Сложноподчинённые предложения с двумя или несколькими придаточными. СПП с несколькими придаточными: примеры Сложноподчиненное предложение с тремя придаточными

Если составление схем для сложноподчиненных предложений все еще представляет для вас сложность, прочитайте внимательно эту статью. В ей собраны примеры сложноподчиненных предложений со схемами всех возможных видов. Вдумчиво ознакомьтесь с ними – и задача составить схему для сложного предложения больше не покажется вам трудной.

Что такое сложноподчиненное предложение

Сложноподчиненным называют предложение, предикативные части которого находятся в неравных отношениях по отношению друг к другу. Одна из частей является главной, другая (другие) – придаточной, т.е. зависимой от главной. Подчинение придаточного предложения выражается с помощью подчинительных союзов и союзных слов.

Кроме того, придаточное предложение может относится ко всему главному предложению в целом (то есть распространять его) либо к какому-то слову в его составе.

Типы сложноподчиненных предложений по значению

В зависимости от того, какими союзами и союзными словами придаточное предложение присоединяется к главному и какие смысловые отношения складываются между частями СПП, последние разделяются на несколько типов. Чтобы было короче, будем называть типы сложноподчиненных предложений по видам придаточных:

    Придаточная изъяснительная . Связь с главным предложением осуществляется за счет союзов что, как, чтобы, ли .

    Отец сказал, что мама вернется с работы поздно.

    [ … ], (что …).

    Придаточная определительная . Связь с главным предложением осуществляется с помощью союзных слов какой, который, чей, что, где, куда, откуда, как .

    Никто так и не смог вспомнить, чей желтый зонт весь вечер простоял в углу.

    [ ... ], (чей …).

    Придаточная присоединительная . Связь с главным предложением осуществляется при помощи союзных слов отчего, почему, зачем , всех падежных форм слова что .

    Объясни мне толком, зачем Настя все это делает.

    [ … ], (зачем …).

    Придаточная обстоятельственная . Это значение выражает большое количество союзов и союзных слов. Поэтому этот тип СПП разбивается еще на несколько подпунктов – в зависимости от того, какие обстоятельственные значения выражают средства связи (союзы и союзные слова).

    Дети с нетерпением ждали, когда, наконец, наступит праздник, а в дом принесут елку.

    [ ... ], (когда …), а (…).

Обстоятельственные значения:

      места (средства связи придаточной и главной частей – союзные слова где, куда, откуда );

      Долго брели, спотыкаясь, и вышли к вечеру на опушку, откуда видна была дорога к городу.

      [ ... ], (откуда …).

      времени когда, пока, лишь, только );

      И она все звала и плакала, плакала и звала, пока окно, наконец, не открылось.

      [ … ], (пока …).

      условия (средства связи придаточной и главной частей – союз если и т.п.);

      Если сейчас пойти прямо, на углу повернуть направо, то сможете выйти прямо к библиотеке.

      (если …), [то … ].

      причины (средства связи придаточной и главной частей – союзы потому что, так как );

      Дети часто поступают против воли родителей, потому что молодежи хочется быстрее попробовать собственные силы.

      [ … ], (потому что…).

      цели чтобы );

      Чтобы добиться осуществления мечты, ты должен будешь хорошо постараться.

      (чтобы …), [ … ].

      следствия (средство связи придаточной и главной частей – союз так что );

      Актер много готовился к прослушиванию, так что он смог получить роль.

      [ ... ], (так что…).

      уступки (средство связи придаточной и главной частей – союз хотя );

Хотя я никогда прежде не поднимался в воздух на воздушном шаре, управлять горелкой и держать корзину на нужной высоте оказалось не так уж сложно.

(хотя …), [ … ].

    сравнения (средства связи придаточной и главной частей – союзы как, будто, словно, чем );

    Все кружилось и плыло перед глазами, будто дурацкая цветная карусель завертела меня по кругу.

    [ … ], (будто …).

    меры и степени (средства связи придаточной и главной частей – союзы что, чтобы и союзные слова сколько, насколько );

    Не могу выразить словами, насколько все эти люди благодарны вам за своевременную помощь!

    [ … ], (насколько …).

    образа действия (средства связи придаточной и главной частей – союзы что, чтобы, будто, как, точно, как будто, словно и союзное слово как ).

    Соберись с духом и танцуй так, будто во всем большом зале нет ни одного человека.

    [ … ], (будто …).

Положение придаточного предложения в СПП

Как вы могли обратить внимание, глядя на сложноподчиненные предложения со схемами, положения главного и придаточного предложений не закреплены жестко, можно придумать несколько разнообразных комбинаций.

    Придаточное предложение может располагаться перед главным:

    Какие бы сложности не поджидали на пути, ты должен упорно идти к своей заветной цели!

    (какие …), [ … ].

    Придаточное предложение может располагаться после главного:

    Сходи к маме, попроси, чтобы она нам помогла.

    [ … ], (чтобы …).

    Придаточное предложение может быть включено внутрь главного:

    Всюду, куда бы мы ни пошли, нас провожали удивленными взглядами.

    [ …, (куда …), … ].

Очевидно, что придаточная в СПП не обязательно должна быть одна. Их может быть и несколько. Тогда стоит рассмотреть все варианты того, какие отношения складываются между придаточными предложениями и главным.

Стоит еще уточнить, схема сложноподчиненного предложения может быть не только линейной (горизонтальной ), как в примерах выше. Для того чтобы наглядно продемонстрировать зависимые отношения между главным предложением и несколькими придаточными, лучше подходят блок-схемы (вертикальные ).

Итак, для нескольких придаточных возможны такие случаи:

Схема разбора сложноподчиненного предложения

Может возникнуть резонный вопрос, зачем же нужны все эти схемы СПП. У них есть как минимум одно прикладное назначение – обязательной частью синтаксического разбора сложноподчиненного предложения является составление его схемы.

Кроме того, как раз схема сложноподчиненного предложения поможет правильно проанализировать его для разбора.

Схема разбора СПП включает следующие пункты-задачи:

  1. Определить, каким предложение является по цели высказывания: повествовательным, вопросительным или побудительным.
  2. Каким – по эмоциональной окраске: восклицательным или невосклицательным.
  3. Чтобы доказать, что предложение именно сложное, нужно определить и обозначить грамматические основы.
  4. Обозначить, какой вид связи частей сложного предложения присутствует: союзная связь, интонация.
  5. Указать тип сложного предложения: сложноподчиненное предложение.
  6. Указать, сколько простых предложений входит в состав сложного, какими средствами присоединены придаточные предложения к главному.
  7. Обозначить главную и придаточную части. В случае сложноподчиненного предложения с несколькими придаточными следует обозначить их цифрами (степени подчинения).
  8. Указать, с каким словом в главном предложении (или со всем предложением) связано придаточное предложение.
  9. Отметить способ связи предикативных частей сложного предложения: союз либо союзное слово.
  10. Если они имеются, обозначить в главной части указательные слова.
  11. Указать тип придаточного: изъяснительная, определительная, присоединительная, обстоятельственная.
  12. И, наконец, составить схему сложноподчиненного предложения.

Чтобы было понятнее, образец разбора сложноподчиненного предложения:

Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное. Это сложноподчиненное предложение, в состав которого входит четыре простых предложения. Средства связи: интонация, союзное слово когда , подчинительный союз что .

СПП состоит из одного главного и трех придаточных предложений: первое (2) и второе (3) придаточные предложения являются определительными, оба распространяют слово день в главном предложений и отвечают на вопрос какой? Между собой связаны сочинительным союзом и. Третье придаточное предложение (4) обстоятельственное (меры и степени), распространяет сказуемое второго придаточного предложения (3) и отвечает на вопросы насколько? в какой мере?

Таким образом, это сложноподчиненное предложение с подчинением придаточных следующих видов: однородным и последовательным.

Резюме

Мы подробно рассмотрели разные схемы сложноподчиненных предложений с примерами. Если вы вдумчиво прочитали статью, никакое задание, связанное с СПП, больше не покажется вам сложным.

Мы также остановились на разновидностях схем СПП (горизонтальные и вертикальные). И, главное, на том, как эти схемы помогут вам правильно сделать синтаксический разбор сложноподчиненного предложения.

