 21:51, за время: 28:27
Наверное можно было и лучше, но меня устроил результат

Елена Гусакова, IQ: 95
15.02.2020 в 21:21, за время: 33:10
Можно было получить больший результат, потратив больше времени

Виктория, IQ: 110
15.02.2020 в 19:09, за время: 03:42
Спасибо за тест, все круто. Вечером проходить тест после работы, очень сложно

Вячеслав, IQ: 100
15.02.2020 в 18:56, за время: 30:59
Я был в панике. Можно еще раз, но утром? =)

Аноним, IQ: 95
14.02.2020 в 20:28, за время: 01:00
После десятого начались сложности. Почти все слова не знал=))))) Для моего возраста(12 лет) это не так уж плохо

Баходир, IQ: 80
14.02.2020 в 20:13, за время: 01:00
Всё отлично рекомендуюю всем проходить тест IQ именно тут

Екатерина, IQ: 90
14.02.2020 в 18:56, за время: 18:29
если честно, я думала будет меньше (с учётом того что мне 12)

Валерий, IQ: 160
14.02.2020 в 12:43, за время: 01:00
Тест пройти не сложно,если забыть о лимите времени.Если время ограничено,результат будет хуже.А как отложить вопрос,чтобы возвратиться к нему позже?

jzem, IQ: 85
13.02.2020 в 08:52, за время: 08:19
я прошел данный тест за 7 с половиной минут. посидел бы, подумал - был бы результат выше.

Никита 15 лет, IQ: 110
12.02.2020 в 13:37, за время: 15:26
IQ 110 неплохо,даже неожиданно... Можно успокоиться насчёт себя

Мухаммад, IQ: 80
12.02.2020 в 03:31, за время: 06:36
до 10-го вопроса отвечал сам, а на остальные 20 мой кот.

Артур, IQ: 95
11.02.2020 в 23:21, за время: 31:00
Спасибо за тест, было сложно, особенно вечером)

Артем Замай, IQ: 80
11.02.2020 в 21:42, за время: 06:21
(0_0)Я не понимаю Ето что значит?А у моей кошки IQ:140 Как еето работаает?

Алексей, IQ: 95
11.02.2020 в 18:28, за время: 30:58
Достаточно не простой тест, многое приходилось вспоминать

10 класс, IQ: 85
11.02.2020 в 11:17, за время: 22:43
хороший тест. Спасибо за правильно выбранный тест

Ксения, IQ: 80
10.02.2020 в 23:17, за время: 01:00
Мне 12 лет, я ещё немного знаю и не во все разбираюсь!

Наташа, IQ: 80
10.02.2020 в 18:07, за время: 01:00
была очень интересна пабольше таких тестав.{мы с мамай пависилились}.{нам была очень интересна и увлекательна.

Михаил, IQ: 140
10.02.2020 в 14:01, за время: 15:48
Несложный тест для разминки мозга. Благодарю организаторов за возможность бесплатно проверить свои возможности.

Антон, IQ: 110
10.02.2020 в 08:27, за время: 01:00
Некоторые задания были действительно серьезными

Дмитрий, IQ: 125
08.02.2020 в 01:51, за время: 01:00
Интересный тест, задания странные,есть легкие и есть очень сложные

Виталий, IQ: 100
07.02.2020 в 19:46, за время: 21:28
Жалко, с возрастом немного растерял былой потенциал. Элементарно не смог в некоторых случаях уловить логическую связь.

Дамиля, IQ: 160
07.02.2020 в 08:33, за время: 01:00
Довольно сложно, не всё решила, но интересно!

Алекс, IQ: 85
06.02.2020 в 10:50, за время: 10:02
давно хотела пройти этот тест.спасибо за возможность

Ирина Кора, IQ: 80
06.02.2020 в 09:11, за время: 01:00
Надо поработать над развитием мозга на выходных

Илья, IQ: 75
06.02.2020 в 07:21, за время: 01:00
Этот тест маленько нормальный но я не понемаю почему у меня айкью 75 почему?

Александра, IQ: 140
06.02.2020 в 00:53, за время: 23:02
Интересно проходить тест, мозг начинает работать

Инесса Шмелькова, IQ: 125
05.02.2020 в 23:31, за время: 01:00
Далеко не самый тяжелый тест. Было пару непонятных заданий, в остальном - легко!

юрий, IQ: 110
05.02.2020 в 11:54, за время: 17:15
было интересно, но некоторые вопросы я так и не понял

Бобкова Рада, IQ: 110
04.02.2020 в 21:23, за время: 22:48
спасибо, я очень рада, что у меня высокий IQ. Очень Мотивирует

Зоя, IQ: 80
02.02.2020 в 18:49, за время: 02:47
Первый был 90 а следуюшие 80 маловато будит

fredericka_marsh, IQ: 95
02.02.2020 в 15:31, за время: 01:00
окей, а это нормально, что мне 13 и мой показатель iq 95 или этого мало?

Галина, IQ: 110
01.02.2020 в 17:02, за время: 01:00
Можно ли прокомментировать мои ответы, и сравнить их с верными?

Аяулым, IQ: 70
31.01.2020 в 05:16, за время: 01:00
Классное приложение. Рекомендую использовать это приложение.Супер

Алена, IQ: 100
30.01.2020 в 21:59, за время: 01:00
Хотелось бы разобрать ошибки, чтоб понять где были промахи. А так 100, впринципе, нормально)

Татьяна, IQ: 110
30.01.2020 в 21:09, за время: 22:12
110. Где-то так и не поняла логику. По другому тесту 135

вика, IQ: 90
30.01.2020 в 17:13, за время: 24:03
что делать аааааааааа:((((((((((((((((((((((((((((

Иван, IQ: 150
30.01.2020 в 12:09, за время: 21:06
Тест интересный, но не достаточно разнообразный. Задания простые и однотипные.

Татьяна, IQ: 90
30.01.2020 в 11:33, за время: 01:00
Очень интересно.Нужно больше таких тестов.

