Закрепление звука Р в речи_23491. Задания для родителей на автоматизацию звуков р, рь Мы убираем двор


Ра - ударный слог, начало слова
Раб, рак, радио, радость, радуга, рама, ралли, рана, рамка, раковина, ранец.

Ра
Работа, равнина, ракета, район, рабочий, ракушка, ракетка, расческа, растение, разведчик, радист, разбойник, растяпа, расставание, родник, родители, рожок, рождение.

Ра
Гора, дыра, кора, жара, нора, вчера, мошкара, детвора, баран, гараж, парад, жираф, карась, пират, мираж, куранты, баранка, операция, царапина, собирать.

Ра
Фара, мера, сера, вера, ссора, штора, сфера, шпора, опера, пантера, шушера, пещера, гагара, кикимора, сатира, фанера, гитара, холера, камера, химера, амфора, контора, сигара, микстура, каратэ, барабан, муравей, карамель, караул, пирамида, ураган, караван, таракан, сарафан, карапуз, парашют, карандаш, карантин, карабас-барабас.

Ро - ударный слог, начало слова
Рот, рой, ров, роль, рожь, рост, ромб, робость, роза, робот, рокот, рота, рожки, роща, розыск, розга, ролик, роскошь, родинка, родина, ровный, розовый.

Ро -ударный слог, середина слова
Перо, бюро, сорока, ворона, корова, дорога, корона, ворота, папироса, смородина, мороженое, зародыш, урок, пирог, герой, сурок, мороз, барон, сироп, народ, огород, паром, носорог, оборот, наоборот, поворот, воронка, коробка, коронка, пирожное, кувырок, воровка, сноровка, шнуровка, лакировка, дозировка, газировка, стажировка, командировка, маскировка, планировка, татуировка, инсценировка.

Ры - ударный слог, начало слова
Рысь, рыба, рынок, рыжик, рыцарь, рыльце, рытвина, рыть, рыться.

Ры - безударный слог, начало слова.
Рыбак, рысак, рывок, рыдание, рыхление, рычание.

Ры - ударный слог, середина слова
Нарыв, порыв, корыто, кочерыжка, комары.

Ры - безударный слог, середина слова
Пары, горы, норы, чары, узоры, сборы, шпоры, выборы, манеры, мемуары, перышко.

Ру - ударный слог, начало слова
Руль, рубль, руки, ручка, румба, русло, рукопись.

Ру - безударный слог, начало слова
Руно, руда, рубеж, рубин, рукав, ружье, русак, рулон, ручей, рулет, руины, рутина, рудник, рубашка, рубанок, румянец, русалка, рукоятка, рукавица, рукомойник, рукоделие, руководитель, рубить, руководить.

Ру - ударный слог, середина слова
Кенгуру, старуха, оружие, зарубка, кукуруза, наружность.

Ру - безударный слог, середина слова
Папирус, карусель, поручение, выручать.

Ар-яр - ударный слог
Пар, шар, вар, жар, дар, кар-кар, удар, омар, базар, загар, товар, комар, пожар, ягуар, кошмар, бульвар, кальмар, гончар, самовар, комиссар, антиквар, скипидар, кочегар, семинар, парта, нарды, казарма, партия, бармен, бархат, спаржа, марганец, старший, петарда, мансарда.
Яр, яркий.
Маляр, школяр, столяр, гусляр, футляр, окуляр, юбиляр, капилляр, экземпляр.
Арка, марка, заварка, хибарка, дикарка, кухарка, байдарка, кофеварка, свинарка, санитарка, овчарка, сварка.

Ар-яр - безударный слог
Повар, сахар, автор, доллар, авиатор, экскаватор, комментатор.
Арба, арбуз, армяк, орда, армия, арбалет, арфист, организм, орнамент, аргумент, археология.
Барсук, барбос, борзая, карман, картон, картуз, карниз, корсаж, коржи, картина, корзина, картошка, карбонад, гармонь, горностай, георгин, горбинка, партизан, портфель, портной, морской, моргать, морфема, нарзан, спартанец, фортуна, форпост, наркоз, чехарда.

Ор-ер - ударный слог
Сор, мор, бор, хор, вор, хлор, вздор, двор, сбор, узор, забор, собор, бугор, мотор, набор, топор, бугор, упор, засор, задор, мажор, дозор, позор, мажор, минор, юниор, майор, танцор, затвор, косогор, мухомор, помидор, командор, светофор, семафор, мельхиор, матадор.
Орден, орган, корпус, коршун, поршень, морфий.
Норка, порка, горка, корка, оборка, уборка, сборка, поговорка, оговорка, отговорка, подкорка, конторка, касторка, махорка.
Ерш.
Бобер, позер, ликер, ковер, шофер, шатер, сапер, билетер, полотер, монтер, вахтер, костер, боксер, дублер, суфлер, жонглер, лифтер, волонтер, мушкетер, каскадер, фантазер, паникер, дергать, твердый.
Терка, пятерка, четверка, семерка, шестерка, восьмерка, галерка, гимнастерка.