сайт, при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.

СПП с несколькими придаточными

Таблица с примерами поможет определить, на какие виды делятся

сложноподчиненные предложения с тремя и более предикативными частями.

Вид подчинения придаточной части главной

Примеры

Последовательное

[Ребята с разбегу бросились в реку], (вода в которой уже достаточно прогрелась), (потому что последние дни было невероятно жарко).

Параллельное

огда оратор закончил говорить), [в зале воцарилось молчание], (так как публика была шокирована услышанным).

Однородное

[Антон Павлович говорил о том], (что подкрепление вскорости прибудет) и (что нужно только чуть-чуть потерпеть).

Следует запомнить

Хороший помощник в освоении СПП с несколькими придаточными - упражнения, выполнение которых поможет закрепить полученные знания.

При этом лучше действовать по алгоритму:

Выделить все средства связи, не забывая о составных или употребленных рядом союзах. Установить смысловые связи между частями: для этого сначала найти главную, затем задать от нее вопрос(ы) к придаточной(-ым).

Построить схему, показав на ней стрелочками зависимость частей друг от друга, расставить в ней знаки препинания. Перенести запятые в записанное предложение.

Таким образом, внимательность при построении и анализе (включая пунктуационный) сложноподчиненного предложения - СПП с несколькими придаточными конкретно - и опора на перечисленные выше особенности этой синтаксической конструкции обеспечат правильное выполнение предлагаемых заданий.

Упражнения по теме « СПП с несколькими придаточными»

Упражнение 1. ОПРЕДЕЛИТЕ ВИД ПОДЧИНЕНИЯ В СПП:

1. Герой - это человек, который в решительный момент делает то, что нужно делать в интересах человеческого общества.

2. Чтобы выработать характер, надо воспитывать в себе волю, так как человек без воли игрушка в руках всякого проходимца.

3. Чтобы не обеднять свою жизнь, чтобы быть счастливым, человек должен уметь понимать другого.

4. Когда видишь человека, лицо которого искажено злобой, нужно лишь улыбнуться.

5. Утром Репин спешил в мастерскую и там буквально истязал себя творчеством, потому что тружеником он был беспримерным и даже стыдился той страсти к работе, которая заставляла его от рассвета до сумерек отдавать все силы полотнам.

6. Бывало, войдешь в комнату, которая была расположена под его мастерской, слышишь топот его старческих ног, так как после каждого мазка он отходит поглядеть на свой холст.

7. Неизвестно, что сделал бы в своей жизни Пришвин, если бы он остался агрономом.

9. От людей, которые только что отложили прочитанную пришвинскую книгу, я несколько раз слышал, что его книги «настоящее колдовство».

10. В тишине отчетливо послышалось, как простонал человек и как тяжело захрустел наст под ногами медведя, которого необычный гул и треск выгнали из леса.

Упражнение 2. Определите тип подчинения придаточных предложений в составе СПП.

1. Чтобы вообразить Верину жизнь, он должен был перенестись на четверть века назад в то время, когда он был студентом, худым, подвижным.
2. Когда все вышли обедать и она осталась одна с Ульяшей, Женя вспомнила всё в подробностях.
3. Они сидели у одного из окон, которые были так пыльны, чопорны и огромны, что казались какими-то учреждениями из бутылочного стекла, где нельзя оставаться в шапке.
4. А наутро она стала задавать вопросы о том, что такое Мотовилиха и что там делали ночью.
5. Прежде чем рассказывать о своём путешествии в «край непуганых птиц», мне хочется объяснить, почему мне вздумалось из центра умственной жизни нашей родины отправиться в дебри.
6. Когда впоследствии Женя припомнила тот день на Осинской улице, где они тогда жили, он представлялся ей всегда печальным.
7. В корпусе говорили, что неодолимую его лютость укрощала тихая, как ангел, генеральша, которой ни один из кадет не видел, потому что она была постоянно больна.

8. Пьер, которого ласкали и прославляли, когда он был лучшим женихом Российской империи после своей женитьбы, сильно потерял во мнении общества.
9. И папа прочёл заметку о том, что прошлой ночью сейсмическая станция обсерватории отметила в нашем городе небольшие подземные толчки, следствие отдалённого землетрясения, эпицентр которого расположен на малоазиатском берегу Чёрного моря в Турции, где разрушено несколько селений.
10. Он рад, что вернулся и что этот день встретит с товарищами.
11. Сопровождаемые телефонистом с катушкой кабеля и двумя связными, они оказались на вершине, когда солнце подходило уже к горизонту и первые его лучи пытались пробить затянутое облаками и пеленой дыма небо.
12. Звягинцев не мог понять, где он находится, хотя хорошо знал этот район.
13. Он мучительно старался вспомнить, как же выглядели эти места раньше, чтобы сориентироваться.
14. Они [старики] говорили, что, когда кончат туннель, надо переносить кибитки к Бек-Ташу.
15. Артемьев подтвердил, что ведущий хирург медсанбата всё тот же, что был при Серпилине.
16. Доложив генералу всё, что нужно было, он прошёл в свою комнату, в которой уже, давно вернувшись и дожидаясь его, сидел князь Гальцин.
17. Мы рассчитали, что если пойдём по тропе, то выйдем на реку Найну к корейцам.
18. И, конечно, они не заметили, что на одной из страниц этой газеты напечатано то самое стихотворение, которое мысленно декламировал Байрон.

Ответы к упражнению №2 по теме "Типы подчинения придаточных в составе СПП".

1. параллельное
2. однородное
3. последовательное
4. однородное
5. параллельное
6. последовательное
7. последовательное
8. последовательное
9.последовательное
10. однородное
11. однородное
12. параллельное
13. параллельное
14. последовательное
15. последовательное
16. параллельное
17. последовательное
18. последовательное

Тест по теме «Сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными»

1. В каком сложноподчиненном предложении между главным и придаточными предложениями последовательное подчинение?

1) Чем больше знает человек, тем сильнее он видит поэзию земли там, где ее никогда не найдет человек, обладающий скудными знаниями.

2) Саврасов заглянул к нам из другого мира, где живут ведуны-великаны и откуда надолго нельзя безнаказанно отлучаться.

3) Начинало слегка давить виски, как давит голову, когда долго кружишься на карусели.

4) Родился я в лесном хуторе и часть детства своего провел в дремучих лесах, где по волокам да болотам непроходимым медведи пешком ходят, а волки стаями волочатся.

2. В каком сложноподчиненном предложении между главным и придаточными предложениями однородное соподчинение?

1) Он бережно поцеловал жену и пошел в комнату, где ожидали его краски, кисти, холст — все то, без чего он не мог представить себе ни одного дня жизни.

2) С кремлевской стены, на которой стоит царь Иван Васильевич, видно, как выбиваются из сил, борясь с течением, гребцы.

3) Было слышно, как беспокойно плещется рядом Нева и где-то над крышами гудит мокрый флаг.

4) Когда шел этот разговор, в соседней комнате стоял сельский мельник, которого для размола зерна вызвал на усадьбу Курбского Иван Колымет.

3. В каком сложноподчиненном предложении между главным и придаточными предложениями неоднородное (параллельное) соподчинение?

1) Все, что роте предстояло сделать в темноте, Рюмин не только последовательно знал, но и видел в том обостренном луче света, который центрировался в его уме.

2) Хотя над воротами надпись, что здание находится под охраной государства, никто его не охраняет.

3) Игнатий Хвостов рассказал товарищам о том, кто был Траян и каким жестоким преследованиям подвергал он первых христиан.

4) Неизвестно, построена ли яхта еще до первого приезда Петра Бажениным или же она была подарена русскому царю голландскими купцами.

4. Объясните постановку запятой и тире в сложноподчиненном предложении.

Но чтоб падали селенья,

Чтобы нивы пустовали —

Нам на то благословенье

Царь небесный дал едва ли! (А. К. Толстой).

1. Запятая отделяет соподчиненные придаточные части предложения, а тире отделяет две однородные придаточные части от главной части.

2. Запятая отделяет соподчиненные придаточные части предложения, а тире отделяет стоящие впереди главной части однородные придаточные, так как при чтении между ними делается значительная пауза (с целью интонационного выделения придаточных).