Богдан, IQ: 95
30.01.2020 в 00:47, за время: 29:15
хорошая тренировка для мозгов иногда полезно дать им встряску

Дарья 13 лет, IQ: 110
29.01.2020 в 20:50, за время: 01:00
Хороший, местами сложноватый тест. В целом понравился. (Результат 110 балов)

Роман, IQ: 150
29.01.2020 в 19:24, за время: 01:00
Неплохо. Бывало больше) Несколько устал в конце дня

роман, IQ: 100
29.01.2020 в 16:04, за время: 22:58
как это 100? я эти тесты как орешки раньше щёлкал

Константин М, IQ: 110
28.01.2020 в 23:25, за время: 27:13
Прикольно 2й раз прошел тест и результат 110)))

Сергей, IQ: 125
28.01.2020 в 15:22, за время: 25:21
Если бы не телефонные звонки можно было бы и повнимательней

Саетлана, IQ: 110
28.01.2020 в 10:58, за время: 01:00
Было интересно, результатом довольна. 110

татьяна, IQ: 100
27.01.2020 в 21:02, за время: 03:48
ес... выше среднего очень неплохой результат

Артём и Милена, IQ: 75
25.01.2020 в 19:57, за время: 10:20
крутой тест.мы дети нам по 12.мы набрали 75балов. мы в шоке

Ильяс., IQ: 80
25.01.2020 в 16:59, за время: 02:18
Cпосибо за IQ тест.Вы очень хорошие разробочики по IQ тесту.

Карина, IQ: 75
25.01.2020 в 15:32, за время: 01:00
Мне понравилось, разработчику спасибо

Оля, IQ: 75
24.01.2020 в 10:57, за время: 01:00
Интересно очень, хорошая работа и рисунки

Александр, IQ: 95
24.01.2020 в 08:47, за время: 20:12
Добрый день. Направляю вам на рассмотрение

Алексей, IQ: 110
23.01.2020 в 16:14, за время: 23:52
торопился некоторые задания, можно было догнать по числам

Вячеслав, IQ: 100
23.01.2020 в 15:25, за время: 37:38
Не понятный если честно сказать тест на IQ точно для дцб

Мельник Андрей Павлович, IQ: 85
23.01.2020 в 15:14, за время: 24:04
Недостаточно ответственно отнесся к тесту, отвлекали.

Айка, IQ: 110
23.01.2020 в 15:01, за время: 01:00
Не знаю, что сказать. Айкью как айкью, его показатель не должен меня как-либо расстраивать или наоборот, делать из меня звезду в собственных глазах.

Анатолий, IQ: 90
23.01.2020 в 13:48, за время: 01:00
Тест пройден, как то так. Что имеем то и получили

Олег, IQ: 100
23.01.2020 в 12:50, за время: 38:52
Думаю, что это субъективная оценка, т.к. всегда присутствует доля удачи или невезения))

Шамам, IQ: 140
23.01.2020 в 11:09, за время: 21:55
Хорошо! Хотела бы знать, где ошиблась.

Саид-Рустам, IQ: 75
23.01.2020 в 01:20, за время: 01:00
Интиресно, впечатляет, первый раз прохожу тестирование

Василий, IQ: 110
22.01.2020 в 23:32, за время: 25:59
Было бы не плохо отображать какие именно вопросы были отвечены верно, а какие нет. Потому что не ясно какие именно ответы были верными, а какие я угадал случайно.

Замир, IQ: 110
22.01.2020 в 20:56, за время: 28:33
Тесты с буквами не уловил. В остальном вроде как разобрался. Но казалось результат будет выше.

Евгений, IQ: 110
22.01.2020 в 20:07, за время: 01:00
Пройден тест 22.01.2020 для руководителя

Виталий, IQ: 110
22.01.2020 в 13:10, за время: 01:00
Было интересно, но довольно большое количество вопросов

Владислав, IQ: 90
22.01.2020 в 10:31, за время: 01:00
Думал что мой iq не привышет 70. Хотя 90 это тоже хорошо

Рияна, IQ: 60
21.01.2020 в 21:25, за время: 01:00
Классное приложение я с помощью ее узнала. Сколко у не айкью

Альбина, IQ: 70
20.01.2020 в 18:35, за время: 01:00
надеюсь это настоящая но мне 8 лет как бы не знаю для 8 лет может и нормально IQ 70 других на других IQ у меня было 100 110 может это неправильно было а это может и правильно

Иван, IQ: 130
19.01.2020 в 16:59, за время: 33:26
Хороший тест. надо быть внимательным и не торопиться.

Василий. , IQ: 120
19.01.2020 в 03:28, за время: 01:00
Совершенно не ожидал этого от себя! И раньше, всегда считал свой IQ низким) Спасибо!

Олег, IQ: 140
18.01.2020 в 22:14, за время: 30:49
Мало. Мне всегда мало... P.S. А алфавит-то перед глазами во время теста лучше иметь.

Елена, IQ: 100
18.01.2020 в 20:02, за время: 25:02
Я довольна пройденным тестом и его результатами.

Галия, IQ: 85
18.01.2020 в 10:03, за время: 13:21
Спасибо за интересную проверку себя и своего интеллекта

Елена, IQ: 110
18.01.2020 в 07:37, за время: 27:20
Хотела бы еще раз пройти, но, имея больше времени

Юлия, IQ: 90

Юлия, IQ: 90
17.01.2020 в 17:46, за время: 01:00
Тест интересный и любопытный. Некоторые задания были довольно однообразны и утомительны.

Антуан Гризманн, IQ: 110
15.01.2020 в 21:52, за время: 01:00
Хочу сказать, что этот тест является прекрасной возможностью узнать уровень своего интеллекта только для тех людей,которые могут и хотят узнать объективную информацию.

Альваро Мората, IQ: 125
15.01.2020 в 18:49, за время: 01:00
Смирение - ключ от всех болезней духовных. Все должны знать об этом.

Луис Суарес, IQ: 125
15.01.2020 в 14:57, за время: 01:00
Никогда не говори никогда. Выражение, проверенное временем.

Андрей, IQ: 100
14.01.2020 в 22:52, за время: 01:00
С цифрами проблема(((математику плохо учил

Рафаэль Варан, IQ: 130
14.01.2020 в 19:10, за время: 01:00
Лучшее качество людей - быть максимально объективным ко всему в целом и к себе в частности.

90 iq, IQ: 90
14.01.2020 в 16:14, за время: 01:00
Ну тут он врет точно типо вопросы очень тупые были например:найди следующию букву б,в,г,ш?