Ур-юр - ударный слог
Бур, тур, шнур, ажур, лемур, абажур, сумбур, каламбур, помпадур, бедокур, шампур, штукатур.
Мазурка, тужурка, шкурка, мензурка, штукатурка.
Юрта, юркий.
Велюр, аллюр, гипюр, маникюр, педикюр.

Ур-юр - безударный слог
Тамбур, контур, турне, пурга, дурман, турбина.

Ир- ыр - ударный слог
Жир, пир, мир, эфир, инжир, зефир, кефир, кумир, кассир, факир, пассажир, ювелир, сувенир, конвоир, дебошир, сапфир, банкир, мундир, эликсир, буксир.
Копирка, стирка.
Сыр.
Дырка, бескозырка.

Ер-эр - ударный слог
Сквер, фужер, офицер, пионер, кавалер, землемер, лицемер, полимер, секундомер, глазомер, костюмер, инженер, миллионер, милиционер, акционер, пенсионер, вольер.
Верба, вершина, вершок, нерпа, беркут, консервы, стержень, первый.
Мерка, дверка, этажерка, табакерка, пенсионерка.
Мэр, сэр, пэр.

Ер-эр - безударный слог
Ветер, катер, кучер, лидер, номер, хакер, шулер, буфер, вечер, номер, покер, свитер, спикер, джокер, маузер, бампер, бойлер, таймер, миксер, пейджер, эклер, мастер, гейзер, танкер, бункер, юнкер, центнер, канцлер, веер, конвейер, голкипер, фломастер, компьютер.
Чердак, держава, пергамент, вердикт, сержант, дерзость, держать, сердитый, кочерга, аллергия, сумерки.

Тра-тро-тру-тры - ударный слог
Трап, тракт, трата, трагик, трапеза, травля, трасса, трамвай, контракт, контраст, антракт, витраж.
Трое, трон, тромб, трость, тролль, тропка, тройка, троица, трогать, метро, матрос, патрон.
Трус, труд, трудно, трутень, труппа, трубы, трубка, трусики, трусость, труженик, ватрушка.
Отрыв.

Тра
Трава, трагедия, транжира, трапация, трамплин, траншея, тромбон, отражение, утро, контрабас, завтрак, канистра, хитрость.

Дра-дро-дру-дры - ударный слог, начало и середина слова
Драка, дратва, драный, драить, драма, чадра, хандра, удрать, подранок.
Дровни, дробь, дрожь, дрожжи, дротик, дрозд, дрогнуть, бедро, ведро, синдром, эскадрон, ипподром, космодром.
Друг, дружба, подруга.
Дрыгать, дрыхнуть, надрыв.

Дра-дру-дры - безударный слог, начало и середина слова
Дракон, драже, драчун, драгун, драндулет, дробинка, дрова, дрофа, дровосек, дрожание, драгоценность, драматизация, дрожать, дразнить, гидра, выдра, пудра, недра, цедра, недра, ведра, кафедра, эскадра, тундра, саламандра, сколопендра, Андромеда, гидромассаж, подражать, выдрать, бодрость, мудрость, щедрость.
Друзья, дружина, другой.
Кедры, кадры.

Тр-др - в конце слова
Метр, литр, центр, фетр, фильтр, монстр, спектр, театр, осетр, осмотр, педиатр, алебастр, амфитеатр, министр, магистр, пюпитр, субтитр, семестр, диаметр, сантиметр, спидометр, скипетр.
Кадр, скафандр, сидр, цилиндр, кедр, бодр.

Кра-кро-кру-кры - ударный слог
Краб, кран, крах, край, кража, краска, краденый.
Кровь, крот, кросс, крона, кроха, крошка, крокус, кройка, кролик, кровля, кромка.
Круг, кружка, кружево, крупный.
Крыса, крыша, крынка, крышка.

Кра-кру-кры - безударный слог
Крапива, крапинка, краснота, крахмал, краевед, краболов, красавица, кровать, крокодил, кроссовки, округ, окружность, окружение, окрошка, сокровище, икра, мокрый.
Крупа, круиз, кружок, крупье, кручина, крушение, крутой, кружить, кругом. Крыльцо, крыжовник, укрытие.

Гра-гро-гру-гры - ударный слог
Град, грач, грань, граф, грамм, гранд, гравий, градус, градусник, грамота, график, грация, гранки, игра, награда.
Гром, грот, грог, грош, гроздь, грохот, громкий, угроза, погром, сугроб.
Груз, грусть, грудь, груздь, грунт, груша, группа, груда
Грымза, огрызок.

Гра-гру-гры - безударный слог
Графин, грабеж, граната, гранит, графит, грабитель, гражданин, граммофон, граница, гроза, грохотать, громада. Грубиян, грузовик.
Грызун, негры, бугры.

Хра-хро-хру-хры - ударный и безударный слоги
Храп, храм, хранение, хранитель, хромата.
Хром, махровый.
Хруст, хрупкий, хрусталь, хрусталик.
Вихры.