5. С помощью какого знака разделяются однородные придаточные в структуре многочленного сложноподчиненного предложения?

Был тот предночной час, когда стираются очертания, линии, краски, расстояния когда еще дневной свет путается, неразрывно сцепившись, с ночным (М. Шолохов).

1. Запятая.

2. Точка с запятой, так как однородные придаточные распространены: есть однородные члены и обособленный оборот.

6. Какой тип подчинения представлен в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными?

Не знаю я, коснется ль благодать Моей души болезненно-греховной, Удастся ль ей воскреснуть и восстать. Пройдет ли обморок духовный? (Ф. Тютчев).

1. Однородное соподчинение.

2. Неоднородное соподчинение.

7. Нужна ли запятая на стыке двух подчинительных союзов в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными? Сколько всего запятых нужно поставить в этом предложении?

Федор ждал что когда увидит не репродукцию а холст которого касалась рука самого Сурикова должно оглушить перехватить дыхание должно потом сниться по ночам (В. Тендряков).

1. Запятая нужна; всего семь запятых.

2. Запятая не нужна; всего шесть запятых.

8. Определите тип подчинения в многочленном сложноподчиненном предложении.

В это время обыкновенно неприлично ходить дамам, потому что русский народ любит изъясняться такими резкими выражениями, каких они, верно, не услышат даже в театре (Н. Гоголь).

1. Неоднородное соподчинение.

2. Последовательное подчинение.

9. Определите виды придаточных в многочленном сложноподчиненном предложении. Какой тип подчинения представлен в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными?

А чтобы не дразнили ребятишки нищим, он [Носопырь] притворился коровьим лекарем, носил на боку холщовую с красным крестом сумку, где хранил стамеску для обрубания копыт и сухие пучки травы зверобоя (В. Белов).

1. Неоднородное соподчинение придаточных: к главной части присоединяется придаточная часть цели и придаточная определительная часть.

2. Неоднородное соподчинение придаточных: к главной части присоединяется придаточная часть цели и придаточная часть места.

10. Из скольких частей состоит данное сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными и какой тип подчинения представлен в нем?

На следующий день Санин лежал еще в постели, как уже Эмиль, в праздничном платье, с тросточкой в руке и сильно напомаженный, ворвался к нему в комнату и объявил, что герр Клюбер сейчас прибудет с каретой, что погода обещает быть удивительной, что у них уже все готово, но что мама не поедет, потому что у нее опять разболелась голова (И. Тургенев).

1. Предложение содержит восемь частей; представлено однородное соподчинение придаточных.

2. Предложение содержит семь частей; представлено смешанное подчинение придаточных.

11. Какой тип подчинения представлен в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными? Объясните, почему в предложении ставится только одна запятая.

Когда наступала зима и сад и дом заваливало снегами, по ночам раздавался волчий вой (А. Н. Толстой).

1. Предложение с последовательным подчинением придаточных.

2. Предложение с однородным соподчинением придаточных.

12. Проанализируйте сложные предложения. Выделите простые части, установите их число. Определите характер связи между ними.

Временами Мария готова была верить, что какой-то древний художник чудом угадал, что некогда явится в мир девушка Мария, и заранее создал ей портрет в барельефе таинственного, заколдованного дворца, который должен был сохраняться неприкосновенным под землей в течение столетий (В. Брюсов).

1. Предложение состоит из четырех частей, соединенных при помощи смешанного подчинения.

2. Предложение состоит из пяти частей, соединенных при помощи однородного соподчинения придаточных.

13. Проанализируйте сложные многочленные предложения с подчинительной связью. Установите способ связи придаточных и главной частей, назовите вид придаточных.

Поскольку романов у Чехова не было, представлялось очевидным, что он не имеет отношения ни к Достоевскому, ни к Тургеневу, ни к Гончарову (М. Громов).

1. Придаточная часть причины присоединяется к главной части посредством семантического причинного союза поскольку; придаточная изъяснительная присоединяется к главной части посредством функционального союза что; в многочлене представлено неоднородное соподчинение придаточных.

2. Предложение с последовательным подчинением придаточных; придаточная часть причины присоединяется к главной части семантическим причинным союзом поскольку; придаточная изъяснительная присоединяется к главной части функциональным союзом что.

14. Сколько запятых следует поставить в сложном предложении с несколькими придаточными? Назовите тип подчинения придаточных частей главной.

Среди дня корову выпускали в поле чтоб она походила по воле и чтоб ей стало лучше (А. Платонов).

1. Одна запятая; однородное соподчинение придаточных.

2. Две запятые; неоднородное соподчинение придаточных.

15. Назовите вид придаточных, установите способ связи придаточных и главной частей.

Туман держался долго, до одиннадцати часов, пока не нашласъ какая-то сила, которая подняла его вверх (В. Распутин).

1. Предложение со смешанным подчинением; придаточная часть времени присоединяется к главной части семантическим временным союзом пока не, придаточная определительная часть присоединяется к главной части союзным словом которая.

2. Предложение с последовательным подчинением; придаточная часть времени присоединяется к главной части семантическим временным союзом пока не, придаточная определительная часть присоединяется к главной части союзным словом которая.

16. Нужна ли запятая на стыке двух союзов — сочинительного и подчинительного? Сколько всего запятых следует поставить в этом сложном предложении?

В эту ночь Чубарев тоже не ложился, а когда наконец выпроводил всех из кабинета и взглянул на часы только пожал плечами (П. Проскурин).

1. Запятая не нужна; две запятые.

2. Запятая нужна; три запятые.

3. Запятая нужна; пять запятых.

17. Определите тип подчинения в многочленном сложноподчиненном предложении. Нужна ли запятая перед союзом И?

Когда шуршат в овраге лопухи

И никнет гроздь рябины желто-красной,

Слагаю я веселые стихи

О жизни тленной, тленной и прекрасной (А. Ахматова).

1. Неоднородное соподчинение придаточных; запятая нужна.

2. Однородное соподчинение придаточных; запятая не нужна.

Сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными (ответы)

1. 3)
2. 3)
3. 1)
4. 2)
5. 2)
6. 1)
7. 1)
8. 2)
9. 1)
10. 2)
11. 2)
12. 1)
13. 1)
14. 1)
15. 2)
16. 1)
17. 2)

Гречишникова Марина Анатольевна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ «СОШ № 2» п.г.т. Уренгой

Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными. Виды подчинения.

Подготовка к ГИА. Задание В8.

Цель – систематизировать знания учащихся по теме, совершенствовать навыки работы с тестами и текстами в рамках подготовки к ГИА

Задачи урока:

Образовательные

  • совершенствовать умения различать виды подчинения в сложноподчиненном предложении;
  • познакомить с творчеством Юрия Афанасьева.

Развивающие

  • развивать синтаксические навыки;
  • развивать навыки работы с текстом;
  • развивать навыки работы с тестами (задания А1 – В9).

Воспитательные

  • воспитывать любовь к родному краю, уважительное отношение к культуре народов Севера, населяющих Ямал;
  • воспитывать думающего читателя на произведениях писателей Ямала.

Оборудование урока:

  • компьютер;
  • интерактивная доска;
  • учебник;
  • тетради;
  • раздаточный материал (тесты, тексты).

Ход урока

  1. Языковая разминка
  1. Прочитайте текст – отрывок из рассказа-были Юрия Афанасьева «Две ели» (тексты распечатать для каждого учащегося или спроецировать на доску).

1.Из-за шторма буксир отстаивался в заводи. 2. Время торопило. 3. Почти неделю Едук с Оксаной добирались протоками до поселка на калданке. 4. Почти неделю - это по времени. 5. А по жизни для Едука было одно мгновение. 6. За эти дни он узнал о мире так много, как мог бы не узнать самый древний старик. 7. Мир, оказывается, очень большой, беспокойный. 8. Как звери в тайге, всякие люди его населяют. 9. Забот у всех много. 10. Но самым невероятным было для Едука услышать, что есть земли, где люди круглый год почти без одежды ходят. 11. Подумать только, представить себя в Заполярье без одежды пусть даже не зимой, хоть летом (?!). 12. Однако и Оксане не верить он не мог. 13. Их отношения были так близки, ее глаза так глубоко понимали его, что он боялся своих плохих мыслей. 14. «А что? - подумал Едук. - Почему не породниться, своим человеком быть в теплом, сытном поселке?»