Аноним, IQ: 85
14.01.2020 в 15:15, за время: 01:00
Неужели я настолько глупая персона, не верится,что я настолько низка в своих знаниях и умениях,не простительно и низко.

Артур, IQ: 75
13.01.2020 в 21:16, за время: 05:40
мой IQ стал больше было 70 стало 75 клаааааааааас

Денис, IQ: 95
13.01.2020 в 16:38, за время: 01:00
По другим показателям 103. Печально быть не умнее четверти мира

Павел, IQ: 85
12.01.2020 в 15:33, за время: 10:07
Для меня это очень неплохой результат мне9лет

Гонсало Игуаин, IQ: 110
08.01.2020 в 23:39, за время: 01:00
Главное-не пенять на сложность теста и не оптимальное состояние умственных способностей. Тогда люди будут Вас уважать.

Вы когда-нибудь задумывались о том, кто же является самым умным, талантливым и всесторонне развитым человеком в истории человечества? Можно с уверенностью назвать Леонардо да Винчи, но он далеко не единственный гений нашей цивилизации. Высокий интеллект - палка о двух концах. Он может быть как величайшим даром, так и настоящим проклятием для человека, который им обладает. Впрочем, каждый из этих людей является настоящей личностью, несмотря на сложные судьбы и сложные отношения с окружающими индивидами, блекнущими на фоне столь ярких «звёзд». Но не стоит расстраиваться, мозг можно развить и «накачать» знаниями и умениями. Поэтому воспринимайте этот список как мотивацию!

Самый известный человек - Альберт Эйнштейн


«Растрепанный» символ 20-го века

Рождённый в Германии, Эйнштейн стал символом науки и прогресса всего ХХ века. Его фамилия стала нарицательной для обозначения умных людей. Он - один из двух физиков-теоретиков, которых может назвать практически любой человек (Вторым, скорее всего, будет Стивен Хокинг). За свою жизнь он написал более 300 научных статей, но известен также как ярый противник ядерного оружия (он регулярно писал президенту Рузвельту письма с предупреждениями опасности использования атомных бомб). Также Эйнштейн поддерживал иудейское научное развитие и стоял у истоков Еврейского университета в Иерусалиме.

IQ физика сложно вычислить точно, так как во время его жизни таких исследований не проводилось, но его знакомые и последователи говорят о цифре в диапазоне от 170 до 190 пунктов.

Энциклопедичный YouTube

    1 / 5

    ✪ Страх публичного выступления. Фильм «Коэффициент интеллекта»

    ✪ Как интеллект влияет на финансовый успех? // 16+

    ✪ Почему люди умнеют? Эффект Флинна, коэффициент интеллекта и IQ тесты

    ✪ ТЕСТ НА ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ

    ✪ Вся правда про IQ тесты айкью интеллект / как проверить айкью

    Субтитры

История

Понятие коэффициента интеллекта ввёл немецкий учёный Вильгельм Штерн в 1912 году . Он обратил внимание на серьёзные недостатки умственного возраста , как показателя в шкалах Бине . Штерн предложил использовать в качестве показателя интеллекта частное от деления умственного возраста на хронологический. IQ впервые был использован в шкале интеллекта Стенфорда-Бине в 1916 году (изначально Бине - в 1903 году ).

В нынешнее время интерес к тестам IQ многократно возрос, ввиду чего появилось множество разнообразных необоснованных шкал. Поэтому сравнивать результаты разных тестов чрезвычайно затруднительно, и само число IQ утратило информативную ценность.

Тесты

Каждый тест состоит из множества различных заданий нарастающей сложности. Среди них тестовые задания на логическое и пространственное мышление, а также задания других типов - в тесты обычно входят логические и арифметические задания, ориентировка в практических ситуациях - умение самостоятельно сопоставлять, обобщать известные факты (творческий подход, в том числе нестандартное мышление - допускается неоднозначный ответ, формулировка нескольких гипотез , разная аргументация), проверка оперативной памяти и т. п. По результатам теста подсчитывается IQ. Замечено, что чем больше вариантов теста проходит испытуемый, тем лучшие результаты он показывает. Наиболее известным тестом является тест Айзенка . Более точными являются тесты Д. Векслера , Дж. Равена , Р. Амтхауэра , Р. Б. Кеттелла . На данный момент не существует какого-либо единого стандарта на тесты IQ.

Тесты подразделяются по возрастным группам и показывают развитие человека, соответствующее его возрасту. То есть ребёнок в 10 лет и выпускник вуза могут иметь одинаковый IQ, потому что развитие каждого из них соответствует своей возрастной группе. Тест Айзенка разработан для возрастной группы 18 лет и старше и предусматривает максимальный уровень IQ 180 баллов.

Что влияет на IQ

Наследственность

Роль генетики и окружающей среды в предсказании IQ рассматривается в Plomin et al. (2001, 2003) . До последнего времени наследственность в основном изучалась на детях. Разные исследования в США показали влияние на IQ наследственности в границах между 0,4 и 0,8. Это означает, что разница в IQ среди наблюдаемых детей зависит от генов на величину от 40 до 80 %. Остальное зависит от условий существования ребёнка и ошибки измерения. Наследственность в границах от 0,4 до 0,8 означает, что IQ в значительной степени является наследственным показателем .

Отдельные гены

За работу человеческого мозга отвечает большая часть из более чем 17 000 имеющихся генов. Хотя некоторые исследования и показывают влияние отдельных генов на уровень IQ, ни одно из них не носит заметного эффекта. Большинство выявленных зависимостей между генами и IQ было ложно положительными . Последние исследования показали слабое влияние отдельных генов на коэффициент интеллекта как среди взрослого населения, так и среди детей.

Поиск наследственных причин IQ

Начались исследования, призванные выяснить генетические различия между людьми с высоким и низким IQ. Так, Пекинский институт геномики (англ. Beijing Genomics Institute ) начинает проект по полногеномному поиску ассоциаций у людей с высокими умственными способностями . Открытие генетических причин может позволить изобрести средства для повышения IQ. Страны, которые получат доступ к таким технологиям, смогут ещё сильнее уйти вперед в экономическом и научно-техническом развитии.