Пра-про-пру-пры - ударный слог
Прах, право, прачка, прадед, практика, праздник, праведник.
Прок, прочь, проза, просо, проба, провод, против, пробка, просто, пройма, пропись, просьба, происки, проповедь, проводы, проблеск, простынь, прочный, пробный, пробовать, прожито, напротив.
Прут, пруд, упругий, запруда.
Прыг, прыть, прыщ, прыгать, прыткий.

Пра-пру-пры - безударный слог
Пробег, простак, прокат, правота, простуда, продукты, проблема, пробоина, провиант, провинция, продавец, проводник, прогульщик, правитель, практикант, продукт, прогалина, правление, пробуждение, правосудие, провожать, противный, компромат.
Пружина, прусак.
Прыгун, прыжок.

Бра-бро-бру-бры - ударный слог
Брат, брак, брасс, браво, бравый, собрание.
Бровь, брошь, брод, бронь, бронхи, броколли, броский, бродит, сброд, сумасброд.
Брус, сбруя.
Брысь, брызги, брынза, брызгать.

Бра-бру-бры - безударный слог
Браслет, бравада, бразды, бразилец, бракосочетание, бранить, бросать, образ, зебра, кобра, доброта, швабра, алгебра, воображение.

Брусок, брусника, обруч, обручиться.
Брыкаться.

Фра-фро-фру
Фрак, франк, франт, фраза, фрахт.
Фрамуга, фрагмент, француз.
Фронт.
Фрукт, фруктоза.

Вра-вро-вру-вры
Врач, враг, враль, овраг.
Вражда, вращение, враждебность.
Врозь, вроссыпь, вроде, вросший, в роще, в роли, в розницу.
Врун, вручать, врубать, в руке, в ручье, в рукаве, в рубашке.
Лавры, мавры.

Сра-сро-сру-сры Зра-зры
Сразу, с радостью.
Сражение, с работы, с размахом.
Срок, срочно, с ромом, с рокотом, с розой.
Сруб, срубить, с ружьем, с рукавами.
Срыв.
Зрачки, возраст.
Взрыв, навзрыд.

Стра-стро-стру-стры
Страх, страус, стража, стражник, страны, страшно, сестра, магистраль, иностранец.
Страницы, строка, строитель, строение, строгать, сострадание, остров, быстро.
Строй, стройка, строчка, строгий, гастроль, настрой, острог, катастрофа.
Стружка, струсить, струна, струя, с трудом, с трусом, инструмент.
Костры, сестры, семестры, канистры, пестрый, острый, быстрый.

Здра
Здравствуй, здравый, здравница, здравица, да здравствует, поздравление.

Мра-нра
Мрак, мрачный, мракобес, сумрак, домра, мымра.
Нрав, нравоучение, своенравный, нравиться.

АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА [Р] В СЛОГАХ И СЛОВАХ С СОЧЕТАНИЕМ-ДР-

дра-дры-дро-дру
дры-дро-дру-дра
дро-дру-дра-дры
дру-дра-дры-дро

Драка, драный, драться.

Драже, драчун, дрова, дрожать.

Вёдра, выдра, пудра, эскадра.

Бодрость, мудрость.

Дрыгать, дрын.

Кадры, кедры, щедрый.

Дровни, дрозд, дроссель.

Друг, дружба, дружный,дружить, другой.

Дра-дра-дра, ливень льёт, как из ведра.

Дро, дро, дро - у нас красивое ведро.

Дро-дро-дро, матрос несёт ведро.

Дру-дру-дру, трутень лезет по ведру.

Дры-дры-дры, хитры гномы и мудры

АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА [Р] В СЛОГАХ И СЛОВАХ С СОЧЕТАНИЕМ -ТР-

тра-тры-тро-тру
тры-тро-тру-тра
тро-тру-тра-тры
тру-тра-тры-тро

Травка, травма, трап, трасса.

Трава, трамвай, траншея, тропинка, тростник, троллейбус.

Быстрая, завтрак, стража, страна, страница, острая, пёстрая, штраф, шустрая.

Трогать, трон, тропка, тропики, трос, трость.

Метро, стройка, патрон.

Трубка, труд, трудный.

Трубить, трудиться.

Ватрушка, петрушка, пеструшка, стружка, струна, струя.

Тра, тра, тра - погуляли до утра.

Тра, тра, тра - мы сидели у костра.

Тры, тры, тры - наши мальчики быстры.

Тры, тры, тры - зажигаются костры.

АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА [Р] В ПРЕДЛОЖЕНИЯХ С ЗВУКОСОЧЕТАНИЯМИ -ТР- И –ДР-

Тропка не видна в траве. На метро можно быстро доехать до центра. Дуют ветры. Матрос поднимает трап. Труд нам необходим. Трофим рубит дрова. Вед­ро стоит на траве. Подруги пошли в театр. У выдры ценный мех. Дрозды вьют гнёзда. Моего друга зовут Петруша. Друзья помогают друг другу. Завтра мы с другом идём в театр. Трофим идёт на стройку. Петр видел страуса и выдру. В тетради осталась одна стра­ница. Трофим и Петр дружат давно. Втроём мы быс­тро закончили строгать доски.

АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА [Р] В ОБРАТНЫХ СЛОГАХ

Ар-ур-ир Ир-ор-ар эр-ур-ир Ир-ор-ур

Ор-ир-ур Ур-ир-ор ор-эр-ар Ур-ор-эр

Рая едет на базар ар-ар-ар, ар-ар-ар.

Федор подметает двор, ор-ор-ор, ор-ор-ор.

У корыта много кур, ур-ур-ур, ур-ур-ур.

Ираида пьет кефир ир-ир-ир, ир-ир-ир.

Ровный красный помидор ор-ор-ор-, ор-ор-ор.

Фермера зовут Захар, ар-ар-ар, ар-ар-ар.

Мастер разрезает шнур, ур-ур-ур, ур-ур-ур.

АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА [Р] В ОБРАТНЫХ СЛОГАХ С УДАРЕНИЕМ НА СЛОГ

ар - вар, дар, жар, пар, шар, карп, парк, март, базар, загар, комар, Макар самовар, пожар, армия, баржа, бархат, карта, марка парта, фартук.
ор - бор, сор, хор, борщ, двор, корм, морж, порт, сорт, торт, гор­ка, орден, корка, зоркий, норка, форма, горный, тормоз, фор­точка, мотор, помидор, забор, мухомор, топор.
ур - -бур, шнур, урна, бурка, бурный, куртка, шкурка, дежурный, Мурка, чурка.

ыр - сыр, Таймыр, дырка, фыркать, дырча­тый.
яр - ярко, ярче, доярка

ёр - ёрш, бобёр, актёр, ковёр, боксёр, монтёр, шофёр, шахтёр, костёр, тёрка, пятёрка, дёргать, озёрный, чёр­ный.
юр - юрта, юркий.

ер - верх, герб, серп, верба, верно, мерка, ферма, шерсть, Герман, первый, беркут, термос, персик, усердный, пи­онер, офицер.
ир - мир, пир, тир, кефир, мундир, командир, пассажир, бирка, ширма, мирный.

АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА [Р] В ОБРАТНЫХ СЛОГАХ БЕЗ УДАРЕНИЯ НА СЛОГЕ

Произносить (читать) слова по образцу: а - р - буз, ве-те - р - , о-гу - р - -цы.
ар - арба, арбуз, артист, повар, сахар, Барбос, барсук, карман,
картон, гармонь, картошка, мартышка, партизан
ур - пурга, огурцы, шнурки.
ир - кирка, кирпич.

ер - веер, ветер, вечер, катер, мастер, черта, верхом, вершок, червяк, чердак, чернела, вернуть, держать, вертеть, терпеть, перчатки.

Фёдр метет двор. Егор чистит ковер. У Германа мама доктор. Мурка за мышкой, а мышка в норку. Зимой в парке горка. Насыпь сахар в кефир. Фёдор надевает куртку. В комнате яркий абажур. Зернистый снег темнеет в марте. На опушке порхают яркие бабочки.

Егор, Егор, укажи свой двор!

А вон мой двор, голубой забор.

Ар-ар-ар - стоит самовар.
Ар-ар-ар - улетел мой шар.
Ор-ор-ор - Вова несёт топор.
Ор-ор-ор - красный помидор.
Ур-ур-ур - щенок гоняет кур.
Ур-ур-ур - у нас короткий шнур.

Ыр-ыр-ыр - мы едим сыр.
Эр-эр-эр - ветер, вечер, офицер.
Ир-ир-ир - мы пьём кефир.
Ер-ер-ер - дядя Федя - офицер.
Ёр-ёр-ёр - на стене ковёр.
Арки-арки-арки - Рая собирает марки.
Орка-орка-орка - во дворе крутая горка

АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА [Р] В ТЕКСТЕ

УТРО

Фёдор встаёт с первыми петухами. Быстро оде­вается. Надо на стройку. В термосе есть чай. Но Фёдор утром его не пьёт. Достает кефир, сыплет сахар. Утром кефир освежает. Надевает куртку, вы­ходит во двор. Садится на мотоцикл. Заводит мо­тор и едет на стройку. Трудовое утро начинается. Шел Егор через двор, Нес топор чинить забор.

АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА [Р] В ПРЯМЫХ СЛОГАХ

ра-ро-ру ро-ры-ру ру-ры-ра

ра-ру-ро ры-ро-ра ру-ра-ры

Добавь подходящее по рифме количество одинаковых слогов

Говорит взрослый. Говорит ребенок

В парке ровная гора, ра-ра-ра, ра-ра-ра.

Утром едем на метро, ро-ро-ро, ро-ро-ро.

Краской красим конуру, ру-ру-ру, ру-ру-ру.

В парке кружат комары, ры-ры-ры, ры-ры-ры.

У ворот стоит баран, ран-ран-ран, ран-ран-ран.

Кира, украшай пирог, рок-рок-рок, рок-рок-рок.

К озеру идем с ведром, ром-ром-ром, ром-ром-ром.

В огороде есть горох. рох-рох-рох, рох-рох-рох.

АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА [Р] В СЛОВАХ

РА-РА-РА- дыра, баранки, пирамида, детвора, гора, таракан

РА-РА-РА- рак, рама, работа, радио, рана, ракета

РО-РО-РО- рот, ров, робот, Родина, роза

РО-РО-РО- мороз, творог, ворона

РУ-РУ-РУ- руль, Русь, руки, рукав

РУ-РУ-РУ- парус, кукуруза, шнур

РЫ-РЫ-РЫ- рыба, рыбак,рынок,рысь

РЫ-РЫ-РЫ- корыто, перышко, бурый

Простор, разгар, размер, разговор, квартира, кругозор, проверка, проворный, фарфор, прорубь, оркестр, прорыть, аэродром, дроворуб, разбирать, распороть, трактор, тротуар, скоро-
варка, скороговорка, транспорт, программа, рупор.

АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА [Р] В СЛОВОСОЧЕТАНИЯХ

Румяный рулет. Рукав рубашки.

Рубец на руке. Русский рубеж.

Русая русалка. Рукавицы на руках.

Рундук для робы. Румынские руины.

Рома ловит рыбу. Рабочие рыли ров.

АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА [Р] В ПРЕДЛОЖЕНИЯХ

Ветер раздувает парус. Захар кормит кур. Мурка стащила сыр. Варвара чистит ковёр. У норки чёрная шкурка. Офицер носит мундир. У мартышки в кормушке помидор. Мы идём на базар за персиками и арбузами. Повар кладёт сахар в тесто для торта. На чердаке воет ветер. На опушке порхают яркие бабочки. Шофёр заводит мотор, и машина трогается.

Ра-ра-ра - начинается игра.
Ра-ра-ра - Рае нравится жара.
Ра-ра-ра - Кате спать пора

ра-ра-ра - у лисы нора
Ра-ра-ра - у мышки есть нора.

Ро-ро-ро - в городе метро.
Ро-ро-ро - у Ромы новое ведро.
Ро-ро-ро - у Розы старое перо.
Ру-ру-ру - заяц ободрал кору.
Ру-ру-ру - коза грызёт кору.
Ру-ру-ру - ягод наберу.
Ры-ры-ры - Рома видит рыб.
Ры-ры-ры - застучали топоры.
Ры-ры-ры - Жора прыгает с горы.
Ры-ры-ры - у мальчиков шары.
Ры-ры-ры - не заметили жары.

Вра, вра, вра - у нас дома нет ковра.

Бра, бра, бра - пожелаем всем добра.

Гра, гра, гра - у нас новая игра.

Кра, кра, кра - очень вкусная икра.

Предлагаю читателям сайта ЛогопедРунет подборку для автоматизации звука [Р]!

Статья будет разбита на части с учетом этапов постановки и автоматизации звука [Р].

Материал для автоматизации самого сложного звука [Р] будет полезен практикующим логопедам. Также этой подборкой могут воспользоваться родители, желающие помочь ребенку быстро и качественно ввести в речь звук [Р].

логопед-дефектолог
Наталья Игоревна Кулакова
ведущая проекта

Автоматизация звука [Р]
Часть 1. Звук [Р] в слогах и словах со стечением «тр» и «др»

Звук [Р] в слогах «тр» и «др»:

Тра – тра – тра Дра – дра – дра Атр – атр – атр Адр – адр – адр

Тры – тры – тры Дры – дры – дры ытр – ытр – ытр ыдр – ыдр – ыдр

Тро – тро – тро Дро – дро – дро отр – отр – отр одр – одр – одр

Тру – тру – тру Дру – дру – дру утр – утр – утр удр – удр – удр

Трэ – трэ – трэ Дрэ – дрэ – дрэ этр – этр – этр ээдр – эдр – эдр

Автоматизация звука [Р] в сочетаниях «тр» и «др» в словах:

* Трап, тралл, тра вы, травка, трасса, тракт, трата, матрас, тетрадь, трос, троль, трое, тройка, трость, тропик, трогать, тропка, матрос, метро, ситро, патрон, труд, трубка, трудный, трус, трудности, трусость, трудно, трубы, ватрушка, петрушка, поутру, сотру, сотрудник, отрывок, шатры, отрыжка.

* Трава, трамвай, трамплин, траншея, трагедия, отражение, витражи, тропа, Трофим, тростник, тропинка, троллейбус, утро, хитрость, труба, трусишка, трушу, трубит, трубач, трубочист, отруби, трын-трава, осётры, гетры, метры, осмотры, литры, театры, педиатры, ветры, хитрый, отрывать.

* Театр, педиатр, Пётр, осётр, фетр, центр, метр, литр, осмотр, фильтр.

* Драка, дранка, драп, драить, квадрат, удрал, отодрать, дровни, дробь, дрожь, дрожжи, дротик, дрозд, дробный, ведро, бедро, ядро, космодром, подросток, друг, дружба, дружно, подружка, подруга, дрыгать, надрыв.

* Драчун, драже, дракон, дразнить, вёдра, выдра, пудра, недра, эскадра, подражать, дрова, дрозды, дрожать, дровосек, бодро, мудро, мудрость, другой, дружина, друзья, дружить, водрузить, кадры, кедры, щедрый, подрывать.