15. И вот поселок неожиданно появился из-за талого мыса. 16. Рассыпанные по увалу домики на склоне сгрудились, как цыплята. 17. Среди них глухаркой возвышалась церковь, красновато отсвечивая лиственничными бревнами.18. А дальше за поселком гребешком торчали остроконечные ели. 19. Голову кружил чуть уловимый запах теплого хлеба. 20. Этот запах Едук смог бы отличить с большого расстояния. 21. Его ни с чем не спутаешь...

  1. Найдите в тексте диалектные слова, замените их стилистически нейтральными синонимами.

Калданка (в пр. 3) – лодка

Увал (в пр. 16) – возвышенность, косогор

  1. Во 2 абзаце найдите сравнения. Запишите номера предложений со сравнениями.

16 – как цыплята

17 – глухаркой (форма творительного падежа)

18 – гребешком (форма творительного падежа)

  1. Выпишите номер предложения с вводным словом.
  1. Выпишите грамматические основы из предложений 7, 12, 20

7 – мир большой , беспокойный

12 – он не мог не верить

20 – Едук смог бы отличить

  1. Определите вид подчинительной связи в словосочетании «звери в тайге» (предложение 8). Замените это словосочетание синонимичным с подчинительной связью согласование.

Связь – управление; таёжные звери

  1. Определите вид подчинительной связи в словосочетании «беспокойный мир» (предложение 7). Замените это словосочетание синонимичным с подчинительной связью управление.

Согласование; мир без покоя

  1. Выпишите номера сложноподчиненных предложений.

6, 10, 13

  1. Актуализация знаний

Выпишите из текста предложение 10.

Но самым невероятным было для Едука услышать, что есть земли, где люди круглый год почти без одежды ходят.

Постройте схему этого предложения: [ === ], (что === ____), (где ____ ===).

Определите вид подчинения (последовательное).

Какие виды подчинения в сложноподчиненном предложении вы знаете? (Памятка, Приложение 1).

Приведите примеры.

  1. Закрепление
  1. Определите вид подчинения. Заполните таблицу (Приложение 2). Устно прокомментируйте ответ. Таблицы с примерами предложений распечатать для каждого учащегося. Выпускники заполняют только 2 столбик.

Предложение

Вид подчинения

Важнейшим героем в мифологии ханты является медведь , который считается прародителем

Последовательное (главное → придаточное определительное → придаточное следствия)

не приводят , что только скрупулёзная работа позволит ему выйти прийти

Однородное (главное → придаточное изъяснительное, придаточное изъяснительное)

Если обратиться

Параллельное, или неоднородное (придаточное условия → главное → придаточное изъяснительное)

придётся преодолеть множество препятствий,

Параллельное, или неоднородное (придаточное цели → главное → придаточное определительное)

Задача поддержания традиций осложняется тем, что многие русскоговорящие молодые учить родной язык, предпочитают

Последовательное (главное → придаточное изъяснительное → придаточное определительное)

роль фигурирует в легендах.

Последовательное (главное → придаточное изъяснительное → придаточное уступки)

За права народа, который обращается поэтом , который взывает

Параллельное, или неоднородное (придаточное определительное → главное → придаточное определительное). В этом предложении придаточные части относятся к разным словам в главном предложении.

Писатель нередко прибегает к приёму «обращения к прошлому», чтобы понудить

Однородное (главное → придаточное цели, придаточное цели).

  1. Выполните сжатие текста. Из предложений 6-8 (отрывок из рассказа «Две ели») составьте 1 сложноподчиненное с однородным подчинением придаточных.

Как называется этот способ сжатия текста? (Упрощение – слияние нескольких предложений в одно).

  1. Среди данных ниже предложений найдите СПП с последовательным подчинением придаточных:

1. Не разбирая дороги, он бежал в лесотундру, бежал навстречу Уралу. 2. Бежал до изнеможения. 3. Он боялся остановиться. 4.Он чувствовал, что, если остановится, его изнутри разорвет. 5. Сердце не выдержит. 6. И он бежал, бежал по бездорожью, выплескивая из себя горечь и обиду.

Ответ: 4

  1. Используя текст рассказа-были Ю. Афанасьева «Две ели», продолжите предложения так, чтобы получились СПП с разными видами подчинения:

Последовательное : Не могу сказать, сколько лет этим елям….. (которые растут на берегу Оби).

Однородное : Сблизило нас одиночество или ожидание утра, когда проснется поселок с рыбацким потом, мычаньем коров, дыханием свежего ветра,…. (когда кулик-бекас деревянной шаманской трелью оповестит начатый день.

Параллельное (неоднородное) : Когда староста улыбается, кажется, …. (что он тебя, как маленькую рыбешку, готов проглотить).

  1. Тестирование. Часть В8. Презентация (лучше проводить занятие с мобильным компьютерным классом, чтобы каждый выпускник смог самостоятельно поработать с тестами. Если такой возможности нет, задания можно распечатать для каждого ученика).

1. Среди предложений 1-6 найдите сложноподчинённое предложение с однородным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

(1) Многие ехали не осваивать Север и жить на Ямале, а зарабатывать. (2) Не отсюда ли пошло: отработал 15 лет, отдал «все силы» дикому Северу - верните меня на место, дайте мне все. (3) И давали, и целовались на прощание, а «молчащие» все больше отбрасывались в темноту, как будто заранее были приговорены: из местных кадры не вырастить. (4) Во втором и третьем поколениях детям раскулаченных не выдавали паспорта.

(5) «Третий удар Ямал получил с началом освоения нефти и газа. (6) Сейчас и сами организаторы не знают, для чего понастроили города, что делать с населением».

2. Среди предложений 1-6 найдите сложноподчинённое предложение с параллельным (неоднородным) подчинением. Напишите номер этого предложения.

(1) С закрытием навигации практически ставить сети на Оби запрещено. (2) Но ежегодно сети ставятся, и рыбоинспектору с пешней невозможно все их изъять. (3) Сколько же надо лунок прорубить?! (4) Для упорядочения любительского рыболовства уместно в отдельных случаях применить по опыту гурьевчан лицензионный лов. (5) Опыт этот оправдан при незначительном прилове ценных пород рыб, который никак отрицательно не отражается на воспроизводстве рыбных запасов, и осенью на плавных песках, когда последние покидают рыбаки, откочевывая к зимовьям.

(6) Надо учесть, что северная рыбалка осенью, на ветру, в ледяной воде не из легких удовольствий.

3. Среди предложений 1-5 найдите сложноподчинённое предложение с однородным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

(1) Выгодность лицензионного лова не только в сборе средств, часть из которых должна идти на развитие рыболовства, главное – в воспитании самого человека. (2) Хочешь рыбачить – поработай на очистке живунов, высади несколько кустов для укрепления берегов нерестовых рек, внеси свой вклад по спасению молоди. (3) Тот, кто взял рыбу, но не отдал ей, кто нарушил правила рыболовства, может быть исключен из общества или временно отстранен от рыбалки. (4) Думается, что рыбаки-любители по месту своего жительства будут более ревниво следить за своим участком, окажут и помощь в борьбе со злостным браконьерством. (5) Открытие дел последних пока что незначительно.

4. Среди предложений 1-7 найдите сложноподчинённое предложение с однородным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

(1) Браконьеры. (2) Кто они? (3) Конечно, люди. (4) Но это люди, которые сознательно идут на то, чтобы нанести природе ущерб. (5) А как быть с остальными, кто любит свою Обь, кто по той или иной причине попадает в нарушители? (6) Не оскорбляет ли его слух само слово – браконьер? (7) Пока же такого различия не видно и только потому, что далеко не все использовано в организации любительского рыболовства.

