Чем кумушек считать трудиться, не лучше ль на себя, кума, оборотиться. Басня «Зеркало и обезьяна»: анализ произведения Крылов иван андреевич чем кумушек считать трудиться

Зеркало и обезьяна рисунок

Басня Зеркало и обезьяна читать текст онлайн

Мартышка, в Зеркале увидя образ свой,
Тихохонько Медведя толк ногой:
"Смотри-ка, - говорит, - кум милый мой!
Что это там за рожа?
Какие у нее ужимки и прыжки!
Я удавилась бы с тоски,
Когда бы на нее хоть чуть была похожа.
А ведь, признайся, есть
Из кумушек моих таких кривляк пять-шесть:
Я даже их могу по пальцам перечесть". -
"Чем кумушек считать трудиться,
Не лучше ль на себя, кума, оборотиться?" -
Ей Мишка отвечал.
Но Мишенькин совет лишь попусту пропал.

Таких примеров много в мире:

Я даже видел то вчера:
Что Климыч на руку нечист, все это знают;
Про взятки Климычу читают.
А он украдкою кивает на Петра.

Зеркало и обезьяна - Мораль басни Ивана Крылова

Таких примеров много в мире:
Не любит узнавать никто себя в сатире.

Мораль своими словами, главная мысль и смысл басни Зеркало и обезьяна

Часто в себе люди не замечают недостатков, зато других охотно критикуют.

Анализ басни Зеркало и обезьяна

В басне «Зеркало и обезьяна» баснописец И. А. Крылов показал непринужденный разговор двух животных, в котором медведь ткнул лицом обезьяну в ее невежество и указывает на недостатки людей. Мартышка, рассматривая свое отражение, почему то видела недостатки всех знакомых и подруг но только не свои.

Автор высмеивает таких людей с помощью произведений, переводя их поведение в образ того или иного животного. А ведь достаточно часто встречаются личности, которые о себе слишком высокого мнения в отличие от глупого и не красивого окружения. Многие сталкивались хотя бы раз с подобными невежами, которые напрочь не замечают свои недостатки, но активно указывают на чужие и смеются над ними. Так и в данной басне, обезьяна не в силах признать, что кривляка, которую она видит, это она сама и есть, а на совет медведя и вовсе не обращает внимания пропуская его мимо ушей.

Люди, которые изображены в басне в роли медведя зачастую молчат и стараются не вмешиваться в поведение «мартышек», чем еще больше подчеркивают уверенность вторых в своей правоте. Но это, наверное, не правильное решение и следовало бы пресекать подобное невежество и наглость.

Герои басни

Обезьяна

Олицетворяет людей с высоким самомнением, которые видят недостатки только других

Медведь

Мудрый человек, которому со стороны больше видно и который дает правильный совет, но обезьяна его не слушает.

Крылатые выражения, которые пошли из басни Зеркало и обезьяна

Слушать Басню Ивана Крылова Зеркало и обезьяна

Звуковой диафильм. Читает Ильинский

Мартышка и Медведь ведут непринужденную беседу в басне Крылова Зеркало и обезьяна. Читать басню Крылова дети любят по ролям или заучивать наизусть – она короткая и совсем не сложная.

Басня Зеркало и обезьяна читать

Мартышка, в Зеркале увидя образ свой,
Тихохонько Медведя толк ногой:
"Смотри-ка, - говорит, - кум милый мой!
Что это там за рожа?
Какие у нее ужимки и прыжки!
Я удавилась бы с тоски,
Когда бы на нее хоть чуть была похожа.
А ведь, признайся, есть
Из кумушек моих таких кривляк пять-шесть:
Я даже их могу по пальцам перечесть". -
"Чем кумушек считать трудиться,
Не лучше ль на себя, кума, оборотиться?" -
Ей Мишка отвечал.
Но Мишенькин совет лишь попусту пропал.

Таких примеров много в мире:

Я даже видел то вчера:
Что Климыч на руку нечист, все это знают;
Про взятки Климычу читают.
А он украдкою кивает на Петра.