Окружающая среда

Окружающая среда, в частности, семья, оказывает заметное влияние на развитие интеллекта ребёнка. Были выявлены зависимости от многих факторов, характеризующих уровень жизни семьи, например, размер и стоимость дома, годовой доход, отношения между членами семьи, методы воспитания и другое. Такое влияние приносит коэффициенту интеллекта долю в 0,25 - 0,35. Но чем старше становится ребёнок, тем слабее эта зависимость проявляется, практически полностью пропадая к моменту совершеннолетия. Эти исследования были проведены среди обычных семей с двумя родителями.

В силу генетических особенностей каждого человека, дети из одной и той же семьи могут по-разному реагировать на одни и те же окружающие факторы.

Нездоровое, ограниченное питание может уменьшить способность мозга обрабатывать информацию. Исследования 25 446 человек Danish National Birth Cohort привели к выводу, что питание рыбой во время беременности и кормлении грудью младенца повышают его IQ .

Другое исследование более 13 тысяч детей показало , что кормление грудью может повысить интеллект ребёнка на 7 баллов. После опубликования этих результатов, они были подвергнуты жесткой критике, в том же журнале было опубликовано три критических отклика на статью. Был отмечен недостаточно полный анализ предыдущих исследований и игнорирование принятых теорий , был предложен более простой альтернативный механизм формирования изменений в IQ , были поставлены под сомнение адекватность проведения теста в данной возрастной категории испытуемых, отмечена неуравновешенность («bias») испытуемых по языковому составу, подчёркнуты другие методологические проблемы, и в целом достоверность результатов поставлена под сомнение .

Групповые различия

Пол

Изучив более 2000 статей и книг, опубликованных после 1966 года, авторы книги «Психология половых различий» (Maccoby and Jacklin, 1974) пришли к выводу, что большинство утверждений о различиях между полами необоснованны. В большинстве IQ-тестирований разница в результатах у мужчин и женщин либо отсутствует, либо является статистически незначимой. Единственное эмпирически подтвержденное различие существует в задачах на пространственное мышление, с которыми мужчины в среднем справляются лучше.

Раса и национальность

Исследования среди жителей США показали [ ] наличие статистически значимого разрыва между средней величиной IQ разных расовых групп. Так, согласно The Bell Curve (1994), средний IQ афроамериканцев - 85, латиноамериканцев - 89, белых (европейского происхождения) - 103, азиатов (китайского, японского и корейского происхождения) - 106, евреев - 113.

Этот разрыв может использоваться в качестве обоснования т. н. «научного расизма», однако по некоторым исследованиям разрыв постепенно сокращается.

Кроме того, средний IQ, измеренный по старым тестам, растет во времени. В результате эффекта Флинна , средний IQ негроидов в 1995 соответствует среднему IQ европеоидов в 1945 . Столь значительные изменения, произошедшие за несколько десятилетий, не могут объясняться генетическими факторами.

Влияние социальных факторов на IQ подтверждается исследованиями детей-сирот. В США дети африканского происхождения, воспитанные белыми приемными родителями, имеют на ~10 % более высокий IQ, чем не белыми. В одном из исследований в трёх из четырёх тестов не было найдено статистически значимых расовых различий в IQ у малолетних (2-5 лет) воспитанников детских домов Великобритании, в одном тесте белые дети показали более низкие результаты

Разница в 10-15 баллов при оценке IQ наблюдалась при сравнении среднестатистических показателей угнетенных социальных групп (неприкасаемых в Индии, буракумин в Японии, маори в Новой Зеландии) и доминирующих социальных групп в этих странах. При этом разница исчезала при эмиграции в другую страну, например исследование среди детей японцев-иммигрантов в США не показало отличий показателей буракумин от остальных японцев. На этом основании была сформирована теория о ключевом влиянии социальной структуры общества и социальной идентификации при обучении и прохождении тестов. Подобная идентификация может приводить в том числе к тому, что дети афроамериканцев рассматривают хорошую учёбу и стремление получить высокостатусную работу как предательство своей идентичности .

Страна

Были обнаружены различия в среднем IQ между странами. Ряд исследований обнаружил связь между средним IQ страны и её экономическим развитием, ВВП (см., например, ), демократичностью, преступностью, рождаемостью и атеизмом. В развивающихся странах такие факторы окружающей среды как плохое питание и болезни, вероятно, снижают средний национальный IQ.

Здоровье и IQ

Ненадлежащее питание в детстве является критическим для умственного развития; плохое питание может уменьшить IQ.

Социальные последствия

Успеваемость в школе

Американская психологическая ассоциация в докладе «Интеллект: известное и неизвестное» (Intelligence: Knowns and Unknowns, 1995) отмечает, что согласно всем исследованиям, дети с большими баллами на IQ тестах обычно усваивают больше школьного материала, чем их сверстники с более низкими баллами. Корреляция между баллами IQ и оценками составляет около 0,5. Тесты IQ являются одним из способов отбора одаренных детей и составления для них индивидуальных (ускоренных) планов обучения.

Успех в научной деятельности

Некоторые исследования обнаружили, что целеустремленность и оригинальность играют более высокую роль в достижении успехов в науке . Однако доктор Айзенк приводит обзор IQ измерений (Roe, 1953) выдающихся ученых, на уровень ниже нобелевских лауреатов . Их средний IQ был 166, хотя некоторые из них набрали 177 - максимальный результат теста. Их средний пространственный IQ составил 137, хотя он мог бы быть выше в более молодом возрасте. Их средний математический IQ был 154 (от 128 до 194).

Производительность труда

Согласно Франку Шмидту и Джону Хантеру, при найме на работу соискателей без соответствующего опыта наиболее успешным предсказателем будущей производительности являются общие интеллектуальные способности. При предсказании производительности труда IQ имеет некоторую эффективность для любых видов деятельности, изученных на сегодняшний день, но эта эффективность различается в зависимости от типа работы. Хотя IQ более тесно связан с мыслительными способностями, а не с двигательными навыками, баллы на IQ тестах предсказывают производительность во всех профессиях. Учитывая это, для наиболее квалифицированных видов деятельности (исследования, менеджмент) низкий IQ с большей вероятностью будет барьером для достаточной производительности, в то время как для наименее квалифицированных видов деятельности атлетическая сила (сила рук, скорость, выносливость и координация) предсказывают производительность с большей вероятностью. В основном, предсказательная сила IQ связана с более быстрым приобретением нужных знаний и навыков на рабочем месте.