5. Среди предложений 1-5 найдите сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

(1) В последние дни уходящего високосного года коренастые бревенчатые дом в поселке от тяжести снега на крышах еще плотнее прижались к земле. (2) Старенькое здание конторы, не выдержав такой нагрузки, облокотилось на соседний забор, но гордо и задиристо на еловом древке трепыхается флаг, весь облинявший и неизвестно когда и кем туда водруженный. (3) Флаг прославлял еще нерушимый и могучий Союз, когда на дворе уже второй год была совсем другая политическая погода. (4) Но люди Ямальска морально и в поступках ничем не изменились. (5) На фронтоне конторы все еще висел облупившийся лозунг, который призывал рыбаков и рыбачек ударно трудиться и дать сверх плана еще один процент, ибо от этого процента зависит судьба Родины.

6. Среди предложений 1-6 найдите сложноподчинённое предложение с параллельным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

(1) «Сейчас будет «жик»!» - объяснил Степка своей наставнице, которая с мигреневой болью воспринимала детский шум и нетерпением ждала, когда кончится ее дежурство. (2) Откуда она приехала, Степка не знал. (3) Да разве его могло интересовать, что одни едут на Крайний Север строить, другие – вырабатывать северный стаж на пенсию, за коэффициентом. (4) Но приметилась воспитательница интерната в поселке своей нелюдимостью, не доверяла чистоплотности ягушек и малиц, остерегалась бывать в семьях тундровиков. (5) Нелегко оленеводов и рыбаков собрать в интернат на родительское собрание, но приход в свой дом – чум – почитают. (6) А если учитель начинал говорить к тому же на их родном языке, то становился не меньше как румой – другом, которому при случае подарочек надо сделать.

7. Среди предложений 1-6 найдите сложноподчинённое предложение с однородными придаточными. Напишите номер этого предложения.

(1) Вьюга все громче и злее подвывала, но голоса в чуме, освещенном снаружи несколькими электрическими лампочками, слышны были далеко. (2) Не успел Чупров откинуть полог, как человек в маске плеснул ему за шиворот полный ковш ледяной воды. (3) «Ну и шуточки», - охнул Степка. (4) Хозяину шутка пришлась по душе, да и выходка эта прибавила шума и веселья всем гостям.

(5) Как же он не предусмотрел все последствия? (6) Ведь он должен бы знать, что его приглашают и везут, как заложника, к Одноглазому, что при необходимости и в угоду хозяину заготовителя свозят в поселок.

8. Среди предложений 1-6 найдите сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

(1) Выводок волков он знал еще с прошлого года, а нынче четыре годовалых щенка тоже практику проходили в пургу. (2) Как ножом нарезали всех ослабших оленей, трупы их чернели на снегу. (3) Кое-где и росомаха постаралась: прыгая с дерева на дерево, она перегрызала горло, выпивала кровь, да так и бросала животное…

(4) Хунзи уже не думал про обещания Зырянова – при стопроцентной сохранности оленей передать тридцать процентов ему. (5) Весь этот рынок не для него. (6) Единственное, о чем он сейчас подумал, что снег, небо, воздух, тундру, где он шагает, отнять у него никто не сможет.

9. Среди предложений 1-6 найдите сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

(1) Хунзи шел на волка невооруженным, только вот с этой палкой-лопаткой. (2) Ни страха, ни злобы против волка у него не было. (3) То, что ему приснилось, пропало. (4)Хунзи, вглядываясь в след, видел, что вот он пытался перемахнуть через овраг, но поберегся большого снежного заноса, что вот он посидел, повертелся и опять двинулся напрямую.

(5) Наконец Хунзи увидел волка на противоположном берегу речки-югана. (6) Пойма была заснежена на два-три метра глубиной – так легко не перебежишь…

10. Среди предложений 1-5 найдите сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

(1) Все дальше и дальше уносит пастуха олень. (2) С таким оленем и безоружному не страшно ехать. (3) Как не радоваться пастуху оленям, как не спеть про них песню! (4) Нарасьюх, расскажи про синий ветер каслания и про оленя-минырува, святого оленя, который за всю жизнь не знает, что такое упряжка. (5) Расскажи, как минырув нацепил на свои рога солнце и как в тихую ночь от быстрого бега звезды колокольчиками звенят в ушах…

Ответы

  1. Рефлексия. Подведение итогов урока.
  • Что нового узнали на уроке?
  • Как найти сложноподчиненные предложения с разными видами подчинения?
  • Чем отличается однородное подчинение от параллельного?
  • Какие проблемы поднимает Ю.Н. Афанасьев в своих произведениях?
  • Какие лексические особенности можно отметить в использованных на уроке текстах? (Диалектные слова, обилие средств выразительности, особенно – сравнений).
  • Заметили ли вы синтаксические особенности произведений писателей Ямала? (Простые предложения, вводные слова, инверсия).
  1. Дифференцированное задание на дом (по выбору).
  1. Подготовить презентацию из 20 слайдов на тему «Подготовка к ГИА. В8» (Возможно выполнение в группах).
  2. Разработать памятку для запоминания теоретического материала по теме.
  3. Составить таблицу для систематизации знаний по теме и запоминания теоретического материала.
  4. Прорешать несколько вариантов заданий В8 из сборника по подготовке к ГИА.

Список литературы

  1. Гостева Ю.Н., Васильевых И.П., Егораева Г.Т. ГИА 2014. Русский язык. 9 класс. 30 вариантов типовых тестовых заданий и подготовка к выполнению части 3 (С)/ Ю.Н. Гостева, И.П. Васильевых, Г.Т. Егораева. – М.: Издательство «Экзамен», 2014.
  2. Львова С.И. ГИА 2014. Русский язык: тренировочные задания: 9 класс/ С.И. Львова, Т.И. Замураева. – М.: Эксмо, 2013.
  3. Назарова Т.Н. ГИА. Практикум по русскому языку: подготовка к выполнению заданий части В/ Т.Н. Назарова, Е.Н. Скрипка. – М.: Издательство «Экзамен», 2014.
  4. Русский язык. 9-й класс. Подготовка к ГИА-2013: учебно-методическое пособие/ Под ред. Н.А. Сениной. – Ростов н/Д: Легион, 2012.
  5. Хаустова Д.А. Русский язык. Подготовка к ГИА (написание сжатого изложения). Универсальные материалы с методическими рекомендациями, решениями и ответами / Д.А. Хаустова. – 3-е изд., перераб. и дополн. – М. : Издательство «Экзамен», 2012.

Интернет-ресурсы

  1. Губкинская централизованная библиотечная система. http://www.gublibrary.ru
  2. Афанасьев Ю.Н. Ритмы тундры. Однажды наступив на грабли. Две ели. Корпоративный информационно-библиотечный портал ЯНАО. http://libraries-yanao.ru

Приложение 1.

ПАМЯТКА

ВИДЫ ПОДЧИНЕНИЯ

Сложноподчинённое предложение может иметь два и более придаточных предложений. Отношения таких придаточных между собой определяют вид подчинения.

1. Параллельное подчинение

При параллельном подчинении к одному главному относятся разнотипные придаточные, которые отвечают на разные вопросы:

Разум, (несмотря на что?) даже если его притесняют и пренебрегают им, в конечном счёте всегда одерживает верх (почему?), потому что жить без него невозможно (А. Франс).

2. Однородное подчинение

При однородном подчинении придаточные предложения являются однотипными, отвечают на один и тот же вопрос и относятся к одному и тому же члену главного предложения или ко всему главному предложению в целом. Между собой однородные придаточные связываются сочинительной или бессоюзной связью:

Видел Егорушка (что?), как мало-помалу темнело небо и опускалась на землю мгла (что?), как засветились одна за другой звёзды (А. Чехов).

3. Последовательное подчинение

При последовательном подчинении главному предложению подчиняется придаточное (придаточное первой степени), которому, в свою очередь, подчиняется следующее придаточное (придаточное второй степени), и т. д. (части образуют цепочку). При таком соединении каждая придаточная часть становится главной по отношению к последующей, но исходной главной частью остаётся только одна: который считается прародителем людей, поэтому именно ему посвящено наибольшее количество сказаний.

Исторический опыт доказывает , что всяческие попытки «перепрыгнуть» через какие-то стадии культуры ни к чему хорошему не приводят , что только скрупулёзная работа по восстановлению исторической памяти, «детства и юности» народа позволит ему выйти на магистральную дорогу мировой культуры и прийти к ощущению духовной полноты бытия.