* Сидр, кадр, кедр, бодр.

Автоматизация звука [Р] в сочетаниях «тр» и «др» в предложениях:

Повтори предложения:

* Трофим трубил в трубу. На траве не видно тропки. Отец потрошил осётра. Петрушка ест ватрушку. В трамвае сидят трое. Матросы тянут трос. Уважайте труд, любите труд! У метро кинотеатр для детей. На остановке стоит трамвай. У Петра много друзей. Трофим дрожит от холода. Подросток несёт ведро. Трофим поит лошадь из ведра. На траве лежат дрова. На ветках сидят дрозды. Я слушал с друзьями дружное пение дроздов. Тропка на травке, травка на тропке. Трое трубачей трубят в трубы.

Повтори чистоговорки. Чётко произноси звук [Р]:

Тру – тру – тру - встану рано поутру.

Тра – тра – тра - в детский сад идём с утра.

Тра – тра – тра - а мы поём с утра.

Тру – тру – тру - дрожат листочки на ветру.

Тро – тро – тро - в садик ехали в метро.

Тема: «Автоматизация звука [Р] в словах со слогами тра-тро-тру-тры; дра-дро-дру-дры»

Цели:

  • учить детей правильно произносить звук [Р] в стечениях с согласными [Д][Т];
  • развивать навык дифференциации слов по родам;
  • вспомнить падежные окончания имен существительных;
  • развивать зрительно-пространственную ориентировку;
  • развивать связную речь;
  • развивать навык составления предложения;
  • развивать мышление, память, внимание.

Ход занятия

I. Организационный момент

Логопед просит детей выделить второй звук в словах: трактор, врач, крот. (звук [Р])
Логопед знакомит детей с темой занятия.

II. Основной этап

Артикуляционная гимнастика. Логопед проводит с детьми «зарядку для язычка». У каждого ребенка индивидуальное зеркало. Упражнения уже знакомы детям, выполняются по инструкции логопеда с опорой на зрительное восприятие. В качестве подсказки логопед демонстрирует детям схему выполнениях артикуляционной гимнастики.

Перечень упражнений: иголочка, маляр, лошадка, грибочек, гармошка, пулеметик, завести моторчик.

Уточнение артикуляционного уклада при произнесении звука [Р]. Логопедвместе с детьми вспоминает положение органов артикуляции при произнесении звука [Р]. Логопед акцентирует внимание детей, что «рычать» должен кончика язычка, а не горло.

Автоматизация звука [Р] в слогах. Логопед просит детей повторить за ним слоговые ряды. Логопед воспроизводит слоговой ряд и предлагает нескольким детям из группы повторить.

Слоговые ряды:

тра-тра-тра
дра-дра-дра
тры-дры-тры
дру-дру-тру
тро-тро-дро
дол-тро-дро-тро
дру-дру-тру-тру

Если ребёнок искажает отрабатываемый звук, логопед просит его произнести слог еще раз. Стоит отметить, что на этапе автоматизации звук [Р] тянется утрированно долго.

Логопед выставляет на доску предметные картинки и просит детей назвать изображенные на них предметы.



(Подруги, тетрадь, страус, стразы, трубка, кедры, метро, друзья, квадрат, струны, стройка, строители, стружка.)

Игра «Кто? Что?»

Логопед просит детей назвать только те предметы, про которые можно спросить: «Что это?» (Тетрадь, стразы, трубка, кедры, метро, квадрат, струны, стройка, стружка.)

После того, как все предметы названы, логопед предлагает найти изображения, к которым можно поставить вопрос: «Кто это?». (Подруги, страус, друзья, квадрат, струны, строители.)

Игра «Что пропало?»

Логопед предлагает детям закрыть глаза и прячет одну из картинок. После этого, дети открывают глаза и называют, какой картинки не хватает. При этом логопед просит детей формулировать ответы по образцу: «Нет стружки, нет друзей». Таким образом, помимо коррекции звукопроизношения, отрабатывается форма родительного падежа единственного числа имен существительных.

Сначала логопед прячет по одной картинке. Когда дети безошибочно называют недостающее изображение, логопед увеличивает число «спрятанных» предметов. В конце игры логопед прячет все картинки и просит детей назвать все 12 карточек.

Игра «Найди картинку».

Логопед дает детям инструкцию: «Кто изображен между метро и квадратом?» И просит детей найти необходимую картинку. Для более успешной автоматизации детям предлагается отвечать полным ответом (Между метро и квадратом изображены друзья).
Варианты инструкций:
- Что изображено справа от стройки? (Стружка)
- Что изображено над стружкой? (Квадрат)
- Что изображено между кедрами и стразами? (Трубка)
- Что изображено под страусом? (Кедры)

После выполнения задания логопед предлагает детям самим сформулировать инструкцию и спросить об интересующей картинке у других учащихся.

Игра «Считалочка».

Логопед предлагает детям посчитать каждое изображение от одного до пяти. При этом картинки раздаются учащимся, и каждый ребенок считает свои предметы.
Пример: «Один квадрат, два квадрата, три квадрата, четыре квадрата, пять квадратов.»