Американская психологическая ассоциация в докладе «Интеллект: известное и неизвестное» отмечает, что так как IQ объясняет только 29 % различий в производительности труда, другие личностные характеристики, такие как межличностные навыки, черты личности и т. п., вероятно, имеют такую же или большую важность, но в данный момент не существует настолько же надежных инструментов их измерения, как тесты IQ.

Доход

Некоторые исследования показали, что интеллектуальные способности и производительность труда линейно зависимы, так что больший IQ приводит к большей производительности труда. Чарльз Мюррэй, соавтор книги «Колоколообразная кривая» (The Bell Curve), обнаружил, что IQ имеет существенное влияние на доход человека, вне зависимости от семьи и социального класса , в которых человек вырос.

Американская психологическая ассоциация в докладе «Интеллект: известное и неизвестное» (Intelligence: Knowns and Unknowns, 1995) отмечает, что IQ баллы объясняют около одной четверти различий между людьми в социальном статусе и одну шестую разницы в доходе.

IQ и преступность

Американская психологическая ассоциация в докладе «Интеллект: известное и неизвестное» отмечает, что корреляция между IQ и преступностью составляет −0,2 (обратная связь). Корреляция 0,20 означает, что объясненные различия в преступности составляют менее 4 %. Важно понимать, что причинно-следственные связи между баллами IQ тестов и социальными последствиями могут быть косвенными. Дети с плохой школьной успеваемостью могут чувствовать себя отчужденными и, следовательно, они с большей вероятностью могут совершить правонарушения, по сравнению с детьми, которые хорошо успевают.

В книге «g-фактор» (The g Factor, Arthur Jensen, 1998) Артур Дженсэн цитирует данные, согласно которым люди с IQ в интервале 70-90 вне зависимости от расы чаще совершают правонарушения, чем люди с IQ ниже или выше этого интервала, причем пик преступности приходится на 80-90.

Однако, на самом деле, использованные А. Дженсэном данные могут свидетельствовать лишь о большей частоте фиксации фактов совершения правонарушений с достоверно установленной связью «правонарушитель - правонарушение» в отношении людей с низкими значениями IQ. Другими словами: вполне возможно, что правонарушители с высоким IQ просто реже «попадаются». И, как следствие, совершенные ими правонарушения учитываются как совершённые неизвестными людьми (соответственно - с неизвестным уровнем IQ).

Прочее

Средний IQ населения страны связан с ВВП страны (см. Коэффициент интеллекта и богатство народов) и эффективностью государства.

Существует исследование, обнаружившее корреляцию 0,82 между фактором общего интеллекта и баллом SAT (российский аналог - ЕГЭ).

Критика

Тесты на определение коэффициента интеллекта неоднократно подвергались критике со стороны учёных. Так, доктор физико-математических наук, академик РАН В. А. Васильев обнаружил, что в тестах Айзенка на коэффициент интеллекта существенная часть задач составлена некорректно, либо авторские решения являются неверными. Вот высказывания Васильева по этому поводу:

Я …решил изучить тесты без спешки, тем более что их ответы систематически не совпадали с моими в задачах из моих профессиональных областей: логики и геометрии. И обнаружил, что большинство решений автора тестов неверно. А в некоторых случаях испытуемому вообще остается лишь угадать ответ - на логику опираться бессмысленно .

На это можно заметить, что задания на тесты IQ оценивают не только способности к логическому, дедуктивному мышлению, но и к индуктивному . Правила выполнения некоторых IQ-тестов заранее предупреждают, что в некоторых заданиях ответы не следуют однозначно из задания, и требуется выбрать наиболее разумный или простой ответ [ ] . Это соответствует многим реальным жизненным ситуациям, в которых однозначного ответа нет.

Если человек ответил так же, как и Айзенк, то он тем самым всего лишь демонстрирует стандартность своего мышления, быструю и предсказуемую реакцию на несложный раздражитель. Чуть менее плоский человек сто раз задумается, прежде чем ответить… Существует несметное множество возможных решений каждой подобной задачи. Чем вы умнее, тем вероятнее, что ваше решение не совпадет с авторским.
Практический смысл здесь только в одном: тому, кто дает «правильный» ответ по тесту, будет легче вписаться в усредненную систему образования и общаться с людьми, которые мыслят так же, как он. В общем, Айзенк тестирует идеальную усредненность .

Не имея целью критиковать тесты на IQ, советский психолог Лев Семёнович Выготский , тем не менее, в своих работах показал, что текущий IQ ребёнка мало что говорит о перспективах его дальнейшего обучения и умственного развития . В связи с этим он ввёл понятие «зона ближайшего развития ».

См. также

  • Международное общество для философских исследований, ISPE
  • Мэрилин вос Савант - обладательница самого высокого IQ в мире по данным Книги рекордов Гиннесса