Мораль басни Зеркало и обезьяна

Не любит узнавать никто себя в сатире.

Мораль басни Зеркало и Обезьяна Крылов описал в конце произведения по всем правилам басенного жанра. Медведь указал Обезьяне на её невежество, но та готова увидеть недостатки всех своих «подружек», но только не свои.

Басня Зеркало и обезьяна - анализ

Обезьяна из этой басни очень похожа на Обезьяну из басни «Мартышка и очки» своим невежеством, которое Крылов так любит высмеивать в людях, считая этот порок очень неприятным. Людям свойственно видеть недостатки окружающих, а свои не замечать. Вот и Обезьяна видит в зеркале настоящую кривляку – саму себя, но не в состоянии это признать. Совет Медведя «Чем кумушек считать трудиться, не лучше ль на себя, кума, оборотиться?» она пропускает мимо ушей.

У каждого из нас есть свои недостатки. Этого не избежать – идеальных людей не бывает. Но одно дело эти недостатки иметь и признавать, и совсем другое – отрицать и порицать за них другого, как делаем мы все чаще всего, а также обезьяна из басни «Зеркало и обезьяна».

Басня «Зеркало и обезьяна»

Мартышка, в Зеркале увидя образ свой,
Тихохонько Медведя толк ногой:
“Смотри-ка, – говорит, – кум милый мой!
Что это там за рожа?
Какие у нее ужимки и прыжки!
Я удавилась бы с тоски,
Когда бы на нее хоть чуть была похожа.
А ведь, признайся, есть
Из кумушек моих таких кривляк пять-шесть:
Я даже их могу по пальцам перечесть”. –
“Чем кумушек считать трудиться,
Не лучше ль на себя, кума, оборотиться?” –
Ей Мишка отвечал.
Но Мишенькин совет лишь попусту пропал.

Таких примеров много в мире:
Не любит узнавать никто себя в сатире.
Я даже видел то вчера:
Что Климыч на руку нечист, все это знают;
Про взятки Климычу читают.
А он украдкою кивает на Петра.

Мораль басни Крылова «Зеркало и обезьяна»

По классике жанра мораль басни «Зеркало и обезьяна» Иван Андреевич заключил в одну из последних строк своего произведения – в фразу, не требующую пояснения и ставшую с момента опубликования поучительного стихотворения цитатой: «Не любит узнавать никто себя в сатире». А ведь чтоб этого не делать, достаточно просто уметь признавать свои ошибки и недостатки.

Анализ басни «Зеркало и обезьяна»

В основу басни «Зеркало и обезьяна» лег «любимый» Крыловым человеческий порок – невежество. Оно высмеивается буквально в каждой строке произведения: и там, где обезьяна, найдя зеркало, себя в нем не узнала, и там, где описывается, с каким отвращением она рассматривала незнакомое отражение, и там, где глупое животное сравнивает «кривляку» со своими знакомыми, и, конечно же, там, где обезьяна игнорирует совет-намек медведя взглянуть на себя.

Именно взглянуть на себя со стороны призывает автор всех тех, кто привык судить поступки других. Более того, с помощью этой басни Крылов пытается заставить это сделать конкретного человека-взяточника, для чего и вставляет его фамилию в текст.

Крылатые выражения из басни «Зеркало и обезьяна»

  • «Чем кумушек считать трудиться, не лучше ль на себя, кума, оборотиться?» – используется в басне «Зеркало и обезьяна», как укор тем, кто ищет недостатки в других вместо того, чтобы объективно, с должной степенью критики, взглянуть перед этим на себя.

О том, как глупая Мартышка выражала презрение к собственному отражению в зеркале, поведает басня «Зеркало и Обезьяна» Крылова.

Читать текст басни:

Мартышка, в Зеркале увидя образ свой,

Тихохонько Медведя толк ногой:

"Смотри-ка, - говорит, - кум милый мой!

Что это там за рожа?

Какие у нее ужимки и прыжки!