Автоматизация [Р] в предложениях.

Логопед просит детей придумать предложение с каждой из картинок. Работа осуществляется по следующему алгоритму:

Про кого будет твое предложение? (Про друзей)
- Что делают друзья? (Гуляют)
- Где гуляют друзья? (В парке)
- Скажи полным ответом. (Друзьягуляютв парке.)

Аналогичным образом логопед помогает детям придумать предложения с каждой из картинок.

III. Итог занятия

Логопед просит вспомнить детей, с какими картинками они сегодня играли на занятии.

Одной из наиболее распространённых причин, с которой обращаются к логопеду - ребёнок не выговаривает звук "Р". Родители беспокоятся, что их малыш будет "картавить" всегда, но это не так. Если целенаправленно заниматься коррекцией звукопроизношения, то можно получить красивый звук. Нарушения могут быть разными - это пропуск звука, его искажение или замена. Для того чтобы начать коррекционную работу, нужно знать причины нарушения звукопроизношения. Рассмотрим в статье, как поставить звук "Р".

Причины нарушения произношения "Р"

  1. Короткая подъязычная уздечка. Решить эту проблему можно 2 способами: подрезать уздечку (операцию выполняет хирург) и подобрать способствующие её растяжке.
  2. Нарушение тонуса языка. Это наиболее распространённая причина. Артикуляция звука "Р" - довольно сложная, и язык должен быть хорошо подготовлен для того, чтобы произносить этот звук.
  3. Слабый выдох. Во время произнесения "Р", язычок вибрирует (ведь именно в результате вибрации и получается "рычание"), а это становится возможным, если у ребёнка сильный выдох.

Артикуляционные упражнения

Перед тем как поставить звук "Р", необходимо подготовить артикуляционный аппарат специальными упражнениями, которые направлены на улучшение тонуса языка и выработку правильного уклада для данного звука. Вот примеры упражнений:

  • "Лопаточка" - широкий язык лежит на нижней губе. Направлено на нормализацию тонуса языка.
  • "Иголочка" - узкий язык тянуть вниз, как будто пытаетесь дотянуться до подбородка. Это упражнение также необходимо для улучшения тонуса языка.
  • "Чашечка" - кончик и боковые края языка поднять вверх, чтобы было похоже на "чашечку". Это базовое упражнение для формирования верхнего подъёма языка.
  • "Грибок" - передняя часть языка как бы "прилепляется" к нёбу, в этом время нужно поднимать и опускать нижнюю челюсть. Это упражнение для растяжения подъязычной уздечки.
  • "Барабанщики" - произносить многократно звук "Д", постепенно ускоряя произношение. Главное, чтобы звук был чётким.

Это самые основные упражнения для постановки звука.

Постановка звука "Р"

Она осуществляется несколькими способами. Не стоит думать, что постановка произойдёт быстро. Всё зависит от индивидуальных особенностей ребёнка и от того, насколько его артикуляционный аппарат хорошо подготовлен.

  1. От упражнения "Барабанщики". Этот способ ещё называют "Завести мотор". Здесь за основу взято одноимённое упражнение. Нужно взять ватную палочку и, когда ребёнок произносит "ддд", разбалтывать кончик языка движениями из стороны в сторону. Должно получится "ДР", потом именно с этого сочетания следует начинать автоматизацию.
  2. От упражнения "Грибок". Здесь ребёнок уже самостоятельно, без механической помощи, пытается произнести "Р". Взрослый просит его с силой подуть на кончик языка, чтобы получился звук.

Способов постановки звука множество. Но эти два способа являются самыми распространёнными, можно даже сказать, классическими.

Автоматизация звука "Р" в слогах

После того, как звук был поставлен, нужно незамедлительно переходить к автоматизации звука "Р". Закрепление строится по принципу "от простого к сложному". Начинается работа всегда со слогов. Подбор речевого материала зависит от того, каким способом постановки пользовались. Если от звука "Д", то автоматизация начинается с таких слогов:

  • ДРА, ДРО, ДРУ, ДРЫ.
  • ТРА, ТРО, ТРУ, ТРЫ.

Если звук появился благодаря второму способу, то следует брать следующие виды сочетаний:

  • РА, РО, РУ, РЫ.
  • АР, ОР, УР, ИР.

Когда одна группа слогов будет автоматизирована (ребёнок не будет допускать ошибки при произношении), следует переходить к словам.

Закрепление в словах

Следующий этап в автоматизации - это отработка звука в словах. Всегда подбираются слова, содержащие отработанный слог, иначе ребёнок может допустить ошибку. Ещё одним важным нюансом для словесного отбора является доступность его для ребёнка, т.е. он должен понимать, что это слово значит. Иначе, будет больше думать не о том, звук, а о поиске значения незнакомого слова. Ниже будут даны примеры слов, которые рекомендуется брать на начальном этапе.

Многие допускают следующую ошибку: отрабатываются только существительные, а прилагательные и глаголы забываются. Их тоже нужно включать в процесс автоматизации, потому что не все дети могут свободно образовывать их от существительных.