Примечания

  1. При этом, по результатам некоторых исследований, немцы в среднем обладают большим коэффициентом IQ, чем граждане других стран [ ] (недоступная ссылка с 26-04-2015 )
  2. Коэффициент интеллектуальности // Большая Советская энциклопедия (в 30 т.) / А. М. Прохоров (гл. ред.). - 3-е изд. - М: Сов. энциклопедия, 1973. - Т. XIII. - С. 306. - 608 с.
  3. Plomin et al. (2001, 2003)
  4. R. Plomin, N. L. Pedersen, P. Lichtenstein and G. E. McClearn (05 1994). “Variability and stability in cognitive abilities are largely genetic later in life” . Behavior Genetics . 24 (3): 207. DOI :10.1007/BF01067188 . Дата обращения 2006-08-06 . справка); Проверьте дату в |month= (справка на английском)
  5. Neisser et al.. Intelligence: Knowns and Unknowns (неопр.) . Board of Scientific Affairs of the American Psychological Association (August 7, ). Дата обращения 6 августа 2006. Архивировано 1 июня 2012 года.
  6. Bouchard TJ, Lykken DT, McGue M, Segal NL, Tellegen A (Oct 1990). . Science (journal) . 250 (4978): 223-8. PMID . Используется устаревший параметр |month= (справка)
  7. World Intelligence Network. IQ и генетика
  8. Gosso, MF (2006). “The SNAP-25 gene is associated with cognitive ability: evidence from a family-based study in two independent Dutch cohorts”. Molecular Psychiatry . 11 (9): 878–886. DOI :10.1038/sj.mp.4001868 .
  9. Gosso MF, de Geus EJ, van Belzen MJ, Polderman TJ, Heutink P, Boomsma DI, Posthuma D. The SNAP-25 gene is associated with cognitive ability: evidence from a family-based study in two independent Dutch cohorts
  10. Pietropaolo, S.; Crusio, W. E. (2010). “Genes and cognition”. Wiley Interdisciplinary Reviews: Cognitive Science . 2 (3): 345-352. DOI :10.1002/wcs.135 .
  11. Deary, I. J.; Johnson, W.; Houlihan, L. M. (2009). “Genetic foundations of human intelligence”. Human Genetics . 126 (1): 215-232. DOI :10.1007/s00439-009-0655-4 . PMID .
  12. C. F. Chabris, B. M. Hebert, D. J. Benjamin, J. P. Beauchamp, D. Cesarini, M. J. H. M. van der Loos, M. Johannesson, P. K. E. Magnusson, P. Lichtenstein, C. S. Atwood, J. Freese, T. S. Hauser, R. M. Hauser, N. A. Christakis and D. I. Laibson. (2011). Most reported genetic associations with general intelligence are probably false positives. Psychological Science
  13. Davies, G.; Tenesa, A.; Payton, A.; Yang, J.; Harris, S. E.; Liewald, D.; Ke, X.; Hellard, S. Le; Christoforou, A.; et al. (2011). “Genome-wide association studies establish that human intelligence is highly heritable and polygenic” . Mol Psychiatry . 16 : 996-1005. DOI :10.1038/mp.2011.85 . PMC . PMID .
  14. B. Benyamin, B. Pourcain, O. S. Davis, G. Davies, N. K. Hansell, M. J. Brion, R. M. Kirkpatrick, R. A. Cents, S. Franic, M. B. Miller, C. M. Haworth, E. Meaburn, T. S. Price, D. M. Evans, N. Timpson, J. Kemp, S. Ring, W. McArdle, S. E. Medland, J. Yang, S. E. Harris, D. C. Liewald, P. Scheet, X. Xiao, J. J. Hudziak, E. J. de Geus, C. Wellcome Trust Case Control, V. W. Jaddoe, J. M. Starr, F. C. Verhulst, C. Pennell, H. Tiemeier, W. G. Iacono, L. J. Palmer, G. W. Montgomery, N. G. Martin, D. I. Boomsma, D. Posthuma, M. McGue, M. J. Wright, G. Davey Smith, I. J. Deary, R. Plomin and P. M. Visscher. (2013). Childhood intelligence is heritable, highly polygenic and associated with FNBP1L. Mol Psychiatry

К выполнению сложной задачи - полезный инструмент для выбора лучшего кандидата. Собеседование дает часть информации, но ее не всегда можно проверить. Тестирование из множества задач и кейсов, проводимое с ограничением времени, в данной ситуации будет эффективнее. При этом доверять машине нужно с учетом погрешности. Тест может не учесть сильных и слабых сторон испытуемого, его эмоционального состояния и других особенностей. IQ нормального человека находится в диапазоне 90-120 баллов, но не гарантирует наличия выдающихся способностей.

История создания теста IQ

Тесты IQ были созданы в 1905 году французским психологом Альфредом Бине для определения психологического возраста умственно отсталых подростков. Уильям Штерн в 1912 адаптировал методику к определению интеллектуального возраста. В таком варианте результат тестирования назвали "коэффициентом интеллекта" или IQ. Вопрос о том, каким должен быть IQ у нормального человека, решился следующим образом. Итог тестирования сравнивается со средним баллом в рамках возрастной группы, определяя коэффициент соответствия среднестатистическим данным.

Суть методики

IQ нормального человека определяют задания, проверяющие способность оперировать образами и цифрами, логически мыслить и решать сложные, запутанные задачи. Пройти тест на более высокий балл помогает хорошая память и высокий уровень общих знаний. Тестом можно оценить скорость восприятия и обработки данных, визуально-пространственное мышление.

При этом оценивается прежде всего способность к обучению, познанию и пониманию. Люди с высоким IQ имеют ресурсы к решению сложных задач. Но наличие высокого IQ не гарантирует успех человека. Все выдающиеся люди имеют высокий уровень интеллекта, но далеко не все носители великолепного IQ добились хороших результатов. Многое зависит от самого человека, его мотивации, особенностей характера, талантов.

Возрастные особенности

Какое IQ у нормального человека, сильно зависит и от возраста. Считается, что пик развития приходится на 26 лет. Момент наивысшего развития интеллекта может варьироваться с 20 до 34 лет в зависимости от условий конкретного испытуемого. После 60 лет уровень интеллекта резко снижается только в том случае, если человек перестает ставить перед собой сложные задачи и никак не нагружает мышление, ограничиваясь стандартными ситуациями.

Принято, что уровень IQ - величина постоянная. Для детей приняты разные нормы развития интеллекта, приблизительно оценивающие нормальное развитие. Нормальным IQ человека 14 лет считается 70-80 баллов, но для взрослого это будет говорить об отклонении от нормы. Таким образом, уровень интеллектуального развития имеет постоянство по сравнению с группой (по возрасту), но при рассмотрении отдельного индивида IQ значительно изменяется с возрастом.

Расшифровка результатов

Уровень IQ нормального человека может быть разным в разное время. Даже один человек, проходя тестирование в разном эмоциональном, физическом и психическом состоянии, покажет разный результат. Влияние имеет и мотивация к прохождению тестирования.

Результаты исследования до 85 баллов интерпретируются как умственная отсталость разного уровня тяжести. Средний интеллект характеризуется баллами 85-114. Результат в 100 баллов указывает на верное решение половины заданий. Решение всех вопросов позволит получить 200 баллов, но такого результата еще никому не удалось достичь.

Области применения

Тестирование активно используется в психологии и кадровой работе. Психологи оценивают уровень развития детей, направляя при необходимости на коррекционные занятия. При работе с взрослыми тесты IQ тоже используются, показывая уровень развития процессов мышления. Часто тесты дополняются другими, более узконаправленными. Такой подход помогает получить более адекватный результат.