Если обратиться к зарубежной литературе, то с уверенностью можно сказать , что сказочный герой Р. Ругина давно известен уже на просторах Европы от Франции до России.

Чтобы стать хозяевами своей судьбы , хантам и другим малым народам Сибири придётся преодолеть множество препятствий, которые приготовила для них современность .

Задача поддержания традиций осложняется тем, что многие русскоговорящие молодые ханты , которые не видят смысла учить родной язык, предпочитают вместо него изучать английский.

Показательно , что олень играет в мифологии ханты менее значительную роль , чем в преданиях ненцев, хотя также фигурирует в легендах.

Роман Ругин является одновременно борцом за права народа, который обращается к уму своего читателя и излагает факты, и поэтом , который взывает к сердцу людей и их эмоциям.

Писатель нередко прибегает к приёму «обращения к прошлому», чтобы понудить читателя ханты взглянуть на своё прошлое, чтобы идти вперед, строить будущее.


Сложноподчиненные предложении с двумя или несколькими при­даточными бывают нескольких видов.

1. Сложноподчиненные предложения с последовательным подчинением. Это такие предложения, в которых придаточные образуют цепочку; первое придаточное относится к главному пред­ложению (придаточное первой степени), второе - к первому придаточному (придаточное второй степени) и т.д.

Например:

Кругом было тихо, так что казалось (придаточное 1 степени), будто в ушах звенит (придаточное II степени) (В. Арсеньев).

Схема этого предло­жения:

, (так что...), (будто...).

2. Сложноподчиненные предложения с параллельным(неоднородным) подчинением. Это такие предложения, в кото­рых придаточные относятся к одному главному, но являются различ­ными по значению.

Например:

Чтоб докончить портрет (придаточное цели), я скажу, что у него был вздернутый нос, зубы ослепительной белизны и карие глаза (придаточное изъяснительное) (М. Лермонтов).

Схема этого предложения:

(чтоб...), , (что...).

3. Сложноподчиненные предложения с однородным под­чинением (соподчинением) . Это такие предложения, в которых придаточные относятся к одному главному предложению и являются одинаковыми по значению, однородными.

Например:

1. Очевидно было, что Савельич передо мною был прав и что я напрасно оскорбил его упреком а подозрением (А.С. Пушкин) [оба придаточных являются изъясни­тельными: это однородные (соподчиненные) придаточные].

2. Ранней весной, когда сойдет снег и подсохнет полягшая за зиму трава, в степи начинаются весенние палы (М. Шолохов) (оба придаточных придаточные времени; это однородные придаточные, перед вторым из них опущен союз когда) .

4. Могут быть более усложненные по строению сложноподчинен­ные предложения, в которых указанные выше виды предложений комбинируются.

Например:

Когда Вронский смотрел на часы на бал­коне Карениных, он был так растревожен и занят своими мыслями, что видел стрелки на циферблате, но не мог понять, который час (Л. Толстой). Это сложноподчиненное предложение с параллельным и по­следовательным подчинением.

Его схема:

(когда...), , (что...), (который...)

1. При последовательном подчинении предложений рядом могут оказаться подчинительные союзы или союз­ные слова (что если, что когда, что куда, который если и др.). В этом случае между ними ставится запятая ,если дальше не идет вторая часть союза - то или так.

Например:

Я заметил, что, куда ни приедешь, найдешь что-нибудь замечательное (И. Гончаров). (Но: Я заметил, что куда ни приедешь, то найдешь что-нибудь замечатель­ное.)



Сообщи мой адрес и скажи, что, если сестрицы напашут, большое и хорошее спасибо скажу (В. Короленко). (Но: Сообщи мой адрес и скажи, что если сестрицы напишут, то (так) большое и хорошее спасибо ска­жу.)

2.Если однородные придаточные соединены не­ повторяющимися соединительными или разделитель­ными союзами, то запятая между ними не ставится.

Например:

Слышно было, как в саду шагал дворник и как скрипела его тачка (А.П. Чехов)

Яков встал утром, когда солнце еще не палило так сильно и с моря веяло бодрой свежестью (М. Горький) (во втором придаточном опущен союз когда).

3. Если однородные придаточные предложения распространены и внутри них есть уже запятые, то они мо­гут отделяться друг от друга точкой с запятой .

Например:

Был тот предночный час, когда стираются очертания, линии, краски, расстояния; когда еще днев­ной свет пугается, неразрывно сцепившись с ночным (М. Шолохов).

Только в третьей четверти девятиклассники знакомятся с темой «Типы подчинения придаточных частей в сложноподчинённом предложении», но готовятся к экзамену с начала учебного года.

Давайте попробуем разобраться с заданием 13 в тестовой части ОГЭ. Для наблюдения обратимся к рассказу А.П. Чехова «Дорогие уроки».

Напомним формулировку этого задания: «Среди предложений___ найдите сложноподчиненное предложение c однородным подчинением. Напишите номер этого предложения». Вместо выделенных полужирным стилем слов могут быть и такие слова: «с неоднородным (параллельным) подчинением » или «с последовательным подчинением ».

Определимся с условными обозначениями, которые нам будут помогать в анализе структуры сложноподчинённого предложения (сокращённо СПП). Для выделения главной части используем квадратные скобки , для придаточной ― круглые (). Мы станем составлять и линейные, и вертикальные схемы предложения.

Сначала потренируемся в составлении схем СПП с одной придаточной частью. Обратите внимание, что положение придаточной части может быть разным: препозиция, интерпозиция и постпозиция. Приставки в слове "позиция" уже содержат указание на место придаточной части в предложении.

Рассмотрим примеры.

1. Препозиция обстоятельственного придаточного цели: (Чтобы легче дышалось) 1 , [он всегда работает в ночной сорочке] 2 .

2. Интерпозиция обстоятельственного придаточного времени: [На другой день вечером, (когда часы показывали без пяти минут семь) 2 , пришла Алиса Осиповна] 1 .

3. Постпозиция обстоятельственного придаточного времени: [Воротов сильно почувствовал это] 1 , (когда, выйдя из университета со степенью кандидата, занялся маленькой научной работкой) 2 .

В первом примере мы обнаружили придаточную часть в начале предложения, во втором - в середине, в третьем ― в конце СПП.

Поясним, что сложные предложения в тексте могут иметь различные случаи осложнения, и если вы не узнаёте их, то можете запутаться, поэтому мы будем пояснять эти осложнения в каждом примере. Так, в третьем предложении придаточная часть осложнена обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом (сокращённо ДО).

Определите, есть ли в следующих трёх примерах какие-либо типы осложнений. Какую позицию занимает в них придаточная часть?

2)Выражение лица у неё было холодное, деловое, как у человека, который пришёл говорить о деньгах.

3)Если бы это странное предложение было сделано малолетним, то, наверное, она рассердилась бы и крикнула.

Вы должны были заметить, что в первых двух предложениях придаточная находится в постпозиции, а в последнем примере ― в препозиции.

Итак, проверяем свою наблюдательность.

2. [Выражение лица у неё было холодное, деловое , как у человека ] 1 , (который пришёл говорить о деньгах) 2 .

3. (Если бы это странное предложение было сделано малолетним) 1 , [то, наверное , она рассердилась бы и крикнула ] 2 .

Линейные схемы очень удобны.

Теперь выясним, какие виды осложнений нам здесь встретились. В первом предложении есть обособленное приложение, выраженное именем собственным, и однородные сказуемые. Во втором ― обособленное обстоятельство, выраженное сравнительным оборотом, и однородные определения находятся в главной части. И, наконец, в третьем предложении есть вводное слово и однородные сказуемые в главной части.

Не все эти осложнения мы станем вносить в схемы, так как только однородные сказуемые играют основную роль в строении СПП, и всё-таки будем их иметь в виду.

Теперь познакомимся с типами подчинения в СПП, у которых есть несколько придаточных частей.

Сказать точно, какой тип более часто встречается, трудно, скорее всего, возможны различные комбинации и смешанные случаи, когда несколько типов подчинения могут быть в одном СПП. Но такие примеры на экзамене вы не встретите.

Проанализируем предложение:

И он ещё спросил у неё, не хочет ли она чаю или кофе, хороша ли на дворе погода.