Слова на "РА"

  • РАМА;
  • РАДУГА;
  • РАБОТА;
  • РАКЕТА;
  • РАССКАЗ;
  • РАКУШКА;
  • РАДОВАТЬСЯ;
  • РАДУЖНЫЙ.

Виды работ

Кроме повторений слов, используются и другие виды работ для автоматизации звука в словах, которые положительно влияют не только на произношение, но и способствуют развитию фонематического слуха, и синтеза. Например:

  • придумать самостоятельно слова на определённый слог;
  • составить из букв слово (это для детей старшего дошкольного возраста);
  • определить, где находится звук в слове: в начале, середине или конце.

После того, как были отработаны несколько слов, следует переходить к закреплению в словосочетаниях. Будьте внимательны: многие пропускают этот этап, потому что не считают его нужным. На самом деле, он как раз служит плавным переходом от произнесения отдельных слов до предложений.

Автоматизация звука "Р" в словах и предложениях должна проходить одновременно - не нужно работать только с одним слогом и одними словами. Если будете работать по такому принципу, процесс автоматизации затянется. В занятие по автоматизации звука "Р" должна включаться отработка:

  • нового слога;
  • другого слога в словах, словосочетаниях и предложениях.

Закрепление звука в предложениях

Вообще, этап автоматизации звука "Р" в словах и предложениях - один из самых обширных, потому что выбор речевого материала расширяется. И нужно быть очень внимательными: ведь после предложений идёт самый трудный для ребёнка и родителей этап - введение звука в связную речь ребёнка. Поэтому очень важно, чтобы автоматизация звука "Р" в словах и предложениях была проведена качественно. В самом начале работы с предложениями, нужно стараться максимально включать в работу отработанные слова. Необходимо, чтобы предложение было наполнено звуком "Р", например:

Рая была рада радуге.

У Раи росли розы.

У Розы в руках рыба.

Постепенно предложения удлиняются и уменьшается количество слов со звуком "Р", потому что в обычной речи, люди не используют такие насыщенные предложения.

Потом можно усложнить задачу: попросить ребёнка самостоятельно составить предложения из подобранных слов. Это помогает не только в коррекции звукопроизношения, но способствует развитию грамматического строя и формированию связной речи.

Хорошим упражнением будет составление предложения по картинкам или небольшого рассказа. Картинки должны быть понятными ребёнку и содержать отработанные слова. Это упражнение уже направлено не просто на автоматизацию звука в предложении, но и на формирование связной речи.

Дифференциация звуков

Этот этап работы необязателен, но он необходим в тех случаях, когда ребёнок путает в своей речи звуки "Р" и "Л". При произнесении язык находится у них в одном положении, поэтому они могут их путать. Ещё такое часто встречается, когда в детской "Р" не было, и он заменял его более простым "Л".

Как всегда, работа начинается со слогов. Берут слоги с чередованием:

  • РА-ЛА-РА;
  • ЛА-ЛА-РА;
  • РА-РА-ЛА.

Когда сочетания слогов произносятся безошибочно, берутся слова, в которых есть и "Р", и "Л", например: крокодил, мармелад, кораллы. Хорошо после слогов брать скороговорки и чистоговорки, которые в самом начале нужно проговаривать медленно, постепенно ускоряя темп, но чтобы произношение всех звуков оставалось чистым. Пока чередование "Р"-"Л" не отработано, не рекомендуется в предложения включать слова, в которых бы находился звук "Л".

Не все родители готовы заняться самостоятельно постановкой и автоматизацией звука "Р" в словах и предложениях. Для многих взрослых эта работа кажется очень сложной. В этом случае пригодятся услуги логопеда. Сейчас сложно попасть на занятия к логопеду, который работает в детском саду. Многих родителей очень выручает логопедический центр.

Логопед проведёт диагностику, определит ребёнка и установит причину из-за которой возникло нарушение звукопроизношения. На основе полученной информации, составляется план коррекционной работы, в котором учитываются индивидуальные возможности ребёнка. Родителям тоже нужно заниматься с ним дома, особенно во время автоматизации, потому что это время, когда у ребёнка формируется самоконтроль за речью.

Как долго может автоматизироваться звук "Р"? Звук "Р" считается одним из самых сложных по артикуляции звуков, требующим больших (для малыша) усилий. Поэтому ни один специалист не даст точного ответа на этот вопрос. Здесь всё зависит от того, как внимательно родители будут следить за речью ребёнка и насколько правильно будет подобран речевой материал. Так же большую роль играет, когда была начата коррекционная работа: чем раньше, тем быстрее пройдёт автоматизация.

Не у всех есть возможность воспользоваться услугами логопеда. Для некоторых родителей они просто не по карману. Не всегда есть возможность посещать и логопедический центр. Виды работ, кратко описанные выше, помогут родителям самостоятельно автоматизировать у ребёнка правильный звук "Р". Главное, набраться терпения, малышу в этот период очень нужна ваша поддержка. Тогда у него будет правильное звукопроизношение и красивая речь!