При выборе кандидатов на вакансию кадровая служба часто использует тесты IQ, но здесь нужно помнить, что при тренировке результат увеличивается на 20-30%. Таким образом, человек просто может иметь навык прохождения теста, что вовсе не говорит о высоком уровне интеллекта.

Последнее время в паре с тестом IQ идет EQ. Этот коэффициент характеризует развитие эмоционального интеллекта, который отвечает за наличие у человека коммуникабельности, интуиции, умения строить взаимоотношения с другими людьми. Два этих метода характеризуют работу разных полушарий мозга, поэтому далеко не всегда оба показывают результаты одного уровня. Данный факт объясняет ситуации, когда наличие высокого уровня IQ не помогает человеку добиться успеха.

Развитие IQ

Сколько IQ у нормального человека, зависит от наследственности на 60-80%. Остальные 20-40% зависят вовсе не от образования, а от образа жизни и мышления, особенно в раннем детстве. Имеют важное значение болезни, стрессы и травмы.

Самостоятельно можно развивать интеллектуальные способности, придерживаясь следующих рекомендаций:

  • Интеллектуальные игры (например, шахматы, судоку и др.). Начало освоения игр будет сложным, мозг не привык к решению таких задач. Постепенно будут вырабатываться навыки нестандартного стратегического мышления. Важно в данном случае не останавливаться на одной игре, продолжать двигаться дальше, ставя перед собой все новые сложные интеллектуальные задачи. Полезны логические игры на время, головоломки. Такое проведение свободного времени стимулирует развитие мыслительных процессов, положительно влияет на уровень интеллекта.

  • Постоянное обучение. Процесс изучения нового стимулирует внимание, память, мыслительные процессы. Новые виды деятельности стимулируют выработку гормона дофамина, уровень которого определяет количество нейронов. Таким образом, расширяя границы собственного опыта, человек повышает уровень IQ.
  • Физические нагрузки. Активный образ жизни поддерживает общее здоровое состояние организма, выводит токсины и способствует интеллектуальному развитию.
  • Здоровый образ жизни. Правильное питание и распорядок сна необходимы для гармоничной работы нервной системы. Сопровождение любой деятельности мотивацией к развитию увеличивает результат, даря чувство удовлетворения и силы двигаться дальше.

В научном мире шок: у трехлетней американки из штата Теннессии Селены Яник интеллектуальный показатель IQ составил целых 135 баллов - больше, чем у президента США Барака Обамы и премьер-министра Великобритании Дэвида Кэмерона.

Получается, маленькая девочка умнее их и большинства взрослых? Тот же самый IQ у ученых в среднем составляет около 125 баллов, а у простых офисных клерков 100 - 105 баллов. Напрашивается вопрос: не врет ли IQ? И вообще, можно ли объективно помериться интеллектом и достоверно выяснить, кто умнее? Об этом корреспондент "РГ" беседует с профессором Московского городского психолого-педагогического университета Викторией Юркевич.

Виктория Соломоновна, можем ли мы сравнить силу интеллекта двух людей, как если бы мы сравнивали их физическую силу в перетягивании каната или в армрестлинге?

Виктория Юркевич: Прибора для измерения интеллекта или одаренности в природе не существует. Даже если дать людям одинаковые тесты на интеллект, сравнивать их результаты будет некорректно. У каждого мозг работает по-разному, он сориентирован в большей степени на ту или иную область деятельности.

Как выяснить, кто умнее: знаменитый физик или легендарный скрипач? Каждый в своей области велик и бесподобен. Но единых критериев, по которым можно было бы сопоставить их умственное развитие, не существует.

А как же тест на IQ?

Виктория Юркевич: Он выявляет только интеллектуальные способности в сфере именно общего интеллекта, то есть способности делать логические выводы, структурировать информацию. Известно, что самый высокий показатель IQ обычно бывает у физиков-теоретиков. Они постоянно просчитывают сложнейшие умозрительные модели, этот тип мышления отлажен, и с этими тестами им справиться проще. А вот, допустим, художники сравнимых баллов обычно не набирают. Но разве мы можем сказать, что Айвазовский глупее Ландау? Нет, конечно. У них просто разные типы интеллекта. Художественно одаренный человек обычно на тестах IQ показывает себя существенно хуже, чем математики или технари. Но никакого вывода из этого делать нельзя.

Как быть с юной американкой, в три года обставившей взрослых солидных мужчин?

Виктория Юркевич: Показатель IQ - это соотношение умственной зрелости человека и его биологического возраста. Изначально он был придуман для отбора учеников школ, которые в состоянии освоить программу. Тогда исследователи с помощью детских психологов и учителей сформировали набор знаний и навыков, которые должны быть у ребенка в определенном возрасте. Если умеешь все, что в твои годы положено и ничего больше, у тебя IQ ровно 100. Сотня - это норма. Освоил что-то дополнительное - держи свои 105, 120 или даже 140 баллов. Не успел или не смог вовремя чему-то научиться - получишь 95, 92, 87 баллов. И так далее.

Кстати говоря, IQ меньше 90 - это уже признак задержки развития. Если вернуться к девочке и Обаме, то тут само сравнение некорректно. Возможно, что девочка умеет делать вещи, о которых ее ровесники не имеют никакого представления. По сравнению с другими трехлетними детьми она является развитой не по годам. Но если сопоставить ее с любым взрослым человеком, а особенно с таким интеллектуалом, как нынешний президент США, она все равно будет просто маленьким ребенком. Их баллы IQ измерены по разным шкалам. Это несравнимые величины.

Если индекс IQ не дает возможности сравнить силу интеллекта, почему же он так популярен, в том числе у психологов?