Я удавилась бы с тоски,

Когда бы на нее хоть чуть была похожа.

А ведь, признайся, есть

Из кумушек моих таких кривляк пять-шесть:

Я даже их могу по пальцам перечесть". -

Не лучше ль на себя, кума, оборотиться?" -

Ей Мишка отвечал.

Но Мишенькин совет лишь попусту пропал.

Таких примеров много в мире:

Не любит узнавать никто себя в сатире.

Я даже видел то вчера:

Что Климыч на руку нечист, все это знают;

Про взятки Климычу читают.

А он украдкою кивает на Петра.

Мораль басни Зеркало и Обезьяна:

Мораль басни: в сатире и обличении никто не желает видеть себя. Баснописец показывает, что слышащий обличение в первую очередь думает о том, что оно адресуется другому. И. А. Крылов любил высмеивать людские недостатки, используя образы животных. Он неспроста сделал главной героиней басни обезьяну. Она высмеивает собственные ужимки, подобно невеждам, замечающим «бревно в чужом глазу». Мало кто замечает свои минусы и занимается их исправлением. Осуждать же других все горазды.

Многие из нас с детства помнят строки из рифмованных историй про различных животных. Автор этих произведений Иван Андреевич Крылов - знаменитый русский баснописец, слава о стихотворениях которого давно вышла за пределы его родины. Ни для кого не секрет, что при помощи высмеивания поступков животных, этот автор раскрывал различные за что не раз осуждался критиками, и басня «Зеркало и обезьяна» является как раз подобным произведением. Давайте подробнее познакомимся с этой увлекательной историей и попытаемся понять ее смысл.

Басня «Зеркало и обезьяна» имеет увлекательный сюжет, действие которого начинается с того, что мартышка случайно замечает себя в зеркале и останавливает на этом свой взгляд. В стихотворении очень точно описываются все эмоции, которые она при этом испытывает: презрение и отвращение, ведь обезьяна не догадывается о том, что смотрит на нее она сама. Попутно толкая сидящего рядом медведя, главная героиня сюжета начинает делиться с ним своими мыслями по поводу той особы, что смотрит на нее из отражения, называя ее кривлякой и сравнивая со своими кумушками-подружками, на что медведь не стал объяснять обезьяне о том, что по ту сторону на нее смотрит ее же морда, а лишь намекнул на сей факт, который остался совсем не понятым мартышкой.

«Зеркало и обезьяна» - басня Крылова, высмеивающая подлых людей

Сравнение человека с обезьяной приведено в данном произведении неспроста. На примере такого животного показано поведение подлых людей, замечающих недостатки других, но не желающих увидеть собственные огрехи. Основная мораль басни «Зеркало и обезьяна» сосредоточена в последних строчках произведения, и именно там проведена точная аналогия обезьяны с человеком. Крылов даже указал его имя. Это стихотворение наверняка заставило поволноваться тех людей, что любят собирать сплетни, потому что их буквальным образом сравнили с обыкновенной мартышкой, а не заметить такую аллегорию может только ребенок.

Тяжелый смысл стихотворений, который не изучается школьниками

Самым интересным является то, что в раскрытии морали автор указал прямую ситуацию - взяточничество, которое получило свое распространение именно со времен жизни Крылова. Басня «Зеркало и обезьяна» была написана Иваном Андреевичем, что называется, на злобу дня, поэтому начала активно обсуждаться жителями России сразу после публикации.

На сегодняшний день рифмованные истории этого автора изучаются школьниками с 3-5 класса, тем не менее их потаенный смысл доступен далеко не каждому ученику. Именно поэтому преподаватели предпочитают заострять свое внимание на более простой интерпретации смысловой нагрузки, а не углубляться. Иван Крылов удивительным образом сочетал в своих баснях поучительный смысл для детей и глубинную мораль, которая в большинстве своем имела ориентацию на держателей власти: нечистых чиновников и неграмотных управленцев, среди которых автор постоянно вращался. Басня «Зеркало и обезьяна» стала некой оплеухой некоторым из них.