В этом предложении от главной части к двум изъяснительным придаточным задаём одинаковый вопрос "о чём?", эти придаточные части легко можно поменять местами друг с другом, они очень похожи на однородные члены предложения и соединяются с главной при помощи союза ЛИ.

[И он ещё спросил у неё] 1 , (не хочет ли она чаю или кофе ) 2 , (хороша ли на дворе погода) 3 .

Для сравнения двух видов схем предлагаем обе: и линейную, и вертикальную.

СХЕМЫ СПП с однородным подчинением:

Такой способ подчинения принято называть однородным. Если бы придаточных частей с аналогичным строением было бы более двух, то один из союзов ЛИ был бы опущен, чтобы избегнуть повтора. Но восстановить его очень легко.

Рассмотрим другое предложение:

Теперь находим главную и придаточные части, составляем схемы.

[В один зимний полдень, (когда Воротов сидел у себя в кабинете и работал ) 2 , лакей доложил] 1 , (что его спрашивает какая-то барышня) 3 .

СХЕМЫ СПП с неоднородным (параллельным) подчинением:

Здесь от главной части задаём два разных вопроса: лакей доложил "когда?" и "о чём?". Придаточные части уже не являются однородными, имеют разное значение: одно из них обстоятельственное времени, другое изъяснительное. Такой способ называют параллельным.

Теперь обратимся к последнему примеру.

Только раз на её лице мелькнуло недоумение, когда она узнала, что её пригласили учить не детей, а взрослого, толстого человека.

Приходим к выводу, что придаточные части тоже отвечают на разные вопросы: мелькнуло недоумение "когда?", она узнала "о чём?". Эти вопросы мы задаём не от главной части, а последовательно: от первой придаточной ко второй придаточной части.

[Только раз на её лице мелькнуло недоумение] 1 , (когда она узнала) 2 , (что её пригласили учить не детей , а взрослого , толстого человека ) 3 .

СХЕМЫ СПП с последовательным подчинением:

Этот способ подчинения называется последовательным.

Для самопроверки предлагаем пять предложений. Учтите, что вам может встретиться смешанный тип подчинения, если придаточных частей более двух.

Самопроверка

1)Алиса Осиповна с холодным, деловым выражением ответила ему, что она кончила курс в частном пансионе и имеет права домашней учительницы, что отец её недавно умер от скарлатины, мать жива и делает цветы...

2)Она извинилась и сказала, что может заниматься только полчаса, так как с урока пойдёт прямо на бал.

3)И Воротов, глядя на её смущение, понял, как для неё дорог был рубль и как ей тяжело было бы лишиться этого заработка.

4)Ей, по-видимому, не хотелось, чтобы её кавалеры знали, что у неё есть ученики и что она от нужды даёт уроки.

Подсказка!

Здесь цветом выделены союзы, а курсивом - все осложнения:

1. [Алиса Осиповна с холодным, деловым выражением ответила ему] 1 , (что она кончила курс в частном пансионе) 2 и (имеет права домашней учительницы) 3 , (что отец её недавно умер от скарлатины) 4 , (мать жива) 5 и (делает цветы) 6 ...

2. [Она извинилась и сказала ] 1 , (что может заниматься только полчаса) 2 , (так как с урока пойдёт прямо на бал) 3 .

3. [И Воротов, глядя на её смущение , понял] 1 , (как для неё дорог был рубль) 2 и (как ей тяжело было бы лишиться этого заработка) 3 .

4. [Ей, по-видимому , не хотелось] 1 , (чтобы её кавалеры знали) 2 , (что у неё есть ученики) 3 и (что она от нужды даёт уроки) 4 .

А теперь давайте перечитаем весь рассказ полностью.

А.П. Чехов

Дорогие уроки

Для человека образованного незнание языков составляет большое неудобство. Воротов сильно почувствовал это, когда, выйдя из университета со степенью кандидата, занялся маленькой научной работкой.

Это ужасно! - говорил он задыхаясь (несмотря на свои двадцать шесть лет, он пухл, тяжёл и страдает одышкой). - Это ужасно! Без языков я, как птица без крыльев. Просто хоть работу бросай.

И он решил во что бы то ни стало побороть свою врождённую лень и изучить французский и немецкий языки и стал искать учителей.

В один зимний полдень, когда Воротов сидел у себя в кабинете и работал, лакей доложил, что его спрашивает какая-то барышня.

Проси, - сказал Воротов.

И в кабинет вошла молодая, по последней моде, изысканно одетая барышня. Она отрекомендовалась учительницей французского языка, Алисой Осиповной Анкет, и сказала, что её прислал к Воротову один из его друзей.

Очень приятно! Садитесь! - сказал Воротов, задыхаясь и прикрывая ладонью воротник своей ночной сорочки. (Чтобы легче дышалось, он всегда работает в ночной сорочке.) - Вас прислал ко мне Петр Сергеич? Да, да... я просил его... Очень рад!

Договариваясь с m-lle Анкет, он застенчиво и с любопытством поглядывал на неё. Это была настоящая, очень изящная француженка, ещё очень молодая. По лицу, бледному и томному, по коротким кудрявым волосам и неестественно тонкой талии ей можно было дать не больше 18 лет; взглянув же на её широкие, хорошо развитые плечи, на красивую спину и строгие глаза, Воротов подумал, что ей, наверное, не меньше 23 лет, быть может, даже все 25; но потом опять стало казаться, что ей только 18. Выражение лица у неё было холодное, деловое, как у человека, который пришёл говорить о деньгах. Она ни разу не улыбнулась, не нахмурилась, и только раз на её лице мелькнуло недоумение, когда она узнала, что её пригласили учить не детей, а взрослого, толстого человека.

Итак, Алиса Осиповна, - говорил ей Воротов, - мы будем заниматься ежедневно от семи до восьми вечера. Что же касается вашего желания - получать по рублю за урок, то я ничего не имею возразить против. По рублю - так по рублю...

И он ещё спросил у неё, не хочет ли она чаю или кофе, хороша ли на дворе погода, и, добродушно улыбаясь, поглаживая ладонью сукно на столе, дружелюбно осведомился, кто она, где кончила курс и чем живёт.

Алиса Осиповна с холодным, деловым выражением ответила ему, что она кончила курс в частном пансионе и имеет права домашней учительницы, что отец её недавно умер от скарлатины, мать жива и делает цветы, что она, m-lle Анкет, до обеда занимается в частном пансионе, а после обеда, до самого вечера, ходит по хорошим домам и даёт уроки.

Она ушла, оставив после себя лёгкий, очень нежный запах женского платья. Воротов долго потом не работал, а сидя у стола, поглаживал ладонями зелёное сукно и размышлял.

«Очень приятно видеть девушек, зарабатывающих себе кусок хлеба, - думал он. - С другой же стороны, очень неприятно видеть, что нужда не щадит даже таких изящных и хорошеньких девиц, как эта Алиса Осиповна, и ей также приходится вести борьбу за существование. Беда!..»

Он, никогда не видавший добродетельных француженок, подумал также, что эта изящно одетая Алиса Осиповна, с хорошо развитыми плечами и с преувеличенно тонкой талией, по всей вероятности, кроме уроков, занимается ещё чем-нибудь.

На другой день вечером, когда часы показывали без пяти минут семь, пришла Алиса Осиповна, розовая от холода; она раскрыла Margot, которого принесла с собой, и начала без всяких предисловий:

Французская грамматика имеет двадцать шесть букв. Первая буква называется А, вторая В...

Виноват, - перебил её Воротов, улыбаясь. - Я должен предупредить вас, мадемуазель, что лично для меня вам придется несколько изменить ваш метод. Дело в том, что я хорошо знаю русский, латинский и греческий языки... изучал сравнительное языковедение, и, мне кажется, мы можем, минуя Margot, прямо приступить к чтению какого-нибудь автора.

И он объяснил француженке, как взрослые люди изучают языки.

Один мой знакомый, - сказал он, - желая изучить новые языки, положил перед собой французское, немецкое и латинское евангелия, читал их параллельно, причем кропотливо разбирал каждое слово, и что ж? Он достиг своей цели меньше чем в один год. Сделаем и мы так. Возьмём какого-нибудь автора и будем читать.