Виктория Юркевич: Тут ситуация намного сложнее. Существует шесть основных типов интеллекта. Во-первых, интеллектуальный или логический - это способность понимать, осмыслять и сопоставлять. Второй - академический, он подразумевает хорошее усвоение готовых знаний. Социальный - его обладатели легко понимают настроение и интересы людей, могут увлечь их за собой. Еще есть художественный интеллект, он подразумевает способность оперировать образами, создавать их, понимать чужие метафоры и иносказания, практический - о таких людях обычно говорят "золотые руки", они могут собрать, сделать, починить или сконструировать все, что угодно, и, наконец, сенсомоторный - это умение управлять своим телом. Каждый человек владеет всеми видами интеллекта. Но какой-то будет доминантен, другие выражены, а где-то могут быть и провалы. Именно из-за того, что у физика и художника работают разные виды интеллекта, сравнивать их между собой очень трудно. Вот математика и, допустим, биолога еще куда ни шло, у них склад ума хотя бы приблизительно схожий.

Но каким бы ни было дарование у человека, он не сможет его реализовать без логического интеллекта. Художник не оценит красоту пейзажа или модели, актер не поймет режиссерского замысла и не сообразит, как ему сыграть ту или иную сцену. Спортсмен не рассчитает сил и свалится от усталости на середине дистанции.

Индекс IQ измеряет именно логический интеллект. У тех, кто преуспевает в науке, его значение скорее всего будет, условно говоря, больше 130 баллов. Актеру или спортсмену для успеха в своей профессии будет достаточно более скромного уровня в 110 баллов. Это не свидетельствует о том, что они менее умные, просто их талант раскрывается через другие механизмы, которые в этом тесте учесть не получается. А вот когда IQ меньше 90 баллов, можно говорить о задержке умственного развития. С таким интеллектом преуспеть в чем-либо крайне трудно. Хотя исключения существуют.

Получается, индекс IQ особо ничего не значит. Зачем тогда его продолжают использовать?

Виктория Юркевич: Сам по себе индекс IQ не позволяет сказать кто умный, а кто глупый. А вот в школе для выявления умственно одаренных детей, он очень полезен. Тем, кому дан тот или иной вид таланта, нужен другой тип обучения, другие формы педагогической и психологической поддержки, иначе их высокие способности будут не развиваться, а, самое главное, они не смогут реализоваться в дальнейшем. Как обычно получается? Приходит в школе одаренный ребенок. Первые несколько лет без напряжения получает свои пятерки, расслабляется. Чтобы развивать интеллектуальные и волевые качества, ученику обязательно нужен вызов, перед ним должна стоять трудные и интересные задачи. Нет таких? Пиши пропало. После такого обучения у девяти из десяти перспективных мальчиков и девочек остаются только следы былой одаренности.

В нашем университете проводился очень объемный мониторинг одаренности. Участвовало 63 школы, тысячи детей, сотни учителей. Оказалось, что, во-первых, интеллектуально одаренные дети есть практически в каждой школе, а во-вторых, значительная часть учителей не отличает интеллектуально одаренных детей от хорошо обучаемых. И никак не помогают развитию интеллектуальных талантов.

В результате мы теряем людей, которые в будущем могли бы составить инновационный ресурс общества. Но даже не это главное. Нереализовавшийся бывший одаренный ребенок, у которого, по известному выражению, "все его будущее в прошлом", - это всегда несчастный человек. Амбиции никуда не делись, а возможности уже упущены.

Сейчас есть самые разные способы выявления одаренности человека. Тест на IQ - один из самых технологичных. Можно быстро и без специальных затрат обследовать сразу многих. Но к результатам этих тестов надо относиться очень осторожно.

В чем опасность?

Виктория Юркевич: Есть норма, есть нижняя граница нормы и есть верхние пять процентов результатов - это наиболее одаренные школьники. Мы немного по-другому меряем, но, для сведения, IQ 127 и выше свидетельствует о серьезных способностях ребенка, больше 140 - это уже яркая одаренность. Но всерьез рассматривать можно только высокие результаты. То есть если школьник сделал работу на высокие баллы, это прямо свидетельствует о его одаренности. А если итог получился весьма посредственным или даже пугающе низким, допустим, 80-90 баллов, то иногда это вообще ничего не значит. Ребенок мог плохо себя чувствовать, быть чем-то расстроенным, нервничать - есть целое множество причин, по которым в этот конкретный день именно с этим заданием он справился плохо. Только после специальной диагностики специалисты могут назвать истинную причину таких результатов.

Специалисты при подборе соискателя на вакансию проводят целую батарею тестов, чтобы понять, подходит этот человек для той или иной работы или нет. Они смотрят его с разных сторон, проверяют все аспекты и виды интеллекта, его интересы и мотивацию, только после этого выносят решение. И хотя абсолютную гарантию никто дать не может, но в подавляющем большинстве случаев их рекомендации оправдываются.

Даже при отборе одаренных школьников тест на IQ всего лишь один из серии показателей. Интересы ребенка, его мотивация, школьные и внешкольные достижения - только все это в комплексе может показать профессионалу истинный уровень того или иного ребенка.

слишком умные

Еще неизвестно, кто представляет большую проблему для школьного учителя: двоечник или одаренный ребенок. Казалось бы, если ученик с первого класса легко и непринужденно получает сплошные пятерки, это очень хорошо. Однако тут кроется большая опасность.

Если школьнику слишком легко учиться, и он не сталкивается с трудностями и с легкостью щелкает все задания педагога, это чрезвычайно плохо для его развития, - предупреждает Виктория Юркевич. - Ребенок привыкает все схватывать на лету и не напрягаться. А зачем, если он и расслабленный вполне успешен? В результате в нужной мере не развиваются ни способности, ни личность ребенка.

Такой ученик быстро съедет с "пятерок" на "тройки", он не будет развивать свои способности, учеба превратится для него в каторгу. Чтобы этого не произошло, наиболее талантливых учеников теперь начинают выявлять с самых первых дней в школе. Как лучшее средство от скуки на уроках им дают более сложные задания, заставляют честно отрабатывать свои "пятерки".

Мы всегда считаем, что каждый одаренный ребенок в будущем добьется очень многого, - продолжает профессор Юркевич. - Но для этого ему, кроме способностей, будут нужны еще и многие другие качества: самодисциплина, уменее ставить перед собой главные и промежуточные цели. Этому очень легко научиться в школьном возрасте. После - уже с трудом. Одаренные дети, которые легко щелкают школьную программу, этих навыков оказываются лишены. И в результате их талант оказывается нереализованным. Иметь талант и никак его не использовать - это всегда очень грустно. Поэтому одаренных детей надо обязательно выявлять и пестовать.