Француженка с недоумением посмотрела на него. По-видимому, предложение Воротова показалось ей очень наивным и вздорным. Если бы это странное предложение было сделано малолетним, то, наверное, она рассердилась бы и крикнула, но так как тут был человек взрослый и очень толстый, на которого нельзя было кричать, то она только пожала плечами едва заметно и сказала:

Как хотите.

Воротов порылся у себя в книжном шкафу и достал оттуда истрёпанную французскую книгу.

Это годится? - спросил он.

Всё равно.

В таком случае давайте начинать. Господи благослови. Начнём с заглавия... Memoires.

Воспоминания, - перевела m-lle Анкет.

Воспоминания... - повторил Воротов. Добродушно улыбаясь и тяжело дыша, он четверть часа провозился со словом memoires и столько же со словом de, и это утомило Алису Осиповну. Она отвечала на вопросы вяло, путалась и, по-видимому, плохо понимала своего ученика и не старалась понять. Воротов предлагал ей вопросы, а сам между тем поглядывал на её белокурую голову и думал: «Её волосы кудрявы не от природы, она завивается. Удивительно! Работает с утра до ночи и успевает еще завиваться».

Ровно в восемь часов она поднялась и, сказав сухое, холодное "au revoir, monsieur" (до свидания, сударь - фр.), пошла из кабинета, и после неё остался всё тот нежный, тонкий, волнующий запах. Ученик опять долго ничего не делал, сидел у стола и думал.

В следующие за тем дни он убедился, что его учительница барышня милая, серьёзная и аккуратная, но что она очень необразованна и учить взрослых не умеет; и он решил не тратить попусту времени, расстаться с ней и пригласить другого учителя. Когда она пришла в седьмой раз, он достал из кармана конверт с семью рублями и, держа его в руках, очень сконфузился и начал так:

Извините, Алиса Осиповна, но я должен вам сказать... поставлен в тяжёлую необходимость...

Взглянув на конверт, француженка догадалась, в чём дело, и в первый раз за всё время уроков её лицо дрогнуло, и холодное, деловое выражение исчезло. Она слегка зарумянилась и, опустив глаза, стала нервно перебирать пальцами свою тонкую золотую цепочку. И Воротов, глядя на её смущение, понял, как для неё дорог был рубль и как ей тяжело было бы лишиться этого заработка.

Я должен вам сказать... - пробормотал он, смущаясь ещё больше, и в груди у него что-то ёкнуло; он торопливо сунул конверт в карман и продолжал:

Извините, я... я оставлю вас на десять минут...

И делая вид, что он вовсе не хотел отказывать ей, а только просил позволения оставить её ненадолго, он вышел в другую комнату и высидел там десять минут. И потом вернулся ещё более смущённый; он сообразил, что этот его уход на короткое время она может объяснить как-нибудь по-своему, и ему было неловко.

Уроки начались опять.

Воротов занимался уж без всякой охоты. Зная, что из занятий не выйдет никакого толку, он дал француженке полную волю, уж ни о чём не спрашивал её и не перебивал. Она переводила, как хотела, по десяти страниц в один урок, а он не слушал, тяжело дышал, и от нечего делать рассматривал то кудрявую головку, то шею, то нежные белые руки, вдыхал запах её платья...

Он ловил себя на нехороших мыслях, и ему становилось стыдно, или же он умилялся и тогда чувствовал огорчение и досаду оттого, что она держала себя с ним так холодно, деловито, как с учеником, не улыбаясь и точно боясь, как бы он не прикоснулся к ней нечаянно. Он всё думал: как бы так внушить ей доверие, познакомиться с нею покороче, потом помочь ей, дать ей понять, как дурно она преподаёт, бедняжка.

Алиса Осиповна явилась однажды на урок в нарядном розовом платье, с маленьким декольте, и от неё шёл такой аромат, что казалось, будто она окутана облаком, будто стоит только дунуть на неё, как она полетит или рассеется, как дым. Она извинилась и сказала, что может заниматься только полчаса, так как с урока пойдёт прямо на бал.

Он смотрел на её шею и на спину, оголенную около шеи, и, казалось ему, понимал, отчего это француженки пользуются репутацией легкомысленных и легко падающих созданий; он тонул в этом облаке ароматов, красоты, наготы, а она, не зная его мыслей и, вероятно, нисколько не интересуясь ими, быстро перелистывала страницы и переводила на всех парах:

- «Он ходил на улице и встречал господина своего знакомого и сказал: "Куда вы устремляетесь, видя ваше лицо такое бледное, это делает мне больно"».

Memoires давно уже были закончены, и теперь Алиса переводила какую-то другую книгу. Раз она пришла на урок часом раньше, извиняясь тем, что в семь часов ей нужно ехать в Малый театр. Проводив её после урока, Воротов оделся и тоже поехал в театр. Он поехал, как казалось ему, только затем, чтобы отдохнуть, развлечься, а об Алисе у него не было и мыслей. Он не мог допустить, чтобы человек серьёзный, готовящийся к ученой карьере, тяжёлый на подъём, бросил дело и поехал в театр только затем, чтобы встретиться там с малознакомой, не умной, мало интеллигентной девушкой...

Но почему-то в антрактах у него билось сердце, он, сам того не замечая, как мальчик бегал по фойе и по коридорам, нетерпеливо отыскивая кого-то; и ему становилось скучно, когда антракт кончался; а когда он увидел знакомое розовое платье и красивые плечи под тюлем, сердце его сжалось, точно от предчувствия счастья, он радостно улыбнулся и первый раз в жизни испытал ревнивое чувство.

Алиса шла с какими-то двумя некрасивыми студентами и с офицером. Она хохотала, громко говорила, видимо, кокетничала; такою никогда не видел её Воротов. Очевидно, она была счастлива, довольна, искренна, тепла. Отчего? Почему? Оттого, быть может, что эти люди были близки ей, из того же круга, что и она... И Воротов почувствовал страшную пропасть между собой и этим кругом. Он поклонился своей учительнице, но та холодно кивнула ему и быстро прошла мимо; ей, по-видимому, не хотелось, чтобы её кавалеры знали, что у неё есть ученики и что она от нужды даёт уроки.

После встречи в театре Воротов понял, что он влюблён... Во время следующих уроков, пожирая глазами свою изящную учительницу, он уже не боролся с собой, а давал полный ход своим чистым и нечистым мыслям. Лицо Алисы Осиповны не переставало быть холодным, ровно в восемь часов каждого вечера она спокойно говорила "au revoir, monsieur", и он чувствовал, что она равнодушна к нему и будет равнодушной и - положение его безнадёжно.

Иногда среди урока он начинал мечтать, надеяться, строить планы, сочинял мысленно любовное объяснение, вспоминал, что француженки легкомысленны и податливы, но достаточно ему было взглянуть на лицо учительницы, чтобы мысли его мгновенно потухли, как потухает свеча, когда на даче во время ветра выносишь её на террасу. Раз он, опьянев, забывшись, как в бреду, не выдержал и, загораживая ей дорогу, когда она выходила после урока из кабинета в переднюю, задыхаясь и заикаясь, стал объясняться в любви:

Вы мне дороги! Я... я люблю вас! Позвольте мне говорить!

А Алиса побледнела - вероятно от страха, соображая, что после этого объяснения ей уж нельзя будет ходить сюда и получать рубль за урок; она сделала испуганные глаза и громко зашептала:

Ах, это нельзя! Не говорите, прошу вас! Нельзя!

И потом Воротов не спал всю ночь, мучился от стыда, бранил себя, напряженно думал. Ему казалось, что своим объяснением он оскорбил девушку, что она уже больше не придёт к нему.

Он решил узнать утром в адресном столе её адрес и написать ей извинительное письмо. Но Алиса пришла без письма. Первую минуту она чувствовала себя неловко, но потом раскрыла книгу и стала переводить быстро и бойко, как всегда:

- «О, молодой господин, не разрывайте эти цветы в моём саду, которые я хочу давать своей больной дочери...»

Ходит она до сегодня. Переведены уже четыре книги, а Воротов не знает ничего, кроме слова "memoires", и когда его спрашивают об его научной работке, то он машет рукой и, не ответив на вопрос, заводит речь о погоде.